Развитие речи у дошкольников с зпр

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники.

На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить с моим опытом работы по данной теме.

1слайд. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми подготовительной группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

2 слайд. Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

• Несформированность грамматического строя речи.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• Бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

• Плохая дикция.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами;

• Недостаточный словарный запас;

В связи с этим, я поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

3 слайд. Чтобы повысить уровень развития речи у детей, я использую основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.

4 слайд. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

5 слайд. Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника включает в себя разнообразные мнемосхемы.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В. П. - блоками-квадратами, Ефименко Л. Н. - схемой составления рассказа.

6 слайд. Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

7 слайд. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.

Затем переходим к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

8 слайд. Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала - мнемотаблицы.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Вот, к примеру, мнемотаблица для составления рассказа о времени года. Как вы думаете, о каком времени года можно рассказать по данной таблице? Давайте с вами попробуем составить рассказ, опираясь на данную последовательность. Таким образом, дети составляют рассказ. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

9 слайд. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.

10 слайд. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются для:

• обогащения словарного запаса, Данную таблицу можно использовать таким образом. Ребята представьте себе, что мы оказались с вами в лесу. В лесу мы увидели что? Деревья, кустарники. Давайте с вами назовем, какие деревья вы знаете. И таким образом можно использовать любые обобщающие понятия. Доступно и эффективно.

• при обучении составлению рассказов, давайте с вами составим рассказ по данной мнемотаблице. Восклицательный знак в конце таблице обозначает ваше отношение, в данном случае к зиме, т. е. восхищение, восклицание: Как хорошо зимой.

• при пересказах художественной литературы, суть в том, чтобы отобразить в таблице последовательность сюжета сказки или рассказа, чтобы ребенок при пересказе произведения не упускал основные моменты.

• при отгадывании и загадывании загадок, Детям очень нравится загадывать друг другу загадки с помощью изображений.

• при заучивании стихотворений.

весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым и эмоциональным. В подготовительной группе дети сами зарисовывают текст стихотворения в таблицу и уже с третьего раза, а некоторые и сразу рассказывают стихотворение наизусть.

11 слайд. Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и по другим обобщающим понятиям помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

12 слайд. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

13, 14, 15, 16, 17 слайд. Мнемотехника многофункциональна, на её основе я создаю разнообразные дидактические игры. Вот некоторые из них.

Д/и «Один, много, чего не стало», Д/и «Сосчитай», Мнемодорожка «Ошибки художника», Мнемотаблица «Полёт скворца», Мнемодорожка «Птицы».

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

18 слайд. Давайте с вами попробуем расшифровать мнемодорожки.

Данные мнемодорожки помогают детям правильно составлять предложения использую существительные, прилагательные и глаголы в определенной последовательности, а также закреплять знания о цвете.

Например: Знайке подарили голубую шляпу.

Тюбик подарил синею шляпу.

А эти мнемодорожки помогают детям образовывать словосочетания.

Например: У медведя шапка – медвежья шапка

У лисы шуба – лисья шуба.

Давайте с вами попробуем выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за последовательностью изображений в мнемотаблице:

«В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

Видит сверху он поля, горы, реки и моря

Видит сверху шар земной

Шар земной наш дом родной».

Теперь попробуйте сами, с помощью мнемотаблицы рассказать стихотворение.

Вот так интересно, быстро и просто можно выучить с детьми любое стихотворение.

19 слайд. Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

20, 21 слайд. Результат моей деятельности по данной теме можно судить по проведенному мониторингу.

22 слайд. Сравнительная диагностика развития связной речи детей экспериментальной группы в период с 2009 г. по 2011 г. показала, что уровень развития речи повысился на 25 % по сравнению с контрольной группой.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники в работе с детьми повышает их уровень развития речи и показывает следующие результаты:

• у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

• расширяется круг знаний об окружающем мире;

• расширятся активный и пассивный словарный запас;

• появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

• и главное дети преодолевают робость, застенчивость и могут свободно держаться перед аудиторией.

23 слайд. И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету… » К. Д. Ушинский.

Прикреплённые файлы:

ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-rabote-po-razvitiyu-rechi-detei_6h79m.ppt | 6689 Кб | Скачан: 104
www.maam.ru

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, относится развитие у них связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов, пересказов. Это необходимо как для дальнейшего успешного обучения в школе, так и для всестороннего развития личности ребенка.

