Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАЕВОЙ ФОРУМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ОПЫТ РАБОТЫ

«Развития творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Ануфриева Татьяна Викторовна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ИГРЕ.

«Мы рождены, чтоб сказку

сделать былью. » А как жить так,

чтобы из были сделать сказку? »

Представьте себе на секундочку, что мы лишены возможности представлять. Это и вообразить невозможно! Благодаря воображению человек живет как минимум в двух мирах: реальном и воображаемом. Человечество никогда не достигло бы нынешнего уровня развития, если бы у него отсутствовала эта уникальная особенность - умение воображать, представлять.

Воображение сделает ребенка веселым и радостным, творческим и очень активным. Оно научит его радоваться жизни, смотреть на мир широко открытыми глазами. Воображение превратит самые скучные занятия в занимательные, научит справляться с трудностями и уходить от неприятностей. Воображение превратит ребенка в волшебника и взрослые, находясь рядом с ребенком, увидят, как в известной детской песенке увидел «строгий дядя» что их окружает «оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд» и что самая лучшая профессия на земле это быть волшебником!

В каждом ребенке живет волшебник, этот волшебник уникален. Нет среди дошкольников не талантливых и не способных детей. Увидеть и развить этот талант, помочь ребенку найти свое «я» - дело окружающих взрослых. Так давайте же поможем нашим малышам! И тогда волшебник сделает и нас, и наших ребят счастливыми.

Добро пожаловать в группу «Золотой ключик». Здравствуйте, милые малыши- карандаши, озорники - шалунишки. Какие же вы все разные: темненькие и светленькие, с голубыми глазками и с карими! Смышленые, внимательные глазки смотрят вопросительно; а что же будет дальше? Давайте дружить, детки! Я приглашаю вас в удивительное путешествие А золотой ключик откроет нам дверь в страну волшебного детства.

Удивительные открытия ждут нас впереди. В добрый путь!

Веселый, озорной Буратино и его друзья встречают нас, знакомятся с малышами и приглашают в волшебную жизнь - сказку. Сказка начинается.

Для детей 3-4 лет характерен такой уровень развития воображения, при котором пусковым моментом является предметная среда. Именно она дает состояться внутренней позиции, делающей воображение воображением.

На первом этапе необходимо научить малышей не однозначно воспринимать окружающие их предметы.

Игорь и Рома сидят на ковре и стучат кубиком по столу. На вопрос: «Что ты делаешь? » оба малыша отвечают: «Стучу». А вот вопрос «Чем стучишь9» сразу ставит детей по разные стороны барьера. Игорь говорит то, что есть на самом деле: «Стучу кубиком», а Рома говорит, что он стучит молотком. У Игоря воображение еще не выделилось в самостоятельный процесс, он не умеет переносить функции с одного предмета на другой, обыгрывать действия. Воображение Ромы развито гораздо лучше. Это сравнение необходимо для того, чтобы понять, чему мы должны обучать ребенка на самом первом этапе целенаправленного развития воображения. Если мы хотим помочь малышу увидеть предмет неоднозначно, расширить границы окружающего его мира с помощью мира сказки и волшебства, давайте специально разведем оптическое и смысловое поля. Пока ребенок не научился воображать, уберем от него игрушки, имеющие свою логику, с которыми можно действовать лишь однозначно, например заводные, электронные. Взамен же дадим ему многофункциональные предметы, то есть предметы, которые могут быть в игре самыми разными вещами в зависимости от ситуации. Это разнообразные кубики, коробки, крупные пуговицы, части конструкторов и так далее. Но предметы сами по себе не развивают воображение ребенка. Здесь нужна помощь взрослого. Предлагая Игорю кубики, попросила его. покатать машинку. Если ребенок легко справится с этим заданием, то можно усложнить его. Предлагая один и тот же кубик, попросила Игоря покатать его как машинку и погладить им, как утюгом. Если ребенку трудно выполнить действие, выполняю его сама. Игорь просто наблюдает. Затем предложила ему выполнить это задание совместно со мной.

Наблюдение Игоря за действиями воспитателя, эмоциональное участие в них, сочувствие и сопереживание помогут ему в выполнении игровых заданий.

