Развитие выносливости у детей дошкольного возраста

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. В целях всестороннего развития и воспитания ребенка широко используются подвижные игры. Игра для детей – это важное средство самовыражения, проба сил, развитие физических качеств. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, ловли – и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством в развитии физических качеств.

Исходя из вышеизложенного, мною разработан сборник подвижных игр, который актуален для развития физических качеств: сила, быстрота, выносливость.

Цель сборника: развивать физические качества детей посредствам подвижных игр.

Данный сборник подвижных игр строится по следующим принципам:

• Принцип доступности и учету возрастных особенностей детей;

• Принцип систематичности и последовательности проведения подвижных игр;

• Принцип прогрессирования;

Подвижные игры подбирались разнообразного содержания с учетом интересов детей.

Материал сборника распределен по разделам:

1. Игры на развитие быстроты

2. Игры на развитие силы

3. Игры на развитие выносливости

Игры на развитие быстроты:

[/b]

Мы веселые ребята

[/b]

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта, Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова лови, дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

Мышеловка

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно 1/3 играющих) образует круг – “мышеловку”. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя хлоп лети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными.

Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают тем самым размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Догони товарища!

Двое детей становятся один за другим на расстоянии 2-3 шагов у края площадки. По сигналу: “ Раз, два, три – беги! ” – стоящий впереди бежит на противоположную сторону площадки, где проведена черта, за которой ловить уже нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего до того, как он достигнет черты. Если ловящий не поймает, они бегут еще раз, а если поймает, дети меняются ролями.

Хитрая лиса

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается “ дом лисы”. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится “хитрой лисой”. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдает ли она себя чем – нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче:” Где ты, хитрая лиса? ” При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит:” Я здесь! ”

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала 2 – 3 детей, воспитатель говорит: “ В круг”. Играющие снова образуют круг, и игра повторяется.

Ловишка, бери ленту

Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все кроме ловишки, получают полоску из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. Дети идут по кругу со словами: “ Мы, веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови! ”. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого – нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.

По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги! ” дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Бездомный заяц

Среди играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

Ключи

Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один из водящих. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: “Где ключи? ” Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного из детей) постучи”. Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время пробежки.

Если водящий долго не сумеет занять кружки, он может крикнуть» Нашел ключи! ” – тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей – нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

Горелки

Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2 – 3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих – ловящий - становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слова беги дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева, стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого – нибудь из пары, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Число участвующих не должно превышать 15 – 17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

Пустое место

Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова постучу, водящий останавливается, заглядывает в “окошко”, против которого остановился, и говорит: “ Тук, тук, тук”. Стоящий впереди спрашивает: “Кто пришел? ” Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: “ Зачем пришел? ” Водящий отвечает: “ Бежим вперегонки”, и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу играющих остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

Палочка – выручалочка[/h4 Играющие образуют круг. При помощи считалки выбирается водящий. Он становится у стены, закрывает глаза и считает до 10 – 20 (по договоренности). Около водящего лежит палочка – выручалочка. Пока водящий считает, остальные играющие прячутся. Закончив считать, водящий стучит палочкой и говорит: “ Палочка пришла, никого не нашла”. Кладет палочку и идет искать спрятавшихся. Найдя кого – либо, водящий бежит к палочке, стучит ею о стенку и кричит: “ Палочка - выручалочка, нашла Нину” (называет имя ребенка, которого увидел) .

Каждый спрятавшийся может выбрать удобный момент, чтобы выбежать, взять палочку и выручиться, т. е. стукнуть палочкой и сказать: “ Палочка - выручалочка, выручи меня”.

Когда все найдены, игра повторяется с новым водящим. Водит тот, кого нашли первым.

Кто скорей к своему флажку?

На одной стороне площадки проводят линию. На другой стороне, в 10 м от линии, ставят на подставках флажки. Дети (4 – 5) с обручем в левой руке

становятся на линии левым боком к флажкам, на расстоянии 1 м один от другого.

По сигналу воспитателя “ Приготовились! ” дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам, придерживая его левой рукой; правую руку они держат наготове для удара по обручу.

