Развитие восприятия в дошкольном возрасте

Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение детский сад №3

общеразвивающего вида

города Зеи

Городское методическое объединение

2 младших групп

Консультация для педагогов

Тема. Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста.

Воспитатель: Иотко А. В.

2014 год

Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

Восприятие ребенка непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто не существенные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета.

Наблюдаемые ребенком предметы притягивают его своей яркостью, окрашенностью, вызывая яркую эмоциональную реакцию.

Больших успехов достигает дошкольник в восприятии родного языка, а также в различении простых мелодий. Восприятие является сложным процессом, заключающимся в разнообразных движениях глаза при рассматривании особенностей предмета, в различных ощупывающих движениях руки при осязании и т. д. Оно предполагает широкое использование прошлого опыта. Само собой разумеется, что такая сложная психическая деятельность не может существовать у ребенка с рождения. Она складывается постепенно в результате практической деятельности и специального обучения на протяжении жизни ребенка. Хотя к концу дошкольного возраста восприятие ребенка достигает относительно высокой ступени развития, однако оно во многих отношениях еще очень не совершенно. Дошкольник еще не овладел тончайшими и многообразнейшими движениями воспринимающих органов, необходимыми для правильного восприятия сложных предметов и явлений. Так, рассматривая какую – либо картинку он ограничивается тем, что бросает на нее беглый взгляд или же останавливается на какой – либо одной детали, не замечая остальные ее особенности. При осязании предмета он берет его всей рукой, не прослеживая пальцами его контура, не прощупывая углублений и выступов на его поверхности, не испытывая нажимом пальцев его твердости. В результате такого грубого и ограниченного исследования объектов, возникающие в голове у ребенка образы воспринимаемых предметов оказываются иногда очень не точными и несовершенными. Дошкольники не умеют подчинять свое восприятие поставленной перед ними задаче, согласовывать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребенка носит недостаточно целенаправленный мало организованный характер. Например, ребенку предлагают найти на картинке спрятавшуюся за деревом лисичку, а он, увидя изображенных на переднем плане охотников, заинтересовывается ими и уже забывает то, что нужно было сделать.

Постепенно ребенок переходит от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений. В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первым впечатлениями, а более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие образы восприятия окружающей действительности становятся более богатыми по содержанию.

Одновременно со зрительным восприятием у дошкольников развиваются и другие виды восприятия, среди которых нужно в первую очередь отметить осязательные и слуховые.

Работа над культурой речи составляет необходимое условие для развития восприятия звуков родного языка. К концу дошкольного возраста ребенок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка.

Развитию музыкального слуха способствуют движения под музыку, пение, слушание музыкальных произведений.

Дети постепенно научаются смотреть и слушать то, что требует воспитатель, согласовывать свое восприятие с тем планом игры, который дает им воспитатель в словесной форме.

Следует отметить, что работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого не возможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребенка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольников к поступлению в школу. Школьное обучение сразу предъявляет большие требования к умению внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока и пр.

www.maam.ru

Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста

Разделы:Работа сдошкольниками

Главная идея моего труда – “не навреди”. Ведь "ребенок – это пергамент, покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или "перечеркнуть" и вложить свое содержание" (Ян Корчак) .

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Для развития любого психического процесса существует "свой" сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

Д. Б. Эльконин подчеркивал что "процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны "рекламации" нельзя возвратить юношу в школу для "доделки", "доразвития". (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60)

Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность.

Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне.

Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Высотского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

Руководствуясь этими убеждениями, я работала над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста.

В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младших дошкольников (3–4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый.

Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

На развивающих занятий этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывался. В связи с чем к каждому занятию подбирался и изготавливался наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.

Актуальна данная работа с малышами еще и по другой причине: в дошкольных учреждениях города значительный процент педагогических работников (воспитателей) – это учителя начальных классов.

