Развивающая программа для дошкольников

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя»

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что любые знания, навыки детьми усваивается лучше именно в игре. Развивая с помощью игры память, внимание, воображение, мы, взрослые, способствуем лучшей адаптации ребенка в детском коллективе и обстановке. Игры и игровые упражнения в данной программе помогут развитию ребенка. Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Игра является частью общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Она развивает, социализирует, развлекает, дает отдых. Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. И поскольку игра призвана готовить детей к взрослой жизни, издревле в нашей традиционной культуре ей придавалось важное значение.

Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая определенными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском коллективе и во время адаптации в школе.

В работе с агрессивными детьми используемые игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева.

Необходимо создать атмосферу непосредственно-эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я».

В работе с гиперактивными детьми, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Ведущим специалистом является педагог - психолог.

Программа предполагает работу с дошкольниками 5-7 лет.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Методологической основой данной программы являются идеи Л. С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.

По определению Л. С. Выготского «Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие».

По мнению Д. Б. Эльконина (1978г., главное даже не то, что в игре развиваются и заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а то, что в игре коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру, формируется механизм координации своей точки зрения с другими возможными взглядами.

Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.

В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

способствовать сплочению детского коллектива.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

2. Развитие сообразительности, активности мышления.

3. Развитие умения действовать по правилам.

4. Развитие ориентировки в пространстве.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ:

помещение должно быть светлым, проветриваемым;

помещение должно быть постоянным и не должно быть проходным;

помещение должно быть эстетически оформлено;

ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Программа занятий данного блока состоит из 18 занятий.

Занятия проводятся в первой половине дня, 1 раз в неделю.

Программа предполагает работу с группой из 4-5 человек.

В работе используются следующие методы и приемы:

дидактические игры;

подвижные игры;

сюжетные игры;

игры для развития коммуникативных навыков;

игры для развития мелкой и общей моторики;

игры для развития творческих и интеллектуальных способностей;

игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе;

словесные игры.

загадки;

релаксационные упражнения.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Каждое занятие продолжительностью 20 минут.

1. Подготовительный этап (2 мин.)

2. Основной этап (15 мин.)

3. Заключительный этап (3 мин.)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, повышается самооценка.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое. Предназначение любой игры – развитие ребенка физически, интеллектуально, психологически.

В процессе игры дети не только познают мир, но и знакомятся с человеческой психологией, что происходит благодаря общению и взаимодействию.

Развивая с помощью игры память, внимание, воображение, мы, взрослые, способствуем лучшей адаптации ребенка в детском коллективе и обстановке. Игры и игровые упражнения в данной программе помогут развитию ребенка. Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности. Научить ребят использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Научить оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, контролировать свои действия в игре.

Любая игра помогает ребятам в развитии речи: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1 ««Избушка».

Цель: Развитие диалогической речи, согласованности движений с речью.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Доброе животное».

2. Игра «Избушка».

3. Игра «Дракон»

Развивать умение действовать в соответствии с правилами игры.

Развитие рече-двигательных навыков.

Помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 2 «Ровным кругом».

Цель: Развитие внимания, наблюдательности.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Народная игра «Ровным кругом».

2. Игра «Прогулка с компасом». Формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций.

Формирование у детей чувства доверия к окружающим. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 3 «Найди свой цвет».

Цель: Развитие внимания, связной речи, ориентировки в пространстве.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Море волнуется раз… ».

2. Игра «Жужа». Развитие ориентировки в пространстве.

Развитие внимания, связной речи. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 4 «Для чего нужен предмет? »

Цель: Развитие сообразительности, активности мышления. Закрепить умение классифицировать предметы.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Для чего нужен предмет? ».

2. Игра «Бумажные мячики». Активизировать мыслительные процессы, развивать память, внимание.

Снизить беспокойство и напряжение. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 5 «Какое время года? »

Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности, снятие напряжения.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Какое время года? »

2. Игра «Воздушный шарик». Активизировать мыслительные процессы.

Развитие произвольного внимания, умение расслабляться. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 6 «Краски».

Цель: Развитие сенсорного восприятия, памяти, внимания, способствовать сплочению детского коллектива.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Краски».

2. Игра «Гусеница». Развитие сенсорного восприятия.

Снять лишнюю двигательную активность. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 7 «Узнай по описанию»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, доброжелательности.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Узнай по описанию».