Затем воспитатель говорит: “Раз, два, три – кати! ” – ударяя по ним правой ладонью или палочкой. Дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой.

Выигрывает тот, кто первым поднимет флажок.

Два мороза

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома. Расстояние между домами – 25 – 30 шагов (12 – 15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, - это – Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос. По сигналу воспитателя “ Начинайте! ” оба Мороза говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я Мороз – Красный нос,

Я Мороз – Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают Морозам:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова “мороз” все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз. Разморозить их могут не замороженные дети.

Перебежки повторяются 3 – 4 раза. После чего выбираются новые Морозы и игра возобновляется. В конце игры подытоживается, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.

Эстафеты с обручами

Играющие делятся на две равные группы и встают один за другим в две колонны. Расстояние между колоннами 1.5 – 2 м. Перед колоннами проводится черта. На расстоянии 5 – 6 м от нее кладутся обручи по одному против каждой колонны.

По сигналу воспитателя “ Раз, два, три – беги” первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки ребенка, ставшего первым, и встают в конец колонны. Каждый последующий в колонне проделывает то же самое, и так до тех пор, пока первый ребенок не вернется на свое место.

Выигрывает та группа детей, которая сделает это раньше.

День и ночь

Игра заключается в том, что одна группа детей ловит другую поочередно. Участники игры делятся на две команды: “ День” и “Ночь”. Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посередине

проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраивается команды спиной друг к другу. Воспитатель говорит: “Приготовиться! ”, а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал “День”, то дети из команды “Ночь” бегут в свой дом, а дети из команды “День” поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.

Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала. Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.

Эстафеты по кругу

Играющие делятся на четыре отряда. На площадке чертится круг. Его размер зависит от количества играющих, так как отряды выстраиваются по четырем радиусам.

Все стоят спиной к центру, у первого в руках флажок. По сигналу воспитателя дети с флажками бегут по кругу в одну сторону и, добежав до своего отряда, передают флажок следующему игроку, ставшему первым, а сами встают в конец колонны. То же самое проделывают все играющие.

Когда отряд закончит бег и выстроится в первоначальном порядке, ребенок, стоящий впереди, поднимает флажок вверх.

Выигрывает тот отряд, который сделает это первым.

Игры на развитие силы

Мячик кверху

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: “Мячик кверху! ” Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: “Стой! ” Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Свечи ставить

В землю делают небольшую ямку, опускают в нее одним концом дощечку так, чтобы другой ее конец был приподнят над землей. В ямку на доску кладут мяч, водящий бьет ногой по выступающему концу доски, мяч летит вверх, играющие бегут за ним. Тот, кто мяч поймал или взял его первым с земли, идет к ямке, кладет его на доску и бьет по доске. Игра продолжается.

Подстенка

Дети (не более 4 человек) встают друг за другом, лицом к стенке. Первый игрок бросает мяч в стенку, стоящий за ним ловит. Поймав мяч, бросает его в стенку, а ловит первый игрок. Затем первый снова бросает мяч, но так, чтобы, отскочив от стены, он долетел до третьего игрока. Третий ловит его и бросает в стену, первый ловит мяч и снова бросает его так, чтобы, отскочив от стены, он перелетел через головы всех играющих и достиг четвертого игрока, который должен поймать мяч. После этого играющие меняются местами, первый встает последним, второй первым и т. д. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят роль водящего.

Перебрасывание мяча

Участники делятся на две группы, не более 10 человек в каждой, встают за линиями друг против друга на расстоянии от 3 до 5 м. По жребию право начать игру получает ребенок одной из групп. Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит и сразу же перебрасывает мяч игроку на противоположную сторону, назвав его по имени. Если играющий не поймал мяч, он выходит из игры, а право продолжать игру остается за командой, которая подавала мяч. Побеждает та команда, в которой осталось

больше игроков.

Зевака

Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1 – 2 упражнения с мячом.

