Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые…. Но всех их объединяет одна, и с моей точки зрения, беда - они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Винкс, Барби, Бакуганы, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Чем можно увлечь чистую детскую душу? Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этими вопросами, пришла к выводу: помочь может театрально - игровая деятельность, так как она является самым увлекательным и популярным направлением в дошкольном воспитании. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.

Издавна театр признавался важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир (Г. И. Мерзлякова). Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию, раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в эмоциональном и творческом развитии ребёнка.

Театрально-игровая деятельность — это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей.

Театрально - игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем развития ребёнка. Творческая активность детей зависит от правильной организации обучения на занятиях, а также в повседневной жизни детского сада. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребёнка - эмоциональность и подражание - являются основой развития творческих (сценических) способностей детей.

Считаю, что тема «Развитие творческих способностей детей средством театрально-игровой деятельности», в настоящее время особо актуальна.

В чём же её актуальность?

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта. С этим связано стремление родителей дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить.

Цель работы - создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей детей.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

1. Поддерживать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, поощряя их участие в ней.

2. Вести детей к пониманию эмоционального состояния других людей и живых существ и развивать умение выразить своё, учить передавать мимикой, позой, жестом некоторые эмоциональные состояния (весёлый, грустный, сердитый, удивлённый) .

3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях.

4. Сформировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

Также использую в работе следующие методы и приёмы обучения:

Показ и объяснение;

Знакомство с правилами игр и их разучивание;

Рассматривание предметов и атрибутов;

Чтение и рассказывание художественных произведений;

Беседы;

Вопросы;

Заучивание стихов, песенок, потешек, чистоговорок и скороговорок ;

Пальчиковая гимнастика;

Загадывание и отгадывание загадок;

Работа над этюдами;

Имитация движений и звукоподражание.

Учитывая требования ФГТ, использую интеграцию театрально-игровой деятельности в образовательные области.

Подготовительный этап длиться на протяжении длительного времени перед, в процессе и после постановки.

Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.

Игры - драматизации

Разыгрывание разнообразных песенок и стихов

Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.

Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации

Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей

Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого

Подвижные речевые игры с персонажами сказок

Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия.

Интеграция в художественно-эстетическую область развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.

Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «Лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек)

Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы.

Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, опробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

Выразительное чтение литературного произведения

Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)

Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.) .

Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)

Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль

Распределение ролей

Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки

Работа над ролью

составление словесного портрета героя

фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр

сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя

работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста

- работа над речью

работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации

- работа над характером роли

- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли

Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.

Заключительный этап. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Из практики работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче и проще, быстрее, если её обыграют. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведения занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и следовательно, не играют особой роли в его развитии. Например: знакомя детей с представлением деления предмета на равные части по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. В итоге результат получается эффективнее и знания гораздо прочнее. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

При обучении детей средствам речевой выразительности, использую, знакомые и любимые сказки, которые представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться выразительными средствами в сочетании (речь, напев, мимика, движения)

Но не сразу и не каждый ребёнок согласен был выступать в той или иной роли какого-либо персонажа. И чтобы развить у детей уверенность в себе и социальные навыки поведения старалась строить работу так, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли.

Для этого в группе созданы благоприятные условия:

Имеется уголок театрализованной деятельности. В нём широко представлены:

- различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, театр игрушки, плоскостной театр)

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (различные ширмы, набор кукол, элементы костюмов, маски, игровой реквизит)

Также в группе есть книжный уголок, музыкальный центр.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители изготавливают вместе с детьми костюмы, помогают в заучивании текстов, ролей. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы. Одной интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлений в качестве актеров и в совместно – проектной деятельности «Театр и семья». Целью, которой является объединить детсад и семью в единый коллектив, а так же развить интерес к театру. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации ввиду консультаций. Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Со слов детей узнали, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами.

Переспективу работы вижу в том, чтобы сформировать у детей чувство причастности к театру, как виду большого искусства. В том, чтобы от возраста к возрасту у ребёнка увеличивался объём представлений, знаний изобразительных умений через своё понимание мир, свой личный опыт, через своё «Я». Чтобы познанное ребёнком творчески трансформировалось и приобретало свой колорит, свои особенности, индивидуальность и способствовало развитию его духовности. Через несколько лет наши дети вырастут, станут взрослыми полноценными жителями России. Искорки творческого мастерства, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий взрослый интерес к творчеству.

Приобщая детей к театральному искусству, стремлюсь воспитывать у них художественный вкус, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, сделает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.

www.maam.ru

Кукольный театр как средство развития творческих способностей дошкольников

Театр кукол! Как много он для сердца значит, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. Кукла может все или почти все. Она творит: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников.