2. Игра «Глаза в глаза». Развитие наблюдательности, внимания.

Обучение распознаванию эмоций и чувств; обучение приемам расслабления. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 8 «Катание на карусели».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях, способствовать сплочению детского коллектива.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Катание на карусели».

2. Игра «Найди отличие». Развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Развитие умения концентрировать внимание на отдельных деталях. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 9 «Игрушки».

Цель: Развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков, активизация детей.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Игрушки».

2. Игра «Менялки». Формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций, развитие внимания, воображения.

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 10 «По грибы».

Цель: Развитие умения передавать мимикой, жестами свои эмоции, научить детей контролировать свои действия.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «По грибы».

2. Игра «Разговор с руками». формирование умения правильно понимать чувства и настроения. Развитие произвольности; сплочение детского коллектива 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 11 «Лохматый пес».

Цель: Развитие слухового внимания, снижение агрессивности, снятия напряжения, развитие чувственного восприятия.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Лохматый пес».

2. Игра «Ласковые лапки». Развитие слухового внимания, согласованности речи и действий.

Снятие напряжения, развитие чувственного восприятия. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 12 «Совушка-сова».

Цель: Развитие внимания, умения действовать по инструкции, волевой регуляции, развивать рече-двигательные навыки.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Совушка-сова».

2. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки». Развитие рече-двигательных навыков, умение действовать по инструкции.

Развитие наблюдательности, волевой регуляции. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 13 «Гуси»

Цель: Развитие внимания, умения действовать по правилам, связной речи.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Гуси».

2. Игра «Кто больше назовет действий» Развитие рече-двигательных навыков, умение действовать по инструкции.

Активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т. д.) 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 14 «Магазин»

Цель: Развитие навыков бесконфликтного общения, умения распределять роли.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. Сюжетно-рорлевая игра «Магазин». Развивать умение распределять роли, обучение навыкам бесконфликтного общения. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 15 «Запрещенное движение»

Цель: Развитие внимания, сенсорного восприятия, быстроты реакции, сплочение коллектива.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Запрещенное движение».

2. Игра «Кто больше скажет о профессии» Формирование произвольной двигательной регуляции.

Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.) . 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 16 «Морские волны».

Цель: Развитие умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Давайте поздороваемся».

2. Игра «Морские волны».

Формирование произвольной двигательной регуляции.

Способствовать снижению мышечного напряжения. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 17 «Обзывалки»

Цель: Разрядка вербальной агрессии; коррекция страхов; релаксация.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Подвижная игра «Обзывалки».

2. Игра «Рассмеши меня»

3. Игра «Стойкий оловянный солдатик». Научить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.

Развитие эмоциональной выразительности 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 18 «Зеваки».

Цель: Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, развитие концентрации внимания.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Подвижная игра «Зеваки».

2. Игра «Гвалт». Развитие произвольного внимания, обучение управлять своим телом и выполнять инструкции.

Развитие концентрации внимания. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

www.maam.ru

Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников 4 года жизни «Подари добро»

1111111111 Рейтинг 5.00

В дошкольном возрасте основная роль в регуляции социального поведения принадлежит уровню эмоционального контроля. Конкретным приспособительным содержанием этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, аффективные проявления которых (мимика, взгляд, голос, жест, прикосновение) становятся для ребенка сигналами, наиболее значимыми для адаптации к окружающей среде. С появлением эмоционального контроля за аффективными переживаниями можно говорить о появлении личной эмоциональной жизни человека.

Развитие дошкольника не будет эффективным, если у него нет жизнерадостного настроения. Источником, подкрепляющим детскую радость, является внимание и доброта.

Ведущей деятельностью в жизни ребенка в это время является игра. В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется ребенок. С помощью игровой деятельности ребенок как бы получает доступ в привлекательный для него мир жизни взрослых.

Принимая во внимание вышесказанное, данная программа развития познавательных процессов дошкольников реализует свою цель и задачи через игру.

Программа предназначена для проведения занятий с детьми 4-го года жизни (средняя группа детского сада) .

Поскольку подавляющее число детей начинают посещать детский сад в 3-4 года, то целью данной программы является:

- создание у малышей позитивного настроения;

- налаживание контакта «взрослый - дети»;

- воспитание сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных качеств.