Сторож

Все, кто принимает участие в игре, берут мячи, встают полукругом, и каждый свое место отмечает кружком. На расстоянии 3 – 6 м, в середине полукруга, лежит большой мяч, его охраняет сторож с полкой. Играющие по

очереди стараются сбить его своими мячами, а сторож палкой отбивает их мячи. Если отбитый сторожем мяч не докатился до игрока, он остается в поле. Играющий может мяч взять, но так, чтобы сторож его не осалил. Осаленный игрок становится сторожем.

Когда один из игроков собьет большой мяч, сторож быстро возвращает его на место. Но в это время играющие, чьи мячи лежат на кону, стараются их взять.

Мяч в стену

На расстоянии 1 – 2 м от стены проводят черту. Играющие встают в поле за чертой свободно, кому как удобно. Водящий встает у черты лицом к стене и бьет мячом в стену так, чтобы он перелетел за черту. В поле его ловит тот игрок, которому это удобнее. Поймавший мяч перебрасывает его водящему. Если водящий поймает его, то уходит играть в поле, а на место идет тот, кто перебрасывал мяч. Если же брошенный мяч водящий не поймает, то остается у стены водить.

Игры на развитие выносливости

Зайцы и волк

За “ кустами” и “ деревьями” прячутся “зайцы”. На противоположной стороне живет “волк”. Пока он находится в своем “логове”, зайцы выбегают на полянку, прыгают, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет! ” – зайцы убегают (прыгают на двух ногах) и прячутся за кусты. Волк пытается догнать их.

С кочки на кочку

На площадке нужно начертить небольшие кружки, диаметр которых 30-35 см. Расстояние между кружками примерно 25-30см. Это “кочки “ на “болоте”, по которым ребенок должен перебраться на другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее переберется.

Кто скорее снимет ленту

На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4 – 5 человек в каждой. На расстоянии 10 – 15 шагов напротив колонн протягивается веревка, высота которой на 10 – 15 см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента.

По сигналу воспитателя:” Беги “ все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым считается выигравшим. Воспитатель снова вешает ленты на веревку; те кто был в колонне первым, становятся в конец колонны, а остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети. Игра кончается, когда все дети снимут ленты. После этого подсчитываются выигрыши в каждой команде.

В дальнейшем игру можно усложнить, поставив на пути бега препятствия: протянуть веревку на высоте 40 - 50 см, под которую нужно подлезать, не задев ее, или провести две линии на расстоянии 30 – 35 см, через которые надо перепрыгнуть.

Волк во рву

Посредине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80 – 100 см одна от другой – это “ров”. По краям площадки на расстоянии 1 – 2 шагов от ее границы очерчивается “ дом коз”. Из числа играющих выбирается “волк”, остальные изображают “коз”.

Все козы располагаются на одной стороне площадки (дом). Волк становится в ров.

По сигналу воспитателя “ волк во рву! ” козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать. Пойманных он отводит в угол рва. Затем воспитатель снова говорит: “Волк во рву”, козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.

После 3-4 перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом, и назначается другой волк (но не из числа пойманных) .

Удочка

Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

Охотник и зайцы

Из числа играющих выбирается “ охотник”, остальные – “ зайцы”. Они сидят в “ кустах” – за рейками, шнуром, укрепленным на высоте, доступной детям для перепрыгивания.

На расстоянии 3 – 4 м от кустов чертится круг – “ дом охотника”. Он получает 2 – 3 мяча диаметром 50 – 60 мм.

Игра начинается с того, что зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают, прыгают.

По сигналу “Охотник” зайцы убегают, а охотник “ стреляет” в них, т. е. бросает мячами в одного, другого, третьего. … Те, в кого охотник попал мячом, отходит к домику охотника.

Ловишки с мячом

Площадка ограничивается линиями или флажками. В центр площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Выбирается водящий. Он становится в центр круга. У его ног лежат 2 – 3 небольших мяча (диаметром 6 – 8 см).

Водящий называет или проделывает ряд движений. Играющие выполняют эти движения по слову или по приказу. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга”, и играющие разбегаются в разные стороны. Водящий старается, не

сходя с места, попасть в убегающих мячами, бросая их поочередно. Дети, в которых водящий попал мячом, отходят в сторону.

