Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и практики дошкольного образования.

Игра – естественный для ребёнка вид деятельности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку удовлетворить свои потребности, выразить свои желания, ему открывается широкий простор для проявления активности, самодеятельности. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и моделируют, перестраивают её.

Сюжетно–ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребёнка на основе предметных игр, в известной степени самостоятельных. Её появление связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей. Основным мотивом игры в дошкольном возрасте является интерес ребёнка к деятельности взрослых, стремление приобщиться к ней, воспроизвести её особенности.

Для развития воображения и общения детей в процессе игровой деятельности можно использовать такие приемы развития творческой активности детей в игре как:

внесение новых атрибутов;

рассказ воспитателя перед началом игры;

совместная игра педагога с детьми;

поощрение детей к импровизации в игре (придумывание сюжета, введение оригинальных персонажей в традиционные игры, смена и совмещение ролей, изготовление атрибутов и костюмов) ;

стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, гибкому использованию игрового оборудования;

эмоциональное включение педагога в игру;

сюрпризные моменты (внесение в игру момента неожиданности, сказочности, таинственности)

Для развития игровых умений особое внимание следует уделять подбору и изготовлению игровых атрибутов, так как игровые атрибуты влияют на появление в игре детей новых сюжетов, помогают детям войти в роль и действовать в соответствии с характерами персонажей, способствуют дальнейшему развитию умения выдвигать игровые замыслы, согласовывать их со сверстниками, развивать сюжетосложение.

С целью дальнейшего развития сюжетосложения в игру необходимо вводить атрибуты явно не соответствующие теме игры. Данный игровой материал выступал в качестве пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, направляя замыслы детей. Для развития сюжетной линии детям можно предложить придумать рассказ о приключениях героев разыгрываемой игры, что обеспечивает появление новых коллизий, связанных с борьбой положительных и отрицательных героев. Таким образом, дополнительный игровой материал направляет развитие игрового замысла детей, побуждает высказывать предположения относительно дальнейшего развития сюжета. В случае затруднений педагог, выступая в роли помощника в реализации игровых замыслов должен направлять замыслы детей вопросами «Что было дальше? Что с ними случилось? » и др.

Известно, что сюжетно–ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя, основой их является детская самодеятельность. Для того, чтобы создать условия для развития умений совместно с партнерами по игре создавать игровую обстановку, распределять роли и действовать, в плане воспитательно-образовательной работы необходимо планировать следующие моменты: цель, предварительная работа, атрибуты, создание проблемной ситуации

Приложение 1

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Цель:

• Развивать интерес детей к книге, желание и умение находить ответы на свои вопросы; показать зависимость: лес — книга; чем больше книг производится, тем больше уничтожается лесных массивов, поэтому важная задача — беречь книги, журналы.

• Познакомить с использованием вторичного сырья (макулатуры) для изготовления книг; научить понимать значение труда людей, работающих в книжных мастерских (переплетчик, художник, реставратор) .

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку,

Атрибуты

• выставка книг;

• выпуск плакатов-«молний»: «Лес и человек», «Не разводи пожаров» и т. д. ;

• сбор макулатуры.

Создание проблемной ситуации:

• Книга порвалась — что делать?

• Первое посещение библиотеки (правила поведения) .

• Если все библиотеки закроются, что будет с нами?

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель:

• Провести экскурсии в царство царя Берендея.

Организовать совместную трудовую деятельность дошкольников.

• Провести литературные викторины.

Предварительная работа:

Атрибуты:

• маски зверей, птиц, насекомых;

• игрушечные звери и птицы;

• сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.

Создание проблемной ситуации:

Примечание. Роль учителя во всех ситуациях выполняет ребенок, который задает вопросы и выслушивает ответы.

• В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

• Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои пред-положения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

• В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед! » Чем может грозить его появление в лесу? • В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская для животных»

Цель:

• Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытье, стрижка шерсти) .

• Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т. п.) .

• Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?

Предварительная работа:

Атрибуты:

• контейнер с измельчителем мусора;

• специальный шампунь для животных;

• специальные расчески для собак;

• игрушка «Артемон-парикмахер»;

• Фотопроспект «Модели стрижки зверей».

Создание проблемной ситуации:

• В парикмахерскую приходит лохматая грязная собачка, которую из-за ее неопрятного вида никто не хочет взять к себе домой. (Парикмахер предлагает вымыть ее и постричь.)