Знакомить детей с театральной куклой, начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят кукольные спектакли, которые показывают воспитатели.

Со второй младшей группы начинаем обучать малышей простейшим приемам кукловождения. Для этого используют различные виды настольных театров. Дети разыгрывают хорошо им знакомые сказки, работа над спектаклем начинаем со знакомства с куклами, даем детям поиграть с ними. Стараемся не заучивать с детьми текст, чтобы они могли проявлять творчество- сами придумывали диалоги. Для этого пытаемся разбудить фантазию ребенка, помогаем только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Разучиваем сценки маленьких фрагментов, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя во всех ролях.

В средней группе необходимо знакомить детей с театральной ширмой, с новым для них видом кукол на гапите. Ребята сочиняют небольшие сказки, песенки для кукольных персонажей. Постепенно вводиться в спектакли детские шумовые инструменты, которые обогащают сочиненную ребенком песенку новым звучанием, создает праздничную атмосферу, развивает чувство ритма.

В старшей группе знакомим с театром марионеток. Управление несложно, но требует от ребят собранности, внимания, как любое неосторожное движение разрушает иллюзию действия живых персонажей. Чтобы дети освоили технику кукловождения, предлагаем им несложные этюды. Во второй половине года дети обучаются кукловождению настольных кукол с несложной механикой. Управляя этими куклами ребенок учиться переключать и распределять внимание. Развиваются чувство ритма и мелкая моторика рук.

В подготовительной группе решаются более сложная задача. Мы знакомим детей с плоскостными куклами. Эти виды кукольных театров дают возможность проявить себя в песенном, игровом, танцевальном и даже в импровизации на детских музыкальных инструментах. С планшетными куклами начинаем знакомить детей во второй половине года. Планшетные куклы удобны для танцевальных импровизаций, дает ребенку возможность пластики своего тела. Создать образ определенного персонажа.

Кукла дает ребенку ту «ширму», за которую на первых порах он может спрятаться. Многим детям кукольный театр поможет повысить и стабилизировать самооценку, воспитывать волю и характер, развить черты лидера. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества.

www.maam.ru

В своей работе огромное внимание я уделяю театрально - игровому творчеству детей.

Театрализованная деятельность – один из распространённый видов детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) .

В сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.

Исполняемая роль , произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе.

Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности;

приобщить к театральной культуре;

обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей:

театрализованную зону, перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление и приобретение различных кукол.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка.

Первое приобщение дошкольников к театру, происходит через знакомство с кукольным театром.

Кукольный театр - воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ - кукла, и декоративное оформление, и музыкальное сопровождение.

Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь и в повседневной работе с детьми по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.

Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Они видят знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, собачку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее.

Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы.

Именно в этом возрасте полезно показать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль:

отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.

Я не стремимлюсь к созданию больших, сложных спектаклей - пусть это будет маленькая сказка, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль картинок. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра.

Из всех видов театра у нас большой популярностью пользуются : театр картинок , разделенный нами на картинки на фланелеграфе и картинки на картоне, театр игрушек и театр петрушек.

Во время показа кукольных театров мы используем музыкальное сопровождение, чтобы дать детям возможность послушать музыку, самим спеть песенку.

Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в оформлении и показе. Картинки и декорации здесь плоские, их показывают на специальной доске.

Картинки на картоне тоже плоские. На сцене - столе расставляют картонные декорации и с помощью подставок передвигают картонные раскрашенные рисунки.

В театре игрушек и петрушек всё объёмное. В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки, а также игрушки, изготовленные руками воспитателя, самих детей и их родителей из различных материалов.

Театр петрушек назван по имени старинного народного, кукольного героя - Петрушки.

Кукловод надевает на руку куклу - петрушку, управляет ею, говорит за неё, стоя за ширмой, в домике и т. д.

В старшем дошкольном возрасте дети уже сами показывают кукольные спектакли. Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высоки требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля.

В младшем возрасте большое значение я уделяю « уголку ряженья».

Маленькие дети - замечательные актёры: стоит кому - то из них надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ.

Моя задача - увлечь ребёнка играть дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по своему, дать свободу

выбора. Только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в целый спектакль.

О роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно очень давно.

Участие в драматизациях сказок и театрализованных играх для детей всегда праздник. Поэтому я достаточно часто использую в своей работе эти виды самостоятельной и совместной со взрослыми (родителями) деятельности детей.

Несомненно, что приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны воспитателя. И я начинаю работу по ознакомлению детей с театром с бесед, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.

Эти беседы можно условно назвать: " Здравствуй, театр!"