Если игра проводится зимой на площадке, мячи можно заменить снежками.

Список литературы

1. Дворкина Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое пособие. – М. : Советский спорт, 2005. – 184с.

2. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение; Владос, 2005. – 224с.

3. Детские подвижные игры / Сост. В. И. Гришков – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2002. – 96с.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. В. Руссковой. – М. : Просвещение, 2000. – 79с.

5. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. Изд. 2-е, доп. М., “Просвещение”, 2001. – 159с.

6. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к “ Программе воспитания в детском саду”. Изд. 2-е, испр. и доп. М., “Просвещение”, 2000. – 192с.

www.maam.ru

Физкультура для всех: для детей и взрослых » Упражнения для детей » Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости

Рубрика: Упражнения для детей

Активно внедряя физическую культуру и спорт в повсе­дневный быт своей семьи мы повышаем уровень физической подготовленности и тем самым способствуем воспитанию основных физических качеств — силы, быстроты, выносли­вости, а также гибкости и ловкости.

Наиболее благоприятный период для воспитания быстро­ты, гибкости и ловкости — детский и подростковый возраст ( до 12—13 лет) . Силу и выносливость целесообразно разви­вать в 14—16 лет, хотя начинать работу по воспитанию этих качеств надо значительно раньше. Комплексно воздействуя на организм, любое физическое упражнение развивает сразу несколько физических качеств, поэтому при отборе упражне­ний важно определить их преимущественную направленность на воспитание данного качества.

Сила — способность человека преодолевать внешнее со­противление либо противодействовать ему посредством мы­шечных напряжений. Проявление силы зависит от ряда факторов: поперечника мышцы (ее массы) , нервно-координационных отношений, степени владения техникой движения, волевых качеств.

Для развития силы используют метод повторного подни­мания тяжестей, а также метод динамических усилий при прыжковых и метательных движениях. Рекомендуются спо­койные и объемные занятия Они приводят к росту мышечной ткани и улучшают обмен веществ. Силовые упражнения целесообразно включать в конец основной части занятий.

Очень полезны для членов семьи мужского пола упражне­ния с гантелями. Гантели с оптимальной массой — это те, которые можно поднять без видимого напряжения 8—10 раз. Начинать следует с гантелей, масса которых составляет 50% от оптимальной.

В ходе тренировки массу гантелей можно увеличивать до 80% от оптимальной, чтобы можно было их поднять 4—6 раз.

Примерные упражнения для развития силы:

- сгибание и разгибание рук в упоре (стоя, лежа) ;

- приседания на одной, двух ногах;

- подтягивание;

- наклоны назад с поворотом туловища вправо и влево сидя, ноги за­креплены, руки за голову (или вдоль туловища) . То же с гантелями;

- лежа на спине, поднимание прямых ног перпендикулярно туловищу;

- упор сидя, поднимание и опускание одной ^или двух прямых ног, по­переменные движения ногами вверх—вниз («ножницы») .

- сгибание и разгибание рук с гантелями, круги руками внутрь и наружу, подскоки (на месте и с продвижением) , приседания на одной и двух ногах. Упражнение выполняется с гантелями;

- из различных исходных положений растягивание эспандера или ре­зинового амортизатора;

- плавание (20—50 м) ;

- бег на коньках;

- спортивные и подвижные игры.

Быстрота — комплекс функциональных свойств чело­века, определяющих скоростные характеристики движений. Воспитание этого физического качества во многом зависит от состояния центральной нервной системы.

Наиболее ус­пешно скоростные качества развиваются в детском и подростковом возрасте. Скоростные нагрузки очень активно воздействуют на сердечно-сосудистую систему, поэтому их применение в среднем и особенно пожилом возрасте ограниче­но. Упражнения для развития быстроты, как правило, вы­полняются сериями и включаются в начало основной части занятий. Интервалы между повторениями должны обеспе­чивать восстановление работоспособности и зависят от инди­видуальных особенностей занимающихся. >

Примерные упражнения для развития быстроты:

- бег в упоре стоя с максимальной скоростью (20—30 с) ;

- семенящий бег (8—12 м) ;

- имитация движений рук как при беге с максимальной скоростью (20—30 с) ;

- бег с ускорением 10—15 м (3—6 раз) ;

- бег на коньках на скорость, 15—20 м (4—6 раз) ;

- повторное проплывание отрезке® 10—20 м;

- повторное прохождение на лыжах отрезков 100—200 м;

- спортивные, подвижные игры.

