Развитие речи младших дошкольников

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»

Цель:

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

1 часть:

«Совсем немного науки»

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть

Игра-путешествие по стране «развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На к аждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

1. Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

- луна (яркая, растущая и т. д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

2. Станция «Сказочная»

- Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (колобок)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил. («Репка»)

Добрый доктор говорит:

- Побеждаем мы бронхит,

Корь, простуду и ангину,

Дифтерит и скарлатину,

И конечно, с Бармалеем

Тоже справиться сумеем! («Айболит»)

-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Колобок») .

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. » (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас - беда;

Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

Дом и ворота.

На поляне дом стоит,

(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт.

(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)

Мы ворота открываем,

(Развернуть ладони параллельно друг другу)

В тот домик приглашаем.

(Изобразить крышу дома)

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

• «покусываем язычок»,

• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У… »; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С… ».

Чистоговорки:

Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

"да-да-да - в огороде лебеда",

"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",

"ша-ша-ша - принесли домой ерша"

"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"

"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"

"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"

"жу-жу-жу - я на солнышке лежу".

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки». ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.

• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

- Что это? (Кто это)

-Какого цвета?

- Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку?

- Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

5. Подведение итогов собрания

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

www.maam.ru

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Введение…. … .3

Актуальность темы…. …. 4

Концептуализация …. 5

Цель проекта. Задачи. Ожидаемый результат…. … 6

Диагностика по развитию речи …. 7

Диаграмма усвоения знаний детьми по развитию речи… .…. 8

Анализ внешней и внутренней среды…. 11

Тип проекта. Характеристика объекта. …. 16

Стратегия осуществления проектной деятельности…. …. 17

Этапы внедрения …. … .18

Модель: мероприятия, проводимые с детьми…. 20

Модель: мероприятия, проводимые с родителями…. 21

Модель: мероприятия, проводимые с педагогами…. 22

Основные этапы работы…. … .23 Материальные ресурсы… .… .28

Заключение… .… .… 29

Приложение. Анкета для родителей. .… .… .… 30

Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка? …. 31

Список используемой литературы…. 37

Введение.

Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развитии

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Актуальность.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Концептуализация.

Краткое изложение идеи проекта.

«Театр — это школа добрых чувств,

красоты и человеческого братства»

В. Рабадан

• Проект «Развитие речи с помощью театрализованной речи» рассчитан на год.

Важный принцип этого проекта – интеграция, определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением разных разделов программы: ребёнок и окружающий мир, культурно-досуговая деятельность и художественно-эстетическое воспитание.

Проект составлен на основе знания педагогом возрастной психологии, физиологических особенностей детей данного возраста.

Особенностью проекта является блочно-тематическое планирование. Практическая значимость проекта заключается в том, что он способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества, способствует социальной адаптации детей.

Цель проекта.

Развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную деятельность; разработать модель ознакомления детей с театрализованной деятельностью.

Гипотеза: если использовать систематически в совместной деятельности детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей, то речь ребенка улучшится.

Диагностический инструментарий:

-Диагностика развития речи детей (в начале и в конце года) -различные задания по методике М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

-Проведение спектаклей, творческих вечеров, утренники, развлечения.

Задачи

- последовательное знакомство детей с видами театра; с приемами вождения настольных кукол;

- развитие артистических навыков детей;

- раскрепощение ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками) ;

- работа над речью, интонациями;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- коллективные действия, взаимодействия;

- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

- обогащать знания детей о театре;

- учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, зайчики прыгают и т. д.)

Ожидаемый результат.

К концу реализации проекта дети младшего дошкольного возраста должны уметь:

- разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.

- владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф, плоскостным, пальчиковым, настольным и др.) ;

- изготовлять совместно с воспитателем и подбирать атрибуты, кукол и игрушки, элементы костюмов;

- перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.

- принимать участие в беседах о театре (театр-актеры-зрители) .

ДИАГНОСТИКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

2-ой младшей группы ___

№ п/п

Фамилия

имя

ребенка По своей инициативе и при заинтересован-

ной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось. С интересом рассматри-

вать сюжетные картинки. Отвечать на разнообразные вопросы касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами С помощью взрослого, используя фигурки настольно-

го театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок. Ито

го

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

ДИАГНОСТИКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

2-ой младшей группы ___

п/п Фамилия

имя

ребенка Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы. Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, отвечать на вопросы воспитателя. Называть произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него. Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого. Итого

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Диаграмма усвоения знаний по развитию речи с помощью театрализованной деятельности (по М. А. Васильевой) .