После того, как Игорь научился самостоятельно «гладить» кубиком, можно переходить к следующему, второму этапу.

У детей 3-4 лет появляется интерес и любовь к книге Дети этого возраста могут довольно долго заниматься рассматриванием картинок в книге. На этом построены разные задания, появляющиеся на втором этапе формирования воображения. Процесс осмысления увиденного на картинке у всех детей разный. Картинка, как и фотография, запечатлевает какое-то мгновение, ситуацию. Мы, взрослые, умеем «оживлять» картинку, предполагая, что было перед этим моментом, что последует за ним, и так далее. Многие дети затрудняются описать картинку.

Читаю сказку. Все слушают затаив дыхание. Но вот я перевернула страницу, и появился рисунок. Всем уже не сидится. Каждый хочет его поближе рассмотреть. Картинка очень нравится ребятам. Но вот я прошу их изобразить, что нарисовано в книжке (на картинке девочка, которая бежит от стаи лебедей). «Показать» картинку вызывается Настя. Она встает перед детьми, поднимает ногу и. замирает. Действительно, это точно соответствует рисунку. Может быть, Настя не поняла заданию. Прошу ее: «Расскажи, что нарисовано на картинке». Она охотно перечисляет: «Девочка, гуси-лебеди, яблоня». - «А что делает девочка? » - «А вот что» - и Настя снова принимает позу и замирает.

Такое непонимание рисунков связано с воображением. Поэтому для детей этого возраста очень полезны задания, в которых надо разгадать смысл картинки. Например, придумать по картинке простую сказку или историю. Начинать такую работу хорошо со знакомых ребенку книжек. Если ребенку' трудно сочинить историю, то ему надо помочь, задать наводящие вопросы. «Кто это? Что он делает? Куда идет? Что несет? » и так далее.

Помочь ребенку в понимании картинок можно и таким образом: оживите изображение, то есть делайте то, что нарисовано. «Настя, найди картинку, где показано такое же действие».

Такие задания очень важны тем, что в них ребенок учится не просто видеть образ, а как это свойственно дошкольникам, двигающийся образ.

Следующий этап развития воображения у детей состоит из организации индивидуальную режиссерских игр.

Режиссерскую игру трудно увидеть со стороны. Она практически всегда индивидуальна. Ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Особенностью этой игры является то, что играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте.

Что же нужно детям для режиссерской игры? При ее организации необходимо соблюдать три условия. Первое из ник — наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать ребенку индивидуальное пространство для игры помогут разные ширмы. В нашей группе имеется множество видов ширм: мини-ширмы, ширма-занавес, книжка-раскладушка и так далее. Одна из любимых игр малышей - строить себе домики. Эти домики уютно располагаются под столом, под стулом, да где угодно. Детям там хорошо, там они хозяева. Это необходимо им для эмоциональной разгрузки. Там они чувствуют себя всемогущими, большими и сильными, независимыми от всяких мелких и крупных неприятностей

Индивидуальное пространство может быть и на простом листе бумаги или куске ткани. В нашей группе эффективно используется подвижный фланелеграф. Для его изготовления надо взять несколько кусков ткани разной расцветки, сшить их в целое полотно, затем прикрепить его к палке, чтобы фон можно было менять. Такой фланелеграф не занимает много места, да висит на стенах. Ребенок выбирает (отматывает) нужный фон, например, если он хочет играть в море, то голубой, и при помощи лоскутков разной формы, ниточек придумывает сюжет.

Второе условие, необходимое для организации режиссерской игры, - наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала: кубики, коробочки, зверюшки, кораблики, куколки и так далее. Этих предметов должно быть много, чтобы не ограничивать фантазию ребенка, а, наоборот, побуждать его к созданию новых сюжетов.

Третье условие организации режиссерской игры - позиция взрослого, умелое руководство этой игрой. Взрослый в этой игре выступает в роли зрителя. Но зритель не только хлопает в ладоши, но и просит пояснить те или иные действия, тем самым развивая сюжет. Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры.

Задания «Придумай и покажи сказку», «Изобрази мультфильм» и так далее помогают детям найти интересное занятие и служат толчком к режиссерской игре.