Специфика начальной школы и детского сада серьезно отличаются друг от друга, педагоги испытывают затруднения, работая с малышами тем самым упускается сенситивный период развития восприятия.

Мною были подобраны диагностические методики для данной возрастной категории детей – это "Лови шарик", "Коробка форм", "Конструирование по образцу", "Разборка и складывание матрешки", "Разборка и складывание пирамидки", "Парные картинки", "Конструирование из палочек", "Нарисуй".

Проанализировав содержание и требование программы, по которой работает детский сад, уровень подготовленности воспитателей, результаты диагностических обследований, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности детей, была составлена программа развивающих занятий во второй младшей группе.

Цель программы:

Обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

Задачи:

  1. Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета.
  2. Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
  3. Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
  4. Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
  5. Расширять кругозор детей.
  6. Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  7. Формировать познавательную активность, любознательность.

Учитывая своеобразие развития психики детей этого возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических процессов, в частности, внимания, мною использована следующая общая структура каждого занятия.

Структура занятия.

  1. Игра на развитие восприятия формы
  2. Игра на развитие восприятия цвета
  3. Игра на развитие восприятия величины
  4. Игра на развитие мелкой и общей моторики
  5. Дополнительные игры, развивающие восприятие вкуса, пространства, на снятие эмоционального напряжения, либо беседы о временах года, о фруктах и овощах, о праздниках, о домашнем отдыхе, активизирующие речь, память, мышление детей.

В предложенной программе цели игр, развивающих восприятие формы, цвета, величины – не указываются, т.к. на всех занятиях, учитывая возраст, данные цели схожи. В дополнительных играх описывается цель каждой из них.

Для каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана, подобрана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствие с уровнем развития перцептивных действий.

Занятия проводятся в игровой форме, иногда игры объединяются единым сюжетом: "Зайка пришел в гости; "Путешествие", "Мы в гостях" и т.д.

Длительность занятий 15–35 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.

Программа включает в себя 20 занятий, для лучшего усвоения наиболее понравившиеся детям занятия можно повторять.

Диагностические обследования проводились на входе и выходе из программы. Результаты заключительной диагностики были положительными. Особенно эффективно подействовали игры и занятия на развитие восприятия величины: в начале года низкий уровень показали 41% обследуемых детей, после вторичной диагностики – 8% детей; формы – низкий уровень у 39% детей и 5% на выходе; цвета – начальная диагностика – 48%, заключительная – 3% детей.

Менее результативно развивалось целостное восприятие, работа по развитию которого станет приоритетным направлением в средней группе.

Детей, с которыми впервые на практике использовалась данная программа, удалось довести до выпуска из детского сада, почти у всех ребят высокий и средний уровень психологической готовности к школе; в этом есть заслуга работы, проводимой с ними в 3-4 года.

В качестве образца предлагаю вам для ознакомления три занятия программы.

Занятие 1

Цель: создание эмоционального благополучного микроклимата в группе, закрепление умения детей представиться незнакомому человеку, продолжение ознакомления с геометрическими фигурами.

Игра “Волшебный мяч”

Цель: закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.

Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: “Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный. Он умеет разговаривать.

Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю как вас зовут, а мячик не знает.

Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут”.

Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.

Пальчиковая гимнастика, сидя в круге на паласе.

Игра “Спрятались от дождика” (форма) .

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

Дети : “Под зонтики”.

Взрослый: “Верно, но посмотрите, под красным зонтиком спрячем только круги, под зеленым – квадраты, под синим – треугольники.

Дети по одному выполняют действия.

Игра “Собери капельки в стакан” (цвет)

Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.

Игра “Грибочки и ежик” (величина) .

На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок.

Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.

Итог занятия: Ёжик благодарит детей за помощь, называя их по именам.

Занятие 2.

Цель: создание благоприятного эмоционального фона; формирование восприятия отдельных свойств предметов: формы, цвета и величины.

Игра “На что похожа эта фигура”

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.) .