Выносливость — способность организма противостоять утомлению, то есть длительно работать не уставая.

Дети, подростки и юноши не способны к выполнению длительной работы, так как она требует значительных энер­гетических затрат, которые в это время идут на обеспечение роста организма. Специально над развитием выносливости начинают работать после 16 лет, а до этого возраста объем применяемых методов невелик. Если занятия комплексные, то упражнения на укрепление выносливости включают в конец основной части тренировки.

Примерные упражнения для развития выносливости:

- ходьба в среднем темпе;

- длительные ходьба и бег в медленном темпе;

- кроссовый бег в переменном темпе (300—1000 м) ;

- передвижение на лыжах в медленном, среднем и переменном темпе (в зависимости от возраста) ;

- занятия греблей, катание на коньках, велосипеде;

- спортивные игры.

Гибкость — это способность выполнять движение с боль­шой амплитудой. Упражнения для воспитания гибкости подбирают в зависимости от уровня подготовленности зани­мающегося.

Гибкость развивают систематически, используя небольшое количество упражнений, часто их повторяя. Уп­ражнения для воспитания гибкости выполняют ежедневно, включая их в утреннюю гимнастику.

Примерные упражнения для развития гибкости:

- из положения стоя (сидя) наклоны вперед, ноги не сгибать. То же с отя­гощением ;

- в различных положениях выпада (вперед, назад, в сторону) растяги­вание в коленных и тазобедренных суставах. То же с отягощением;

- из положения лёжа сделать «мост»;

- стоя спиной к стене (в шаге от нее) , прогибаясь назад, опираясь руками о стену, прийти в положение «мост».

- маховые движения ногами (вперед, назад, в стороны) с максимальной амплитудой;

- сидя на пятках, прогнуться назад, стараясь коснуться головой пола.

Ловкостью называется умение человека быстро совер­шать точные движения и двигательные действия. Упражнения для развития ловкости подбираются такие, в которых быстрота сочетается с точностью движений.

Примерные упражнения для развития ловкости:

- жонглирование теннисными мячами;

- всевозможные кувырки (вперед и назад в группировке, боком) ;

- прыжки через скакалку (на одной, двух ногах, со скрещением рук впе­реди) ;

- подвижные игры;

Ссылка на источник www.fizkultura-vsem.ru

Развитие и диагностика выносливости у дошкольников

14 Апр 2014 | Автор: Вадим | Комментариев нет »

Оглавление

Глава I. Особенности проявления физического качества выносливости у детей дошкольного возраста

1.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста.

1.2. Понятие и возрастные показатели развития выносливости у дошкольников.

1.3. Особенности развития выносливости у дошкольников.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию и диагностике физического качества силы у дошкольников.

2.1. Цель, задачи и основные этапы опытно-экспериментальной работы.

2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы по развитию физического качества выносливости у детей дошкольного возраста.

Заключение

Список литературы

Введение

По данным ученых-медиков, среди болезней детей сердечно-сосудистые за¬нимают не последнее место. Одной из причин является гиподинамия, то есть недостаточная двигательная активность, отсутствие или низкая тренирующая физическая нагрузка. Особенно это ха¬рактерно для суровых климатических условий северного и уральского регионов, где средне¬суточная величина двигательной актив¬ности детей еще меньше, особенно в зимний период.

В связи с этим педагоги и ученые, причастные к делу воспитания дошколь¬ников, уже довольно давно поставили задачу: на базе типовой программы разработать специализированную, с целенаправленным развитием и совер¬шенствованием таких физических качеств ре¬бенка, как гибкости, силы, быст¬роты, а особенно силы и выносливости.