Организацией режиссерской игры не кончается целенаправленное развитие воображения в младшем дошкольном возрасте. Продолжается оно и в развитии образно-ролевой игры.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализованной и почти полностью основана на личном опыте ребенка. Так, если ребенок уже сталкивался с особенностями создания различных образов (ходил в театр, смотрел кукольные спектакли и так далее, то он достаточно легко участвует в образно-ролевой игре.

Например, артистическим способностям Кати родители уделяли большое внимание. Любой праздник, любое событие в семье сопровождались спектаклями, где Кате отводилась определенная роль. Это сближало их, вводило ребенка в мир прекрасного, учило перевоплощению, что сказывалось на развитии воображения и творческих способностях девочки. Поэтому в дальнейшем уже в детском саду Катя могла свободно перевоплотиться в какой-либо образ, легко и непринужденно участвуя в образно-ролевой игре.

Для расширения личного опыта детей, с целью овладения приемов вхождения в образ, развития артистического воображения мы с детьми часто посещали кукольные спектакли, цирковое представление, где дети были не только зрителями, но и непосредственными участниками

Большая роль в развитии артистических способностей детей отводится личному примеру педагога: Поэтому рядом с детьми должен находиться человек творческий, в совершенстве владеющий техникой перевоплощения в любой образ.

Например, ситуация сложилась так, что дети никак не хотели убирать за собой игрушки. Что делать? Сообщаю детям, что мне надо срочно уйти и заведующая пришлет кого-либо другого. Дружелюбно попрощавшись с ребятами, закрываю дверь, быстро надев на голову первый попавшийся платок, через минут буквально «влетаю» в группу и говорю скрипучим чужим голосом: «Здравствуйте, ребята. Я Баба - Яга. Я очень люблю детей, которые не убирают игрушки. Они мои большие помощники и друзья. Ой, ой, ой! Зачем же вы убираете игрушки? Я сейчас растаю! Ой, не убирайте, пожалуйста. » И исчезаю за дверью. Игрушки были быстро убраны на место, это оказалось несложно сделать, а дети вместе с вернувшимся воспитателем весело обсуждали происшедшее.

Дети очень любят наряжаться и крутиться перед зеркалом Поэтому организовать игру образного характера труда не составляет. Можно поиграть гак: воспитатель, одев необычный наряд или не переодеваясь, молча кого-либо изображает, а ребенок должен угадать, кого. Затем взрослый и ребенок меняются ролями, и малыш уже сам с помощью костюма и мимики загадывает загадки, а взрослый отгадывает их.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией. Полученные в процессе этой игры навыки дети успешно применяют в более старшем возрасте: в КВНах, в конкурсах и так далее.

Однажды в один дождливый осенний вечер, когда многих детей уже забрали родители, когда настроение у всех было грустное, я предложила детям: «Давайте поиграем в КВН для малышей». Разделив детей на две команды, придумала им задание. Одна команда должна была показать любимого героя мультфильма, а другая - инсценировать песню. Через минут ребят не было слышно. Они шептались по разным углам, и через какое-то время перед нами появился Саша с шарфом на шее. Он поправил шарф специфическим жестом, поднял палец и сказал: «Ребята, давайте жить дружно! » «Да это же знаменитый Леопольд! » - догадались мы.

Вторая команда показала вот что: посередине группы встал Виталик, а Женя завернул его в зеленое одеяло. Потом, найдя где-то сломанную клюшку, он подкрался к завернутому в одеяло Виталику и начал этой клюшкой бить по полу, возле ног мальчика. После этого Женя поднял завернутого Виталика и унес его из комнаты. Конечно, мы не могли не узнать песенку «В лесу родилась елочка ». И вечер показался нам не таким дождливым и безрадостным, а дети с азартом ждали новых заданий.

Коренным образом изменилось настроение и детей, и взрослых. А во всех этих волшебствах повинны образно-ролевая игра и воображение, которое помогло ей состояться.