высокий уровень – (10 %) – 2 ребёнка

средний уровень – (30 %) – 6 детей

низкий уровень – (60 %) – 12 детей

Оценка уровня развития:

Низкий уровень – (3-5 баллов) - Не справляется с заданиями. Не различает существенные детали и части предметов. Допускает ошибки в назывании предметов. Не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы. На вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды. Ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

В-ль. Жили-были дед и.

Ребёнок. Баба.

В-ль. И была у них курочка

Ребёнок. Ряба.

Средний уровень – (6-7 баллов) – С заданиями справляется частично. Все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные мн. числа в род. падеже. Путает пространственные предлоги. Ребенок испытывает затруднения при рассказывании содержания произведения с опорой на рисунки в книге, при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило простые В речи преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

В-ль. Жили-были.

Ребёнок. Дед и баба.

В-ль. И была у них.

Ребёнок. Курочка Ряба.

Высокий уровень – (8-9 баллов) - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму мн. числа в род. падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около. Ребенок легко составляет рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями Самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Анализ внешней среды.

Положительные факторы внешней среды.

• Налаженная система работы ДОУ.

• Наличие специалистов (курсов, у которых можно поучиться.

• Пример и влияние коллег.

• Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, попечительского совета родителей

• Совместная работа с родителями.

• Система материального стимулирования спонсорами.

• Атмосфера сотрудничества с социумом.

• Пользование интернет – услугами.

• Системное взаимодействие с социальными партнёрами.

• Повышение квалификации педагогов.

• Тесные сотрудничества с коллегами своего дошкольного учреждения и педагогами методического объединения города.

• Участие в смотрах-конкурсах, проводимых в детском саду, городе и республике.

• Вышли в свет пособия А. Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду», М. Д. Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду», О. А. Шороховой «Играем в сказку». Эти книги служат большими помощниками для педагогов.

Отрицательные факторы внешней среды.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в речевом развитии активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

• Потеря интереса к педагогической деятельности родителями.

• Ограниченное материальное стимулирование спонсорами.

• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

Анализ внешней среды.

Развивая у детей представления о театрализованной деятельности, выстроила системное взаимодействие с социальными партнёрами:

Анализ внутренней среды.

Успешность и результативность во многом зависит от творческого взаимодействия взрослых и детей. В процессе театрализованной деятельности дети сотрудничают:

Сильные стороны внутренней среды.

1. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды: «Русская горница», где собраны интересные предметы искусства русского народа, предметы быта.

2. В групповом помещении обустроила уголок театрализованной

деятельности таким образом, что дети имеют доступ к любой

игрушке и возможность выбирать материал для развития своих

замыслов.

3. Я изготовила макет театра, ширму, сценическую площадку

для настольного театра, а также разнообразные виды театров:

настольный, конусный, теневой, пальчиковый, фланелеграф;

имеются элементы костюмов, а также некоторые сами костюмы.

4. Приобрести другие виды театров: бибабо, театр

ложек, театр кружек, на гапите, куклы-марионетки, куклы с

живой рукой, плоскостной, настольный театр

картинок; декорации.

5. Сделала подборку театральных игр:

- упражнения и этюды на эмоции (Разговор по телефону,

Встреча, Ссора) ;

- игры на превращения;

- игры на действия с воображаемыми предметами (Король, Мы

не скажем, а покажем) ;

- игры и упражнения на речевое дыхание (Мыльные пузыри,

игра со свечой) ;

- артикуляционная гимнастика (Зарядка для губ, языка) ;

- игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой

(Больной зуб, Колыбельная, Колокольчики, Капризуля) ;

- игры и упражнения на опору дыхания (Птичий двор,

дрессированные собачки)

- игры на расширение диапазона голоса (Самолет, Чудо-

лесенка) ;

- творческие игры со словом (Вкусные слова, Сочини сказку,

Вопрос-ответ) ;

- скороговорки, альбомы загадок.

Преимущество игр заключается в том, что их можно

использовать не только на занятиях и в совместной

деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной

деятельности детей, а также в том, что они создают

благоприятный эмоциональный фон.

6. Обобщить результаты работы по теме «Театрализованная деятельность в детском саду» (в форме презентации) и ее анализ.

7. Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения и педагогов методического объединения города.