В процессе бесед я предлагаю детям обсудить такие вопросы: " Что делают в театре зрители?", "Кто участвует в спектакле?" , "Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?", "Кто шьёт для артистов костюмы?", "Кто рисует декорации?", "Как надо вести себя в театре?

Затем предлагаю детям разыграть сценки - диалоги: "В парикмахерской", " Магазине", " Младшая сестрёнка простудилась", " Красная Шапочка и Волк" и т.д. Воспитатель должен помочь юным актёрам продумать каждую реплику, выстроить линию диалога, понять суть роли.

Естественно, дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене: они скованны, речь их не выразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная актерская тренировка на играх - занятиях.

Их цель - помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

ИНТОНАЦИЕЙ – я предлагаю произносить детям отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.) самостоятельно, без подсказки взрослого.

Цель работы над интонацией - добиться выразительности и естественности.

ПОЗАМИ – сначала я предлагаю детям поиграть в знакомые игры типа " Море волнуется"; затем изобразить позой кого - нибудь или что - нибудь (например: паука, берёзку и т. д.) и объяснить, почему они выбрали ту или иную позу.

Полезно дать задание, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ (Баба Яга, толстяк, дерево....) легко узнаваемым.

ЖЕСТАМИ - начинаю с простых сценических заданий :

как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замёрз , мне больно и т. п..) ;

следующие упражнения включают уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую красками и т.п.)

МИМИКОЙ - учу детей по выражению лица (глазами и бровями, губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец и т.п.)

ПАНТОМИМИКОЙ, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку",

" Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой".

Потом прошу детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.

В последствие на играх - занятиях задания усложняются: предлагаю разыграть сценки, включающие определённые действия, взаимоотношения между персонажами, настроение каждого

участника. Например: " Семейный обед ", "Играем в футбол", "Утро" и т.п. . Каждый ребёнок заранее решает, что он будет делать

и как он будет это делать, используя уже известные ему образные средства.

После того как дети уже достаточно поупражняются над актёрской техникой, мы устраиваем в детском саду театрализованные представления - готовим драматизации известных сказок . При работе слежу, чтобы воспитанники использовали все средства актёрской выразительности, усвоенные ими ранее.

Подготовка спектакля обычно строится нами по следующей примерной схеме:

1. Мы вместе читаем сказку - сценарий, обсуждаем её, выбираем, кто кем бы хотел быть.

2. Рисуем по сказке, рисуем декорации, лепим сказку, как бы моделируя спектакль.

3. Слушаем музыку для разных сцен спектакля.

4. По возможности создаём необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение.

5. Репетируем - играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создаёт настрой, помогает лучше передать образ героя и создаёт необходимую атмосферу.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит

развитие личности ребёнка, его способность к созданию новых образов, развивается мышление, двигательный, эмоциональный контроль,происходит усвоение социальных норм поведения.

Таким образом, подготовка не менее важна, чем сам спектакль.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности, что с моей точки зрения включает в себя:

знание театра, как вида искусства,

эмоционально - положительное отношение к нему,

определённый опыт театрально - игровой деятельности.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, я решаю два типа задач:

1 тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, коммуникативных особенностей ребёнка, средствами театра.

2 тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

В решении этих двух типов задач огромную помощь оказывают нам родители. Они участвуют в изготовлении декораций, придумывают и делают сценические костюмы или их элементы, а так же принимают участие в наших играх – драматизациях.

Одним словом, любой спектакль, поставленный совместно с малышами и их родителями, любой праздник с элементами театрально - игрового творчества - это прежде всего игра, которую мы, взрослые, помогаем ребёнку организовать, украсить, придать ей особый вид сказочного действия, и играем мы в эту игру вместе! Спасибо за внимание!

Видеоуроки проекта «Инфоурок» на флешках USB

ОБЖ и классное руководство 1-11

172На флешке записаны материалы 4 дисков11 980 руб.

Ссылка на источник infourok.ru

Консультация

«Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем.

Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность - это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение.

В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки/ Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.

Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов)

2. Исполнительское (речевое, двигательное) .

3. Оформительское (декорации и изготовление атрибутов) .

Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Цель:Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности.

2. Развивать театральную деятельность.

3. Активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес.

4. Овладеть навыками общения и коллективного творчества.

5. Пробуждать интерес к театральному искусству.

6. Формировать первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.

Планируемый результат:

1. У детей сформированы первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.

2. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.

