Развитие речи детей дошкольного возраста

  1. Развитие осмысленного восприятия связной речи;
  2. Развитие диалогической связной речи;
  3. Развитие монологической состоит из этапов:
  • обучение составлению рассказа-описания;
  • обучение составлению рассказа по картинкам одного сюжета;
  • обучение составлению рассказа по отдельной картинке;
  • обучение составлению пересказа;

Приемы и методы ^

  1. Регулярное общение с ребенком: беседа с использованием картинок, грамотного интонирования, жестов и мимики.
  2. Чтение сказок с последующим сопоставлением прочитанного с иллюстрациями к сказке.Ребенок отвечает на вопросы взрослого, показывает персонажи на картинке, делает попытки пересказать.
  3. Применение метода «усложненной» беседы. Его цель – сделать незаметным для ребенка переход от монолога к диалогу. Метод представляет собой чередование вопросов взрослого и ответов ребенка.
  4. Вовлечение ребенка в диалогическую речь, с соблюдением правил ведения диалога: собеседники говорят по очереди, следят за ходом мысли друг друга.
  5. Расширение словарного запаса при помощи метода «сравнения»: малыш сравнивает предметы, называя их признаки. В результате такой работы он будет готов к составлению рассказа-описания по схеме.
  6. Отследить развитие сюжета проще, если составлять рассказ по сюжетным картинкам. Такая методика позволит ребенку усвоить алгоритм построения рассказа.

Картинка для построения сюжета должна соответствовать ряду требований:

  • быть привлекательной и красочной;
  • число действующих лиц должно быть ограниченно;
  • небольшое количество дополнительных деталей.
  1. Выразительное чтение доступного по содержанию рассказа.
  2. Выяснение того что «понравилось».
  3. Уточнение деталей с помощью наводящих вопросов.
  4. Объяснение незнакомых слов, выделения красивых оборотов речи.
  5. Просмотр картинок, повторное чтение.
  6. Нелишним будет дополнительное ознакомление с повадками животных, рассматривание фотографий.

Чтобы переход к самостоятельному составлению рассказа не стал проблемой, пусть первые из них будут о реально прожитом дне из жизни ребенка, о памятных для него событиях.

Любой здоровый ребенок с рождения обладает физиологическими предпосылками речи. Однако для реализации речевой деятельности маленькому человечку необходимо социальное окружение.

Не в силах вспомнить как прошел последний отпуск? Читай о том, как развить долговременную память.

О концепциях философского мировоззрения читай далее.

Подготовительный этап – от рождения до года

Первый этап не зря получил такое название. В течение первого года жизни ребенка происходит подготовка голосового аппарата малыша к воспроизведению членораздельной речи.

Хронология событий:

  1. К концу третьей недели жизни новорожденный начинает реагировать на звуки, например, замирает при резком стуке, хлопке.
  2. К трем месяцам ребенок может соотнести наличие звука голоса и присутствия взрослого, наблюдается проявление ориентировочного рефлекса. Появление так называемого лепета, говорит о новой ступени в развитии речевого общения.
  3. После шестого месяца жизни малыш может «похвастать» умением находить связь между сочетанием звуков и действиями. Появление этой особенности – признак того, что ребенок начинает овладевать словами.
  4. В конце первого года жизни появляются осмысленные слова. Количество активно употребляемых слов невелико по сравнению с количеством слов, доступных пониманию «годовичка».

Преддошкольный этап – от 1 до 3 лет

В начале второго года жизни расширяется круг потребностей ребенка. Это связано с периодом активного освоения пространства. Возрастающая мотивация к общению со взрослыми способствует увеличению словарного запаса.

Развитие речи происходит скачкообразно: выучив сегодня новое слово, завтра малыш может заменить его привычным высказыванием или звуком.

В речи двухлетнего ребенка слова не связанны грамматически, нет союзов и предлогов.Применяется множественное число, оформляется сложное предложение и вопросительная интонация.

К трем годам появляются трудности в произношении звуков, поэтому стоит особое внимание уделять громкости, четкости и неторопливости речи. В таких случаях используют специальные языковые задачи, продолжительностью до 10 минут.

Дошкольный этап – от 3 до 7

В речи детей дошкольного возраста очень часто встречаются дефекты произношения свистящих, шипящих, смягчения и др. В этот период активно развивается слуховой контроль своего произношения. Активный словарь может достигать 5000 слов.

