Развитие способностей в дошкольном возрасте психология

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок с врожденными способностями к музыке научится играть на арфе. Просто так научится, сам по себе. Так не бывает. Чем больше взрослые вложат в воспитание и развитие наших детей, тем больших результатов удастся добиться в будущем. Развитие творческих способностей детей — задача нелегкая, требующая огромного количества времени и усилий. Но когда мы воочию увидим плоды своего труда (а именно результаты продуктивной деятельности ребенка, нашей гордости не будет предела. Творческое развитие детей — ежедневный труд .

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Способности — это определенные качества, умения и навыки, которые отличают одного человека от другого. Фактически это индивидуальность человека. Дискуссионным остается вопрос о наследовании некоторых творческих способностей. Неоспоримо лишь то, что определенные физиологические особенности человеческого мозга обусловливают их наличие или отсутствие. Изначально в ребенке заложены некие антропометрические данные, которые будут способствовать дальнейшему развитию творческого потенциала. У баскетболистов это рост, у пианистов — длинные и тонкие пальцы, у атлетов — специфическое телосложение, которое принято называть атлетическим. Психоэмоциональные качества тоже имеют важное значение. Это и темперамент, и особенности памяти, внимание и многое другое. Совокупность таких врожденных данных — это задатки. То, что дано изначально, от природы.

Для формирования творческих способностей детей необходимы некоторые факторы:

• наличие задатков;

• общее эстетическое воспитание;

• здоровое соперничество;

• возможность развиваться в том виде деятельности, к которому есть интерес.

От того, как часто ребёнок будет пользоваться своими способностями, напрямую зависит, каких ему удастся достичь успехов. Одни дети не без помощи и общего руководства взрослых развивают свой творческий потенциал, другие могут так никогда и не узнать об их наличии. Таким образом, гениальность — это «способности + годы тренировок».

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Развитие творческих способностей тесно связано с уровнем развития интеллекта, в частности мышления, воображения. Моделирование формирует логическое мышление. Дошкольный возраст – сенситивный период формирования всех познавательных процессов и, соответственно, мышления и творческого воображения.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать. Ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравиться не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться дошкольном возрасте, формируется познания действительности - наглядно-образное мышление, восприятие, образную память, воображение, т. е в создание образного фундамента интеллекта. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И мы взрослые поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различноевиды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для бедующей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно и независимо, чем у взрослого, и его нужно развивать от этого будет зависеть творческий потенциал взрослого человека

Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению различных детских деятельностей, имеющих творческий характер, благоприятствует их развитию. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления и интеллектуальных способностей.

Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для формирования творческих способностей у детей. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно- эмоциональную сферу ребенка и, в конечном счете, способствует формированию эвристической структуры личности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Хочу представить кружки, которые проводят педагоги в нашем детском саду:

Художественное конструирование из бумаги для детей дошкольного возраста 3-4 лет в кружке:

«Волшебный квиллинг».

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Идёт развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление

«Пластилиновое чудо» для детей 4- 5 лет.

Программа предполагает развитие изобразительных способностей детей на основе нетрадиционной техники рисования – пластилинографии.

Идёт развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей детей, художественного вкуса, фантазии, воспитание у детей 4 - 5 лет интереса к изобразительной деятельности, желания работать в коллективе.

«Журавушка»

развитие конструктивных способностей детей по работе с бумагой в технике оригами и бумагопластике.

Развитие творческих способностей детей, развитие мелкой моторики, развитие художественно эстетического вкус, развитие конструктивного мышления.

www.maam.ru

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал

Главная » Файлы » База рефератов » ПсихологияРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Гость, для того чтобы скачать БЕСПЛАТНО ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ РЕФЕРАТА, Вам нужно кликнуть по любой ссылке после слова оплачиваемая реклама. 25 Май 2013, 14:32

по теме: «Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте»

Выполнила

Проблема творчества и творческих способностей в

современной педагогике и психологии

1.1 Понятие творчество и творческие способности…………………………5

1.2 Компоненты творческих способностей………………………………….7

1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих

способностей.…..……………………………………………………...…10

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей….…..12

2.2 Развитие качеств творческого мышления……………………………...15

2.3 Развитие творческого воображения……………………………………17

Заключение……………………………………………………………….…24

Список литературы………………………………………………………..35

ВВЕДЕНИЕ

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей.

Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти вовсех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изу­чение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко­торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите­лей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

- Определение основных направлений н педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.

- Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей.

- Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогиче­ского опыта.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования.

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.

2. Диагностика творческих способностей детей.

3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче­ских способностей детей.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматри­вается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные твор­ческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей.

Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по раз­витию творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются ре­зультаты диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных уч­реждениях.

1. Проблема творчества и творческих способностей

в современной педагогике и психологии

1.1 Понятия творчество и творческие способности

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творче­ство", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель­ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но­вое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

1.2 Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление /6, 436/.

Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­ции из элемен­тов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество) .

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще­принятыми) .

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за­конченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и му­зыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно­шении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ного замысла.

Кандидаты психологических наук В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос­новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории /12, 54-55/.

1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно созда­вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос­питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго­ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком­понентов творческого по­тенциала человека составляют следующие способно­сти /9/.

1. Способность рисковать.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав­ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на раз­личие подхо­дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития

творческих способностей.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки отполутора до пяти лет. Также сущест

***** Скачайте бесплатно полную версию реферата !!! *****Категория: Психология | Добавил: LerkaПросмотров: 47 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Жаловаться на материалВсего комментариев: 0

Материал uchi.ucoz.ru
Следующая

Условия развития способностей в дошкольном возрасте

Главная задача дошкольного учреждения, педагогов, психолога и родителей - создать благоприятные условия для проявления и развития способностей детей, для их всестороннего гармоничного развития, позаботиться о возм ность дальнейшего выбора - осмысленной и виваженог.

Необходимо также помочь родителям осознать свою повышенную ответственность за формирование неординарной личности, объяснить им особенности проявлений способностей их ребенка, возможные проблемы и осложнения днення в ее развитии, подсказать, на что стоит обратить внимание, как изменить стиль общения с не.

В воспитании одаренных детей родители часто допускают типичных ошибок:

- обременяют их занятиями музыкой, танцами, рисованием и т.д. за счет игр и прогулок;

- воспринимают способности сына или дочери как средство реализации собственных предпочтений и нереализованных стремлений и требуют от ребенка большего, чем она способна воспринять, сделать;

- выдвигают не всегда достоверны гипотезы: скажем, считают, что социально-коммуникативные возможности умственно одаренного ребенка такие же высокие, как и интеллектуальные;

- отводят ребенку привилегированное положение в семье, что негативно сказывается и на ней самой, и на ее братьях и сестрах;

- привлекают малыша к решению семейных проблем, для которых дети еще не созрели, чем наносят вред их эмоциональному развитию;

- покупают много интеллектуальных игр, игнорируя спортивные орудия, необходимость физкультурных занятий;

- не всегда находят правильный подход к ребенку, ставят к ней требования, как к взрослой, не умеют достичь взаимопонимания, установить истинные, товарищеские отношения

Психолог дошкольного учреждения должен организовать педагогическое просвещение родителей на семинарах, \"круглых столах\", тренингах с целью выработки правильного стиля общения, стратегии и тактики воспитания де плетеньння дитини.

Весомым является помощь практического психолога педагогам в правильном развитию способностей своих воспитанников Он доказывает, что не следует делить детей на \"математиков\" и \"художников\", \"умных\" и \"глупых\", оски олько эти характеристики очень неустойчивые, временные, - все зависит от развивающей работы, проводимой с ребенкомвальної роботи, яка проводиться з дитиною.