Форма самообразования:индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

- самоанализ и самооценка НОД в своей труппе

Тематический план с родителями

Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник»

Ноябрь

Источник nsportal.ru

Целевая программа по развитию творческих способностей детей и подростков средствами театрального искусства | Социальная сеть Pandia.ru

Целевая программа по развитию творческих способностей детей и подростков средствами театрального искусства

«Кукольный театр - творчество - дети»

«Вы никогда не думали, как хорошо начать создание

детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей ярко, талантливо,

вызывает подчас недоумение у нас, профессионалов».

К. С. Станиславский.

Пояснительная записка

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр.

Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Занятие в кукольном кружке не предполагает подготовку обучающихся в профессиональные учебные заведения, но ставит социальную значимость театрального образования детей для общества. Выполнение этой программы позволяет воспитать эстетически развитого гражданина, который может эффективно использовать свой театральный опыт в другой профессии, даже далекой от театра.

Театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшей деятельностью в детском театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.

Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие индивидуальных способностей воспитанника, развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, фантазии, наблюдательности и т. д.) . Происходит усвоение социальных норм поведения. Таким образом, работа над этюдами и спектаклем не менее важна, чем сам спектакль.

Детская потребность в игре совпадает с игровой природой актерского искусства. Но законы детской игры и законы сцены различны. Игра «для себя» психологически естественна, игра «на публику» противоречит природе.

Законы детской игры подвижны и переменчивы. А закон, по которому строится художественный образ, задается художником для каждого конкретного произведения единожды.

В детской игре много условности, понятной только играющим, в ней возможны любые пропуски фрагментов действия, утрированное обозначение каких-то явлений. В театре это возможно далеко не всегда.

Но при этом будет совершенно неправильно, создавая детский театральный коллектив, игнорировать законы детской игры и учить детей играть «по-взрослому». Это сразу перекроет возможность творческой реализации детей.

При работе в детском кукольном театре, прежде всего, необходимо чтобы цели и задачи, которые педагог ставит перед детьми, должны быть реальны и выполнимы. А это значит, что они должны быть максимально конкретны и понятны. «Метод физических действий» К. С. Станиславского здесь неоценим.

Существует устойчивое мнение, что маленькие дети – все артисты. Точно можно сказать: все творцы, но не все артисты. Публичное творчество привлекает далеко не всех. Нельзя неволить неокрепшую творческую природу ребенка, заставлять его быть на виду, если он не хочет этого.

Но в то же время нельзя исключать ребенка из общего дела, оставлять его в стороне. Для каждого в кукольном театре можно найти дело, в котором он может реализоваться.

Направленность программы художественная.

Цель занятий в театре кукол: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

- реализация творческого потенциала личности младшего школьника;

- знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра) ;

-систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;

- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;

- обогащение эмоционально-образной сферы школьников;

- формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;

- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

- развитие коммуникативной культуры детей

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Обширные отечественные и зарубежные исследования доказали, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время, когда другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребенка естественно и точно так же, как родная речь, дает ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения

Так как кукольный театр является синтезом искусств, то занятия этим видом деятельности наиболее полно позволяют развивать общие способности детей.

Современные социальные условия требуют от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высоко конкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разно качественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют обучающемуся приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Анализ жизненных ситуаций через этюдную работу, постижение событийного ряда, логики жизни поможет воспринимать зло не как отдельно существующий объект, с которым нужно смириться, а как следствие определенных обстоятельств или поступков, которые можно и нужно преодолевать. И уж ни в коем случае не сотворить его самому.

Срок реализации программы -2 года.

Первый год:

Первый год рассчитан на детей 7-8 лет. Практикуется внедрение работы с куклами (ведущие, сказочники, отдельные персонажи и т. д.)

занятия проводятся два раза в неделю по 1.5 ч.

Наполняемость групп 8-10 человек.

- пробуждение интереса воспитанников к деятельности кукольного театра;

- закрепление ощущения радости от успеха в играх, упражнениях, тренингах, от совместной работы;

- изучение и применение на практике правил поведения на сцене, на занятии, в группе сверстников;

-совершенствование артистических навыков детей;

- работа над речью, интонациями, мимикой, пластикой;

-работа над эмоциональным развитием детей;

- освоение настольной, тычковой, перчаточной, планшетной куклы.

Работа с каждым видом кукол:

а) простейшие упражнения с куклой,

б) этюды с куклами,

в) инсценирование русских народных сказок,

г) сочинение и показ своих сказок,

д) подготовка и показ небольшого спектакля на 10-15 минут

По каждому этапу освоения куклы проводится зачетный урок в форме небольшого концерта или спектакля для родителей

Второй год обучения:

Второй год рассчитан на детей 9-12 лет. Занятия проводятся три раза в неделю по 1.5 ч.

Наполняемость групп 10-12 человек.