С ростом опыта речевого общения формируется «чувство языка» – навык словотворчества. Развивается грамматический строй речи, формируется произношение звуков, и большинство детей к 6 годам говорят чисто.

Особенности семилеток – свободное оперирование сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, обладание сформированной контекстной (обобщенной) речью.

Физиологические несовершенства звукопроизношения ^

Несовершенства звукопроизношения дошкольника связанны, прежде всего, с неполным развитием артикуляционных органов: нижней челюсти, мягкого неба, губ и языка.

Вторая по актуальности причина – недостаточно сформированная способность воспринимать и различать единицы речи (фонемы) . Эти проблемы делают речь ребенка недостаточно чистой и ясной. Нарушения звукопроизношения в своем проявлении достаточно разнообразны.

Типичные несовершенства у дошкольников:

  • смягчение твердых согласных: «туль» (стул) , или реже – ужесточение мягких «тота» (тетя) ;
  • замена шипящих свистящими: «сапка» (шапка) ;
  • выпадение из речи звука р или его замена на л, в, й;
  • смягчение или замещение звука л: «той» (стол) , «йампа» (лампа) ;
  • отсутствие звуков х, г, к, либо их замещение на д, т;
  • выпадение неударных слогов из слова.

Большинство дошкольников к пяти годам постепенно избавляются от этих недочетов.

Условия развития речи у детей дошкольного возраста ^

Равнодушное ожидание того момента, когда малыш сам «выговорится», может привести к упущению периода, дарованного природой для формирования речи. Признавать огромное значение развития чистой речи дошкольника должны не только педагоги, но и родители.

Следует помнить, что речь формируется исключительно под влиянием речи взрослых, и ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Недопустимы сюсюканья и лепетания взрослых при общении с малышом, подобная манера легко и прочно закрепит существующие недостатки.

  1. Принести вред способны не по возрасту сложные речевые конструкции. Неправильное их произношение закрепится, и со временем приумножится. Действия специалистов детского сада, начиная с самого младшего возраста ребенка, должны быть направлены на формирование верного звукопроизношения. Важно следить за речью во время любых режимных моментов, добиваться ее четкости и ясности.
  2. Точная артикуляция развивается с помощью привычки смотреть на собеседника во время разговора, наблюдая при этом за движениями языка и губ. Система работы должна включать занятия и игры, способствующие постановке правильного дыхания, четкой дикции, верного проговаривания звуков. Существуют игровые методики, направленные на развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
  3. Отдельно следует сказать об особенностях речи детей дошкольного возраста с замедленным темпом психического развития. Речь ребенка с ЗПР формируется в условиях пониженной работоспособности, при неустойчивом внимании, ограниченной в объеме и нестойкой памяти. Общие особенности речи детей с таким диагнозом: частое использование моторных слов без их осмысления, отсутствие грамматического строя речи, бедность словарного запаса.

Игровая деятельность в помощь формированию ^

Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, значит, игровая форма в развитии речи таких детей будет самой продуктивной.

Трудно однозначно определить какой тип игр, дидактические или творческие, вносят большую лепту в процесс развития речи дошколят. Количество таких развивающих игр настолько велико, что без труда можно выбрать подходящую для работы в ДОУ, и для занятий в семье.

Пожалуй, самая любимая и распространенная из творческих – театрализованная игра.Ее разновидности:

  • настольный театр;

Материал с сайта gopsy.ru

Развитие речи детей дошкольного возраста | Интернет-журнал по психологии "Развитие"

Речь дошкольника формируется гораздо эффективнее, когда дети растут, играя с ровесниками и благодаря общению в семье.Zhurnal-razvitie.ru рекомендует приучать ребенка к общественным занятиям, разговаривая с ним. Вы говорите: «Сейчас мы прополем морковь», «На этой ветке скоро созреют вишни» и помогаете ребенку обрести смысл слов.

Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать, искать общие черты и понимать разницу вещей, он учится делать выводы (развивающие игры для детей от 1-го до 2-х лет, игры для развития детей от 2-х до 3-х лет) .

В возрасте пяти лет ребенок умеет изъяснять собственные мысли, строить сложные фразы, он активно делится новыми впечатлениями, запоминает и классифицирует приобретаемую информацию.