Задача программы:

- Формировать у детей представление об эмоциональном состоянии людей и учить различать и понимать их;

- Обогащать словарный запас словами, определяющими различные эмоциональные состояния;

- Учить детей выразительным движениям, развивать умение передавать простые эмоциональные состояния через мимику, жесты;

- Способствовать развитию психических процессов у детей - памяти, внимания, мышления, восприятия;

- Формировать у детей положительные моральные качества.

Реализация задач программы позволит:

- Познакомиться, установить и наладить позитивный эмоциональный контакт между детьми и психологом;

- Дать толчок развитию психических процессов у детей;

- Поможет детям научиться различать эмоциональные состояния людей, сопереживать другим.

Данная программа состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Занятия проводятся с группой детей до 10 человек один раз в неделю.

Структура занятий

Развивающие занятия программы состоят из вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть занятия включает приветствие (приветствие адресовано каждому ребенку) и игру. Игры, которые используются наряду с приветствием, несут в себе цель сближения малышей друг с другом и психологом. Также, к вводной части принадлежат игры, которые развивают выразительные движения, мимику, поднимают настроение и воспитывают положительные нравственные качества детей.

Основная часть занятия

- способствовать обучению сравнивать и рассуждать.

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление и активную речь у детей.

- формировать положительные моральные качества малышей.

Основная часть состоит из дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов у детей.

Заключительная часть

- развивать у детей умение внимательно слушать;

- правильно произносить звуки, слова;

- развивать у дошкольников быструю реакцию, ловкость.

- научить малышей различным видам дыхания (глубоко, поверхностно, тихо, сильно) .

Заключительная часть содержит в себе подвижную игру, которая позволяет детям выплеснуть энергию, эмоции, накопившиеся во время выполнения игровых задач основной части. Игру можно проводить под веселую музыку, что добавит радости детям.

После подвижной игры используется упражнение на дыхание для успокоения. В конце занятия дети по желанию выражают свои чувства о проведенном ими времени с психологом и прощаются.

Дети 4-го года жизни склонны к подражанию, повторяют действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движений, трудно удерживать внимание, они легко переутомляются. Поэтому все занятия состоят из игр, которые постепенно меняют виды деятельности и позволяют постоянно заинтересовывать детей, концентрировать их работоспособность.

Условия проведения занятий:

Подробней на сайте psichologvsadu.ru

Интерактивные программы - Сайт gramoteyka!

ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА "АДАЛИН"

Предлагаемые программы содержат развивающие упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Все задания разбиты на отдельные занятия (уроки) . Каждое упражнение содержит подробную инструкцию. Длительность одного занятия 15 минут.

Перед тем как заниматься с ребенком, необходимо самим пройти все задания урока, для того чтобы разобраться с инструкциями. Взрослые должны помогать ребенку в выполнении заданий.

При выполнении любого упражнения, предлагайте ребенку сначала объяснить, как он понял условия задания. затем ребенку дается время для решения упражнения. Свой ответ он обязательно должен обосновать, объяснив, почему именно он сделал такой выбор. После этого ребенок может проверить правильность своего решения, выполнив определенные действия на компьютере.

ПЕРВАЯ СЕРИЯ ЗАДАНИЙ

Материал с сайта gramoteyka.jimdo.com

Коррекционно-развивающая программа снижения агрессивности у дошкольников

Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.

Повышенная агрессивность детей является одной из самых больших проблем в детском коллективе. В ходе наблюдения за воспитанниками ДОУ можно сделать вывод, что у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивые черты личности. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие.

В ходе психодиагностической работы было установлено, что большинство параметров возрастного развития агрессивных дошкольников почти не отличается от аналогичных показателей у их ровесников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастным нормам, а в некоторых случаях даже превышает их.

Наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети хорошо владеют игровой деятельностью и могут организовать самостоятельно интересную игру. Следовательно, уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

Исследования проведенные среди воспитанников старших групп показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных детей, но существуют существенные различия между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. По результатам исследования было выявлено, что своим социальным статусом в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть те, которых предпочитают, которыми пренебрегают, и даже лидеры.

Существенно отличается отношение агрессивных детей к ровесникам. Другой ребенок является для них конкурентом, препятствием, которое нужно убрать. Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере взаимоотношений с ровесниками.