В настоящее время в практике дошкольного физического воспитания уже существует несколько специализированных программ по воспитанию как всего комплекса физических качеств дошкольников, так и с активным формированием каких-либо определенных физических качеств, и с выносливостью в частности

В специализированной литературе содержится огромное количество рекомендаций по формированию у детей дошкольного возраста тех или иных качеств, выработано огромное количество вспомогательных методик. Воспитатель волен выбирать из всего этого множества любую программу и воплощать ее в жизнь.

Тем не менее, именно в этом многообразии программ и кроется потенциальное зло – порой достаточно сложно определить направленность той или иной методики, механизмы формирования того или иного физического качества, то есть, фактически, определить сущность той или иной программы и характер ее влияния на детей дошкольного возраста.

Необходимо отметить еще один немаловажный момент. Несмотря на все многообразие практических рекомендаций по формированию того или иного физического качества (в нашем случае – выносливости) исследовательских работ монографического плана по проблеме исследования до сих пор не существует. Оценивая состояние данной проблемы в отечественной науке, следует сказать, что проблема развития выносливости в дошкольном возрасте нуждается в дополнительной разработке.

Исходя из этого, актуальность проблемы исследования определяется противоречием между осознанием важности разработки проблемы и ее учета в практике дошкольного физического воспитания и ее недостаточным освещением в отечественной педагогической науке.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определили выбор нами темы исследования: «Развитие и диагностика физического качества выносливости у дошкольников».

Изучение литературных источников, а также практики воспитания физических качеств силы и выносливости в работе дошкольных образовательных учреждений города Магнитогорска позволили разработать гипотезу данного исследования.

Гипотеза исследования - физиологический механизм проявления физического качества выносливости у детей дошкольного возраста имеет специфические особенности, которые обусловливают особенности развития данных качеств у дошкольников.

Объект исследования – физическое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие физического качества выносливости у детей дошкольного возраста.

Цель исследования состоит в характеристике особенности методики развития и диагностики физического качества выносливости у детей дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:

• охарактеризовать особенности физического развития дошкольников;

• дать понятие физического качества выносливости;

• определить механизм проявления физического качества выносливости у дошкольников;

• охарактеризовать методику развития физических качеств силы и выносливости у дошкольников;

• на основе опытно-экспериментальной работы выявить характер влияния предложенной нами методики на развитие выносливости у детей дошкольного возраста.

Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, методико-практической части, заключения и списка использованной литературы.

Подробней на сайте magref.ru

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1 - Воспитание выносливости

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1 - Воспитание выносливости

Cмотрите так же...

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

Выносливость - это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности.

Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент.

В практике физической культуры выделяют два основных вида выносливостиобщую (аэробную) и специаль­ную.

Под общей выносливостью понимают способность человека длительно выполнять физическую работу с оптимальной функци­ональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и систем организма.

Выносливость по отношению к конкретному виду деятельности называют специальной.

Детям дошкольного возраста более всего свойственна об­щая выносливость, но они не отличаются высоким уровнем ее развития. Она проявляется при выполнении длительной малоин­тенсивной работы.

Средствами развития общей выносливости являются упражнения, вызывающие макси­мальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Учет этого фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средств и методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное повышение одного из важных психофизических качеств.

Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно дли­тельное время (в соответствии с возрастными нормами двигатель­ной активности) , но не предполагается целенаправленное разви­тие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании.

Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых являются следующие:

1. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяетукрепить организм ребенка и в первую очередь сердечнососудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию.

2. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной) , что особенно важно в плане подготовки детей к школе.

3. Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется еще и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки: только в этот период возможно повысить уровень максимального потребления кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека, показателем его аэробных возможностей.

4. Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя начатое дело до конца.

Этому очень важно научить в дошкольном возрасте. Кроме того, умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе.

Развитие выносливости требует большого количества повторе­ний одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приво­дит к потере интереса детей к этому упражнению.

Поэтому в до­школьном возрасте лучшими средствами в развитии выносливости являются разнообразные дина­мические упражнения, особенно на воздухе: ходьба, бег, пере­движение на лыжах, катание на санках, велосипеде, плавание.