• Открытие парикмахерской-салона «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий) .

• В парикмахерскую приходит экологическая милиция и говорит о необходимости утилизации мусора. (Дети предлагают варианты решения этой проблемы: пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные — в другие и т. п. Затем все это отвозится на завод и перерабатываетс

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Цель:

• Познакомить детей в процессе игры с новыми экологическими сказками, придумать собственные.

• Просмотр видеофильмов на экологическую тему (например «В долине папоротников»)

Предварительная работа:

Атрибуты:

• кукольный театр (игрушки, животные, теневой театр;

• костюмы для постановки экологических сказок;

• декорации к сказкам — деревья, цветы.

Создание проблемной ситуации:

• Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь)

• Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес) .

• Инсценировка экологических сказок

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель:

• Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.

• Познакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты.

• Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире (электронная почта) .

Предварительная работа: Атрибуты

• костюмы персонажей (голубь, собака, сова, слон, верблюд) ;

• посылки, бандероли, письма;

• шапка почтальона;

• сумка;

• почтовый ящик;

• телефонный аппарат;

• телеграфный аппарат.

Создание проблемной ситуации:

• Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

• Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки) ; используя географическую карту, предложить способы доставки.

• Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ИСТОРИЯ СЛОВА «ПОЧТА»

О точном происхождении слова «почта» ученые спорят до сих пор.

Скорее всего, слово появилось от латинского «mansio pozita», что означает «станция в пункте».

Много лет назад, когда не было машин и самолетов, для доставки писем использовали гонцов и лошадей, а менялись они на специально построенных станциях. Уставшие письмоносцы отдыхали, а бодрые ямщики и свежие лошади продолжали свой путь до места назначения.

В русском языке первое упоминание слова «почта» отмечено в 1666 г.

Теперь все знают, что «почта» - это, прежде всего, учреждение связи, ведающее пересылкой телеграмм, писем, периодических изданий, посылок.

Но в наше время - это еще и электронная, ускоренная почта, продажа печати и других товаров, прием различных платежей, посылочная торговля, рассылка рекламных материалов, перевозка грузов и многое другое.

У российской почты есть даже свой праздник –

День российской почты, ежегодно отмечаемый во второе воскресенье июля.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Почтовые марки часто называют визитными карточками страны. Благодаря этим крошечным картинкам, наклеенным на почтовую корреспонденцию, человек имеет уникальную возможность познакомиться с историей и культурой стран, расположенных в самых удаленных уголках земного шара.

Первая в мире почтовая марка - появилась 6 мая 1840 года. Придумал этот знак почтовое оплаты англичанин Роуленд Хилл.

На марке был отпечатан черной краской портрет королев стоила она 1 пенни. До этого на конверты просто ставился штамп, и письмо считалось оплаченным.

В конце XIX века на почтовых марках появились название или символ страны, портрет правителя, а также рисунки, посвященные важным событиям. Например, первым Олимпийским играм 1896 года.

В России была выпущена 1 января 1858 года. В центре почтовой марки был овал. В нем размещался государственный герб - двуглавый орел, под которым располагалась эмблема почтового ведомства - два скрещенных почтовых рожка.

Вначале марки были одноцветными, затем двухцветными, и, наконец, 50 лет назад стали разноцветными. Это дало возможность печатать любые рисунки. Можно напечатать марку с цветком, машиной, игрушкой, а можно и картину известного художника.

Большинство марок имеют зубчики, по ним марки легче оторвать одну от другой, но можно встретить марки и с ровными краями. А уж, каких только форм не печатают марки: и обычные - треугольные или прямоугольные, и в форме банана или кокоса, и даже в форме страны.

Если раньше марки делали только из бумаги, то сейчас марки иногда

вышивают на ткани, делают из пластика (объемные марки). А некоторые марки имеют ароматы фруктов, духов.

www.maam.ru

Развитие сюжетно-ролевой игры в раннем дошкольном возрасте.

В первом полугодии учебного года мы интенсивно формируем у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Мы включаем ребят в совместную игру или предлагаем сюжет в виде небольшого рассказа.

В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли) .

Перед нами стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционер, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совестное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом мы учитываем игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Мы в совместной с детьми игре должны показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Мы всячески поощряем детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда малыш играя начинает выполнять отдельные действия характерные для какого либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама, хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести еще один признак ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек) : «Предметы оперирования» (игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т. д.)