Кроме того, всех агрессивных детей объединяет общее свойство - неспособность видеть и понимать другого.

Цель данной программы: психокоррекция детской агрессивности; формирования навыков саморегуляции, внутренних аффективных процессов и эмоциональной адекватности в контактах детей с окружающим миром.

Задача программы:

- Гармонизировать уровень базальной эмоциональной регуляции путем обучения способам регуляции эмоциональных состояний;

- Развить умение анализировать свое внутреннее состояние и состояние других детей;

- Снизить уровень личностной тревожности.

- Научить детей конструктивным формам общения, поведенческих реакций, снятию деструктивных элементов в поведении.

- Обучить приемлемым формам выражения гнева агрессивных детей, техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями.

- Развить адекватный уровень самооценки и самоконтроля.

-Сформировать нравственные представления, альтруистические формы поведения.

Отбор детей для коррекционной работы осуществляется на основе психодиагностики, которая осуществляется путем наблюдения; интерпретации серии проективных методик «Кинетический рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек».

Этапы коррекции:

I этап - ориентировочный (4 занятия) , направленный на близкое знакомство психолога с детьми;

II этап - реконструктивный (9 занятий) , его задачей является собственно снижение высокого уровня агрессивности и тревожности, выработка навыков речевого общение;

III этап - закрепляющий (3 занятия) .

Организация занятий: программа включает 14 занятий; количество занятий в неделю - 2, продолжительность занятий - 25-30 мин.; количество детей в группе - 6-7 человек шестилетнего возраста.

Оборудование: магнитофон, кассеты с записями спокойной, мелодичной музыки, воздушные шарики, цветы, фломастеры, пластилин, альбомы, карандаши, краски, кукла.

Структура занятий программы:

1. Вступительная беседа психолога, целью которой является рефлексия прошедшего занятия, упражнения на мышечную релаксацию.

2. Основная часть, во время которой используются игры и упражнения направленные на:

- обработку психотравмирующих ситуаций;

- выработку социально приемлемых способов выражения эмоциональных реакций: гнева, ревности, обиды и т.д.;

- формирование адекватных способов эмоционального реагирования на негативные переживания.

В основной части используются такие методы и приемы как:

- прослушивание и обсуждение рассказов;

- игры-инсценировки.

3. Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Психогимнастика.

4. Танцевальная терапия, музыкотерапия, арт-терапия. Танец в сочетании с другими техниками позволяет ребенку найти способы выражения себя, своего внутреннего состояния. Танец может выполнять не только терапевтическую, профилактическую, но и диагностическую функции.

5. Заключительный этап, направлен на рефлексию занятия (Что нового сегодня мы узнали на занятии? Что особенно понравилось? Почему?)

6. Прощание.

Средства отслеживания эффективности программы: с помощью повторной диагностики определяется уровень агрессивности и тревожности.

Используются те же методики, что и для первичной диагностики. Об изменении уровня агрессивности у детей можно узнать у воспитателей и родителей дошкольников.

Подробней psichologvsadu.ru

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

План работы по самообразованию

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».

6. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

7. Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Подробней на сайте nsportal.ru

  1. Приложения ……………………………………………………………..15

Пояснительная записка

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.

Я. А. Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов.

Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека.

Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.

Использование развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,

красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.

Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.

Цель программы: всестороннее развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.

Задачи программы:

  • развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
  • развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) ;
  • гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
  • формирование представлений ( математических, об окружающем мире) , речевых умений;
  • развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

Принципы построения программы:

  1. Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
  2. Принцип доступности.
  3. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
  4. Принцип деятельности ( новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми) .

7. Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта

творческой деятельности.

8. Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на положительные качества ребёнка) .

9. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.

Содержание программы:

Развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера

  • игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/, «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки»)
  • игры на внимание («Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша»)
  • игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «брызг-брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) , «Змейка»)
  • игры на развитие творческого мышления («Квадрат Воскобовича(четырёхцветный) », «Чудо- крестики», «Чудо- соты»,)
  • игры на развитие речи («Шнур- затейник», «Геоконт», «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат»)
  • игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты», «Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат»

Ожидаемый результат

Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь- доказательство, речевое общение;

  • умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
  • умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
  • развитая мелкая моторика кистей рук.