Для развития статической выносливости применяют различные изометрические упражнения. Изометрическими (статическими) называются те упражнения, при которых длина работающей мышцы не меняется. Соответственно нет движения в суставе.

Статические упражнения монотон­ны, требуют значительных психических напряжений, неинтерес­ны и быстро приводят к утомлению. Применять в дошкольном возрасте надо осторожно, так как они связаны с моментом «натуживания».

Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

1. Статическая выносливость повышается быстрее, когда изо­метрические напряжения выполняются в сочетании с динамиче­ской работой мышц, усиливающей кровообращение.

2. Статические упражнения надо обязательно чередовать с уп­ражнениями на растягивание мышц и их произвольное расслаб­ление, с дыхательными упражнениями.

3. Чем больше статическая нагрузка, тем более продолжитель­ным должен быть отдых.

4. Статические упражнения в занятии обычно выполняются в конце основной части урока, но при условии, что заключитель­ная часть будет более продолжительной и динамичной.

Выносливость детей 7-летнего возраста составляет 60 —70 % от выносливости 10-летних детей.

Предпосылки для развития специальной выносливости разви­ты в дошкольном возрасте еще меньше, чем для аэробной.

Материал spargalki.ru

Развитие выносливости | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Опубликовано12.08.2013 | Автор:nata_li

Кроме быстроты, силы и ловкости ещё для полноценного физического развития ребёнка просто необходимо развитие такого физического качества как выносливости.

Выносливость – это физическое качество, которое заключается в способности к длительному выполнению какой-нибудь деятельности без снижения её интенсивности.

Развитие выносливости для ребёнка очень важно. Без этого физического качества ребёнок просто не сможет долго бегать, прыгать, играть в подвижные игры, лазать по лестницам и т.д.

Таким образом, не буде удовлетворятся потребность ребёнка в двигательной активности. Ребёнок будет выбирать пассивные виды деятельности, не требующие затраты большого количества энергии. А значит и о проявлении и развитии силы, ловкости и быстроты не может быть и речи.

В физическом воспитании различают общую выносливость и специальную выносливость.

Длительное выполнение движений умеренной интенсивности, включающее большую часть мышечной системы человека требуют проявления общей выносливости. К такому виду выносливости например, будет относиться выносливость проявленная в пешем походе, либо в подвижной игре, в которую включены разные движения и т.д.

Двигательная деятельность, ограниченная каким-либо одним видом называется специальной выносливостью. Например, кто дольше проскачет на скакалке или бег на длинные дистанции и т.д.

Общая выносливость проявляется в хорошо освоенных движениях. Специальная выносливость зависит от более высокой техники владением движениями, от уровня развития быстроты, ловкости, силы, координации.

Уровень общей выносливости мало зависит от уровня специальной выносливости. То есть, это значит, что если ты обладаешь хорошей общей выносливостью, то не обязательно ты будешь обладать хорошей специальной выносливостью. Работа, направленная на повышение общей выносливости должна предварять развитие специальной выносливости.

В детском возрасте надо закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечнососудистой системы и дыхательной системы, постепенно приспосабливая ребёнка к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности.

В зависимости от возраста и подготовленности ребёнка предлагается разная степень нагрузки. Для развития выносливости большое значение в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявлять максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.

Требования к упражнениям на развитие выносливости:

1. Участие большого числа мышечных групп

2. Чередование напряжения и расслабления мышц

3. Использование знакомых, но не трудных движений

4. Регулировка темпа и длительности выполнения

Основной метод развития выносливости – метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности и более активных упражнений с перерывами.

С повышением выносливости организм ребёнка адаптируется к предложенным нагрузкам. Их надо повышать для увеличения уровня выносливости.

Средствами развития выносливости можно считать подвижные игры на развитие выносливости , спортивные упражнения, спортивные игры.

Развитие выносливости происходит и в подвижных играх с многократным повторением действий выполняемых продолжительное время, а также в спортивных упражнениях. Эффективность чередования действий зависит от экономичности движений, умения разумно расходовать силы.