Игра “Помоги рыбкам” (на фланелеграфе)

На фланелеграфе – море, большие рыбки - мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водораслях и потерялись. “Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки”.

Игра “Большой и маленький предмет”

Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.

Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)

Взрослый:

Где большой грибок? Где маленький грибок?

Принеси маленький мячик, принеси большой.

Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Упражнения:

Источник festival.1september.ru

Развитие восприятия у дошкольников – особенности, способы

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.

Процесс развития восприятия у дошкольников

Развитие восприятия в раннем возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.

В младенчестве дети не могут четко и осмысленно воспринимать окружающее пространство. Механизм восприятия с помощью зрения и слуха является слаборазвитым.

Постепенно, с первых месяцев жизни ребенок начинает оценивать свойства окружающих объектов: величину, температуру, вес и форму. Ребенок улавливает музыку и ритмичные звуки, учится ориентироваться в пространстве и улавливать последовательность действий.

Процесс восприятия у дошкольников развивается, когда они играют, рисуют, используют сенсорную чувствительность.

С 4-5 лет дети начинают ориентироваться в цветовом спектре и определять геометрические фигуры. Постепенно процесс восприятия совершенствуется, становится системным, логичным и четким. Ребенок может различать не только основные цвета, но и насыщенность, оттенки, контрастность и сочетания цветов.

Развитие восприятия у дошкольников постепенно приводит к усвояемости системы мер, величин и последовательности различных предметов. У детей начинает складываться четкое представление о больших, средних и маленьких предметах, об измерениях (длине, высоте и ширине) .

Процесс развития восприятия у дошкольников совершенствуется при осознании пространства и ориентировании в нем. Наиболее сложным процессом является восприятие времени и временных рамок. Наглядные формы и действия помогают ребенку запоминать условные обозначения времени.

Развитие восприятия у младших школьников основывается на художественном творчестве и восприятии литературных произведений. В этом процессе особая роль отводится познанию и переживаниям. Ребенок учится понимать смысл произведений и осознавать чувства главных героев.

Развитие восприятия в раннем возрасте эффективно благодаря сказкам, которые являются формой психотерапии и способствуют развитию личности ребенка.

Восприятие у дошкольников активно проявляется в оценочных суждениях. Давать оценку должны помогать взрослые, выделяя внешний вид, определяя свое отношение, объясняя нравственные качества и поступки. Ребенок, давая оценку и высказывая суждения, проявляет симпатии и антипатии, выделяет положительные и отрицательные качества.

В дошкольном периоде оценочные суждения еще неустойчивы и изменчивы, но восприятие в младшем школьном возрасте становится полным и развернутым. Ребенок начинает воспринимать не только внешние, но и внутренние качества.

Методики развития восприятия в раннем возрасте

Развитие восприятия у дошкольников происходит с помощью сенсорного ощущения и формирования сенсорных способностей. Основной задачей в этом возрастном периоде становится развитие восприятия формы, величины и цвета предметов.

В дошкольном возрасте ребенок должен воспринимать не менее 6 цветов, выбирать их по образцу, определять контрасты, собирать пирамидки, составлять целый рисунок из фрагментов, различать предметы по форме, ориентироваться в плоскостях, сравнивать и группировать предметы, проводить линии на бумаге.

Для того чтобы эффективно развивать восприятие у дошкольников, необходимо использовать следующие методики:

  • дидактические, направленные на восприятие цвета, формы и размера, которые следует использовать поэтапно, чтобы вызвать заинтересованность ребенка (шарики, палочки, геометрические фигуры, мелкие предметы) ;
  • цветовые, направленные на восприятие основных цветов и оттенков;
  • сюжетно-ролевые игры (игры на основе сказок, литературных произведений и мультфильмов) ;
  • индивидуальные, направленные на устранение конкретных проблем в восприятии ребенка.