Мозг дошкольника обладает потрясающей возможностью вбирать информацию. Малыши с жадностью поглощают новое и интересное. Более всего они в восторге от рассказов, где действуют персонажи их возраста, от рассказов о природе и конечно любят, если вы рассказываете им сказки (сказкотерапия для ребенка) .

Дети могут слушать одни и те же истории бесконечное число раз, они их запоминают, особенно если заниматься с ребенком играми для развития памяти а также монтессори играми. И если вы будете невнимательны или допустите неточность в очередном повествовании, малыш вас поправит.

Какая-нибудь история вызовет у него больший интерес, и он пожелает прочитать её сам. Сравнивая прочитанную вами историю с картинками, малыш тоже как бы читает книжку, имитирует чтение, переворачивая страничку за страничкой и следя за буквами, пока еще не знакомыми.

В возрасте три года ребенок начинает определять себя как личность и узнает что такое «я». Далее, участвуя в играх и проводя время с ровесниками, он узнает о других местоимениях - «он», “она», «ты». В процессе игры дети активно и много общаются, подражая друг другу, любимым персонажам книг и кино.

Девочки играют в куклы, подражая мамам, разговаривают и ухаживают за ними, хвалят, ругают, учат. Мальчики занимаются машинками, кричат, имитируют звук мотора, понукают.

С малышом 3-4 лет уже можно вести диалог. Его трудно прервать, он говорит взахлеб и торопиться. Необходимо разговаривать с ним спокойно и ровно, чтобы задать тон и перестроить ребенка на спокойный лад.

В пятилетнем возрасте речь должна сформироваться полностью, возможно за исключением нескольких сложных звуков - «р»,»ш».

Скороговорки для развития речи дошкольника

Еще в старину придумали скороговорки с их особенностью повторений букв и слогов и трудностью в произношении. Разучивая и повторяя с малышом скороговорки, вы ускорите развитие речи ребенка, умерите торопливость в произношении. И детям очень нравятся эти веселые четверостишия, которые так трудно произнести.

Вез корабль карамель,

Материал zhurnal-razvitie.ru

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности — подобные документы

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Организация эмпирического исследования особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.курсовая работа

Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Влияние малых фольклорных форм на развитие речи ребенка в раннем возрасте. Пути развития речи дошкольников.

Сборник игр для детей с фольклорными жанрами в детском саду.курсовая работа

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР) . Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.курсовая работа

Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников. Возрастные особенности и этапы развития речи детей раннего возраста. Использование различных видов кукольных театров для формирования правильной и образной речи детей в детском саду.дипломная работа

Анализ современных подходов к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Развитие игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте. Музыкальные игры и их влияние на музыкальное развитие ребенка.курсовая работа

Значение игровой деятельности в интеллектуальном и физическом развитии ребенка. Особенности и средства формирования речи детей дошкольного возраста. Основные задачи и виды сюжетно-ролевых игр, методические рекомендации по их использованию в детском саду.курсовая работа

Теоретические основы изучения речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Рассмотрение периодизации развития речи в контексте нормативов для детей дошкольного возраста. Организация исследования и описание диагностических методик.дипломная работа

Развитие речи у детей дошкольного возраста. Диалогическая форма речи ребенка раннего детства. Развитие коммуникативных способностей и качественное речевое общение детей младшего дошкольного возраста.

Связь общения и развития речи у младших дошкольников.реферат

Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста, методика и подходы к ее развитию, а также значение беседы в данном процессе. Содержание и принципы педагогической деятельности в направлении формирования диалогической речи дошкольников.курсовая работа

Понятие связной речи и ее значение для развития детей дошкольного возраста. Роль словесных игр в ее развитии. Содержание и основные методики изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по ее развитию.аттестационная работа

Этиология, патология, классификация парааутистических нарушений у детей среднего дошкольного возраста, особенности развития речи. Коррекционные техники речи пассивного словаря ребенка среднего дошкольного возраста с парааутистическими нарушениями.курсовая работа

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни. Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) .курсовая работа

Основы развития словаря детей дошкольного возраста. Периодизация развития речи у детей. Комплексные занятия в работе педагога дошкольного образовательного учреждения.

Определение уровня речевого развития дошкольников младшей и подготовительной групп.курсовая работа

Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Занятия в театральном кружке как средство развития речи детей. Анализ изменения уровня развития речи старших дошкольников - участников театрального кружка "Теремок".дипломная работа

Психологические и лингвистические характеристики связной речи, её нормальное развитие у детей. Периодизация и характеристика общего недоразвития речи. Обследование речи у детей с ОНР.