Среди основных направлений деятельности психолога с целью создания условий для стимулирования способностей у детей выделяют:

- разработка вместе с воспитателями индивидуальных программ развития детей, проявляющих способности;

- консультирование воспитателей по организации работы с одаренными детьми, отбора задач, упражнений и игр;

- содействие организации работы кружков по интересам (музыкальные, художественные, танцевальные, по развитию логического мышления, компьютерные, по изучению иностранных языков и т.д.) ;

- обеспечение оборудованием в групповых комнатах уголков деятельности по предпочтениям (центров) ;

- упроваджування элементов теории решения изобретательских задач для активизации мыслительной деятельности и творческих возможностей дошкольников;

- привлечение умственно одаренных детей к специальных занятий для развития у них коммуникабельности и снятия тревожности, страхов, предотвращения неврозам;

- создание условий для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;

- обеспечение гибкого режима дня для профилактики психологического дискомфорта, осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, учета интересов семьи;

- систематическое проведение наблюдения в группах, анализ результатов деятельности детей с целью выявления их интересов и склонностей

Для эффективной реализации способностей детей взрослые должны создать благоприятные условия в семье и дошкольном учреждении, заверить ребенка в ее способностях и даровании Скепсис или чрезмерное увлечение де тячимы способностями тормозят \"ее от трудолюбия, самостоятельности, стремление к саморазвитию, познавательной активности и других психологических качеств зависят потенциальные возможности ребенка в будущейутньому.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Ссылка на источник uchebnikionline.com

В дошкольном возрасте происходит интенсивное накапливание физических и духовных сил. Малыш быстро растет, динамично развивается весь его организм, усложняются процессы высшей нервной деятельности.

Ребенок становится более чувствительным к сигналам окружающего мира, проявляет способность их анализировать и синтезировать. Знания и впечатления от пережитых событий активно аккумулируются в его памяти. А по мере взросления объекты внешнего мира все больше привлекают кроху, заставляют его задавать вопросы и искать объяснения, будоражат воображение и фантазию.

Движущие силы развития психики дошкольника

Как правило, на развитие дошкольника влияют противоречия, возникающие с появлением целого ряда новых потребностей, основные из которых:

  • общение;
  • внешние впечатления;
  • двигательная активность.

Благодаря общению с другими людьми и увеличению двигательной активности малыш дошкольного возраста открывает для себя новые возможности овладения теми или иными знаниями и умениями. Таким образом социальный опыт приходит к нему не пассивным путем, а в форме инициативного восприятия.

Новые впечатления способствуют развитию познавательных способностей. Постижение реального мира не только вызывает позитивные эмоции у малыша, но и развивает любопытство.

У старших дошкольников необходимость постигать развита настолько, что начинает проявляться интерес к приобретению новых знаний в процессе обучения. Еще совсем немного – и эта потребность будет удовлетворяться в школе.

Основные социальные потребности дошкольников отличаются тем, что каждая из них в конце концов обретает самостоятельность.

В этот период стоит обратить особое внимание на психологические проблемы детей дошкольного возраста, которые способны затормозить развитие:

  1. Эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, тревожность, страхи) .
  2. Недостаточное интеллектуальное развитие (нарушение внимания, сложности в понимании предлагаемого учебного материала) .
  3. Поведенческие проблемы (откровенная дерзость, вранье, враждебность) .
  4. Неврологическое проблемы (расстройство сна, быстрая утомляемость) .
  5. Проблемы общения (обособленность, чрезмерная обидчивость, необоснованное притязание на лидерство) .

Все перечисленные проблемы нуждаются в тщательном анализе и поиске способов их устранения.

Общая характеристика психологии дошкольников

Дошкольный возраст – это тернистый путь, который начинается с отделения себя от взрослых и заканчивается открытием собственной внутренней жизни, напрямую связанной с внешней деятельностью.

Младший дошкольный возраст

Малыши трех-четырех лет познают самоутверждение. В их лексиконе все чаще звучит «Я сам!», «Я знаю!». Нередко это оборачивается нарциссизмом: ребенок без конца расхваливает себя и свои поступки.

В младший дошкольный период активно развивается правое полушарие мозга, благодаря чему усложняется детское восприятие (зрительное, слуховое, осязательное) , формирующее целостную картину мира. Важно, чтобы родители уделяли должное внимание созданию условий для получения ребенком полноценной сенсорной информации из окружающего мира посредством различных модальностей (прохладный – горячий, гладкий - шершавый) .