«Игрушки персонажи» (куклы, фигурки людей, животных) .

«Маркеры (знаки) игрового пространства» (игрушечная кухонная плита, дом- теремок) .

Игрушки- предметы оперирования для детей от 2-3 лет представляют собой прототипические имитации бытовых «орудий»- игрушечная посуда, утюг, молоток.

Привлекательны для детей и имитаторы транспорта - грузовики (деревянные и пластмассовые, в которых ребенок может нагружать кубики, усесться сам, коляски для кукол, конь на колесиках, тележки.

Все эти игрушки должны быть крупными и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры должны быть крупными и готовыми к использованию, (игрушечная мебель, соразмерная самому ребенку и большим куклам, (кроватка, стол, стулья, кухонная плита, шкафчики, ширма-домик теремок, автобус с рулем, в которых дети могут заходить и размещаться в нутрии,

Игрушки - персонажи занимают очень важное место, особенно куклы, (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т. д.) .

Полуфункциональные материалы. Это небольшое количество надувных моделей, которые маленький ребенок может свободно перемещать. Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и т. д.

При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относиться к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

www.maam.ru

Этапы развития сюжетно-ролевой игры

ГБОУ СОШ №4 п. г. т. Безенчукструктурное подразделение «детский сад «Ручеек»презентация на тему:этапы развития сюжетно-ролевой игры воспитатель: Семенова Н. В.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжет игры -- это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.) . Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры -- действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки.

Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.

Четвертый этап. Основное содержание игры - это отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная она определяется опытом детей.

Сюжетно-ролевые игры в разновозрастных группах.

Первая младшая группа

«Купание куклы»

«Катя заболела»

«Куклы на прогулке»

«Печем пирожки»

«Напоим Ваню чаем»

«Настя проснулась»

Вторая младшая группа

«Построим куклам дом»

«Больница»

«Парикмахерская»

«Автобус»

«Магазин»

«Покатаем куклу на машине»

«День рождения куклы Кати»

Средняя группа

«Семья»

«Больница»

«Строители»

«Моряки»

«Магазин»

«Парикмахерская»

«Шофер»

«Автобус»

Старшая группа

«Поликлиника»

«Семья»

«Библиотека»

«Железная дорога»

«Кафе»

«Строительство»

«Салон красоты»

«Аптека»

«Магазин»

Подготовительная к школе группа

«Больница»

«Скорая помощь»

«Ателье»

«Зоопарк»

«Детский сад»

«Магазин»

«Цирк»

«Швейное ателье»

«Библиотека»

«Дом, семья»

«Школа»

«Ветеринарная лечебница»

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-powerpoint_rhk6j.ppt | 516,5 Кб | Скачан: 295
www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для родителей « Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени проводят у телевизора, компьютера. Смотрят мультфильмы, разные передачи, взрослые фильмы.

По мнению многих психологов, ученых игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Существует огромное количество игр: дидактические, словесные, настольные, подвижные, театрализованные.

Сегодня мы с вами поговорим о сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Игра-отражение жизни.

Здесь все понарошку, как будто.

В сюжетно-ролевой игре есть сюжет и роли.

Значение сюжетно-ролевой игры на развитие детей очень велико.

1. В игре придумывается сюжет -значит развивается фантазия.

2. В игре ведутся диалоги между играющими- значит развивается речь.

3. Используются заместители предметов- развивается воображение.

4. Придумываются костюмы дети проявляют творчество.

5. В игре познается окружающий мир.

6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

7. развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам) .

Существует огромное количество сюжетно-ролевых игр.

Игры предлагаются детям в соответствии с возрастом и усложняются в каждой группе.

В средней группе предлагаются такие игры.

«Семья»

Мама готовит еду, кормит дочку и папу. Дочка заболела. Папа везет дочку с мамой в поликлинику. Или мама вызывает врача на дом.

Перед праздником мама с дочкой идет в парикмахеру. Мама покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей.

«Поликлиника»

Врач принимает больных. Мама приводит дочку к врачу. Врач спрашивает где болит, прослушивает, измеряет температуру.

Медсестра делает уколы. Врач приходит к больному на дом, осматривает больного, выписывает лекарства. Мама покупает лекарства в аптеке.

«Кукольный театр»

Показ детьми знакомой сказки в детском саду.