Разработка методики по формированию связанной речи у детей с ОНР.курсовая работа

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Разработка проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста, современных подход к ней в отношении умственно отсталых детей. Работа с детьми старшего дошкольного возраста.дипломная работа

Особенности развития речи в норме у детей дошкольного возраста в онтогенезе. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, формирование у них речи. Коррекционная работа по развитию речи.курсовая работа

Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика развития связной речи дошкольников. Методические рекомендации по использованию системы наглядного моделирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.курсовая работа

Дошкольное образовательное учреждение. Основы развития словаря детей дошкольного возраста. Периодизация развития речи у детей.

Методика развития словаря у детей дошкольного возраста. Диагностика и формирование словаря детей. Работа с родителями.курсовая работа

Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в системе умственного воспитания. Изучение влияния предметно-развивающей среды на развитие познавательных процессов дошкольников, навыков общения с взрослыми и сверстниками.курсовая работа

Материал allbest.ru

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Опубликовано 29.11.2013 18:45 | Автор: Наталья Красноум | Просмотров: 7686Рейтинг: Плохо Отлично

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает в семейный архив и дает повод для великой отцовской гордости.

Человеческий язык – изобретение цивилизации, система условных знаков и определенных правил. Какие этапы развития детской речи называют логопеды?

Общая периодизация речевого развития ребенка

Детская речь начинается с лепета. Глядя в лицо матери, малыш пытается подражать ее улыбке, движению губ и языка. Посмотрите, как утрированно молодые женщины выражают свои эмоции.

Они стараются выговаривать звуки четко и повторяют понравившиеся крохе звуки, приблизив свое лицо к кроватке.

Развитие речи у детей происходит по двум разным сценариям: поступательная активизация словаря и скачкообразная. Если ребенок постоянно радует родителей новыми звуками и словами, то говорят о плавном течении речи.

Если малыш склонен накапливать новые слова, а после удивлять родителей рывками развитие речи ребенка до года и после логопеды называют скачками. И то и другое норма.

Подражание взрослым – это главный способ покорения новых речевых вершин. Роль семьи в развитии речи ребенка огромна, более того, она определяющая! Детишки всех возрастов берут пример с родителей и употребляют как раз те слова, которые слышат чаще всего.

Более того, с добросовестностью, достойной диктофона, карапузы воспроизводят целые диалоги родителей, которые вовсе не предназначались для чужих ушей. Теперь Вы понимаете, откуда учителя и воспитатели знают подробности Вашей личной жизни?

Вот как выглядят этапы развития речи у детей до 3 лет с точки зрения полноты словарного запаса:

  • 1 год – 10-12 слов
  • 2 года – 200-300 (50-400 –индивидуально)
  • 3 года – 1200-1500

Этапы речевого развития ребенка не имеют четких границ. Нельзя сказать, что в 1 год малыш должен говорить 10 слов, а в 3 года – 50. Специалисты более склонны оценивать динамику речевого развития, то есть – постепенное улучшение произношения, накопление словарного запаса, умение строить простые и сложные предложения, выражать эмоции, высказывать мысль.

Развитие речи детей 2-3 лет

Развитие речи ребенка в 2 года зависит от того, насколько сформирован фонематический слух малыша. Термин "фонематический слух" происходит от слова "фонема" (звук) и обозначает способность человека слышать и отличать отдельные звуки речи правильно (например, м Ишка и м Ышка) . Родители должны постоянно развивать фонематический слух дошкольника и школьника, ведь умение слушать и слышать – это основа хорошего произношения слов и даже грамотного письма.

В 1,5 года карапуз может правильно повторить слова из двух слогов. К 2-3 годам малышу поддаются трехсложные слова. Развитие речи у детей 2-3 лет выражается в умении повторять ритм слова, ударение, интонации.

Интересно, что мальчики менее восприимчивы к эмоциональной окраске речи, тогда как малышки могут расплакаться, если в интонации мамы или папы появился хотя бы маленький намек на недовольство.

К трем годам человечек замечает ошибки в произношении других детей, замечает и поправляет. Помните забавный рассказ о мальчиках, которые не умели выговаривать слово "шишка"? Причем, карапуз вовсе не комплексует, если у него самого "хромает" часть звуков.