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слов. Кроме того, у большинства из них наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Особая роль в развитии связной речи принадлежит пересказу. В пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. У детей с ЗПР отмечаются трудности при составлении пересказа: нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания.

В коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР для достижения наилучшего результата и стойкости сформированных навыков связного высказывания используются приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей с ЗПР развивается память, мышление, внимание, воображение и, следовательно, речь.

Мнемотехнику в специальной дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В Большева – коллажем [1], Л. Н Ефименкова – схемой составления рассказа.

Основные цели использования мнемотехники:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;

- освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;

- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

- развитие творческих способностей: фантазии, воображения;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Особенности мнемотехники – использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация.

Мнемотаблица-это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ, и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему – ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами [2].

Особенно эффективно использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ЗПР, так как:

- для детей данной категории характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

- применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

На занятиях по развитию связной речи на этапе обучение составлению пересказа, необходимо учить не только, рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Взрослый на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. На первых этапах его формирования, можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети [3].

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью [4].

Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Литература

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. : 2005. 59с.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс, 2009. 64 с.

3. Селиверстов В. И. Детская логопсихология. М. : ВЛАДОС, 2008. 175с.

4. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. М. : ТЦ Сфера, 2005. 64 с.

www.maam.ru

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память.

У дошкольников с ЗПР страдает мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи дошкольника, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с ЗПР. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше.

Основной целью работы логопеда является формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.

Работая с дошкольниками с ЗПР, я выявила у них низкий уровень мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками. В этом возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту и позволяют в короткий срок улучшить моторику рук, что соответствует целевым ориентирам в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Предлагаю вашему вниманию мои пособия по развитию мелкой моторики:

I. Игры с прищепками:

1. «Солнышко».

Цели: развитие памяти, речи, мелкой моторики, координации движений.

Логопед говорит, что солнышко целый день было вместе с детьми, надо его отблагодарить и прикрепить прищепки – «лучики».

2. «Ёжик», «Морская рыбка».

Цель: развитие движений пальцев рук, двигательной памяти, выделение определённого заданного цвета.

Логопед предлагает ребёнку прицепить «колючки» ёжику, плавники и хвостик рыбке. Можно оговорить в задании, брать прищепки определённого цвета.

3. «Накорми животных».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, мышления, речи.

4. «Кто что съел? ».

Цель: развитие движений пальцев рук.

5. «Чей хвост? ».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, соотнесение цветов, дифференцирование животных Юга и Севера.

II. Игры с крышками:

1. «Кто живёт на цветке».

Цель: развитие мелкой моторики, выделение определённого заданного цвета.

2. «Путешественники».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук.

Логопед предлагает ребёнку посмотреть, кто поплывёт с ним на занятие.

III. Игры с пуговицами:

1. «Гусеница-растеряша».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, закрепление восприятия цветов.

Логопед предлагает ребёнку помочь гусенице-растеряше прикрепить все кружочки на нужную пуговицу.

2. «Цветочная поляна».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

3. Игра «Колючий ёж».

Цель: развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает ребёнку погладить ежа, почувствовать какой он колючий, также можно взять («ёжик принёс подарки») \подарить ёжику гриб и яблоко.

4. Игра «Новогодняя ёлка».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, внимания.

Логопед предлагает ребёнку украсить новогоднюю ёлочку.

IV. Игра «Волшебные камушки».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук, воображения, закрепить восприятие цветов.

Логопед показывает ребёнку разноцветные камушки и камни, с нарисованными мордочками, и предлагает выложить нужные фигуры.

V. Игра «Молнии».

Цель: развитие движений пальцев и кистей рук.

Логопед предлагает ребёнку открыть молнии и посмотреть, что или кто там прячется.

www.maam.ru

Особенности речевого развития

детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.

Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка речевого развития (позднее появление первых слов, отставание в формировании фразовой речи) , а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

Артикуляционный аппарат

Дети с ЗПР имеют различные отклонения в строенииорганов артикуляции:

-аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус) ;

-укорочение подъязычной связки;

-высокое узкое («готическое») или уплощенное твердое небо;

-дефекты строения зубного ряда.

Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Движения языка неточные. При смене артикуляционных укладов нарушается плавность переключения и последовательность движений.