Кроме этого развиваются участки головного мозга, ответственные за крупную и мелкую моторику малыша. Бег, прыжки, хождение по узкому мостику, пальчиковая гимнастика – все это поможет усовершенствовать управление разнообразными движениями, что поспособствует развитию речи и умению регулировать тонкие внутренние состояния (например, эмоции) .

Внимание и память у младшего дошкольника имеют непроизвольный характер: привлекают и запоминаются яркие, эмоциональные события. К трем годам, как правило, завершается активное формирование речи, словарный запас малыша насчитывает порядка тысячи слов, большинство из которых – существительные и глаголы.

Психологические особенности детей дошкольного возраста 3-4 лет включают в себя и переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Малыш все еще сравнивает и анализирует при помощи действий с предметами, однако уже начинает решать кое-какие задачи, опираясь на зрительное восприятие сложившегося положения.

Старший дошкольный возраст

Психология дошкольника 5-6 лет имеет целый ряд особенностей. У малыша в этом возрасте гармонизируются отношения со взрослыми, и он очень нуждается в родительской любви и нежности. Этот возраст – время формирования способности привязываться и любить другого человека.

С ровесникам старший дошкольник умеет налаживать отношения, понимает разницу между лидером и подчиненными в своем детском кругу, способен играть по установленным правилам. Взрослый воспринимается им как учитель и наставник.

В этот период активно развиваются способности к практическому мышлению и творчеству. Кроха начинает понимать музыку, поет и танцует. Внимание и память постепенно теряют черты непроизвольности, что проявляется и в действиях – у малыша начинается становление собственной воли.

Психологические особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет проявляются еще и в характеристиках мышления:

  1. Эгоцентризм – маленький человек способен оценивать ситуацию исключительно со своей точки зрения, посмотреть на что-либо «чужими глазами» он не может;
  2. Синкретизм – из целого малыш выделяет отдельные детали, однако связать их друг с другом и соединить в целое у него не получается;
  3. Анимизм – кроха склонен проецировать свое «Я» на окружающие вещи, благодаря чему движущиеся предметы (автомобиль, ручей, облако) для него живые.

Пяти-шестилетний дошкольник способен вступать в диалог с другими людьми, он уверенно оперирует конкретными понятиями, его словарный запас содержит около 3 тысяч слов.

У старших дошкольников начинает формироваться совесть и чувство вины, складываются элементарные морально-этические понятия, проявляется инициативность и целеустремленность. К окончанию дошкольного периода большинство малышей выявляют желание учиться и идти в школу.

Впервые у крохи возникают попытки осмыслить закономерности взаимоотношений, формируется цельное мировоззрение. Характерной особенностью является то, что многие дети в этом возрасте уверены: окружающий мир и природные явления – это результат человеческой деятельности.

Эмоционально малыш становится более устойчивым. В интеллектуальном отношении - кроха способен концентрировать внимание, воспринимает информацию на слух, владеет координацией в пространстве.

Все чаще малыш действует не импульсивно, а обдуманно, у него появляется чувство долга. Происходит становление произвольного поведения – ребенок старается контролировать себя и свои действия.

Старшим дошкольникам становится интересно искать что-то забавное в небылицах, в их рисунках появляются изображения смешных движений. Чем малыш старше, тем больше его привлекает комизм ситуации. Смех может вызвать как необычная расцветка или форма предмета, так и описание нравственных пороков (алчность, лень, трусливость, бахвальство) . Старшие дошкольники любят шалости и шуточные игры.

Зачастую в этот период ребенок теряет детскую непосредственность. При этом он может начать паясничать и манерничать; старается не показывать, когда ему плохо; огорчается, если его незаслуженно хвалят за скверно выполненную работу.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста

В дошкольном возрасте происходит фактическое становление личности. Появляется предвосхищение последствий поведения и самооценка, усложняются переживания, эмоционально-потребностная сфера насыщается новыми мотивациями и чувствами.

Эмоциональная сфера

Для детей старше 4-х лет, как правило, характерна уравновешенность. Аффективные вспышки и необоснованные конфликты остаются в младшем возрасте.