Развитие речи у детей 3 лет знаменуется умением отличать похожие слова, то есть кроха уже не принесет Вам мягкую киску вместо толстой книжки и не перепутает на картинке козу и косу.

Развитие речи детей 3-4 лет

В это период родители постоянно слышат комические переделки слов – гобилы (голуби) , шапля (шапка) , воришки (варежки) . Не смотря на то, что трехлетка активно совершенствует свою речь, он допускает множество типичных ошибок:

  • перестановка слогов и звуков;
  • пропуск звуков;
  • замена подобных звуков.

Развитие речи у детей 3-4 лет таково, что при попытке выговорить новый звук, малыш может произнести уже освоенный звук неправильно. То же относится к неблагоприятной окружающей обстановке (с ребенком не занимаются, в садиковской группе слишком много детей, ребенок подражает сверстникам с дефектами речи) и болезням ребенка.

В семьях, где один из взрослых страдает логоневрозом (заикается) почти наверняка придется бороться с проблемами речи у ребенка. И причина вовсе не в наследственности, а в подражании меньшего члена семьи старшему.

Развитие речи у ребенка 3 лет характерно тем, что родной язык почти усвоен (на 90%) . Ребенок прибавляет в свой словарик до 100 слов за месяц! К 4 годам маленький оратор может вполне правильно употреблять около 1500 слов.

Речевое развитие детей 3-4 лет отличается простотой предложений и предпочтением настоящего времени глаголов. Малыши этого возраста с трудом понимают предложения с пассивными конструкциями.

Например, "Собаку взяла на руки мама" – малыш понимает так: "Собака взяла на руки маму". Речь трехлетки усложняется частицами НЕ и НИ. В 4 года ребенок уже умеет обобщать (стол, шкаф, стул и кресло – это мебель) .

Развитие речи детей 4-5 лет

К 5 годам активный словарь малыша достигает около 2000 слов. Ребенок умнее не по дням, а по часам. Уже сейчас можно оценить его ученический потенциал.

Вы удивляетесь его сообразительности и начинаете подозревать, что родили гения. Еще вчера он с трудом понимал названия знакомых предметов, а сегодня философствует, играя абстрактными понятиями - дружба, любовь, справедливость.

Развитие речи у детей 4-5 лет выражается в забавных играх со звуками, ударениями и рифмами. Переделывая слово на все лады, малыш удивляется новому звучанию давно знакомого слова, рифмует окончания, сочиняет свой язык.

Предложения усложняются. Теперь дошкольник свободно и правильно употребляет будущее и прошедшее времена глаголов, предлоги, сложные предложения, задает вопросы-предвидения (Что будет, если…?) . Речевое развитие детей 4-5 лет позволяет малышам познавать мир с точки зрения "Почему?" - прекрасный возраст "почемучки", радующего родителей бесконечными вопросами, которые он придумывает прямо на ходу.

Развитие речи у детей 5-6 лет

Пятилетка – почти ас в произношении звуков. Родители должны быть и внимательны, и спокойны к незначительным недостаткам речи ребенка. Сейчас самое время обратиться к логопеду.

Приближается школа, поэтому для 5-6 леток развитие речи - это работа над правильными звуками.

Помните, дорогие родители, что от правильности произношения зависит грамотность Вашего малыша и его социальная адаптация. Как ребенок говорит, так он и пишет. "Заговел", так "заговел", хотя учитель диктовал совсем другое – загорел.

И еще - вспомните, как встречают в детском коллективе детишек, отличающихся от сверстников. Часто, даже слишком часто, такие невинные малыши становятся изгоями детского общества.

Словарный запас ребенка 6 лет – 4000 - 4500 слов, а пассивный – еще больше. Дошкольник старшего возраста употребляет антонимы, синонимы, определения. Он может объяснить пословицу, сочинить рассказ и описать картинку.

Развитие речи детей дошкольного возраста напрямую зависит от культуры речи в семье – начитанные родители смогут гордиться умненьким малышом. Тогда как папам и мамам, отпустившим педагогические вожжи, останется нарекать на детсад и школу.

Особенности развития речи дошкольников

Почему для человека – и маленького и большого так важно обладать грамотной, красивой речью? Роль речи в развитии ребенка крайне значима – не умея говорить, малыш едва ли научится читать и считать, ему будет трудно общаться, он не сможет рассказать друзьям о чем-то интересном. Человеком, не освоившим речевую культуру, тяготятся сверстники, он с трудом учится и едва находит работу.