Эффективное развитие восприятия у дошкольников позволяет приобретать полезные навыки и раскрыть способности личности. Развитие восприятия должно основываться на следующих видах деятельности:

  • игровой (конструкторы, пазлы, мозаика и т.д.) ;
  • изобразительной (рисование, гербарии, объемные конструкции, аппликации и т.д.) ;
  • условно-трудовой (уборка игрушек, распределение предметов в коробки, поливание цветов и т.д.) .

Эти виды деятельности направлены на развитие восприятия с помощью манипуляций с различными предметами.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Поделиться:Добавить комментарийЗнаете ли вы, что:

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

Подробней www.neboleem.net

С момента появления ребенка на свет родители с восторгом, но, тем не менее, с высокой долей удивления замечают, как малыш осваивает все более сложные навыки. Но бывает и иная ситуация: родители затрачивают много усилий, чтобы научить свое чадо чему-либо, но они не дают результатов. Оба приведенных примера тесно связаны с протеканием процесса развития восприятия у детей.

Просто о сложном психологическом явлении

Развитие восприятия у детей - процесс постоянный. И начинается он в момент рождения малыша, ведь природа одарила маленького человечка высокой способностью запоминать новые звуки, предметы, запахи, текстуры и вкусы.

Убедиться в этом достаточно просто: ребенок очень быстро учится различать родительские голоса, проявляет недовольство, когда вместо материнского молока получает его заменитель. Все это ему позволяет делать восприятие.

Сам же процесс восприятия детские психологи делят на три периода:

  • младшего (или раннего) ,
  • дошкольного,
  • младшего дошкольного возраста.

Все три стадии важны для формирования целостной личности, ведь посредством восприятия развивается не только способность использовать основные чувства, но и создавать на их основе логические цепочки. Следует также знать, что для каждой стадии существуют свои правила и методики развития восприятия, ведь каждая знаменует новый этап в личностном росте ребенка.

Что следует знать о развитии восприятия у детей раннего возраста?

Ранний возраст принято условно определять в рамках от рождения до трех лет. Девизом его можно сделать фразу «Всё новое». Это период особенно бурного развития всех органов чувств, ведь малыш должен получить максимально возможные сведения о мире, его окружающем.

К слову сказать, в первые полгода из него огромную роль играют врожденные рефлексы, например, хватательный. И родители не должны препятствовать малышу активно использовать их.

Нормальным и обязательным считаются действия по поиску интересующих ребенка предметов, например, вышедшей из поля зрения матери или убранной погремушки. Помочь развивать такие рефлексы могут и активные действия родителей.

Они должны показывать и тактильно знакомить малыша с новыми предметами. В этом могут помочь детские игрушки. Большое значение имеют специальные игровые комплексы: развивающие коврики, мобили, закрепленные на кровати ребенка.

При их помощи родители не только закрепляют слух, зрение и осязание, но и развивают эти чувства.

Вторые полгода восприятие способствует не только узнаванию, но и развитию предметных действий, а также манипуляций. Предметные действия позволяют ребенку знакомиться с функциональным назначением вещей, например: протянув руку и взяв ложку, малыш будет стараться имитировать движения взрослых.

Манипуляции же позволят раскрыть весь спектр возможных действий с полученным предметом. Закрепляются и развиваются они до конца рассматриваемого периода развития.

Как помочь ребенку развивать восприятие в данный период? В основном при помощи игр. Кубики, пирамидки, лабиринты, сортеры позволят не только узнать новые формы, но и цвета и материалы.

Что следует знать о развитии восприятия у детей дошкольного возраста?

Дошкольный возраст определяется психологами периодом от трех до семи лет. В этот период развитие восприятия базируется на нескольких видах деятельности.

  • Игровая деятельность

Знакомые ранее кубики-пирамидки заменяются постепенно конструкторами, а сортеры - логическими лабиринтами. Если ранее ребенок не был знаком с пазлами, теперь самое время включить их в игровой ассортимент.

Помогут в развитии восприятия и различные формы одевания, например: одеть и раздеть куклу или подобрать комплект бумажной или деревянной модели. Для детей обоих полов будут полезны игрушки, оснащенные пультом управления. Это поможет малышам развивать пространственное восприятие.