8. Участие воспитанников в городском фестивале детского художественного творчества – водевиль «Наши добрые соседи».

9. Составить перспективный план «Основы театральной культуры» по ознакомлению дошкольников с театром, где дети получают знания о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

10. Сделать подборку упражнений для пальчиковой гимнастики.

11. Изготовить альбомы по сказкам, потешкам, карточки-пиктограммы.

12. Вместе с детьми изготовить атрибуты, декорации, элементы костюмов для спектаклей.

13. Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.

Слабые стороны внутренней среды:

• Потеря интереса к педагогической деятельности родителями.

• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей.

• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

• Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего формируется жестокость и агрессивность. У детей не формируются навыки человеческого общения.

• Дети не умеют последовательно излагать свои мысли.

• Есть нарушения в произношении звуков.

• Эмоционально бедные рассказы детей.

• Монологическая речь дошкольников достаточно однообразна и бедна, не в полной мере соответствовала требованиям «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

• Дети, общаясь между собой, использовали лишь простые синтаксические конструкции.

Тип проекта

По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.

По времени проведения: продолжительный, на год.

По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Характеристика объекта.

Объектом проекта является совместная деятельность воспитателя и

детей. Все направления проекта «Речевое развитие детей младшего

дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

объединяет игровой метод проведения. Игровой метод

воспитательно – образовательному процессу придает привлекательную

форму, повышает эмоциональный фон, способствует развитию

мышления, воображения, речи и творческих способностей ребенка.

Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект осуществляется в рамах воспитательно-образовательной работы МДОУ «Детский сад № 10 "Сказка"»:

с детьми младшего дошкольного возраста - в различных видах деятельности, не требует специально организованных занятий (материал по каждой теме включается в алгоритм недели) ;

с педагогами - в условиях проведения методической работы;

с родителями - в совместной деятельности

Этапы внедрения.

Реализация проекта «Речевое развитие детей младшего

дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» предполагает три этапа.

Подготовительный этап сентябрь - октябрь 2010 уч. год.

(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта).

• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.

• Создание творческой группы.

• Подбор и изучение литературы по теме проекта.

• Постановка цели и задач, составление плана работы.

• Анкетирование родителей.

• Совместная деятельность педагога с детьми.

• Диагностический срез знаний детей.

Основной этап реализации октябрь - апрель 2010-2011 учебный год.

• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.

• Обогащение развивающей среды.

• Активизация работы с детьми и их родителями, педагогами.

• Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения и педагогов методического объединения города.

• Участие воспитанников в городском фестивале детского художественного творчества – водевиль «Наши добрые соседи».

• Составление перспективного плана «Основы театральной культуры» по ознакомлению дошкольников с театром, где дети получают знания о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

• Подборка упражнений для пальчиковой гимнастики.

• Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм.

• Вместе с детьми изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к спектаклям.

• Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта «Речевое развитие детей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

• Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.

• Контроль качества работы.

• Итоговая диагностика.

Заключительный этап май 2011 учебный год.

Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для родителей.

Модель: мероприятия, проводимые с детьми.

Модель: мероприятия, проводимые с родителями.

Модель: мероприятия, проводимые с педагогами.

Основные этапы работы.

№ Формы работы с детьми Цели Дата проведения

1. Экскурсия в «Русскую горницу» Знакомство с бытом народа, обогащение словарного запаса Октябрь

2. Заучивание потешки «Кисонька-мурысонька» Учить детей декламировать потешку самостоятельно. Октябрь

3. Театр. игра «Кто это? » Учить имитировать действия персонажей (птички летают, зайцы скачут). Ноябрь

4. Игра с колобком.

Пальчиковая гимнастика. Учить действовать игрушками настольного театра; развивать мелкую моторику рук. Ноябрь

Февраль

5. Занятие по развитию речи «На бабушкином дворе» с элементами театрализованной деятельности. Учить детей узнавать животных по звукоподражанию. Уточнять и закреплять произношение звуков. Ноябрь

6.

Игровые упражнения Учить детей менять силу голоса по сигналу воспитателя. Развивать речевую активность Декабрь

7. Сказкотерапия «Корова Буренка». Знакомство с формами уменьшительно-ласкательными названиями животных, с формами повелительного наклонения, имитирование голосов животных с разной интонацией. Декабрь

8. Беседы о театре Дать знания о театре, театральных профессиях, декорациях. Познакомить с правилами поведения людей в зрительном зале. Январь, апрель

9. Игры, развивающие речевую активность. Упражнять в правильном произношении звуков, звукосочетаний и слов Ежемесячно

10. Рассказывание сказки «Колобок» с помощью моделей Учить замещать героев сказки предметами-заместителями. Февраль

11. Знакомство детей с пиктограммами. Учить различать различные эмоции на пиктограммах. Январь

Февраль

12. Театрализованные представления «Бабушка – Загадушка», «Заюшкина избушка». Активизировать словарный запас детей, доставить детям радость, удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения. Март, май

13. Драматизация сказок «Репка», «Теремок». Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Март, апрель

14. Изготовление декораций, элементов костюмов Развивать мелкую моторику рук Декабрь – май

15. Развлечение «Мы идем в волшебный лес, полон сказок и чудес». Вызвать у детей желание инсценировать конец сказки, имитируя характерные действия персонажей (зайчики прыгают, птички летают, способствовать эмоциональному развитию детей. Апрель

Активизация работы с родителями.

№ Формы работы с родителями. Цели Дата проведения

1. Анкетирование родителей Получение информации о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей в обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать Сентябрь

2. Консультации «Роль сказки в развитии детской эмоциональности», «Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком». Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Октябрь

Май

3. Беседа «Театр в жизни детей». Передача информации по данной проблеме. Октябрь

4. Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики» Обучение родителей различным пальчиковым играм для использования их с детьми дома. Ноябрь

5. Семинар с элементами тренинга «Роль игры в семейном воспитании дошкольников». Повышение эффективности воспитательного процесса в детском саду. Март

6. Смотр – конкурс «Сказки рядышком живут». Способствовать развитию у родителей стремления к знаниям и желания узнать ещё больше, достойно выразить себя в конкурсе. Декабрь

7. Собрание – КВН «Организация театрализованной деятельности в детском саду и дома». создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной гуманной, способной ценить себя и уважать других. Апрель

8. Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка? » Определить общие подходы в воспитании путем взаимоинформирования, совместного определения перспектив сотрудничества д/с и родителей. Январь

9. Семейные мини – спектакли, совместные праздники и развлечения Сплочение детского и родительского коллектива. Февраль

10. Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек – пиктограмм. Преемственность д/с и семьи. Январь

11. Приобретение и изготовление различных виды театров: бибабо, театр ложек, театр кружек, на гапите, куклы-марионетки, куклы с живой рукой, плоскостной, настольный театр картинок; декорации. Оказание помощи в пополнении предметно – развивающей среды. Ноябрь

Декабрь

12. Конкурс рисунков «Сказочная страна» Проявить творчество Май

13. Вместе с детьми изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к спектаклям. Пополнение театрализованного уголка необходимыми материалами. Январь

Активизация работы с педагогами.

№ Мероприятия Обоснования Сроки

исполнения

1. Внедрение опыта работы в практику начинающих воспитателей. Распространение педагогического опыта по театрализованной деятельности

Январь

2. Консультации «Влияние словарной работы на связность речи» Осуществление цикла просветительских мероприятий

Октябрь

3. Просмотр открытых занятий Знакомство с опытом работы коллег в том же направлении

Февраль

Март

4. Конкурс «Мастер класс» Выявление педагогов с углубленными знаниями по театрализованной деятельности.

Апрель

5. Совет педагогов «Организация театрализованной деятельности в детском саду».

Повышение уровня знаний педагогов Ноябрь

6. Семинар – практикум «Развитие пальцевой моторики у детей дошкольного возраста» на тему: «5 комплексов пальчиковой гимнастики».

Максимально быстро переведение в практику инструментов постановки и достижения своих целей. Декабрь

Материальные ресурсы.

1. Приобретение тканей для костюмов.

2. Приобретение видеоролика «В театре»

3. Приобретение контейнеров для бросового и природного материалов.

4. Приобретение видеофильма «Сказки»

5. Приобретение детских книг с иллюстрациями сказочных героев

6. Приобретение игрушек для пальчикового театра.

Заключение.

Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность улучшает степень речевого развития детей.

В своем опыте работы я достигла поставленные задачи и цели. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.

Я надеюсь, что данный проект даст в дальнейшем положительные результаты.

Приложение

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка ___

2. Дата рождения ___ ___

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ___

Список используемой литературы.

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Москва «Мозаика – синтез» 2010 г.

2. А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,

Москва 2003 г.

3. Л. В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников»,

Москва» Просвещение» 1991 г.

4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»,

Москва, 2001 г.

5. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр»

2007г.

www.maam.ru

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть: «Игра-путешествие по стране «Развитие речи».

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

2.1. Станция «Творческая».

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.) ,

- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.) ,

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.) ,

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.) ,

- луна (яркая, растущая и т.д.) .

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

2.2. Станция «Сказочная».

Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке?

Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою!

Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь.

Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент!

Махнула хвостиком – я и разбилось!

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

2.3. Станция «Наши руки не знают скуки».

1 этап: Массаж.

Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой – отвечает за голову;

Подробней на сайте nsportal.ru

Развитие речи у младших дошкольников через театрализованную деятельность

( педагогический проект)

Введение

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В нашем дошкольном учреждении, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, мы используем два вида театра: кукольный и драматический.

Драматический театр в нашем детском саду существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых: а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли; б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, мы имеем в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Так и появился проект “Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность”, т. к. театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей.

Эта деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания о театре. Расширяет словарный запас детей по данной теме, формирует познавательный интерес.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

2. Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

3. Развивать творческий потенциал, воображение и память.

4. Организовывать сотрудничество с родителями. Оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников интереса к театрализованной деятельности.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: групповой, краткосрочный ( декабрь- январь)

Предполагаемые результаты:

2. умение владеть навыками выразительной речи;

3. умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

4. проявлять интерес, желание к театральному искусству;

5. передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

6. взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

7. умение последовательно высказывать свои мысли;

8. умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

9. выразительно читать стихотворный текст;

10. умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

11. умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

12. раскрытие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Средства для реализации проекта:

• Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

• Художественно-продуктивная деятельность;

• Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;

• Поход в театр и фото-экскурсии;

• Проведение театрализованных представлений;

Материал с сайта nsportal.ru

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в ДОУ осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

Станция «Творческая»

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.) ;

- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.) ;

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.) ;

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.) ;

- луна (яркая, растущая и т.д.) .

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Станция «Сказочная»(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать) .

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке?

Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою!

Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь.

Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент!

Махнула хвостиком – я и разбилось!

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число что активизирует речь.

Станция «Наши руки не знают скуки»

1 этап.

- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Источник nsportal.ru

- Обучение рассказыванию, связной речи.

-Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть Игра- путешествие по стране «развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

1. Станция «Творческая»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

-луна (яркая, растущая и т.д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

2. Станция «Сказочная»(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать) .

1) Я решил путешествовать по свету и не знал , что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал , все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось , что в мире живут ещё и злые , жестокие , хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я , маленькая , серенькая , могу помочь кошке?

Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу!

Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент!

Махнула хвостиком – я и разбилось!

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев , поэтому , развивая речь и стимулирую моторику пальцев , мы передаём импульсы в речевые центры , число что активизирует речь.

3) Станция «Наши руки не знают скуки»

1этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Подробней на сайте nsportal.ru

Ребенок к четырем годам.

- Правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

- У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.

- У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

- В речи появляются сложные формы предложений.

- Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей отмечают и другие особенности.

- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (ш, ж, ч, щ ) , сонорные (р, рь, л, ль ) звуки, а некоторые пропускают.

- Дети способны вычленить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.

- Требует совершенствования интонационная сторона речи.

- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.

- Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

- При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.

- Существует проблема новых словообразований.

Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекают от содержания вопроса.

Такие требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Какая же сторона речи беспокоит родителей?

1. Какие вопросы задают родителям дети?

Вопросы типа кто? какой? характерны для детей 3-4 лет. В них выражается потребность ребенка в контакте со взрослым, удерживать его внимание. Поэтому часто, не дослушав ответ, ребенок убегает.

Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового.

Причем вопросы взрослого должны побуждать ребенка к полным ответам.

2. А когда дошкольник не задает взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чем причина?

-Отсутствие необходимых знаний.

-Нет устойчивого интереса к чем-либо.

-Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

3. Если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

-Занятие рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Итак, на каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим ребенком, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.

Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными.

Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу - великого учителя.

Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка. Однако, отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, наблюдая за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку.

Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: С какого дерева лист? Найти дерево по описанию.

С какой ветки детки? и т.д.

Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук. Предложить родителям объединиться в небольшие подгруппы.

А каким ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребенок их повторить?

А знает ли ребенок, в каком городе он живет? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей?

Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?...

Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких, об увлекательных прогулках в природе, за городом и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Предлагаем Вам поддержать инициативу детского сада и посетить вместе с детьми зоопарк, дельфинарий, и.д.

Рекомендации родителям:

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой и рисованием. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски и т.д.

3. Включаться в работу детского сада и посещать вместе с ребенком зоопарк, дельфинарий и.д.

4. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Памятка родителям по развитию речиребенка.

-Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильным и здоровым.

-знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик. Рассказывайте о своей профессии.

-Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.

- Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.

-В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки.

-Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул-стульчик, флаг-флажок.

-Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.

-Отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Успехов вам!

Материал nsportal.ru

  1. Обучение рассказыванию, связной речи.
  2. Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Вот некоторые упражнения и игры, которые помогут развить речевые навыки ребенка.

1. Подберите эпитеты к словам:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

- луна (яркая, растущая и т.д.)

2. Рассказывайте, читайте детям сказки. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие.

Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

3. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Массируя пальцы можно активизировать работу внутренних органов.

Большой – отвечает за голову;

Источник nsportal.ru

Материал по развитию речи (младшая группа) на тему: Семинар-практикум для младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"

Опубликовано 12.02.2014 - 9:37 - Рожкова Ольга Викторовна

Семинар-практикумв младших группах

Форма проведения: семинар – практикум.

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; вовлечь родителей в педагогический процесс жизнь группы.

1 часть: (теория) «Немного о науки»

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш семинар. Так как, именно семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

Мы приглашаем Вас к сотрудничеству. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Речь - форма общения. Становление речи в раннем детстве имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

1) Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

2) Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

При этом нельзя забывать про основные задачи речевого развития детей:

  • Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
  • Развитие у детей способности общаться (коммуникация) .

Проблема развития речи волнует многих родителей. «Говорящий» ребенок не только более понятен, но и более «удобен» взрослому. С помощью слов, во-первых, легче узнать о самочувствии ребенка, его желаниях, чувствах; во-вторых, можно направить его действия в полезное русло и даже оградить от опасностей; в-третьих, расширять знания об окружающем мире, таком занимательном и притягательном.

Но, оговоримся сразу, в раннем детстве речь как средство общения и познания проходит стадию своего становления. И второй- третий год малыша на этом пути имеет свои отличительные черты и нюансы. Начало года и его конец не равнозначны с точки зрения овладения речевыми навыками – это путь значительных изменений как в понимании, так и в активном освоении родного языка.

Малыш узнает названия многих предметов, игрушек, а также действий с ними и их качеств. Но главное, он учится обобщать предметы, ориентируясь на их существенные признаки, а именно на функциональное назначение.

Очень скоро ребенок начинает замечать, что словом «кукла» мама называет не только его «лялю», но и все игрушки, изображающие ребенка. Обобщенная функция слова открывается малышу именно на втором году его жизни. И ребенок начинает обобщать по существенному признаку, заложенному в функциональном использовании предмета,- неважно, большой он или маленький, какого цвета и формы, из какого материала изготовлен. Важно одно - его назначение.

Нарушения речи сказываются наформировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе, но сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Причинами отсутствия речи являются:

  • у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны) ;
  • артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (дети не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок) ;
  • недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов) .

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

А сейчас мы приглашаем Вас в необыкновенное путешествие по стране

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

2 часть: (практика) Игра- путешествие по стране «Развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

1. Станция «Любознайка».

Подберите прилагательные к словам (признаки предметов) :

- Снег (какой?) - белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.

- Человек (какой?) - вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.

- Ветер (какой?) - сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.

- Машина(какая?) - быстрая, большая, удобная и т.д.

2. Станция «Сказочная страна» (Родителям предлагается отгадать загадки)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Мы призываем Вас, читайте и рассказывайте детям сказки. А в хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками.

Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из ненужных лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту. Чтение сказок, стишков, потешек, оречевление действий совершаемых ребенком приводит к формированию импрессивной речи, т.е. ее понимание.

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок)

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

    Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… .5 I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9 1. Теоре...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Анкета для родителей по развитию речи дошкольников

    Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста (3–4 года)» Материал для тематического родительского собрания Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» (3-4 г...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Формирование грамматического строя речи у дошкольников

    Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников» Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. ум...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Программа развития речи дошкольников ушакова о с

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Развитие речи дошкольников через художественную литературу

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы) Познавательное развитие детей через художественную литературу. Воспитание подрастающего чело...