Многие артикуляторные позы дети могут выполнить только по подражанию после нескольких попыток.

Звукопроизношение

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер.Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

Преобладающим видом нарушения звукопроизношения является смешениезвуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л) . При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке, в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться.

Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для детей с ЗПР представляет значительную трудность.

Менее распространенными нарушениями звукопроизношения у детей с ЗПР являются искажения(преимущественно межзубное произношение свистящих, а также велярное и увулярное произношение звука ) , стойкие замены одного звука другим (чаще р > л, л > л’, л > в, ш > с, ж > з) . Наблюдается и отсутствие звука (чаще ) .

Фонематическое восприятие

У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки: твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда. Изменение характера предъявления речевого материала (дополнительное предъявление, замедление темпа воспроизведения) не улучшает качества воспроизведения. Дети повторяют два слога вместо трех (да-та-дакак да-та) или изменяют их последовательность.

Звуковой анализ

Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов.

Относительно возможным у дошкольников с ЗПР является умение выделять начальный ударный гласный. Выделение же первого согласного звука вызывает затруднения – дети часто выделяют не 1-ый звук, а 1-ый слог (кошка – 1-ый звук ко) . Аналогичные трудности отмечаются при выделении конечного гласного звука (мышка– последний звук ка) .

Наибольшую трудность у детей с ЗПР вызывает анализ слога со стечением согласных (стол, стул, утка) . Наиболее типичной ошибкой является пропуск одной согласной из стечения (утка – у,к,а; стол – с,о, л) .

Малодоступны такие задания, как определение количества и последовательности звуков в слове, установление позиционных соотношений звуков.

Лексика

Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. При ЗПР характерны следующие особенности словарного запаса:

- преобладание пассивного словаря над активным;

- ограниченность словарного запаса;

-неточное, недифференцированное, иногда и неадекватное употребление слов.

Предметный словарь

Страдает предметная соотнесенностьслов – номинативная функция речи (например, «Роза – это и пионы, и астры, и тюльпаны», «Уха - это рыба такая») .

Дети не могут назвать воспринимаемый предмет, его свойства, особенности. Вместо этого они начинают описывать ситуацию или действие, с которыми связан данный предмет (например, «Дворник - дядя, который улицу убирает») .

Значительные затруднения у детей с ЗПР вызывает использование элементарных обобщающих понятий. Даже при наличии в пассивном словаре нередко обобщающее понятие заменяется родовым, видовым или каким-либо конкретным понятием. («Земляника – это малина такая») . И наоборот, в отношении некоторых предметов дети используют лишь обобщающие понятия: «рыбы», «грибы»и т.д. - в их лексике отсутствуют названия конкретных видов рыб, грибов и т.д.

Глагольный словарь

Дети с ЗПР редко используют глаголы, обозначающие эмоциональные состояния (обрадовался, испугался, удивляется) .

При вычленении слова-действия из предложения дети с ЗПР называют не отдельное слово, а целое словосочетание («пришла зима», «снежная пришла») , соединяя глагол с именем существительным или прилагательным. Это явление характерно и для учащихся младших классов с ЗПР, в то время как подобные синкретические словесные связи могут наблюдаться в норме у детей среднего дошкольного возраста, но, как правило, к моменту поступления в школу, они исчезают.

Качественный словарь

Дети с ЗПР крайне ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие свойства и признаки предметов.

Чаще они используют прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Так, для описания цвета предметов используются названия основных цветов, а для обозначения величины предметов (длины, ширины, высоты и т.д.) используют слова «большой» - «маленький».

Крайне редко дети используют оценочные прилагательные: все положительные качества (добрый, храбрый, умный) заменяют словом «хороший», а отрицательные качества (жадный, трусливый) – словом «плохой».

При подборе антонимов дошкольники используют зачастую предложенные же прилагательные с отрицательной частицей «не»: храбрый – нехрабрый(вместо трусливый) , веселый – невеселый(вместо грустный) .

Дети затрудняются также и в подборе слов-синонимов, при чем больше, чем в подборе антонимов. Ими допускаются следующие ошибки:

-использование вместо синонимов антонимов или слов с частицей не (радостный - печальный) ;

-употребление слов другой части речи (горе – печальный) .