Физические упражнения и игры, развивающие выносливость, должны находить место в любых формах физического воспитания. Подбор упражнений должен обеспечивать смену работающих мышечных групп. Движения, предлагаемые ребёнку должны быть им хорошо освоенными.

Таким образом, чтобы развивать выносливость своего ребёнка необходимо просто с ним играть в подвижные игры. Для этого просто стоит вспомнить любимые игры своего детства: прыжки через скакалку, классики, выбивало, чай-чай выручай, резиночки и т.д.

Более подробно можно почитать в посте подвижные игры на развитие выносливости. А ещё кататься с ним на велосипеде, самокате, на санках, на коньках, лыжах и других средствах передвижения. Побольше бегать, прыгать, лазать и т.д.

И тогда Ваш ребёнок удовлетворит свою потребность в двигательной активности, будет вынослив и весел!!!

Ссылка на источник nashidetci.ru

Особенности средств и методики развития выносливости у детей в подготовительном дошкольном возрасте

Актуальность определяется тем, что подготовительный дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, ее воспитанию уделяется основное внимание в процессе проведения занятий по физической культуре.

Содержание методики развития выносливости в школьных учреждениях на сегодняшний день по-прежнему носит традиционный характер. Но вместе с тем все чаще и чаще имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физических упражнений в новых интерпретациях.

Как известно, развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однако однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению.

Именно поэтому большое значение приобретает применение разнообразных динамических упражнений, особенно на свежем воздухе: ходьба, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Мотивационную сферу занятий физическими упражнениями по укреплению выносливости укрепляют подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.

Главная цель развития выносливости в дошкольном возрасте - создание условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, освоенной ребенком к этому периоду.

Исследованиями ученых установлено, что физкультурные занятия в дошкольном учреждении, а также закономерности роста и развития детей в этот период определяют положительную динамику развития выносливости детей.

Между тем в многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. И хотя количественные данные об отклонениях в состоянии здоровья школьников значительно варьируются в разных публикациях, практически все авторы отмечают негативную тенденцию увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, ее воспитанию уделяется основное внимание в процессе проведения занятий по физкультуре.

Проблема исследования - недостаточная разработанность вопросов, связанных с комплексным применением различных средств физического воспитания на развитие выносливости у детей подготовительного дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс физического воспитания детей подготовительного дошкольного возраста.

Предмет исследования – изучение возможности повышения эффективности развития выносливости с комплексным применением различных средств физического воспитания у учащихся.

Цель исследования - определить возможность осуществления коррекции выносливости у детей подготовительного дошкольного возраста на основе применения специально подобранных комплексов средств физического воспитания.

Гипотеза исследования: заключается в том, что процесс коррекции выносливости у детей подготовительного дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если выявить исходный уровень выносливости у подготовительного дошкольного возраста и использовать на занятиях физической культурой средства и методы физического воспитания специальной направленности.

Задачи исследования:

1. Обосновать необходимость осуществления коррекции выносливости у подготовительного дошкольного возраста.

2. Разработать содержание и экспериментальную методику коррекции выносливости у подготовительного дошкольного возраста на основе комплексного применения различных средств физического воспитания.

3. Экспериментально доказать возможности коррекции выносливости у подготовительного дошкольного возраста, проводимой на основе комплексного применения различных средств физического воспитания.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы (анализ, обобщение, сравнение) .
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Методы математической статистики.

Научная новизна исследования: выявлены возможности осуществления коррекции выносливости в подготовительном дошкольном возрасте базирующиеся на основе комплексного применения различных средств физического воспитания специальной направленности, включающих различные эстафеты, комплексы гимнастических упражнений, бег, занятия на лыжах и подвижные игры.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и углублении теории и методики физического воспитания школьников новыми знаниями о развитии у детей подготовительного дошкольного возраста выносливости на основе комплексного применения различных средств физического воспитания специальной направленности на занятиях физической культуры.

Практическая значимость исследования заключаются в возможности использования разработанного содержания и методики осуществления коррекции выносливости с использованием различных средств физического воспитания специальной направленности у детей подготовительного дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях г. Сургута.

Добавить комментарий

Подробней dohcolonoc.ru

Другие статьи по теме: