Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников

Проект «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников)

Тема проекта: «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников)

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Актуальность проекта: Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Таким образом, в свете этих данных актуальным представляется развитие у до-школьников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, явля-ющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений. Задачи проекта:

1. Изучить проблемы формирования понятия о пространственной ориентации детей дошкольного возраста;

2. Выделить дидактические особенности формирования пространственной ориентации старших дошкольников.

3. Провести исследования развития пространственных представлений дошкольников;

4. Разработать систему занятий, направленных на развитие ориентации в пространстве. Гипотеза: предполагается, что целенаправленная деятельность (специально-организованные занятия, самостоятельная и совместная) повышает эффективность формирования пространственных представлений у старших дошкольников.

В ходе реализации проекта у дошкольников будут сформированы пространственные представления в процессе практической деятельности.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года)

Материалы и оборудование: DVD – проигрыватель, компьютер, принтер, иллюстрации, раскраски, соответствующие теме проекта, изобразительные материалы, модели, музыкальные инструменты, дидактические игры; познавательная литература и др.

Основные формы реализации проекта:

Развивающая среда, предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:

• НОД: познавательное развитие (развитие речи, ФЭМП, конструирование, художествен-но – эстетическое развитие (аппликация, изобразительная деятельность, музыка, физиче-ское развитие (физкультура, фитнес, хореография) ;

• в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.) ;

• вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.) ;

• работа с познавательной литературой;

• в совместной с родителями деятельности.

Такая среда позволит сформировать и закрепить умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных ситуациях и обобщать результаты дифференцировки с помощью соответствующих терминологий. Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – основной (практический) ;

3 этап – заключительный

Реализация проекта

Этапы Планируемые мероприятия Сроки Ответственный

Подготовительный этап

Исследовательский этап 1. Изучение:

а) теоретического опыта работы по развитию у дошкольников пространственных представлений Т. А. Мусейибовой, Н. Я. Семаго;

б) изучение методической литературы по теме проекта

в) Отбор диагностических методик

г) составление плана работы над проектом. Август воспитатель

2. Работа с родителями:

Консультация: «Роль игры с мячом в развитии простран-ственной ориентировки дошкольников с речевыми нарушениями»;

Консультация: «Маленькие слова - мои друзья». Сентябрь – октябрь Воспитатель

Учитель-логопед

3. Выявление уровня развития детей

«Исследование сформированности пространственных представлений», обработка полученных данных. Сентябрь Воспитатель

4. Развивающая среда

а) Пополнение и приобретение пособий для реализации данного проекта.

б) Изготовление и приобретение дидактических пособий, игр

в) А. Сметанкин электронное пособие «Здоровая математика: слева - справа, вверху – внизу». «Один – много»,

«Длинный и короткий, большой и маленький» и др». Сентябрь – Май Воспитатели, родители

5. Разработка проекта «Учимся играя», создание систе-мы работы по формированию пространственных пред-ставлений у дошкольников. Сентябрь – октябрь

Основной (практический)

Основной

Работа с педагогами.

Консультации: «Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников»

«Роль игр в формировании пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко».

«Использование ИКТ в формировании пространственных представлений» (по методике А. Сметанкина). Сентябрь - май Воспитатели

Работа с родителями.

1. Консультация: «Путешествие в страну маленьких слов».

2. Творческая мастерская «Маленькие слова живут рядом с нами» (совместное творчество детей и родителей) Ноябрь - май Воспитатели, дети,

родители

Работа с детьми

Проведение цикла занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей возрастной ступени

Использование :

1. Развивающих компьютерных игр для дошкольников:

• «Игры для Тигры»

• «Здоровая математика»

• «Баба Яга учится считать»

• «Приключения Логоши» и др.

2. Серии игр в PowerPoint по развитию графиче-ских навыков у дошкольников, разработанных педагогами ДОУ.

3. Тематических слайд-презентаций по лексическим темам.

4. Сюжетные творческие игры:

«Играем в сказку»; «Игры с песком».

5. Продуктивная деятельность детей в непосредственно – организованной деятельности по «Графике».

6. Викторина «Волшебная поляна маленьких слов». Сентябрь - май Воспитатели, учитель – ло-гопед,

инструктор по ФИЗО,

педагог доп. образования

Заключительный Выявление уровня развития детей

(«Исследование сформированности пространственных представлений») Май Воспитатели

Анализ внедренной системы взаимодействия педагогов, родителей, и детей по формированию пространственных представлений у дошкольников Май - июнь Воспитатель

Создание презентации по итогам реализации проекта. Июнь Воспитатель

Корректировка плана деятельности. Июль -

август Воспитатель

Ожидаемый результат проектной деятельности:

• развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.)

• осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной

• способность к пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т. д.

• хорошей ориентировки в пространстве требуют от детей и улицы большого города с потоком движущихся машин, подземными переходами, где в целях безопасности необходимо точно и своевременно реагировать на быстрый темп уличной жизни, сигналы светофора.

Продукты проектной деятельности: презентация в формате Microsoft Power Point проекта.

Литература:

1. Гаркуша Ю. Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша. М. : Научно-практический центр “Коррекция”, 1992. – 63 с.

2. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Издательство: Детство-Пресс; 2009 г.

3. Мусейибова Т. А. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждени-ях. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва «Про-свещение» 1987

4. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у де-тей дошкольного возраста. М. «Айрис ПРЕСС» 2007 г

5. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. До-школьный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)

6. Сметанкин А. «Здоровая математика» ЗАО «Биосвязь» 2009 г.

7. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Москва 2005 г.

www.maam.ru

17 Июль 2014 ОльгаГлавная страница » Логопедические игры Просмотров: 1850

Развитие пространственной ориентации у дошкольников

Развитие оптико-пространственных представлений и коррекция их недостатков

Установлено, что несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, которые наблюдаются у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность пространственных функций обуславливает 47 процентов трудности испытываемых ими при усвоении учебного материала: по математике – 24 процента по русскому языку и формированию навыков письма – 26 процентов и 16 процентов трудности при обучении чтению. Логика развертывания поэтапной работы по развитию и совершенствованию пространственной ориентацию и устранению ее недостатков у детей может быть следующей:

1-й этап – уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов;

2-й этап – уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (сначала в трех-; затем – в двухмерном пространстве) ;

3-й этап – уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношений объектов и их взаимном расположении.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений) и вычленение главных, существенных признаков, которые отличают один объект от другого или делают их сходными.

1 ИГРА «Чем похожи предметы?»

2 ИГРА «Четвертый лишний»

3 ИГРА «Разложи по группам»

4 ИГРА «Посчитаем треугольники»

Задание: рассмотреть чертежи и посчитать, сколько в каждом квадрате треугольников.

ВТОРОЙ ЭТАП

Второй этап развивающе-коррекционной работы предполагает использование типовых заданий.

1. Уточнить схему собственного тела, указать место положения предметов в пространстве относительно себя.

2. ИГРА «Справа – слева»

Задание 1. Логопед предлагает детям выполнить следующую игровую задачу – назвать по очереди как можно большее число предметов, находящихся сначала справа, затем слева.

Задание 2. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.

Назовите первое число слева, первое число справа. Какое из них больше?

Прочитайте ряд в обратном порядке. (В каком направлении возрастают числа?)

Покажите число 5, есть ли у него соседи (4 – 6) , какое число стоит справа, какое слева.

3. Графическое воспроизведение направления (сверху вниз, снизу – вверх, слева – направо, справа – налево) .

ТРЕТИЙ ЭТАП

На третьем этапе детям могут быть предложены более сложные задания: определение пространственных отношений предметов между собой; преобразование в расположении предметов относительно друг друга.

1. ИГРА «Измени по образцу»

Перед игрой логопед готовит несколько карточек, которые различаются между собой расположением на них предметов (геометрических фигур, букв, цифр) , а детям раздаются наборы тех же предметных картинок (геометрических фигур, букв, цифр) . Задание: в условиях краткосрочного предъявления проанализировать расположение.

ИГРА «Рисуем вместе»

Логопед предлагает детям нарисовать рисунки по словесному описанию.

Например:

Логопед. Ребята, давайте нарисуем клумбу, на правой стороне которой растут голубые цветы, а на левой – красные.

Примеры изображений:

Блюдце, в центре которого лежат помидоры, а вокруг них – помидоры.

Книжная полка, на которой справа стоят книги в синем переплете, в центре – в красном, слева – в зеленом.

Домик лесника, справа от которого располагаются три ели, а слева три березы.

Материал mallishok.ru

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения - дошкольное образование, прочее

Картотека дидактических игр на ориентировку в пространстве

·В картотеке собраны игры на формирование умений ориентироваться в пространстве в движении.

·Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу "от простого к сложному".

·Эти игры помогут детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ

Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве

Небольшая игрушка - собачка, матрешка, солдатик

Взрослый объясняет: «Сейчас я спрячу эту игрушку, ты будешь ее искать, а я - помогать тебе: говорить, с какой стороны искать игрушку». Ребенок выходит из комнаты, взрослый в это время прячет игрушку. Ребенок входит и останавливается около какого-нибудь предмета.

Если там игрушки нет, взрослый говорит: «Иди вперед (назад) ». Если игрушка спрятана вблизи того предмета, где остановился ребенок, взрослый говорит: «Ищи справа (слева) . Когда игрушка найдена, ее прячет ребенок.

«Пройди к флажку»

Направлена на развитие памяти, внимания

Флажки, Буратино или другой сказочный персонаж

Перед началом занятия воспитатель расставляет в разных местах комнаты флажки. Буратино (или др. персонаж) с помощью воспитателя дает детям задание: «Дойти до окна, сделать 3 шага вправо». Ребенок выполняет задание и находит флажок.

Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество заданий увеличивается. Например: «Пройди вперед 5 шагов, поверни налево, сделай еще 2 шага, поверни направо. Там найдешь флажок».

Игра повторяется несколько раз.

«Городки»

Упражняют детей в пространственных ориентировках

Флажок или др. игрушку, цветные полоски

На полу выкладывают из цветных полосок или чертят квадрат, состоящий из 16 квадратов, сторона каждого 40-50 см. В один из квадратов воспитатель ставит флажок или какую-либо другую игрушку. Тот, кто водит, начинает игру с первого квадрата, самого близкого к нему.

Воспитатель диктует условие ходов, например: «Направо через один квадратик, на один ниже, налево через один, вниз через один, направо через один, вверх на следующий». Если водящий внимателен, он придет к флажку; если он не знает пространственных ориентировок, то не придет.

Всего в городках 6 ходов, но флажок можно ставить в любое место, а, следовательно, и менять условие передвижения. Дети очень любят сами выполнять задание и следить за его выполнением другими.

«У кого что получилось»

Направлена на упражнение в пространственных ориентировках

Листы, линованные в клеточку, карандаш

На листах линованной в клеточку бумаги дети под диктовку воспитателя ведут линию. Если ребенок вел ее правильно, т.е. выполнял указания направления, точно считал клеточки, у него получился рисунок или картинка. Это и является показателем выигрыша.

«Что изменилось»

Для выработки умения ориентироваться в пространстве

Комната куклы со всей обстановкой

На столе устроена комната куклы со всей обстановкой. Дети делают в ней перестановку. Ребенок (отгадывающий) должен сказать, как стоял тот или иной предмет и что с ним сделали.

Например: «Фикус стоял на окне, а его поставили на стол», «Стул стоял слева от стола, а сейчас его поставили к окну» и т.д. Ведущий подбирает такую обстановку для комнаты куклы, которая легко передвигается и переносится.

Когда дети усвоят правила и игровое действие, можно сделать 2-3 перестановки. Следует обращать особое внимание на речь воспитанников.

«Когда это бывает»

Для закрепления временных понятий

Большие карты с изображением времен года, маленькие карточки

Большие карты с изображением времен года ведущий раздает играющим, а маленькие карточки перемешивает и кладет возле себя рисунком вниз. Затем берет маленькую карточку и, не показывая ее детям, спрашивает: - В какое время года созревает хлеб на полях, наливаются колосья? Тот, у кого на большой карточке изображено лето, должен ответить: - Летом.

Если ответ правильный, играющий получает маленькую карточку. Посл6е этого ведущий может задать еще ряд вопросов, например: - В какое время года белка бывает серой?

Выигрывает тот, кто первым подберет большее число маленьких карточек. Усложнить игру можно так: ребята должны на вопрос, когда созревает хлеб, не просто назвать время года, но и месяц.

«Кто скажет правильно»

Усваивать пространственные ориентировки между предметами в движении

Разделившись на 3 группы (одна группа - лисички, вторая - Зайки, третья - Белочки) , играющие садятся на стульчики. В кругу стульчиков - ребенок, изображающий Мишку. Ведущий, создав эмоциональную обстановку игры, говорит:

- Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут) , а вот и Зайки и Белочки прибежали к нему в гости. (Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке) . А Мишка как зарычит: «Что за беспорядок?» Испугались зверята и побежали обратно, а Мишка говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички с левой, а Белочки - впереди».

Когда все встанут, каждая группа громко повторяет, где она стоит по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят.

Эту игру можно провести и за столами. В роли зверят будут игрушки, а играющие их передвигают и называют направление.

«Что справа?»

Учить детей определять направление от себя: впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу

Материал kopilkaurokov.ru

Статья "Пространственная ориентировка в развитии дошкольников"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующей направленности № 16»Золотой ключик»

Тюменская область ХМАО-Югра

Пространственная ориентировка в развитии дошкольников

Подготовила: учитель-дефектолог

Спирина С. В.

2014

Раздел "Ориентировка в пространстве " занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги - исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги - исследователи.

В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: " Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами) . В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося".

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем.

Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Таким образом, в свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

В результате можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап.Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.II этап.

Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»III этап.Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.IV этап.

Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.V этап.Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве) .

При решении задач каждого этапа необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребёнком и предметами.

Детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Эти игры и упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

Игры и упражненияна развитие ориентировки в пространстве

Игры с одеждой и её моделями

- Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.

Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек) »

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

«Глубокая – мелкая»

– Где глубокая яма? Где неглубокая? Где большая яма? Где маленькая ямка?

– Где лужа глубокая? А где мелкая? Почему ты так решил?

– Какая формочка мелкая? Какая глубокая? Принеси воду (снег, песок) в глубокой формочке.

Принеси воду в мелкой формочке. В какой посуде удобнее нести воду?

Игра «Магазин»

Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.

Игры со звуковыми ориентирами

«С какой стороны звук?»

Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос) , назвать направление.

«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты) , которые их издают, указать направление источника звука.

«Жмурки»

Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика) .

Игры по словесной инструкции

Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа.

Игра продолжается по кругу.

«Пары предметов»

Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы.

– У тебя две руки: одна левая, а другая правая. Обведи свои ладошки карандашом на альбомном листе (песке, асфальте, снегу) . Раскрась их в разный цвет.

– У тебя две руки – правая и левая, а ещё две ноги – правая и…(левая) . На две руки надевают варежки – это пара. Два ботинка – это тоже пара. И два носка – это … (пара) . Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т.д.)

«Лицом друг к другу»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

Игры «Куда я спрятался»

Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.

Игра для всей семьи: ребёнок с одним из родителей прячется, второй родитель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например: «В песочнице есть? На скамейке? За деревом?

Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребёнок сам проговаривает места поиска объекта.

Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие)

Игра с мячом. Взрослый говорит:

– Над окном.

Ребенок:

– Под окном.

К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т.д.

Игра «Транспорт»

Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т.д.

Игры с использование схем

Упражнение «Найди спрятанную игрушку по схеме»

Цель. Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

Игра «Где спрятан клад?»

Цель. Развивать пространственно ориентировочные реакции.

Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути.

Сюрприз.

На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти.

На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его найдём».

Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага.

Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

Видеоуроки проекта «Инфоурок» на флешках USB

ОБЖ и классное руководство 1-11

172На флешке записаны материалы 4 дисков11 980 руб.

Материал infourok.ru

Кроме этого «Радуга» предлагает знакомить детей с различными геометрическими преобразованиями (параллельным переносом, поворотом, гомотетией) , видами симметрий: осевой (горизонтальной, вертикальной) и центральной. По моему мнению, детей дошкольного возраста необходимо знакомить лишь с некоторыми геометрическими преобразованиями и только в процессе рисования, конструирования из бумаги и т. п. На основе анализа содержания раздела «Руководство изодеятельностью» можно сделать вывод, что дети дошкольного возраста используют только осевую и центральную симметрию, а также параллельный перенос (при использовании штампиков) .

Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников:

Литература:

4.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста

Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.

При ориентировке в пространстве участвуют различные анализаторы. Существует 3 вида ориентировки в пространстве: на себе, относительно себя, относительно других объектов.

Каждый вид основывается на предыдущем.

1 этап (ранний возраст) . Восприятие пространства возникает в 4-5 недель. Ребенок способен выделять предметы в пространстве. В 2-4 месяца ребенок может следить за движением предметов. К первому году ребенок уверенно различает предметы в пространстве и расстояния между ними.

В 1-2 года ребенок способен ориентироваться на себе. Различает свои части тела, кроме правой и левой сторон тела. До 3-х лет ребенок воспринимает предметы без пространственной взаимосвязи между собой.

Например, не видит разницы между картинками, где одни и те же предметы расположены по-разному в пространстве.

2 этап (3 - 4 года) . Раньше всех ребенок выделяет верхнее направление. Затем – противоположное ему – нижнее. После этого им осознаются направления «впереди» - «сзади». И, наконец, «справа» - «слева».

Причем в каждой паре пространственных обозначений ребенок выделяет сначала одно, а затем на основе сравнения с ним осознается противоположное. Пространственное направление ребенок связывает со своими частями тела. Например, сзади, это там, где спина.

из 114

Материал pedlib.ru

Методические рекомендации разработаны согласно Программам специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений IV вида, разделу «Развитие ориентировки в пространстве».

Пособие включает апробированные материалы примерного тематического планирования по годам обучения, предусмотренным программой, программные задачи, конспекты занятий по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения с трех до семи лет.

Данное пособие будет полезно для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Тифлопедагогика», учителей-дефектологов (тифлопедагогов) дошкольных образовательных учреждений, воспитателей, старших воспитателей, родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.

Нашему другу и учителю Любови Ивановне Плаксиной посвящаем

Дружинина Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.

Дети дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием при монокулярном характере зрения отстают от нормально видящих сверстников в процессе формирования у них пространственных представлений. Для детей данной категории характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микрои макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности.

Отражение пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер. В результате нарушения глазодвигательных функций снижен зрительный контроль, отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов (Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина) .

В литературе мы познакомились с результатами исследования пространственных представлений у детей с косоглазием и амблиопией подготовительной к школе группе (Л. И. Плаксина) и формированием ориентировки в пространстве у дошкольников 3—4 лет с косоглазием и амблиопией (Е. Н. Подколзина) .

В дошкольных образовательных учреждениях Челябинска мы провели исследования состояния ориентировки в пространстве у дошкольников с 4 до 7 лет с косоглазием и амблиопией и нормальным зрением (Л. А. Дружинина) .

из 217

Читать далее pedlib.ru

Материал (младшая группа) по теме: Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

Опубликовано 29.12.2012 - 21:27 - Киселева Людмила Владимировна

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)

В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут овладеть данным навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом.

Взрослые должны во время одевания и раздевания ребенка, во время умывания и купания, кормления постоянно повторять пространственные обозначения частей тела. Например: «Эта рука правая (взрослый дотрагивается до руки ребенка) . Возьми ложку в пра­вую руку», «Приподними левую ногу (взрослый до­трагивается до нее рукой) . Будем надевать колготки», «Надень кофту. Просунь в этот рукав правую руку» (взрослый дотрагивается до правой руки ребенка) , «Застегни на кофте пуговицы. Вот они на груди — впереди» (взрослый проводит рукой малыша по пуго­вицам) .

Таким же образом ребенок учится употреблять слова, обозначающие пространственное расположение час­тей его тела: «Скажи, какая эта рука?»

Проведите такие упражнения: «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в правую (левую) руку» и т. п.

Обучению детей различать правую и левую сторо­ны «на себе» и словесно обозначать их соответствую­щими терминами придется уделить много времени, так как ориентировка именно в этих направлениях является основой освоения детьми не только схемы своего тела, но и пространства вокруг себя. Использо­вание в обучении реальных чувственных ощущений ребенка, вовлечение его в игровые ситуации помога­ет прочно усвоить необходимые знания и умения.

В сло­варе детей не должно быть неточных слов: «та, эта» (вмес­то «правая, левая») , «там, тут, туда» (вместо «справа, слева, направо») и т.д.

Напоминаем, что при каждом удобном случае надо употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей тела ребенка и направления пространства. Например: «Дай мне правую руку».

Если ребенок не может самостоятельно определить, какая рука правая, а какая левая, дотроньтесь до той руки, которую назвали. На прогулке проговаривайте те направления, в которых движетесь с ребенком: «Сейчас мы с тобой идем прямо, вперед. Теперь мы повернем направо».

Слова сопровождайте указатель­ными жестами в направлении движения. Если малыш незрячий или имеет низкое зрение, этот жест делает­ся рукой ребенка.

Чтобы закрепить навыки ориентировки на соб­ственном теле, постоянно предлагайте ребенку нахо­дить на своей одежде и правильно называть различ­ные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространствен­ные обозначения: «Этот карман правый, а этот ле­вый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сза­ди». Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (ниж­нюю) пуговицу».

Начинайте учить малыша ориентироваться в бли­жайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». Предложите ему такие задания: «Покажи рукой (флажком) направо от себя», «Иди вперед», «Поставь игрушку слева от себя».

Используемая литература:

  1. Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. М.: Линка-пресс, 2009, - 176 с.

Скачать:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие пространственных представлений у дошкольников

    Конспект занятия «Развитие пространственных представлений дошкольников» Ориентируемся в пространстве! Ход занятия: 1 этап - организационный «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернус...

  • Развитие элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...

  • Формы организации математического развития дошкольников

    Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений» Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоя...

  • Развитие грамматического строя речи у дошкольников

    «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Ч.1 "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" Часть 1 Термин «грамматика» употребляется в двух...

  • Познавательное развитие дошкольников по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Диагностика художественно эстетического развития дошкольников

    Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного м...

  • Проект развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...

  • Развитие игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете, Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети. З. Гиппеус. «Игра - преобладающий ил...

  • Задержка психического развития у дошкольников

    Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Псих...

  • Картотека игр на развитие внимания для дошкольников

    Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Развивающие игры "Запоминаем вместе" (картотека игр, направленных на развитие па...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Развитие речи для дошкольников 6 7 лет

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...