Детское словотворчество

У детей с ЗПР период бурного словотворчества наступает к концу дошкольного возраста и сохраняется на первом и втором годах обучения в школе, в то время как обычное детское словотворчество охватывает период от 2 до 5 лет и к 5-6 годам угасает.

Создание неологизмов («Коровы стоят в коровятнике, лошади в лошаднике», «Дядя красит дома. Он работает красником»)этими детьми показывает, что хотя и в поздние сроки, но они практически выделяют морфемы, правильно понимают смысловые значения корней и образуют слова, не выходя за границы грамматических закономерностей родного языка. Эти процессы отсутствуют у умственно отсталых детей.

Грамматический строй речи

Исследования грамматического строя речи у детей с ЗПР выявили значительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

Предложения, употребляемые детьми с ЗПР, отличаются небольшой линейной протяженностью в 3-4 слова. При восприятии же более длинных предложений из 6-7 слов дети нарушают порядок слов, пропускают отдельные члены предложений, заменяют малознакомые слова, что связано с неполноценностью грамматического программирования.

Словоизменение

У детей с ЗПР не сформирована система предлогов языка– нарушенным является как понимание значения простых и сложных предлогов, так и их употребление. Причем дети допускают замены и семантически близких предлогов (на – в, в – из) , и далеких (под – в, за – на, перед – на) .

При задержке психического развития нарушено правильное оформление в экспрессивной речи грамматического значения множественности имен существительных, хотя в импрессивной речи большинством детей оно дифференцируется правильно. Большим количеством ошибок у детей с ЗПР сопровождается употребление форм именительного и родительного падежей существительных множественного числа (платьи, листы, ведры, зеркали, одеялов, лампов, листов, арбузей) .

Характерными ошибками словоизменения глаголов и прилагательныху детей с ЗПР являются:

-неточное употребление глаголов (дети катаются – дети едут) ;

-нарушение дифференциации глаголов единственного и множественного числа (мальчик рисует – мальчик рисуют;девочки читают – девочки читает) ;

-нарушение чередования в основе глагола (мальчик бегит, дети бежат) ;

-трудности согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий варежки, железные замок, красная яблоко, красных ягодов, больших ветков, лесных цветов) .

Таким образом, парадигма форм словоизменения у детей с ЗПР очень ограничена, недостаточно устойчива, характеризуется большим количеством смешений флексий.

Словообразование

Характерными ошибками являются:

-трудности словообразования уменьшительно-ласкательных существительных–наиболее сформированными являются модели с использованием суффиксов-очк-, -ечк-, -ик-, -ек-, -чик-, -к-, менее сформированными – с помощью суффиксов -ичк-, -ишк-, -ышк-,наибольшие трудности вызывает образование слов с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц- (домочик, туфеленьки, шкафик, столчик, платьинко) ;

-трудности словообразования названий детёнышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, лошадка, лошадик, маленькая лошадка) ;

-трудности дифференциации глаголов совершенного - несовершенного вида (лекарство запил, полено срубил) , возвратных – невозвратных глаголов (Мальчик прячется машинку под диван) ;

-трудности словообразования приставочных глаголов (улетает – вылетает, переходит – уходит, переливает – наливает) ;

-трудности образования относительных и притяжательных прилагательных - дети используют ограниченное число суффиксов –н-, -ов-, -ев-(фарфорная, шерстевая, грушневое, волкин) .

Следует отметить, что у детей с ЗПР «чувство языковой нормы» находится на низком уровне и спонтанный процесс его развития осуществляется довольно медленно.

Связная речь

У детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование) .

Диалогическая речь–дети могут не отвечать на вопросы из-за слабого побуждения к речи, либо они дают малоразвернутые ответы на вопросы взрослого, зачастую прекращают разговор, играть предпочитают молча, однако любое побуждение к дальнейшему общению приводит к увеличению объема высказываний. Часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

Монологическая речь–носит ситуативный характер, уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР неодинаков. Однако у их большинства обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

Пересказ

Пересказы являются наиболее доступной формой речевой деятельности для детей с ЗПР. Однако у них выявляются трудности и в этом виде связного рассказывания, а именно:

-небольшой объем текста;

-нарушение связи между отдельными предложениями текста;

-наличие повторов, пауз.

Составление рассказа по серии сюжетной картинок

Наличие серии сюжетных картин активизирует речевую деятельность детей с ЗПР. Однако дети быстро устают, отвлекаются, что отражается на качестве связных речевых высказываний. Рассказы детей с ЗПР характеризуются:

-недостаточностью понимания связей между отдельными картинками, сложностью установления причин и следствия поступков изображенных персонажей, их мотивов,

-несоблюдением логической направленности рассказа;

-перечислительным способом передачи информации об объектах картинок и их действиях.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Несмотря на максимальную помощь со стороны взрослого дети с ЗПР затрудняются самостоятельно составлять связное описание картины. Их рассказы характеризуются:

-небольшим объёмом (чаще содержат простое перечисление изображенных на картинке объектов) ;

-отсутствием четкой программы реализации замысла высказывания;

-неполным раскрытием смысловой стороны ситуации, пространственных, причинно-следственных связей между отдельными компонентами ситуации (персонажами, объектами) ;

-фиксированием незначительных деталей, не имеющих значения для раскрытия смысла ситуации, наличием излишних повторов, случайных ассоциаций.

Рассказывание на заданную тему

Самостоятельные рассказы на заданную тему особенно трудны для детей с ЗПР. Характерные ошибки:

-многие дети отказываются от выполнения этих заданий, не зная, о чем говорить;

-в других случаях они ограничиваются лишь одной фразой;

-при составлении рассказа дети не используют свой личный опыт;

-воспроизводят серию отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями, которые характеризуются стихийностью, импульсивностью.

Литература:

1. Игнатьева С. А., Блинков Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004.

2. Костенкова Ю. А., Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. Дети с задержкой психического развития. Особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004.

3. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004.

4. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

5. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса. 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источник nsportal.ru

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития

Разделы:Работа сдошкольниками

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития испытывают огромные трудности при обучении их первоначальным навыкам грамоты. Слово выступает для них лишь в качестве средства общения, а отдельные звуки в слове они “не слышат”.

Выделение звуков из слова начинается с гласных звуков. На первых занятиях дети с задержкой психического развития не могут выделить даже первый ударный гласный звук в слове, а повторяют за логопедом все слово.

При дифференциации гласных звуков дошкольники допускают ошибки на смешение этих звуков на слух. А процесс последовательного выделения звуков в слове для них долго оказывается недоступным. А ведь этот процесс лежит в основе овладения письменной речью.

Без целенаправленной коррекционной работы эти трудности будут сопровождать детей при овладении письмом. На начальном этапе обучения очень важно развить умение детей вслушиваться в звучание слова, научить узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки в слове.

И теперь уже слово, выступающее для детей как средство общения, становится предметом наблюдений и изучения. Чтобы работа по усвоению первоначальных навыков звукового анализа у дошкольников проходила более эффективно, мы применяем на занятиях наглядные дидактические пособия, изготовленные самостоятельно.

Площадь логопедического кабинета позволяет использовать этот материал в качестве оформления кабинета, в результате чего дети имеют возможность на каждом занятии закреплять свои знания и умения, опираясь на яркие, красочные пособия, вызывающие определенные ассоциации. Это “Звуко-буквенный город”, “Два братца”, “Чудо-дерево”, “Ушастик”, “Звуковые домики” и другие пособия.

Путешествуя по “Звуко-буквенному городу”, дети знакомятся с их жителями. Принцесса Гласа и её пажи - гласики поют разные песенки: А, О, У, И. Слова Гласа, гласики, красный цвет их одежды помогают детям быстро усвоить термин “гласный звук” и закрепить опознавательные признаки гласных звуков.

Живет в “Звуко-буквенном городе” также принцесса Согласа. Её пажи - согласики помогают различать твердые и мягкие согласные. Центральным “зданием” в городе является многоэтажный домик “Алфавит”. Запомнить буквы помогают весёлые картинки.

Любимая игра у домика-“Алфавита” - “Назови соседей буквы”. Она способствует не только закреплению изученных букв, но и формированию умения ориентироваться на плоскости. Построены в городе и разноцветные замки: сине-зелёный и красный.

В окна-карманы замков дети раскладывают картинки, названия которых начинаются с определенного гласного или согласного звука. Развивающую роль играет и крепостная стена города – мягкий коврик-трансформер, приклеенный к стенке. Собирая животных, рыб из частей, дети развивают зрительное восприятие, пространственные ориентировки, тренируют мелкую моторику пальцев рук, совершенствуют конструктивные навыки.

Дидактическое пособие “Два братца” также способствует дифференциации твердых и мягких согласных звуков. “Паровозик” помогает определять позицию звуков в слове. “Обезьянки” подсказывают, какой гласный звук спрятался в слове. В “Звуковые домики” дети размещают картинки с твердыми и мягкими согласными звуками, исключают лишнюю картинку. Пособие “Ушастик” контролирует последовательность действий при проведении звуко-буквенного анализа.

Только с опорой на наглядный дидактический материал, который способствует запоминанию терминов, их дифференциации, возможно более успешное и быстрое овладение первоначальными навыками грамоты у дошкольников с задержкой психического развития. А это, в свою очередь, способствует профилактике нарушений письменной речи.

Конспект занятия в средней коррекционной группе продемонстрирует эффективность использования вышеперечисленного дидактического материала.

Занятие в средней коррекционной группе по развитию фонематического восприятия на тему:

“Дифференциация гласных звуков а-о-у-и ”.

Цель:

  1. Закрепить умение различать звуки а-о-у-и по артикуляции и на слух в изолированной позиции, в слогах, в словах.
  2. Учить придумывать слова с начальными гласными звуками.
  3. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
  4. Отрабатывать слоговую структуру двух и трехсложных слов со стечением согласных.
  5. Развивать память, внимание, мыслительную деятельность.
  6. Воспитывать внимание к слову, любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Предметные картинки: аист, утка, осень, индюк, индеец, утюг, улитка, овощи, избушка, арбуз, автобус.
  2. Символы артикуляционного уклада гласных звуков. (Рисунок 2) .
  3. Сигнальные карточки.

Подробней на сайте festival.1september.ru

Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. — М.: Издательство

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании) , нарушения различных сторон речи.

Детям задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации (Е. М. Мастюкова, 1997) .

Часто на первом году жизни у детей этой категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладению речью.

Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

Так, у детей с задержкой психического развития позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет (Н. Ю. Борякова, 1983; Е. С. Слепович, 1978; и др.) .

В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки (Е. В. Мальцева, 1989) .

Многие исследователи отмечают недостаточною сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР (Г. Н. Рахмакова, Е. Ф. Соботович, 1984; Р. Д. Тригер, 1998; и др.) . Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования (А. А. Леонтьев, 1965; Н. Ю. Борякова, 1983 и др.) . Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски) , а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок (Е. В. Мальцева, 1990) .

из 66

Источник pedlib.ru

Виртуальный конференц-зал Ресурсного центра г.о. Новокуйбышевск | «Развитие диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития в условиях специально организованной деятельности»

Территориальная Интернет-конференция педагогов « Мир без границ»

«Развитие диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития в условиях специально организованной деятельности»

Дончук Лариса Георгиевна, учитель-дефектолог

ГБОУ ООШ № 11 г. Новокуйбышевска структурное подразделение

«Детский сад «Надежда»

Методисты и психологи все настойчивей подчеркивают значение дошкольного возраста для формирования человеческой личности.

В развитии же диалогической речи его роль является, безусловно, главенствующей.

Благодаря диалогической речи дошкольник овладевает умением вести диалог, умением слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами.

Работая с дошкольниками с задержкой психического развития (далее ЗПР) , мы видим не сформированность отдельных компонентов дилогической речи: дефицит мотивационного компонента, низкая познавательная активность, не сформированность этапа порождения речевого высказывания (нарушение связи слов в предложении, длительные паузы с поиском нужных слов, нарушение порядка слов) , грамматического строя речи, звукопроизношения. Вне специального внимания к речи дети с ЗПР малоактивны. Данное положение говорит о значимой роли в развитии у детей с ЗПР диалогической речи, для овладения ими предпосылок к успешному обучению в школе.

Разработанная нами система коррекционной помощи по развитию данной формы коммуникативной деятельности у детей с ЗПР составлена с учетом интеграции основных образовательных областей, что соответствует федеральным государственным требованиям. Особенностью данной системы является реализация целей образовательных областей «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» через разнообразие форм работы, включающих развитие диалогической речи у детей с ЗПР.

Так, в образовательной области «Познание» (разделы «Формирование элементарных математических представлений», «Сенсорное развитие») с целью развития диалога мы используем:

  • Игры с мячом:«Закончи предложение» (учитель-дефектолог, бросая ребенку мяч задает вопрос «За цифрой 5 стоит цифра. . . . Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч педагогу») ,«Мяч передавай - цифру (время года, день недели) называй», «Скажи наоборот» (ребенок подбирает слова антонимы к словам, которые называет учитель-дефектолог: высокий - низкий, широкий - узкий ) , «Мяч поймай цвет фрукта (форму, вкус) называй».
  • Дидактические игры - лото, домино, маршрутные (лабиринтные) , разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: яблоко - какой формы? Что бывает красным? Жираф высокий, а кто может быть низким.

Сначала дети овладевают правилами общения в играх: соблюдение очередности игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».

- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные в ходе специально организованной деятельности в групповой форме (активизация словаря, развитие грамматического строя речи, звуковой культуры речи и т.д.) ;

- дети ориентируются на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.

В образовательной области «Коммуникация» одним из средств развития диалога являются игры парами («Я знаю…», «Отгадай предмет, который я загадала», «Закончи предложение», «Съедобное - несъедобное» и др.) ,, в которых:

Так, в игре «Да или нет», «Угадай по звукам» дети по очереди отвечают на вопросы учителя-дефектолога («В слове мак первый звук н. Да или нет?», «Угадайте по звукам слово: с, о, б, а, к, а. ») . Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из игроков, «замыкая» детей друг на друга, организуя их речевое и игровое взаимодействие.

В разделе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» задача по развитию устной диалогической речи тесно взаимосвязана с реализацией других направлений коррекционной работы: обогащением и систематизацией словаря; развитием монологической речи; восполнением пробелов предшествующего развития и дальнейшим накоплением знаний; развитием речевых навыков (работа над словом, словосочетанием и предложением) .

Особое внимание, в данном случае, нами уделяется составлению рассказа на понравившуюся ребенку тему. Ребенку предварительно дается план рассказа, состоящий из 5 вопросов - заданий.

Предлагается рассказать о том, что находится на участке, чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой (летом и т.д.) . После этого ребенок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется. Второй вариант - один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает.

Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.

Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

В образовательной области «Художественная литература» (раздел «Развитие литературной речи») нами проводится работа по формированию навыка видения диалога через художественную литературу. С детьми проводится работа через передачу литературных текстов по ролям.

Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы как заученные литературные диалоги и как литературные диалоги в свободной передаче.

Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям) , в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

Чтение стихов по ролям

Чтение стихотворений по ролям позволяет детям с ЗПР освоить не только форму диалога, но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.

Игра-драматизация

диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.

Тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно игра-драматизация прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.

Игры-инсценировки - это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Режиссерские игры - разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем.

Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол) , дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Учитель-дефектолог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов.

Немаловажным является значимость данных видов игр в развитии высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение) , что позволяет в достаточной мере компенсировать недостатки не только в речевом, но и в психическом развитии.

Данное положение подтверждают результаты выпуска детей с ЗПР в школу (ПМПК) в конце 2011-2012 учебного года: 66,6% детей получили рекомендации обучения в общеобразовательной школе, 33,4 % - обучение по программе VII вида.

Таким образом, предлагаемая нами система коррекционно-педагогической помощи в развитии диалогической речи у дошкольников с проблемами в развитии позволяет эффективно осуществить коррекцию речевой и познавательной деятельности этих детей, подготовить их к обучению в школе. Использованная литература

  1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973.
  2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

Материал rcwebroom.rusedu.net

Другие статьи по теме:

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Развитие речи дошкольников по ушаковой

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Игры для развития речи дошкольников

    Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...

  • Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...

  • Книги по развитию речи дошкольников

    Грамматические игры по развитию речи дошкольников Автор: adminДата: 2013-08-25 Игра «»А что у вас? Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного п...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...

  • Развитие фонематических процессов у дошкольников

    Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНР Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНР Одной из основных задач л...

  • Программа развития речи дошкольников ушакова о с

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Формирование связной речи у дошкольников

    Использование нетрадиционных методов работы при формировании связной речи у дошкольников с ОНР Формы реализации: систематизация нетрадиционных методов и приемов, направленных на развитие навыков...