Время, насыщенное удивительными играми и упражнениями пролетело незаметно. Сказочные герои: озорной Буратино, Мальвина, Пьеро и Артемон подружились с ребятами, помогая им преодолевать все трудности, на пути в сказку В группе воцарилась атмосфера дружбы, добра и взаимопонимания. Наши малыши подросли, стали мудрее. Мир сказки поглотил их полностью.

www.maam.ru

План работы по самообразованию «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

План работы по самообразованию

воспитателя высшей категории Сундуковой Татьяны Александровны

Тема «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

на 2013 – 2014 учебный год

Цель

изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Задачи

проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме;

изучить процесс развития творческого воображения;

повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;

пополнить дидактические игры на развитие воображения;

разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей;

провести консультацию для педагогов на тему «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Этапы работы

1. Повышение уровня образования педагога

Список Дата изучения

Изучение нормативно – правовой литературы - Закон Саратовской области «Об образовании»;

- Постановление правительства РФ от 12.09.2008 № 666» Об утверждении положения о дошкольном образовательном учреждении». Октябрь 2013 г.

Ноябрь 2014 г.

Изучение методической литературы и периодических изданий 1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

2. Выготский Л. С., Лекции по психологии. СПб., 2003

3. Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004

4. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 2008

5. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12

6. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л: 1961

7. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

Октябрь – апрель

2013 – 2014 уч. г.

Посещение постоянно действующих семинаров, семинаров – практикумов, психолого – педагогических тренингов, консультаций на базе ДОУ и других образовательных учреждений

Наименование мероприятий Дата посещения

Круглый стол «Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста»

Педагогическая дискуссия «Первые встречи с произведениями искусства»

Круглый стол «Народная живопись – носитель духовной культуры»

Ноябрь 2013 г.

Апрель 2014 г.

Май 2014 г.

2. Взаимодействие с родителями воспитанников

Сроки Формы работы

Сентябрь Консультация «Как не навредить маленьким художникам»

Ноябрь К Консультация «Чтобы каждый ребёнок испытывал

радость творчества»

Март Выставка рисунков «Всё для милой мамочки»

Май Фес Фестиваль детского творчества «Наши успехи»

3. Взаимодействие с педагогами ДОУ

Сроки Формы работы

Сентябрь Консультация «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Ноябрь Выступление для воспитателей «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста»

Март Консультация «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Май Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»

4. Создание развивающей среды

Перечень Характеристика изготовленного материала

Игры на развитие воображения:

«Незаконченные рисунки»

«Заколдованный лес»

«Поможем художнику»

«Спрятанные рисунки»

«Волшебная ниточка»

«Что ты видишь? » Предназначены для развития воображения

www.maam.ru

"Развитие творческого воображения,фантазии детей дошкольного возраста

на занятиях по изобразительнойдеятельности"

Необходимость изменения системы образования дошкольников в настоящее время актуальна и значима. Основные идеи обновления содержания дошкольного воспитания, право воспитателя на творчество, изменения стиля общения заслуживают внимания.

Чувствуя настоятельную потребность времени, мы обращались к различным формам человеческих знаний. Так были соединены ТРИЗ и практика обучения и воспитания дошкольников.

Используя элементы ТРИЗ в своей работе, я поставила себе основную цель - воспитание ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. А как мы знаем, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при активизации этих процессов.

Исходя из этого, в своей работе я ориентируюсь на следующие основные направления:

- развитие творческого воображения и логического мышления

- формирование качеств творческой личности, культуры общения иповедения чувств. Эту работу я начала со средней группы и продолжила в старших группах.

Все указанные направления взаимосвязаны и решаются в комплексе на каждом занятии. Занятия с элементами ТРИЗ носят интегрированный характер и теснейшим образом связаны со многими разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду». Они включают в себя игровые элементы, часто полностью построены на них, что позволяет сделать процесс познания и развития интересным, естественным, а главное, более продуктивным.

В ИЗО-деятельности детям давались задания:

«Нарисовать автомобиль без колёс»,где дети вместо колёс рисовали квадраты, пирожки, гусеницы, присоски, роликовые коньки, лыжи, санки. Моделировали сами автомобиль на свой лад. Примеры детских работ:

Следующее задание: «Придумай и нарисуй необычную машину». «Нарисуй топор для ленивого», где дети рисовали топоры с педалью и пультом, на пружине, на длинной ручке, певучий топор, электрический, «хитрый топор», «разноцветку» и др.