Задачи развития речи дошкольников тесно связаны с такими важными составляющими развития и жизни человека, как:

  • общение

Ссылка на источник www.vse-dlya-detey.ru

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.

Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Концепция развития речи дошкольников – положение о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В общем виде взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

– речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

– язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;

– ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

– ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики.)

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Развитие речи проходит три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить.

Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками.

Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.

Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий.

Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения.

Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.

Основная концепция учебно-методический комплект (УМК)

«Туган телд? с?йл?ш?без».

Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы разработана с целью преодоления негативных тенденций, связанных с падением качества образования, низкой экономической эффективностью функционирования отрасли образования и их влиянием на инновационное развитие Республики Татарстан. Стратегия исходит из основополагающих федеральных и республиканских нормативно-правовых актов и программ в данной сфере, полностью соответствует Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 года.

Стратегия разработана с учетом анализа состояния образования в мире, Российской Федерации и Республике Татарстан, в ней определены цель и задачи, сформулированы ключевые принципы развития отрасли, представлены основные мероприятия и проекты по уровням образования. Стратегия реализуется поэтапно с учётом приоритетности и уровня ресурсного обеспечения. Стратегия утверждается Комиссией по разработке и реализации комплексной государственной программы развития системы образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы.

Перечень конкретных мер, исходя из этапов реализации, определяется Кабинетом Министров Республики Татарстан. Головным исполнителем мероприятий и проектов является Министерство образования и науки Республики Татарстан, которое формирует подчиненные целям и задачам Стратегии нормативно-правовые и организационные условия для участия в реализации Стратегии органов государственной и муниципальной власти всех уровней, образовательных учреждений и иных заинтересованных организаций.

Часть поставленной проблемы решается при помощи учебно-методического комплекта “Туган телд? с?йл?ш?без”. Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин. Основная цель УМК “Туган телд? с?йл?ш?без” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить. Это предполагает понимание детьми речи окружающих, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение значений слов, умение составлять предложения и правильно отвечать на вопросы, а также усвоение различных форм общения (умение вступать в диалог, составлять монолог) .

УМК “Туган телд? с?йл?ш?без” разрабатывается для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы, развитии связной речи.

Обучение родному языку начинается в семье и продолжается в ДОУ. Система организации речевой деятельности детей первой младшей группы отличается от организации речевой деятельности детей дошкольного возраста. Обучение родному языку и развитие речи осуществляется в процессе ознакомления детей с окружающим миром. Развитие речи детей строится на основе видов деятельности, указанных в программе “Кроха” (Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева ?.б.) :

I. Ознакомление с природой и социальной действительностью в естественных условиях.

1. Наблюдение природы (явления и объекты) .

2. Знакомство с предметным миром: предметы и инструменты (название, качество, свойства, действия) .

3. Знакомство с социальными явлениями (представления о себе, близких людях, о труде взрослых) .

II. Ознакомление с окружающим через образные игрушки, пластичные художественные образы.

1. Осмотр игрушек.

2. Дидактические игры “Чудесный мешочек”, “Кто живет в этом доме?”, дидактические игры с куклами.

3. Игры, развлечения.

4. Поручения (индивидуальные и по подгруппам) .

III. Ознакомление с окружающим через художественные картины (живописный, графический художественный образ) .

1. Настольные картинки, иллюстрации, картины.

2. Деятельность с “живыми” картинками.

IV. Ознакомление с окружающим через художественное слово.

1. Чтение художественной литературы, потешек, стихов, сказок, рассказов.

2. Рассказывание сказок вместе с воспитателем.

V. Ознакомление с окружающим без наглядности и развитие речи.

1. Рассказ воспитателя без наглядности и внеситуации.

2. Беседа с детьми (после наблюдений и исходя из опыта) .

Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия.

Раскрываются возрастные особенности развития детей, которые учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

В пособии предлагается перспективное планирование образовательной деятельности детей первой младшей группы, которое включает тематику образовательной деятельности, задачи (развивающие, воспитательные, образовательные) , структуру и средства обучения и воспитания. Перспективное планирование даётся в удобной табличной форме, которое позволит педагогам ДОУ чётко вести образовательную деятельность с детьми.