  • Второй вид деятельности - изобразительная

В данном случае речь идет о занятиях лепкой, рисованием, аппликацией. При помощи рисования ребенок, в первую очередь, знакомится с понятием контура предметов. Кроме того, улучшаются его понимание цветовой палитры окружающего мира.

Лепка, или моделирование, способствует восприятию объемных конструкций и дает знания о возможностях их изменений. Аппликация же направлена на установление связи «части-целое».

Стоит помнить, что лучшему развитию восприятия посредством изобразительной деятельности способствует использование непривычных материалов. Например, лепить можно не только посредством пластилина, но и теста, рисовать - с помощью сыпучих веществ (песка, манки) , в аппликации использовать наряду с бумагой и картоном нити, вату, крупы.

  • Третий вид деятельности - условно-трудовая

В данном случае речь идет о выполнении заданий, связанных с трудом. Например, с уборкой игрушек. Вот только выстраивать её нужно в особом порядке. Так, можно попросить малыша сложить все маленькие машины в коробку, а большие - в мешок.

Такое задание поможет развить у него противопоставление «большое и маленькое». А связь «пустой-полный» - при помощи наполнения бутылки для полива цветов.

Все три вида деятельности по развитию восприятия направлены на то, что ребенок начинает осознавать не только смысл манипуляций, но и то, как максимально можно использовать предметы и явления.

Что следует знать о развитии восприятия у детей младшего школьного возраста?

Несмотря на то, что восприятие у детей младшего школьного возраста развито довольно-таки неплохо, оно все ещё нуждается в развитии. Связано это, прежде всего, с появлением в мире ребенка абстрактных понятий и их активном использовании.

Например, дерево как собирательный термин может обозначать, как сосну, так и пальму. Задача родителей и учителей разъяснить, как нужно распознавать эти понятия.

Сделать это можно, в основном, только при помощи учебной деятельности. Например, объяснять, что схожие по начертанию заглавные буквы «А» и «Л», «П» и «Н» несут различную фонетическую нагрузку. В этом помогает активное чтение, составление и разложение слов на слоги и буквы.

Однако стоит отметить, что получаемые знания вначале должны преподноситься в игровой форме с элементами обучающей, после чего медленно перетечь в полностью обучающую. Это очень важный момент, позволяющий восприятию развиваться уже практически на взрослом уровне.

  • 10 декабря 2013

Материал с сайта www.4child.ru

Все о детях - Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Игра, конструирование, изодеятельность, элементы учебной деятельности

Сенсорные эталоны

В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозайки. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. Без систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета, формы, а при целенаправленном сенсорном воспитании – например, до 28 у японских детей. Трудности с усвоением величины обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета

Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов – за счет систематизации представлений. Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразование 1 формы в другую (если прямоугольник разделить пополам, получится 2 квадрата) . Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов

Способы восприятия

При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами. Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем. При определении цвета на первых этапах дети – цветной карандаш.

Сравнивая предметы по величине, дети прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии. К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия.

Дети не нуждаются во внешних приёмах – перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным. Дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений

Обследование предметов

Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины. Главная роль принадлежит взрослому, направляющего процесс обследования предметов

Большое значение играет уровень развития речи детей, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Систематическое обучение

Слуховое восприятие

Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный – при слушании музыки и выполнении движений под музыку. В начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков решающее значение имеет произношение, в выделении отношений музыкальных звуков – движения рук и тела.

Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений

Ориентировка в пространстве. Уже в раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов.

Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Представления о предметах и их свойствах образуются раньше, чем представления о пространстве. И служат их основой.

Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление.

Например, определить положение других частей тела в качестве правых или левых ребенку удается только по отношению к положению правой руки. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими) . Только к концу дошкольного возраста у детей появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.

Ориентировка во времени.

Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Ребенок живет, его организм определенным образом реагирует на течение времени: в известное время суток ему хочется есть, спать и т.д., но сам ребенок долго не воспринимает время.

У ребенка знакомство со временем начинается только с усвоением обозначений и мер времени, выработанных людьми. А эти обозначения и меры усвоить не так-то легко, поскольку они имеют относительный характер (то, что накануне называлось «завтра», называется «сегодня», а на следующий день – «вчера») . Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать.

Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы. Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра», это объясняется относительностью данных понятий.

Представления о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей на протяжении дошкольного возраста обычно остаются недостаточно определенными.

Восприятие рисунка.Развитие рисунка в дошкольном возрасте происходит по 3 направлениям:

  1. формируется отношение к рисунку как к отображению действительности;
  2. развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено;
  3. совершенствование интерпретации рисунка, то есть понимание его содержания.

Развитие понимания связи рисунка с действительностью. Для младшего дошкольника картина скорее повторение действительности, особый ее вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства что и настоящие.

Например, когда малыш начинает нюхать нарисованные цветы, закрывает рукой козленка, пытаясь спасти его от волка и т.д. Постепенно дети усваивают, какие свойства предметов могут быть изображены, а какие нет.

На собственном опыте они убеждаются в том, что с нарисованными предметами нельзя действовать так, как с настоящими. Переставая путать свойства реальных предметов со свойствами изображений, дети не сразу переходят к пониманию их именно как изображений.

Младшие дошкольники относятся к нарисованному предмету как к самостоятельному существующему, хотя и не обладающему особенностями настоящего. В среднем дошкольном возрасте дети в достаточной степени усваивают связь рисунка и действительности.

Однако, так как дети не владеют нормами и правилами изобразительного искусства, для них очень сложно восприятие перспективы (например, маленькая елочка оценивается ими как маленькая) . Только к концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но и в этот период оценка чаще всего основывается на знании правил такого изображения, усвоенных с помощью взрослых («То, что далеко, выглядит на рисунке маленьким, то, что близко - большим») . Восприятие нарисованных предметов улучшается за счет знаний о правилах построения. Восприятие и мышление работают как бы изолированно друг от друга: ребенок видит, что предмет маленький, и понимает, что он далекий, в результате решает, что он и маленький, и далекий.

Интерпретация рисунка зависит от сложности композиции. Младший дошкольник не может охватить и осмыслить композицию, включающую много фигур, предметов.

Руководство развитием восприятия детей дошкольного возраста Задачи сенсорного воспитания младших и средних дошкольников вытекают из основных направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов. Л. А. Венгер, В. С. Мухина указывают такие задачи: 1) ознакомление с сенсорными эталонами 2) обучение детей способам использования сенсорных эталонов; 3) обучение планомерному обследованию предметов.

Младший и средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Ознакомление с сенсорными эталонами

Организация усвоения представлений о цветах спектра и их оттенках по светлоте, о геометрических фигурах и их изменениях по пропорциям, об отношениях предметов по величине и отдельным их измерениям. Ознакомление при помощи собственных действий: самостоятельное изготовление и изменение цветов (окраска воды и смешивание красок) , геометрических фигур, составление рядов из предметов разной величины

Задания, требующие понимания закономерностей, лежащих в основе выделения и систематизации сенсорных эталонов – участие восприятия и мышления. Например, группировка разных оттенков одного цвета или разновидностей фигур, относящейся к одной геометрической форме, расположение предметов в определенной последовательности в зависимости от постепенного нарастания или убывания светлоты, величины и т.д.

Обучение детей способам использования сенсорных эталонов

Постепенный перевод детей от использования реальных образцов к использованию усвоенных представлений

Обучение планомерному обследованию предметов

Задачи типа загадок, составление изображений предметов из частей, руководство словесным описанием предметов

Задания, требующие от детей подробное словесное описание предметов и их свойств

Восприятие

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Похожие материалы

Читать далее www.vseodetishkax.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...