Другие задания:

- «Как я думаю».

Рисование на тему: «Нарисуй, о чем ты мечтаешь?» «Весёлые кляксы», «На что похожи эти кляксы» - для младшего возраста.

«У Казанского Собора я гуляю и думаю»

- Рисование по точкам.

- «Ладошки-загадки».

- «Что я вижу с закрытыми глазами».

На занятиях по математике и развитию речия использовала игру «Цифры и буквы», где детям предлагалось рассмотреть знак, изображённый во весь альбомный лист и назвать предметы, образы, явления, на которые они похожи, а в дальнейшем зафиксировать его.

Экологическое воспитаниепроводится с использованием аудиокассет

- «Времена года» П. И. Чайковского

- «Голоса птиц»

- «Голоса домашних и диких животных», где дети прослушивают аудиозапись и придумывают фантастические образы, домики для них, города, где они живут, дают им необычные названия, а им помогают в этом сказочные и необычные герои: Лесовичок, мягкие игрушки и другие.

На занятиях используем карточки-схемы для создания фантастического растения, фантастического животного, где дети по определённой схеме рисуют тот или иной предмет.

При знакомстве с фруктами и овощами используем моделирование маленькими человечками, где дети изображают твёрдые, жидкие, парообразные вещества. Например: «Как сварить компот?» - «Как сварить суп?»

Перечислю перечень дидактических игр:

1) На развитие логического мышления игра «Логическая цепочка», где дети из перепутанных карточек выкладывают последовательно цепочку. Сюда входят следующие задания:

- «Во что превратится яйцо?»

Ссылка на источник nsportal.ru

Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказками

Автор: воспитатель второй квалификационной категории

Жукова Наталия Александровна, МБДОУ «Детский сад № 11»

Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Виды воображения

Воображение может быть 4 основных видов:

1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;

2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;

3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;

4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Особенности творческого воображения у детей

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь и сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

Потребность в автономности (независимости) . В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

Потребность в компетентности (силе, всемогуществе) . Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК

В нашем детском саду работа с народными и авторскими сказками проводится с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий организуются разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Очень важно после чтения сказки обсуждать с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве. Поэтому к каждой сказке мы предлагаем вопросы, игры и творческие задания, которые развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

Рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой, которые используем в работе с детьми, начиная со второй младшей группы.

Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.) .

Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей.

Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П. И. Чайковского («Заюшкина избушка», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка») . Например, изображая «Радость» звучит пьеса «Новая кукла» («Теремок», «Репка») .

Проблемные ситуации.

1. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.

2. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания.

3. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка) .

Почему печка, речка, яблонька помогали Машеньке скрыться от гусей-лебедей? («Гуси-лебеди») .

4. Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка" во второй младшей группе: рассказать знакомую сказку по кругу, разыграть сказку. Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

В средней группе можно дать задание : придумать свою сказку "Морковка" (по аналогии) : оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации) , изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага) , разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания. Сказки, но по-новому - дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.

Узнай сказку по песенке героев:

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек - к сказке.

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку.

В работе с детьми 4-5 лет мы также используем следующие методы для развития творческого воображения:

«Заканчиваем сказку» - суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

«Рассказ о конкретном персонаже» - суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

«Сказка с помощью картинок» - суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

«Инсценируем сказку» - суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческое воображение ребенка. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики.

Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методик по работе над сказками, которые позволяют развивать творческое воображение детей, а также пополнить словарный запас, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь.

Дети 4 лет могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а 4-5-летние ребята уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно. Взаимосвязь сказки с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, что способствует развитию творческого воображения.

По теме:

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Материал с сайта nsportal.ru

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста. - - «Дошколёнок.ру»

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

(Консультация для воспитателей) .

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема) .

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?»: детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур»: Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы.

Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей.

Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

Поставьте свой рейтинг этой записи блога: 2

Материал blog.dohcolonoc.ru

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема) .

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур».

Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей.

Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

Добавить комментарий

Подробней dohcolonoc.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...