Сведения об участниках программы:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста на один учебный год. Она предполагает активное участие родителей, педагогов.

Место реализации - детский сад и семья. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, в месяц - восемь занятий, в год-62. Продолжительность каждого занятия: 25 мин.- старшая группа, 30 мин.-подготовительная группа.

Средства реализации программы:

Комплекты развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера, сказочные герои фиолетового леса.

Подробней nsportal.ru

Программа 'Развитие'

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.Программа 'Развитие' имеет серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежат: концепция А. В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте (его обобщение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности) ; концепция Л. А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями: психологическая теория Л. С. Выготского, согласно которой наиболее существенная линия в развитии человека представлена становлением его сознания.

Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности его саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы на протяжении всей человеческой жизни. При этом существуют особые сензитивные периоды, когда определенные виды способностей развиваются наиболее успешно.

Любая культурная форма предполагает использование некоторого обобщенного способа действия, что дает возможность применять его к самому широкому классу задач. Это отличает способности от конкретных знаний и умений. Можно знать, какие бывают животные, и называть их, но не уметь проанализировать, почему то или иное животное ведет присущий ему образ жизни, как связан человек с живой природой.

Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В. В. Давыдов, опираются прежде всего на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств: эталона, символа, условного заместителя, модели.

Первый вид детского опыта называется познавательным. Основная форма его организации — наблюдение и экспериментирование. На особую роль экспериментирования в развитии дошкольника справедливо указывает Н. Н. Поддьяков.

Задача взрослого — создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для того или иного явления, и подводит детей к возможному обозначению. Способ обозначения не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.

Второй формой организации опыта ребенка является проживание им различных ситуаций. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней.

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной к школе.

Цель программы: развивать интеллектуальные и художественные способности дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.

В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования: замещение, использование самих моделей и построение модели. Все действия наглядного моделирования на первых этапах своего развития осуществляются во внешнем плане, а позднее даже сложные задачи, в частности логические, решаются в основном в уме.

Раздел «Ознакомление с природой»

Цель и задачи. Помочь детям 4—5 лет понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, познакомить с нормами и правилам поведения по отношению к животным и растениям.

К 6 годам знакомить их с окружающей природой (ближайшей) , помочь осознать первые простые закономерности: сменяемость времен года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона.

Детей 6—7 лет знакомят с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее относиться к ней. Так, в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры.

Направленная работа по ознакомлению с природой в детском саду не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения таких школьных предметов, как природоведение, география, биология, но и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Структурно-содержательная характеристика

Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», — одно из средств развития разных способностей детей. Они обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей.

В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям, в старшей — растительному, а в подготовительной — животному миру. Тем не менее дети посредством моделирующей деятельности познают связь организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и неживой природой.

В подготовительной к школе группе существенно расширяются представления детей — они знакомятся с природными поясами планеты и эволюцией жизни на Земле, с помощью моделей устанавливают связи между древними и современными животными и средой их обитания. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.

Одним из путей специализации целенаправленного развития любознательности детей может служить, например, создание условий для детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков) . Наблюдая на практике проявления различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружению общего в конкретных проявлениях действительности.

При работе над разделом «Развитие представлений об окружающем мире и себе» у воспитателей чаще всего возникают следующие трудности и ошибки.

Педагоги могут излишне усложнять содержание раздела, не учитывая возможностей и потребностей младшего и среднего дошкольного возраста, экспериментирование иногда превращается в уроки физики вместо знакомства со свойствами предметов. Кроме того, воспитатели могут недооценить значение эмоциональной составляющей раздела, что является его особенностью. Специфическим затруднением можно считать изображение классификации понятий (в форме древа) , которое не всегда методически грамотно выполняется воспитателями.

Чрезмерное увлечение моделями, знаками может «иссушить» восприятие живой природы. Хорошо, когда идет активная деятельность детей вне занятий: наблюдения, труд в природе, экспериментирование и т.д.

На занятиях по ознакомлению детей с природой особенно важно дать возможность высказываться самим ребятам, ненавязчиво подводить их к правильным ответам, умению открывать как бы самостоятельно новые для себя знания, в основе которых лежит их собственный опыт.

Предметно-развивающая среда

В программе отмечается, что развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-вторых, иной, но похожий (например, если на занятиях используются строительные детали разной формы красного цвета, то вне занятий — синего) ; в-третьих, свободный, т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

В детских садах существуют разные возможности обеспечения детей материалами указанных типов. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости.

Для уголка природы рекомендуется использовать групповую комнату, поместив в ней растения комнатные, характерные для различных времен года, природных зон экологических систем и т.п. Дидактические материалы, относящиеся к разделу (игры «Лото», «Домино», фильмы и т.п.) , находятся «в кабинете». Все материалы должны быть доступны детям, но следует разграничивать места хранения использования материалов и их необходимо периодически обновлять.

В уголке могут быть животные. Постоянными обитателями могут стать рыбы и улитки в аквариуме, черепахи, морские свинки, птицы. Временными обитателями — еж, белка, кошка или собака, принесенные детьми из дома.

В групповой комнате желательны растения с красивыми листьями различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода. Например, фиалка узамбарская, бегония Рекс, фуксия, бальзамин, традесканция или растения, характерные для различных времен года.

Необходимы краеведческие материалы: фотографии, картины, слайды, фильмы о природе родного края, а также минералы, гербарии растений, типичных для данной местности.

Объектами для экспериментирования могут быть: миски с водой и песком, камешки, плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микроскоп, лупа и т.д.

Все материалы должны располагаться таким образом, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах. На стенде можно поместить круговую диаграмму смены времен года. Следует также иметь специальный стенд, на котором сменяются материалы по различным темам: например, наборы картинок по разным климатическим зонам (пустыня, Арктика и т.п.) , по экосистемам (лес, город и т.д) . Там же постоянно находится модель древа эволюции.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Программа требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую общеобразовательную работу с детьми.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8—10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Полноценное овладение этой программой воспитателями предполагает не просто следование представленной в ней технологии, но и ясное понимание всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работы по этой программе. При реализации программы «Развитие» воспитатель может работать в режиме проектирования.

Для воспитателя это прежде всего самостоятельный анализ ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как входят в программу; учет ресурсов дошкольного учреждения в плане оснащения занятий. Затем выбирается стратегия, т.е. конкретные способы реализации программы.

Реализуя задуманное, педагог осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка. Активное включение детей в поисковую ситуацию способствует организации их совместной деятельности. Для развития способности детей самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых неожиданных ситуациях воспитатель может успешно использовать детское экспериментирование.

Большинство занятий, особенно в младшей и средней группах, рекомендуется проводить в достаточно свободной форме: дети могут ходить по комнате, работать сидя или стоя за столами, располагаться вокруг одного стола и т.д. Длительность занятий, как правило, не должна превышать 15—20 мин в младшей группе и 20-—25 мин в остальных.

Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

Читать далее doshkolniki.org

Другие статьи по теме:

  • Коррекционно развивающая программа для дошкольников

    Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Настольные игры для дошкольников

    Развитие физических качеств в процессе обучения дошкольников игре в настольный теннис (на примере средней группы) Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В....

  • Дополнительная программа по развитию речи для дошкольников

    Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П...

  • Коррекционная программа для дошкольников

    Коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения дошкольника. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе реализуемых задач в нашем структурном подразд...

  • Физкультура для дошкольников

    Оздоровление дошкольников средствами ЛФК и физической культуры Актуальность Лечебная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин э...

  • Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

    Программа коррекционно-развивающих занятий: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста». МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» Программа коррекционно-р...

  • Окружающий мир для дошкольников

    Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир» Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир». Пояснительная записка. Рабочая программа по окружающему миру для детей предшкольной группы составлена на...

  • Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников

    Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взр...

  • Упражнения для развития внимания у дошкольников

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Тренинг для дошкольников

    «Социально-психологический тренинг с детьми» Программа построена в форме психотренинга, цель которого - развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности,...

  • Программа по развитию мелкой моторики у дошкольников

    Рабочая программа по развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы Цель программы: • Разработать систему упражнений для развития мелкой моторики, совершенствовать зрительное вос...

  • Программа интеллектуального развития дошкольников

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Футбол для дошкольников

    Кружок «Мини-футбол» в детском саду — это здорово! Кружок «Мини-футбол» в детском саду - это здорово! Руководитель кружка Бутько Евгения Анатольевна. Физическое воспитание играет главную роль во...