«Магазин»

В магазине продаются овощи, фрукты. Продавец взвешивает продукты. Покупатели вежливо разговаривают с продавцом.

«Магазин посуды»

«Транспорт, строительство»

Шоферы берут машину, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не наехать на людей, возят материал на строительство. Строители строят гаражи. Водители едут на разных машинах легковых, грузовых, такси, скорой помощи, пожарной машине.

Соблюдают правила дорожного движения. Ставят машины в гаражи. Пожарные едут на пожар.

Проанализировав анкеты, хочется похвалить вас, уважаемые родители. Многие из вас покупают детям настольные игры, конструкторы, настольные игры, мозаики. Все это развивает у детей усидчивость, внимание. Также много покупаете различных игрушек.

Но далеко не все родители обыгрывают их. Вот и получается, что дети катают машины взад- вперед., животные рычат друг на друга и дерутся. Дети получают мало информации, слабо отражают действительность.

Последний вопрос анкеты вы не связали с игрой. Если бы вы рассказали о своей работе, поиграли бы с ребенком. Как бы интересно могли бы играть дети!

А сейчас я предлагаю вам обыграть разные сюжеты. Для этого мы разделимся на 3 команды. Одна команда играетв семью, другаяв поликлинику,третьяв автобус. Дополнительные атрибуты выбираете сами.

На подготовку отводится 5 минут.

Какие трудности вы испытали при обыгрывании сюжетов?

-Было ли вам интересно?

-Можно ли научить детей играть при малом количестве игроков?

Сейчас мы это узнаем.

Приглашаю

Он играет роль шофера, а я беру на себя разные роли в процессе игры, например: другой шофер, полицейский, заправщик, продавец. (все роли обыгрываются)

-Сережа, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер, а я пассажир. (во время поездки -диалог)

-Давай мы как будто поехали на красный свет и полицейский нас остановил. Теперь я полицейский (диалог)

Можно в игру ввести еще один персонаж.

-давай рядом с твоей машиной проехал грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась.

Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог мне ее отремонтировать. Поехали дальше -я пассажир (диалог) . Подъезжаем к заправочной станции -я бензозаправщик (диалог) . И т. д.

Играя с ребенком, не нужно большое количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание от ролевого взаимодействия. Если во время игры нужна другая машина, можно сделать ее быстро из другого стула, а шланг бензозаправщика из скакалки.

-Какие заместители можно использовать, если нужен:

Трос, блюдце, расческа, продукты, деньги, дом?

-Вспомните в какие игры вы играли в детстве?

Итак, можно сделать вывод.

-Нужно играть с детьми, принимать активное участие в играх, обыгрывать новые игрушки.

-Было ли вам интересно на собрании?

-Чему вы научились?

-Мы благодарим вас за сотрудничество и надеемся, что все у нас получится. До новых встреч! Спасибо!

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольное детство– это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сенситивный период развития.

Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии.

Речевые недостатки детей это: грамматически неправильное построение фразы.

Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.

В детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.

Игра– это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате, а в самом процессе. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно – ролевая игра– это основной вид игры детей дошкольного возраста.

Отличительная особенность сюжетно – ролевой игры.

Сюжетно – ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер.

Основные черты сюжетно – ролевой игры:

• Эмоциональная насыщенность и увлечённость детей;

• Самостоятельность;

• Активность;

• Творчество.

Главной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается

Структурные компоненты сюжетно – ролевой игры.

Сюжет игры– эта та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Условно сюжеты делятся:

• Производственные, отражающие профессиональный труд (больница, магазин, парикмахерская и т. д.) .

• Общественные (игры в празднование дня города, полёт на Луну, празднование дня рождения и т. д.) .

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Игра ребёнка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений. Воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Сюжетно – ролевую игру нужно планировать по следующему алгоритму:

1. Выбор темы. Выбор игры, которую я включаю в коллективную деятельность, определяется конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

3. Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребёнку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.

4. Распределение ролей.

5. Начало игры. Важно позаботиться о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

6. Сохранение игровой ситуации. Воспитатель должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре6 не разрушать воображаемую ситуацию; обыгрывать любое дело детского коллектива4 меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.

7. Завершение игры. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.