Такой относительно устойчивый эмоциональный фон объясняется динамикой представлений малыша, появление которых позволяет отвлечься от непосредственно сложившейся ситуации. Не связанные с обстановкой переживания, возникающие у ребенка, помогают не так драматично воспринимать сиюминутные затруднения и предавать им не такое серьезное значение, как это было раньше.

Психологические особенности малышей дошкольного возраста отличаются и переменами в структуре эмоциональных процессов. Переживания крохи становятся глубже и несколько сложнее. С расширением круга эмоций изменяется и содержание аффектов.

Очень важно, что маленький человек познает сочувствие, начинает понимать, что такое сопереживать другому.

Мотивационная сфера

Одним из основных личностных механизмов, которые формируются в этом возрасте, является соподчинение мотивов. Это изменение в сфере мотиваций проявляется у младших дошкольников, а затем последовательно развивается.

Мотивы ребенка дошкольного возраста имеют различную ценность и силу. Появляются и новшества: мотивы достижение успеха и мотивы, связанные с нормами морали. Этот период отличается созданием индивидуальной мотивационной системы крохи.

Самосознание

К окончанию дошкольного возраста формируется самосознание. Это происходит благодаря развитию интеллекта и личности малыша. Самосознание – главное новообразование дошкольника.

Сначала ребенок учится оценивать действия других, после чего дает оценку своим поступкам, моральным качествам и способностям.

В этот период происходит половая идентификация: малыш осознает, что он мальчик или девочка. На основе этого меняется и стиль поведения ребенка.

Приходит осознание времени и себя во времени. К окончанию дошкольного периода ребенок может вспомнить моменты из прошлого и представить себя в будущем.

Значимую роль в формировании самосознания ребенка играет его самооценка. Самопознание малыша основывается главным образом на отношении к нему папы и мамы, с которыми он себя идентифицирует и на которых ориентируется.

Важно, чтобы родители поддерживали детскую активность, иначе у малыша может сложиться неадекватная самооценка, искаженный образ. Кроха, имеющий высокую самооценку, склонен ставить перед собой возвышенные цели, которых чаще всего добивается.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

В период дошкольного детства социальное положение, основанное на совместной деятельности малыша со взрослыми, изменяется. Кроха отделяется от взрослых, формируя собственную ситуацию, в которой стремится к самостоятельности.

Однако малыш еще не может принять полноценное участие во взрослой жизни, поэтому ему необходима особая форма существования в мире взрослых. Такой формой становится сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность для дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра предполагает следующие условия:

  1. Кроха берет на себя роль взрослого.
  2. Малыш придумывает ситуацию, замещая реальные предметы окружающего мира игрушками.
  3. Характер действий остается игровым, так как ребенок хоть и подражает, но полноценно работать так, как взрослый, еще не может.

В сюжетно-ролевой игре малыш воссоздает общую картину человеческого труда и способов людских взаимоотношений в реальной жизни. Он может представить себя доктором, парикмахером, кем-то из родителей. А это значительно развивает воображение, мышление, способность фантазировать.

В игре кроха старается как можно лучше проявить себя, применяет свой собственный опыт, максимально использует знания и умения. Зачастую родители ругают своего отпрыска за то, что он пригласил гурьбу друзей и устроил в квартире настоящий погром.

А ведь достаточно просто научить ребенка играть. И вместо запретов и наказаний нужно выработать индивидуальные правила поведения во время игр. И сделать это таким образом, чтобы малыш не все свое время отдавал игре, но она дополняла его интеллектуальное и эмоционально-психическое развитие.

Главное – не стоит забывать, что наряду с психологическими особенностями, дошкольник обладает своими собственными неповторимыми качествами. Каждый малыш – особенный, с характерными только ему способами управления поведением, способностью устанавливать контакты с окружающими, возможностями проявления эмоциональных реакций.

Что еще почитать

Подробней SZabotoi.ru

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

    Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определ...

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Методики развития детей дошкольного возраста

    МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - VII Студенческий научный форум - 2015 МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГ...