Развитие творческих способностей дошкольников

Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В условиях модернизации Российского образования особое внимание уделяется личностному развитию ребёнка, В «Концепции модернизации образования до 2010 г. » конкретизируется: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нём творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно участвовать в мире. Таким образом, создание условий для развития потенциала ребёнка на сегодняшний момент является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания, а понятие креативности сегодня рассматривается как интегральный показатель качества дошкольного образования, определяющая роль в развитии которого принадлежит профессиональной компетентности педагогов-дошкольников.

Вопросы развития творческого потенциала детей для меня всегда являлись особенно значимыми. Ещё много лет назад, придя работать в детский сад, я поняла, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Однако, жёсткая регламентация процесса воспитания и обучения в детском саду, «усреднённость» подхода к воспитанникам не позволяла в полной мере заниматься развитием их творческого потенциала. Позитивные изменения происходящие в дошкольном образовании позволяют мне, как и каждому педагогу-дошкольнику, свободно выбирать приоритетное направление в своей работе. Для меня, безусловно, важнейшим стало развитие творческого потенциала моих воспитанников через разнообразные виды художественного творчества.

Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Я давно заметила, что дети старшего дошкольного возраста охотно берутся за любые дела, но у них нет ни достаточного опыта, ни навыков мастерства. Без помощи взрослых: меня - воспитателя, или родителей, многие затеи обречены на провал, или на весьма посредственное исполнение. Но в совместной деятельности с детьми, возможности каждого ребенка выходят на качественно иной уровень. Моя задача, как педагога, предлагать задания в порядке нарастания сложности, постоянно находить оптимальную нагрузку для детей и тем самым создавать благоприятные условия для их творческого роста, поощряя активность и поддерживая должный уровень трудности, помогать развиться воле ребенка, его фантазии…

Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения (Л. С. Выготский). Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является продукт, в котором ребёнок отражает свои впечатления и жизненный опыт.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Я заметила, что необычные способы рисования так увлекают детей, что даже в ясельной группе, образно говоря, может разгореться настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Рисовать можно как угодно и чем угодно! Малыши моей группы с восторгом и удовольствием осваивали кляксографию, рисование пальцами, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием, нитками. Создавали композиции свечкой, зубной щёткой, руками, губной помадой. Разнообразие материалов ставило передо мной, как перед воспитателем, всё время новые задами, заставляло что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, дети постепенно начинали лучше понимать чувства других, учились преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Из каракуль и мазни вырисовывались узнаваемые объекты. А в детских глазах вспыхивали первые искорки творчества, радость и удовлетворение от того, что и «это сделал Я – всё это моё! ».

Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой, аппликацией. Если при рисовании изображение остаётся на плоскости листа, на котором постепенно, в процессе обогащения опыта ребёнка прорисовываются мелкие детали, то особенность лепки в объёмном способе изображения. Основным изобразительным свойством лепки является пластичность. Благодаря пластичности передаётся динамика движения, ведь под воздействием пальцев форм меняет очертания. Фигурка приобретает какую –либо позу. Она легко передвигается в пространстве. Можно осмотреть её со всех сторон. При обучении детей приёмам лепки путём раскатывания, сплющивания и соединения осваивается конструктивный способ лепки, тогда как создание выразительного образа требует владения приёмом скульптурной лепки (из целого куска). Это даёт возможность видеть образ в целом, передавать движения, позу, выражать своё эмоциональное отношение к изображаемому. Однако пластилин материал синтетический, «бездушный». Особое удовольствие и новый толчок к развитию творчества даёт детям работа с солёным тестом…. Из отдельных работ общие групповые композиции…

Я стараюсь, что бы предметно-пространственная среда группы становилась стимулом к развитию моих воспитанников, для поддержания и развития интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству в целом.

В уголке художественного творчества ребята всегда (с учётом возрастных особенностей) имели возможность выбора:

- изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангина, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал) ;

- материала, на который будет нанесено изображение: бумаг белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПВХ, фольга – различной формы и размеров.

По мере взросления моих воспитанников мы осваиваем новые виды художественного творчества: бумагопластику, квиллинг.

Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как, сгибание, складывание, надрезание, склеивание. Это развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. В процессе работы концентрируется внимание, что имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Освоение способов действия с бумагой проходит с использованием игровых ситуаций. Создав из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.

Для развития воображения моих воспитанников в процессе художественного творчества стараюсь ставить перед ними творческие задачи требующие обязательного решения. При выполнении таких заданий у ребёнка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать прошлый опыт.