На этой ступени возможно заниматься от года до нескольких лет, усложняя с каждым годом репертуар, овладевая навыками смежных театральных профессий.

Принимаются все желающие, как ранее занимавшиеся, так и вновь прибывшие.

Формы проведения занятий: - групповые;

Материал pandia.ru

«Не следует забывать, что основной закон

детского творчества заключается в том,

что ценность его следует видеть не в

результате, не в продукте творчества,

важно то, что они создают, творят,

упражняются в творческом воображении

и его воплощении».

(Л. С. Выготский) .

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово

«творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одно из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л. С. Выготский, Н. А. Ветлугина, Л. И. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Отечественная и зарубежная практика исследований убеждают, что художественная деятельность в дошкольном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребёнку доступных для этого средств.

Театр является синтезом искусств, он полностью удовлетворяет все указанные требования.

Современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и так далее) . Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся развития творческих способностей, развития речи, художественно – эстетического и интеллектуального воспитания.

Для продолжения работы по данной теме проанализировали имеющуюся литературу. Анализ существующих образовательных программ М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в д/с», «Детство», программа М. А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М. А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду», Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театральная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника.

Исходя из анализа данной литературы разработали модель развития творческой активности дошкольника, систему работы по организации театральной деятельности детей.

На основе всего выше изложенного решили, что необходимо начать проводить театральный кружок «Сказка».

Основная цель нашего кружка заключается в следующем:

Формирование думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Основные задачи :

1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра

(кукольный, драматический, оперный, балет и др.) .

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа; моделирование навыков социального поведения в

заданных условиях.

Содержание программы рассчитано на два года обучения:

I год – с 5-6 лет

II год – с 6-7 лет

Для реализации цели и задач разработали на 2 года перспективный и тематический план кружка.

В результате проведённой работы ребёнок должен овладеть к концу второго года обучения следующими умениями и навыками:

1. Знает, что такое театр, виды театра, о нормах поведения в театре.

2. Называет предметы театрально – игрового оборудования.

3. Развивается творческая самостоятельность, побуждая передавать

настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий

образ героя.

4. Следит за развитием действия в драматизациях и кукольных

спектаклях.

5. Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого

произношения слов.

6. Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля.

7. Ребёнок может действовать совместно с другими героями спектакля.

8. Дети могут сочинить песенную, танцевальную импровизацию для

спектакля.

9. Дети сопровождают песенные и танцевальные импровизации

игрой на музыкальных инструментах.

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

В работе театрального кружка педагоги используют следующие методические принципы:

Занятия проводятся со всеми желающими детьми без какого- либо отбора.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.

Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.

В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Педагоги стремятся воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Положительный результат в организации театральной деятельности гарантирован при условии полного взаимопонимания между воспитателями и музыкальным руководителем. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем уделяют большое внимание созданию предметно – развивающей среды в каждой группе детского сада по театральной деятельности (наличие в группах различных видов театра, ширмы, уголка ряжения, шапочек – масок для игр драматизаций, дидактических игр, музыкальных инструментов) . На педагогических советах, консультациях педагоги знакомятся с новинками методической литературы по театральной деятельности, обмениваются положительными результатами работы по данному вопросу.

Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению детей к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада. Постоянно родители принимают активное участие в проведении театральных вечеров, праздников, неделе театра.

Родители не только исполняют роли на праздниках, но и своими руками шьют костюмы для детей. Родители совместно с воспитателями организуют поездки детей в театры Нижнего Новгорода.

В нашем детском саду третий год издаётся газета для педагогов и родителей газета «Солнышко».

Частые гости на праздниках, развлечениях, театральных вечерах - школьники, бывшие выпускники детского сада. Они участвуют в театральных представлениях, исполняют роли сказочных героев.

Одним из условий успешной работы является выявление уровня знаний и умений детей по театральной деятельности. За основу взяли критерии оценки результатов театральной деятельности детей, разработанных

О. П. Радыновой и Е. А. Медведевой. В результате целенаправленной работы по организации театральной деятельности выявлены следующие результаты:

2008 г.(сентябрь)

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб...

  • Консультации развитие творческих способностей дошкольников

    Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности» Развитие творческих способностей детей ДОУ в продуктивных видах деятельности. Развитие...

  • Проект развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению лепке Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие...

  • Интеллектуально творческое развитие дошкольников

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

    Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя...

  • Творческое развитие дошкольников

    Творческое развитие дошкольника Пояснительная записка. У каждого из нас Внутри талант таится И очень важно в детстве Дать ему раскрыться. способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста....

  • Творческие способности дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб...

  • Развитие творческой активности дошкольников

    Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому....

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Психолого педагогические условия развития способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...