Оно разработано в соответствии с тематическим принципом: «Детский сад», «Осень», «Я-Человек», «Мое окружение», «Зима», «Новый год», «Папы и мамы, дедушки и бабушки», «Народное творчество», «Весна», «Лето». Два раза в год с помощью диагностической методики проводится мониторинг. Результаты мониторинга фиксируется в персональных карточках детей.

Также разработаны конспекты образовательной деятельности. Хотим отметить, что образовательная деятельность детей организовывается с учётом Федеральных Государственных требований к структуре ООП дошкольного образования. Прослеживается интегрированный подход к организации деятельности малышей.

При разработке методического пособия мы опирались на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М: Мозаика – Синтез, 2010 – 304 с) .

Организованная деятельность детей первой младшей группы включает следующие виды:

1. Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование целостной картины мира) ;

Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

2. Коммуникация.

Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

3. Чтение художественной литературы.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Основные задачи развития речи – словарная работа, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, обучение связной речи, ознакомление с художественной литературой и с народным творчеством – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В работе с детьми большое место занимает словарная работа. В детском саду решается три задачи словарной работы:

1. В первую очередь, за счёт общеупотребляемой лексики (название предметов, их действия, свойства и др.) обогащается словарь.

2. Конкретизация словаря. Показать пример, многократно повторять слова.

3. Активизация словаря.

Главное условие формирования грамматического строя речи– правильная и грамотная речь воспитателя, взрослых, использование упражнений по словообразованию.

Работа по воспитанию звуковой культуры речивключает в себе речевое дыхание, развитие артикуляционного аппарата, слуховое восприятие и другие компоненты.

Связная речьпредполагает две формы речи – диалогическую и монологическую.

Ознакомление с художественной литературой и с народным творчествомявляется важной задачей развития речи детей. Она осуществляется при следующих условиях:

1. Формирование целостного восприятия мира.

2. Развитие литературной речи.

3. Развитие эстетического вкуса и восприятия литературных произведений.

Итак, мы выделяем шесть основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.

Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания.

Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Так, обучая детей грамматически правильной речи (упражнение «Кого не стало?») , приходится обращать внимание на звуковую сторону речи, следить за правильным смысловым употреблением слов и т. д. Но при этом основной, заранее запланированной задачей данного упражнения остается формирование грамматической стороны речи. Для нее были подобраны специальные приемы обучения, другие же задачи решались попутно.

Такое четкое выделение основных задач отчасти условно, но необходимо в практике. Если воспитатель твердо знает, какие качества речи он должен формировать у детей, он будет планомерно развивать каждое из них. Знание важнейших задач по развитию речи облегчает еженедельное планирование работы, поскольку осуществлению каждой из них можно заранее отвести постоянное место в режиме дня.

Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. Зная, какая задача на данном занятии по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи (например, правильно изменять слова в родительном падеже: нет медведей, цыплят и т. д.) .

Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.

При решении задач обучения детей родному языку и развитии речи используется разные методы, приемы и средства. Одним из таких средств является пальчиковые игры. Чем выше активность движений детей, тем быстрее развивается у них речь.

Пальчиковые игры положительно влияет на интеллектуальное развитие детей.

В работе широко используется игры, танцы с предметами. Дети прячут, ищут, находят игрушки. Такие игры пробуждают у детей большой интерес.

Дети с удовольствием за воспитателем повторяют движения: «прыгают как зайчики», «летят как птицы» и др. Использование музыки в этих играх, развивает у детей фонематический слух, ритмику, обогащает их эмоциональную сферу.

«Живые картинки» - ещё одно средство развития речи детей. «Живые картинки» внезапно видоизменяются и этим самым привлекают внимание. По содержанию они могут использоваться в двух-трёх деятельностях, но в таких случаях нужно изменить отдельные эпизоды деятельности. Например, можно увеличить или уменьшить количество участников, внести новые элементы. «Живые картинки» можно выбрать по темам: знакомство с улицей, животными, птицами и др.

Одним из важнейших условий успешного речевого развития дошкольников может стать системность обучения, предусматривающая изучение самобытного краеведческого материала, который включает:

сферу повседневного быта

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Английский для детей дошкольного возраста

    «Виды транспорта». Конспект урока английского языка для детей старшего дошкольного возраста Кружок «Happy English» Конспект урока английского языка для детей старшего дошкольного возраста по теме...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Английский язык для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

    Компоненты трудовой деятельности Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судит...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...