Интересной и всегда любимой для детей является работа с природным материалом. Изготовление различных поделок из шишек, листьев, желудей, мха и прочего увлекает ребят, развивает абстрактное мышление, прививает любовь к природе. А вот работа с бросовым материалом позволяет по новому взглянуть на мир привычных вещей, подумать: «На что это похоже? Что из этого можно смастерить? »

В практической деятельности для развития творческих способностей считаю очень полезным обогащённое художественное творчество: в рисунках, пластилиновых скульптурах, поделках из природных и бросовых материалов, должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; мы с детьми всегда обсуждаем замысел сюжетов, предлагая новые, интересные темы. Для себя я давно развела два термина «замысел» и «тема». Тему работы можно легко сформулировать в словах, иногда только в названии («Весна», «Прогулка в лесу»). Замысел же предполагает наглядное представление будущей работы, хотя бы в в общих чертах, до того как её начать. Лишь в тех случаях, когда дети наглядно представляют себе задуманное содержание, они при соприкосновении с материалом ищут средства воплотить образы, созданные их воображением. Это даёт возможность, по завершении работы, судить об интересах детей, степени развития творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками, способствует развитию самостоятельности и инициативы детей.

С физиологической точки зрения использование в работе с дошкольниками наряду с традиционными и нетрадиционных форм художественного творчества, таких как: нетрадиционное рисование, оригами, квиллинг, бумагопластика повышению активности как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей:

- повышает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой рукой;

- повышает активность правого и левого полушарий мозга;

- активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость;

- улучшает глазомер;

- повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

- формируется дисциплина, но не внешняя, а внутренняя, основанная на укрепление воли, развитии внимательности;

- происходит формирование и совершенствование различных общих учебных навыков.

В процессе художественного творчества осуществляется развитие эмоциональной сферы детей через включение их в совместную деятельность с другими детьми, со мной – воспитателем. По мере накопления практического опыта и теоретических знаний я пришла к выводу: работа с необычными, нетрадиционными материалами в процессе художественного творчества, знакомство с оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Самый сильный толчок к развитию эмоций даёт совместное творчество с родителями, бабушками, дедушками, старшими братьями и сёстрами. В процессе совместного творчества близких, любимых людей рождаются удивительные работы! Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к родным людям, переносятся им на изображаемые персонажи. С восторгом, бережно, почти трепетно уносят домой свои работы дети и родители, чтобы надолго сохранить радость совместного творения.

С большим успехом прошли выставки семейного творчества в нашей группе: «Осень-волшебница» с использованием природного материала и «Зимушка-зима» (бумага, картон, вата, ниткография) .

Вывод:

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в сложной ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные стояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве – это дар, о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы - взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.

Включение разнообразных видов художественного творчества дошкольников в учебно-воспитательный процесс позволяет ребенку получить возможность для своевременной реализации своих возрастных задатков и потребностей в осуществлении своих замыслов. В плане саморазвития возникают навыки ведения внутреннего диалога, формируется и углубляется внутренняя мотивация к деятельности, самопознанию и познанию, развивается смекалка. Создаются условия для гармонизации обмена между содержанием логического и образного видов мышления. В плане формирования общих учебных навыков происходит повышение точности мелких ручных действий, рост произвольности внимания, укрепление стремления к аккуратному исполнению своей работы, обогащение сферы пространственных представлений, развитие способности к чтению чертежей, схем к самостоятельному руководству.

Хорошо развитая мелкая моторика рук поможет детям и на уроках в школе. Концентрация внимания, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни.

www.maam.ru

Развитие творческих способностей дошкольников. Дидактические игры и упражнения.

253

  • 5

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы научно-технического развития общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие творческих способностей - это извечный гуманистический принцип. Так, одним из концептуальных положений греческой системы воспитания предполагалось, что самостоятельная, а значит и творческая, личность способна самоотверженно служить своему народу и государству. Этот несколько абстрактный тезис конкретизируется в задачах спартанской системы воспитания, суть которой (в современной терминологии) сводится к интеллектуально-творческому развитию ребенка: практическая направленность ума, искусство коротко и ясно выражать свою мысль, способность быстро схватывать суть вещей и явлений, умение быстро достигать своей цели, прибегая при необходимости к изобретательности.