Структура и содержание сюжетно – ролевых игр в средней группе более доступны и знакомы детям, близко по смыслу и содержанию. Они связаны с повседневными событиями, которые хорошо известны детям: «Строитель», «Семья», «Угощение», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад».

Сюжетно – ролевая игра осуществляется в два этапа.

1-й этап– подготовительная работа к сюжетно – ролевой игре;

2-й этап– непосредственно сама сюжетно – ролевая игра.

Подготовительная работа занимает от двух до трёх недель в зависимости от цели и содержания игры, и осуществляется по определённой схеме: экскурсии, беседы, чтение художественных произведений, пересказ рассказа или сказки, составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа из личного опыта, дидактические игры, разыгрывание игровых обучающих ситуаций.

Параллельно с подготовкой к игре создаются условия для её реализации. Это различные части декораций для обозначения того или иного места действия, элементы одежды, придающие достоверность ситуации, игрушки, игрушки – заместители.

Большая часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая её тематику, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам. Мобильность предметно- игровой среды позволяет детям её трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. Учитывая специфику речевого развития детей группы, я использую метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей.

Один раз в неделю совместная деятельность с детьми посвящена сюжетосложению (игры – придумывания) . Они занимают не более 10 -15минут, и участвуют в них двое – трое детей. Работа организуется в следующей последовательности:

1. Преобразование сказки.

3. Построение нового сюжета с ролевым взаимодействием в процессе «Телефонных разговоров».

4. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Так же используется метод косвенного воздействия на игру детей. Роль воспитателя заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.

Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно – ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Формирование сюжетно- ролевой игры в младшем дошкольном возрасте»

«У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать

игрой всю его жизнь»

А. С. Макаренко

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования одной из задач образовательной области «Социализация» является развитие игровой деятельности детей.

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.

Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.

Развитие детей четвертого года жизни наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием развивающих образовательных ситуаций.

Путь развития игры –это совместная игра воспитателя с ребенком, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии дошкольников с игрушками, предметами-заместителями, взаимодействии со сверстниками, и воспитание доброго отношения детей друг к другу.

Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрируетсясо всеми образовательными областями, поскольку является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности, методом воспитания и развития младших дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.

Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни. Для того, чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов – от непосредственного ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные

на партнера – игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Программа «Детство» ставит следующие задачи по формированию сюжетной игры:

- Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;

- Помогать открывать новые возможности игрового отражения мира;

- Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Структура сюжетов в основном это однотемные, двухперсонажные сюжеты с взаимодополнительными ролями, где очевидна их смысловая и функциональная связь (например: доктор – больной, продавец – покупатель, шофер – пассажир и т.п. )

В своей работе по воспитанию детей учитываю их гендерные особенности. В настоящее время особенно остро встает вопрос о своевременном и полноценном развитии мальчиков и девочек в игровой деятельности, принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций. Обращала внимание:

- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;

- на достаточность и полноту материала для игр в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

- на наличие атрибутики маркеров игрового пространства для игр –

« путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проигрывать мужскую модель поведения.

Материалы и оборудования, которыми пользуются мальчики и девочки в нашей группе ( мягкие игрушки, настольно – печатные игры, книги, предметы – заместители и т. п.) располагаются в нашей группе по договоренности.

В своей работе учитывала и тот факт, что девочки и мальчики

3- 4 лет не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу, без опоры на ролевые атрибуты. В этом возрасте девочки предпочитают игровые сюжеты на социально- бытовую тему: « Дочки – матери», « Доктор», « Магазин». Мальчики выбирают для игр мужские взаимоотношения – « Корабль», « Автобус», роль отца, дедушки в игре « Семья» и т.д

С девочками мы обсуждаем расстановку мебели в игровом уголке и договариваемся с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т. п.

С мальчиками обсуждаем расположение крупного конструктора, игрушечного автопарка.

В начале учебного года составила перспективный планпо руководству сюжетно- ролевыми играми во второй младшей группе на год. ( Приложение)

Организация предметно – игровой среды.

Игра детей во многом зависит от организации предметно – игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Поэтому к этому вопросу подходила достаточно серьезно. Для обозначения условного игрового пространства в нашей группе имеется пара складных деревянных рам, которые легко превратить в контуры «автобуса» , « парохода», « самолета» (в зависимости от желания детей ) ,

2 ширмы , которыми можно отгородить « больницу», « теремок» и т.п. Кроме разнообразных сюжетных игрушек ( кукол, зверюшек, посуды, рулей на подставках, тематических наборов для игры в « больницу», «магазин», « парикмахерскую» и т. п. ) есть различные предметы – заместители, которыми восполняются недостающие сюжетные игрушки ( детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов и размеров, брусочки, палочки, веревочки) . Также дети располагают мелкими игрушками для индивидуальной и совместной сюжетной режиссерской игры ( там, где они не берут непосредственно на себя игровые роли, а разыгрывают сюжет с игрушечными персонажами, действуя и разговаривая за них) – это мобильные тематические наборы (сказочные и « семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобильчики) , которые ребенок может взять в любое удобное место.

Удачно построенная развивающая среда помогла мне провестибеседы,игровые обучающие ситуацииотдельно для девочек: « В гостях у куклы», « Юная хозяюшка» и др., отдельно для мальчиков: « Храбрый солдат», « Твой защитник, мама», « Давай поможем девочкам». А также совместно:

  1. Беседы « Моя семья», « Волшебные слова» и т.д.

  2. Рассматривание фотоальбома « Наша дружная семья»

  3. Рассматривание иллюстраций на различные сюжетные темы

  4. Совместные настольные игры: « Профессии» « Кому что нужно для работы» и др.

  5. Игры – инсценировки по мотивам стихотворений Б. Заходера

« Шофер», « Строители» , А. Барто « Грузовик»

  1. Театрализованные игры « Путешествие на поезде»

  2. Экскурсии по детскому саду: в прачечную, на кухню, в мед. кабинет

  3. Наблюдения за трудовыми действиями взрослых.

  4. Чтение художественной литературы.

Также в своей работе использую прием, способствующий развитию у детей умений называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог- это совместная игра с небольшой подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия. Это очень простые сказки – « Репка», « Теремок», и чуть более сложные – « Колобок», « Волк и козлята», « Три поросенка» и т.п.

В таких играх я беру на себя роль первого появляющегося в сказке или основного персонажа (например мышки-норушки, колобка, волка) и последовательно вовлекаю детей в игру, развертывая ролевое взаимодействие поочередно с каждым ( с лягушкой-квакушкой, ежиком и т.д. в «Теремке»; с зайцем, медведем и т.д. в « Колобке» ) . Игры по сказочным сюжетам я в основном провожу на прогулке. Пространство « теремка», « домиков» поросят может быть обозначено чертой на земле, скамейками. Для таких игр я не использую ( оно и не нужны) игрушки и ролевые атрибуты, обозначаю роли словесно.

Большую помощь для создания развивающей среды в группе оказали родители. Это – приобретение игрушек, изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр, шитьё различных элементов костюмов для уголка ряженья как для девочек, так и для мальчик

Для повышения педагогических знаний родителей провела:

* консультации: « Сюжетно – ролевая игра», « Игра дошкольников в условиях семейного воспитания», « Воспитание активности в творческих играх»

*анкетирование: « Игры и игрушки детей», « Как и во что играют дети дома».

В январе 2013г. проведена экспресс- диагностика игровой деятельности детей во второй младшей группе. Ведущим методом экспресс- диагностики является наблюдение и использование диагностических ситуаций. Наблюдение осуществлялось за самостоятельными играми детей.

Результаты наблюдения за поведением ребенка фиксировала при помощи диагностической карты, которая дана в методическом пособии «Социализация. Игра» авторы О. В. Акулова, О. В. Солнцева к примерной основной общеобразовательной программе «Детство».

По итогам диагностики:

Большинство детей отражают в играх разные сюжеты, используют в игре предметы- заместители, участвуют в ролевом диалоге со сверстниками, называют свою игровую роль и игровые действия.

Но не всегда дети ещё умеют договариваться со сверстником о совместных действиях, бывают конфликты из-за игрушек.

Подробней на сайте nsportal.ru

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, Игровая деятельность дошкольника - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студентов

Функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны

Игровые действия

Действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними

Предметы-заместители

Полифункциональные неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого конкретного действия

Игровое правило

Определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок

Воображаемая ситуация

Перенос значения с одного предмета на другой

Сюжет

Сфера действительности, которую дети отражают в игре

Содержание

игры

То, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемое в игре

Роль – функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны. Ребенок берет на себя определенную роль лишь при условии, что сфера действительности, отображаемая в сюжете игры, является знакомой для него и вызывает положительное эмоциональное отношение.

Игровые действия – это действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними. Соподчинение и согласование игровых действий определяются ролью и реальными отношениями, возникающими между детьми в процессе игры.

Предметы-заместители – это полифункциональные неоформленные предметы, не предполагающие выполнение с ними никакого конкретного действия. Возможности переноса значения с одного предмета на другой обусловлены способами показа действия: заместить можно только тот предмет, с которым можно выполнить хотя бы внешний рисунок действия.

Правило в игре – это определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок. Правило в игре часто вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка, который учится подчиняться правилу и отказываться от мимолетных желаний.

По мере развития ребенка устойчивость в подчинении правилу постепенно повышается. Воображаемая ситуация заключается в переносе значения с одного предмета на другой. Появление воображаемой игровой ситуации происходит в результате включения в игровые действия тех предметов и операций, которые обычно осуществляются в других условиях и по отношению к другим предметам.

Сюжет – это та сфера действительности, которую дети отражают в игре. Игровые сюжеты очень разнообразны и в целом определяют разделение игр на три группы: игры с сюжетами на бытовые темы (в семью, парикмахерскую и т.д.) ; игры с производственными сюжетами (строительные, сельскохозяйственные и т.п.) ; игры с общественно-политическими сюжетами (игры в войну) . Развитие сюжетов происходит по пути отражения все новых сфер действительности и увеличения разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

Практический пример

В старшей группе детского сада одна игровая ситуация плавно переходит в другую, которая связана с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" проходит таким образом: первоначально все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает огород, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "бабочек", затем все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и т.д.

Содержание игры – это то, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемой в игровой ситуации. Развитие содержания детских игр происходит по мере более глубокого проникновения ребенка в жизнь окружающих его взрослых людей. От игр, в которых главным компонентом является предметная деятельность людей, осуществляется переход к играм, отражающим взаимоотношения между людьми, а также к играм, в которых основным содержанием является подчинение правилам поведения и общественным отношениям между людьми.

На протяжении дошкольного возраста происходит развитие игровой деятельности, изменяются все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры (рис. 8.1) . Среди основных линий развития игры выделяют следующие:

а) изменение численности групп играющих детей: от меньшего числа участников одной и той же игры к большему;

б) изменение устойчивости детских игровых отношений: от неустойчивых групп играющих детей ко все более устойчивым;

в) изменение характеристик сюжета: от совокупности не связанных между собой эпизодов к поэтапно разворачивающемуся сюжету и переход от обыгрывания личной жизни и ближайшего окружения к событиям в обществе; от выполнения конкретных ролевых действий к ролям-образам, в которых используются разнообразные средства изображения: речь, действия, мимика и пантомимика, соответствующее роли отношение.

Д. Б. Эльконин отмечал также следующие направления в развитии игровой деятельности:

• изменение содержания игр: в младшем дошкольном возрасте игры часто носят процессуальный характер, типичный для процессуальных игр детей раннего возраста – смысл игры в них заключается в самом процессе действия, а не в том результате, к которому это действие должно привести. В среднем дошкольном возрасте роли имеют в играх главное значение и интерес игры для детей заключается в выполнении той или другой роли; в старшем возрасте детей интересует не просто та или другая роль, но и то, насколько хорошо она выполняется, повышается требовательность к правдивости и убедительности выполнения роли;

Рис. 8.1. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

• изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими;

• переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованы и их взаимодействие организовано на основе взятых на себя ролей;

• изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием замысла независимо от игрушек;

• изменение характера роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется;

• развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства;

• сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации;

• развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла;

• появление в старшем возрасте плана хотя бы схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры;

• усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует интенсивному развитию когнитивной и личностной сферы ребенка и отвечает его основному мотиву – стремлению войти в мир взрослого человека, который является предметом игры как носитель определенных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми. Сюжетно-ролевая игра включает в себя такие компоненты, как роль, игровые действия, предметы-заместители, правило, воображаемую ситуацию, сюжет и содержание, в которых но мере развития ребенка происходят существенные изменения.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Читать далее studme.org

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Роль среды в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль предметно-развивающей среды в ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста Роль предметно- развивающей среды ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста В дошкольном образов...

  • Самообразование сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...

  • Методы речевого развития детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов дея...