По-новому заговорили об интеллектуальной силе человека, реализации его творческих возможностей в период технологической и научно-технической революций. В частности, если до этого долгое время считали, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей индивидуума является залогом успешного решения им широкого круга проблем, то впоследствии стало очевидным, что для того, чтобы человек оставил после себя заметный след в форме нововведений, одних познавательных способностей не достаточно, они должны сочетаться с творческими способностями. В связи с этим педагогически передовые страны, отбросив разного рода спекуляции по поводу того, все дети обладают задатками творить, на практике подчиняют учебно-воспитательный процесс высокой цели развития творческих способностей личности.

В общем, идея развития творческих способностей индивидуума, как мы только что увидели, соответствует как его интересам, так и общегосударственным интересам и интересам человеческого общества вообще.

Творческая личность значительно лучше и легче приспосабливается к бытовым, социальным и производственным условиям, эффективно их использует и изменяет в соответствии с предпочтениями, убеждений и т.п..

Заботясь о развитии творческих способностей у детей, приобщая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного возраста. Несмотря на разнообразие и противоречивость современных психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, необходимость развития способностей является бесспорной.

Развитие ребенка - активный процесс созидания, состоящий из творческой среды, ценностного отношения к миру через активную деятельность, которая отражает внутренний мир, особенности восприятия, представлений, интересов и способностей личности.

В процессе освоения и присвоения культуры ребенок воспринимает окружающую среду, действует в ней и с ней, осмысливает и делает выводы относительно окружающего мира. Именно в процессе решения творческих задач, поиска нестандартных способов их решения дошкольники вырабатывают умение критически относиться к окружающему миру, учатся дискутировать.

Успешное управление творческой деятельностью ребенка невозможно без учета индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка, предоставление возможности самостоятельного экспериментирования, инициативной деятельности; организации обучения определенных действий, необходимых для реализации данной деятельности и создание условий для развития технических процессов, значимых для творчества.

Привлечение дошкольников к творческой деятельности раскрывает перед ним горизонты человеческих возможностей и способствует правильному определению своего места на широком поле собственных знаний, умений и способностей.

Для творческого развития дошкольников при изобразительной деятельности используются практические методы, дидактические упражнения и игры, которые мы предлагаем вашему вниманию.

Жанр - портрет

Дидактическая игра: «Посмотри и найди»

Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения.

Ход: выделить среди других жанров портрет. Составить описательный рассказ.

Жанр - портрет

Дидактическая игра: «Посмотри и найди»

Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения.

Ход: выделить среди других жанров портрет. Составить описательный рассказ.

Жанр - пейзаж

Дидактическая игра: «Оглянись, найди и расскажи»

Цель: закрепить знания об изображении пейзажа.

Ход: найти пейзаж среди других жанров. Составить описательный рассказ.

Симметрия

Ход: дорисуй картинку, глядя на первую ее половину.

Жанр - натюрморт

Цель: пополнять знания детей о предметном мире, его назначение и классификация.

Закрепить знания о жанре натюрморт. Учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету.

Ход: Рассмотри предложенные элементы. Выбери только те, из которых можно составить натюрморт. Составь описание своего натюрморта.

Закрепление понятия «Симметричность»

Цель: развивать умение дорисовывать вторую половину рисунка, пользуясь шаблоном при составлении рисунка и оттиска.

Ход: сложить лист пополам, нарисовать шаблон. Расскажи, что у тебя получилось.

Дидактическое упражнение: «Дорисуй»

Цель: развивать умение дорисовывать вторую половину рисунка.

Ход: дорисуй картинку, глядя на отражение в воде.

Нравится

Похожие материалы:

  • Кияшко Р. Ю. Воспитатель МАДОУ №13 «Чрезвычайные ситуации» (дидактическая игра для детей 5-6 лет) Цель: закрепление представления об опасных ситуа …

Ссылка на источник apruo.ru

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности».

Цель работы–Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: Январь – Апрель 2013г.

Программное содержание:

-Учить детей выстраивать линию поведения в роли, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) , а также атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

- Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности у детей через театрализованную игру.

- Поддерживать интерес к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.

- Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.

Актуальность проекта.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б.

М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особая чувствительность.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В. Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко) . Игровая деятельность в дошкольном детстве является особой формой для самовыражения своего я. Одним из видов игр являются игры – театрализации, которые способствуют физическому, психическому, нравственному - волевому и творческому развитию детей.

Наравне с другими образовательными областями театрализованная игра стимулирует развитие речи, слуха, воображения, уверенности в самовыражении. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Задачи проекта:

- Включать в образовательные области, и в комплексе использовать, компоненты сценической игры: чистоговорки, мимические упражнения, пантомиму, ритмопластику.

- Подобрать методическую литературу и разработать наглядно – дидактический материал.

- Создать творческие группы для подготовки и проведения спектакля.

- Учить детей самостоятельно изготавливать детали костюмов для спектакля.

- Организовать выставку детских рисунков « Мой любимый сказочный герой».

-Вовлечь родителей в изготовление атрибутов для постановки спектакля.

- Подготовить спектакль и выступить перед родителями и детьми мл. возраста со сказкой: «Кто сказал мяу?».

- Разработать информационные листы для родителей «Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей».

Предполагаемый результат проекта.

- Рекомендации педагога для родителей на информационном стенде.

-Создание развивающей среды по теме проекта в группе.

Продукт деятельности.

- Выставка детских рисунков по сюжету сказки.

- Презентация костюмов и атрибутов к спектаклю, изготовленных воспитателем совместно с родителями и детьми.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, подбор методической литературы, наглядно – дидактический и музыкального материала. Организация развивающей среды в группе. Планирование и организация деятельности по экологическому воспитанию детей посредством театрализованной деятельности.

2. Основной этап.

- Прочтение детям сценария сказки.Беседа - рассуждение.

- Рассматривание картинок, иллюстраций со сказочными персонажами. Беседа – описание.

-Работа с родителями. Создание атрибутов и костюмов к спектаклю.

- Просмотр одноимённого мультфильма.

- Презентация наглядно – дидактического материала и атрибутов, костюмов к постановке спектакля.

3. Заключительный этап.

Ссылка на источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников

Мы часто слышим выражение «креативный человек». Подобная лестная характеристика – свидетельство признания. Но что стоит за ней?

Во всех сферах жизни востребована творческая личность. Жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. Чтобы выжить в ситуации постоянных преобразований и адекватно на них реагировать, чтобы быть востребованным и успешным, личность должна активизировать свой творческий потенциал – найти в себе желанный креатив.

В связи с этим, важно понять, что такое креативность ребенка, являются ли врожденными или приобретенными ее показатели, можно ли стимулировать развитие этой способности? Известно, что творческие способности человека являются существенной частью интеллекта и задача их развития – одна из важнейших в воспитании ребенка.

При всем внимании к теме развития креативности, следует признать, что традиционное образование направленно на восприятие и получение знаний в готовом виде, обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность. В словаре мы находим определение: «Творчество – это создание объективно нового, ранее не создаваемого» .

Начинать развивать творческие способности детей нужно с самого рождения. Первые годы жизни малыша самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования (накормили, напоили, спать уложили) , то реализуется лишь небольшая часть его возможностей.

Оказывается, что возможность развиваться не остается неизменной! Мозг ребенка, составляющий при рождении 25% мозга взрослого, особенно быстро растет и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни.

Но количественный рост мозга, т.е. число новых клеток и их размеры сравнительно мало зависят от характера деятельности ребенка. Качественные же различия, а отсюда разница в продуктивности умственной работы развитых и отстающих в развитии детей бывает огромной. Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга.

Каждый ребенок при рождении имеет богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные связи. Чем меньше ребенок, тем легче проходит образование связей, а с возрастом все труднее и труднее. Мозг требует для своего развития не только питания, но и «учебной» стимуляции.

Педагог – новатор Б. П. Никитин выделил следующие условия успешного развития творческих способностей:

Раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего физического развития (плавание, гимнастика, ползание) .

Создание обстановки, опережающей развитие детей (книги, карты, спортивные снаряды, строительный материал) . Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Не ждать, когда ребенок достигнет определенного возраста.

Ведь никто не задумывается пора или не пора начинать говорить с ним, с ним просто говорят. То есть заранее обеспечены условия развития.

Максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и поднимает этот потолок все выше и выше.

Не стоит опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать одно важное условие – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, чередовании дел, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Здесь уместно вспомнить стихотворение С. Я. Маршака.

Он взрослых изводил вопросом: «Почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

Некоторые взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями. Нужно лишь не мешать ему и они (рано или поздно) непременно проявятся.

Увы, далеко не все дети сами могут найти верную дорогу, и таланты, действительно заложенные природой, иногда не раскрываются. Только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить личности высокий уровень развития врожденных творческих способностей.

В своей работе я использую:

1. Средства ТРИЗ - педагогики:

Игры «Да – нет», «Волшебный экран», «Хорошо-плохо», «Запомни цепочку», «Объяснялки».

Методы: фокальных объектов, каталога, маленьких человечков.

Составление загадок, небылиц.

2. Театрализованная (режиссерские игры и игры-драматизации) и изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование) , которая является непременным средством развития творческих способностей детей.

3. Создание проблемных ситуаций, которые провоцируют мыслительные процессы у детей. Пожалуй, самое главное – не давать детям готовых решений, они должны постоянно находить ответы сами. Нужно сочинять и фантазировать, придумывать сказки вместе с детьми.

Приведу примеры практической работы по использованию ТРИЗ - педагогики.

Выпал первый снег, подморозило и ребята, приходя утром в сад, весело делились впечатлениями. А Маша пришла грустная, она упала и больно ударилась коленом. После завтрака я собрала детей и провела игру «Хорошо-плохо»:

- Скажите, ребята, лед на земле это хорошо или плохо?

Все посмотрели на Машу и ответили:

- Плохо.

- Можно упасть и удариться, набить себе шишку, сломать руку или ногу.

- Вы правы. А может лед быть хорошим?

Дети задумались:

- Да! Можно кататься на коньках, играть в хоккей, скользить по ледяным дорожкам.

Такую игру можно провести, рассматривая любой предмет и явление природы. У детей формируется новый, заинтересованный, изучающий взгляд на мир.

Через несколько дней на занятии по «Ознакомлению с окружающим миром» мы изучали тему: «Круговорот воды в природе». В гости к нам пришла Капелька. Она рассказала о своем путешествии: из реки в небо в виде капельки пара, из тучки – на землю в виде дождя или снега.

Мы с ребятами определили, что вода имеет три формы: жидкость, пар, лед. В заключении занятия с целью закрепления материала, развития образного мышления и воображения мы провели игру, используя метод «маленьких человечков».

Все вокруг нас, и мы сами состоим из мельчайших частиц – человечков. Из таких человечков состоит и вода. Если это жидкость, то человечки держатся за руки и легко двигаются; если это лед, то человечки состоят плотно плечо к плечу; если это пар, то человечки прыгают и скачут врассыпную. Дети разбились на пары и двигались в соответствии с заданной командой. «Пар» - прыгают; «вода» - ходят парами, «лед» - стоят плотно плечо к плечу.

Любим мы с ребятами сами сочинять загадки. Например, о снежинке. Снежинка, она какая? Белая, пушистая.

Что еще бывает белым и пушистым? Мех! У кого белый и пушистый мех? У зайца. Как снежинка двигается?

Кружится, порхает как бабочка. Что произойдет, если снежинка ляжет к вам на ладошку? Растает. Что еще тает на ладошке?

Конфета, мороженое.

Белая, пушистая, но не заяц.

Порхает и кружится, но не бабочка.

Тает, но не мороженое.

Еще веселее проходит составление небылиц. Лист бумаги делю на 4 части и вписываю следующие вопросы: Кто, что? Какой? Что делает? Где?

Задав вопрос, выслушиваю ответы детей. В колонки вписываю слова, которые явно не соотносятся по смыслу, но дети пока об этом не догадываются. Начинаю читать небылицы с прилагательного.

Грустный арбуз прядет пряжу в шкафу.

Кто? Что?

Ссылка на источник nsportal.ru

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников». - Детский сад №179

«Развитие творческих способностей дошкольников».

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детское художественное творчество - деятельность ребенка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребенка.

Изобразительное детское творчество является массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребенка со взрослым, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Любые задатки, прежде, чем превратить в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет начинает изображать узнаваемые предметы.

Как развивать творческие способности?

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1) Развитие воображения. Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.

2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.

2. Второе - создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.

5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых - это пятое условие. Главное - не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

6. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям.

Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Составитель: воспитатель по ИЗО Зяблова Марина Владимировна.

Комментарии (0)

Подробней www.detsad179.ru

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников».

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детское художественное творчество – деятельность ребенка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребенка.

Изобразительное детское творчество является массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребенка со взрослым, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Любые задатки, прежде, чем превратить в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет начинает изображать узнаваемые предметы.

Как развивать творческие способности?

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1) Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.

2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.

2. Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.

5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

6. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям.

Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

По теме:

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Интеллектуально творческое развитие дошкольников

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

    Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возр...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» Каждый год в...

  • Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

    Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя...

  • Комплексный подход к развитию личности дошкольника

    Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для р...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Развитие творческой активности дошкольников

    Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому....

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Креативное развитие дошкольников

    Игры на развитие креативного мышления для дошкольников Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с...