Развивающие программы для детей дошкольного возраста

2. Цели и задачи программы.

3. Организационно-методическое обеспечение программы.

4. Формы и методы занятий.

5. Техническое оснащение занятий.

6. Учебный план работы кружка

7. Предполагаемые результаты.

8. Литература

  1. Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием.

Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения.Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Палочки Кюизенера – дидактический материал, который создал бельгийский математик, является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»…; понятие числовой последовательности, состава числа,; освоить сенсорные эталоны.

Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения) ; способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания, облегчает усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на занимательные стихи и увлекательные задания.

2. Цели и задачи программы

Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи:

Обучающие:Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой,фиолетовый,

вишневый)

Формировать умение следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями:

Круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона,

высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше -

ниже, толще – тоньше.

Развивающие:Развивать у детей мыслительные операции. (анализ,

сравнение, классификация, обобщение) .

- познавательные процессы (восприятие, внимание, память,

воображение) .

- мелкую моторику рук и глазомер.

- творческие способности и фантазию, способности к

моделированию и конструированию.

Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.

Формировать стремление доводить дело до конца.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям) .

- наглядность (наличие дидактических материалов) .

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей) .

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы) .

- «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий) .

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур(в стихотворной форме) , обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.) .

3.Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 3 месяца (март-май, 13 занятий) по 1 занятию в неделю, длительностью 20 минут.

Численность детей в кружке – 10 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 5 лет.

4. Формы и методы занятий.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.

Методы, в основе которых лежитуровень деятельностидетей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию) .

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности) .

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) .

-исследовательский (самостоятельная творческая работа) .

Методы, в основе которых лежитформа организациидеятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой) .

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) .

- групповой (работа в парах) .

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем) .

5. Техническое оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь:

- «наборы палочек Кюизенера» - 1 коробка на 2 детей.

- Схемы для накладывания палочек при составлений

трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.

Для закрепления полученных знаний включать в последнюю часть в занятия с палочками Кюизенера дидактическую игру «цвет и форма», где дети находят предметы того оттенка, с которым познакомились.

6.Учебный план

Читать далее nsportal.ru

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником старшего дошкольного возраста на развитие познавательных процессов.

Вид программы:– коррекционно-развивающая.

Описание участников программы: программа предназначена для воспитанника старшего дошкольного возраста, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез) , в развитии способности к аналогическому мышлению, в развитии логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, в развитии мелкой моторики рук.

Цель программы: развить познавательные процессы.

Задачи программы:

1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.

2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.

3. Развития коммуникативных навыков.

5. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.

6. Повышение самооценки.

Основания для программы: при разработке программы были использованы отдельные элементы из программы Саниной Т. А. «Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет» и другие источники, представленные в списке литературы. Предложенные авторами упражнения и приемы были мной переработаны и скомпонованы в соответствии с целями программы в целом и отдельных занятий в частности, а затем дополнены упражнениями, разработанными мной в процессе реализации программы.

Наполняемость детей в группе 1человек.

Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 30 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.

В конце каждого занятия проводится рефлексия по поводу того, какое впечатление осталось у воспитанника от занятия.

Это развивает у него умение выражать свое отношение к происходящему, а психологу оценить эффективность и при необходимости вносить коррективы в последующие занятия.

Пояснительная записка

На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, я обратила внимание на те слабые стороны, которые чаще всего можно наблюдать у детей.

Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Воспитанник с низкими показателями не может в полном объеме усвоить программу. Не может нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки.

Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в прогимназии и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности.

Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке воспитанника к начальному школьному обучению.

Развитие познавательных процессов поможет быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.

Таким образом, необходимость оказания психокоррекционной помощи и поддержке воспитаннику, является одной из самых важных задач, которые психологу приходиться решать в прогимназии. Для ее решения мной была разработана программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий на развитие познавательных процессов «Знайкина страна»

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы.

Занятия проходят в кабинете психолога. Необходимо место для подвижных игр.

Раздаточный материал для воспитанника.

Необходимое оборудование: рабочая тетрадь; краски и кисточки, цветные карандаши, пазлы, музыкальное сопровождение, стимульный материал (картинки с изображениями части суток) , сюжет из картинок.

Методы и приемы: коррекционно-развивающие занятия включают в себя элементы сказкотерапии, упражнения на релаксацию и дыхание, приемы арт-терапии (свободное и тематическое рисование) , рефлексию.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

- Повышение самооценки.

- Возрастающий интерес к выполнению заданий.

- Возникновение желания добиваться результатов в деятельности.

- Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества.

- Улучшение сенсомоторной координации и развития тонкой моторики руки.

- Повышение уровня развития познавательных процессов.

Методы оценки:

Результативность участия ребенка в программе оценивается:

По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка) .

На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка) .

Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка) .

Для оценки эффективности занятий по программе по окончании курса проводится итоговая диагностика, аналогичная первичной.

Сравнение результатов первичной и заключительной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и, соответственно, эффективность работы программы.

Предполагаемый результат:улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности.

Развитие мелкой моторики. Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.

Тематическое планирование.

Читать далее nsportal.ru

Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 28.02.2012 - 13:20 - Мамаева Ольга Владимировна

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОи Н РФ от 23. 11. 2009 г. № 655) .

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Ссылка на источник nsportal.ru

1 . Пояснительная записка .

Концепция программы .

Техническое развитие детей целенаправленно формируется на занятиях изодеятельностью , познавательного развития , ознакомления с окружающим миром . Перед детьми ставятся задачи на « выразительность» , материала . Ребёнок осваивает « Технологию» искусства не в качестве самоцели , а в связи с решением конкретных художественных задач . В ребёнке пробуждается личностная заинтересованность в искусстве , он выполняет задания , требующие выражения собственного чувства отношения , настроения , замысла . Ребёнок приобщается к мировой художественной культуре посредством знакомства с видами искусства , жанрами живописи , творчеством художников . В процессе занятий ребёнок погружается в творческую атмосферу с помощью художественного слова , музыки, игр - превращений . В результате развивается творческий потенциал детей , индивидуальность , познавательные и умственные способности .

Система творческих заданий является оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления , воображения и речи дошкольника .

. Актуальность

Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда ,

Когда он живёт в мире игры , сказки , музыки ,

Фантазии , творчества .

Без этого - он засушенный цветок .

В . А . Сухомлинский .

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен . Нашей стране нужны творческие , способные неординарно и нестандартно мыслить люди Но , увы , массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями , умениями и навыками , к типовым способам решения предлагаемых задач . А в ведь неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте , так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально , а яркие , насыщенные занятия , основанные на развитии творческого мышления и воображения , помогут ему не потерять способность к творчеству , а наоборот , раскрыться творческой личности более ярче . Именно такие творческие упражнения на занятиях по изодеятельности через элементы нетрадиционного рисования .

В современном мире интерес к произведениям изобразительного искусства постоянно повышается , но вместе с тем , сложилось несколько пренебрежительное отношение к занятиям детей изодеятельностью , недооценивается значимость изодеятельности , в частности рисования , в общем развитии дошкольников . Между тем ( по Выготскому JI.) психологическая особенность детей дошкольного возраста такова ,что « именно рисование предоставляет ребёнку возможность легко выразить то , что им владеет ...»

Через рисование , через знакомства с миром искусства , можно влиять на формирование у дошкольников художественной культуры , как части духовной ; развивать творческие способности , эстетическое восприятие окружающего мира , воспитать гармонично развитую творческую личность.

Новизна .

Использование в работе методике нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться как творческой личности , способствует развитию творческого воображения , творческих способностей ; помогает малышам отразить свои мечты , отобразить фантазии через изобразительную деятельность , формируя тем самым положительное отношение к ней .

Изменение позиции педагога , его личностно - ориентирования направленность.

Отход от образца - шаблона , от общего анализа работ ( Каждая детская работа - индивидуальная , хороша по своему ) .

Нетрадиционность технических приёмов в изобразительной деятельности .

« Игра в сказку» по средствам изобразительной деятельности .

Цель программы

Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными приёмами рисования .

Задачи программы

Обучающая . Учить детей осваивать нетрадиционные техники рисования Развивающая . Развивать творческое воображение , творческие способности , расширять художественной опыт .

Воспитательная . Формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира , художественный вкус , положительный интерес к изодеятельности .

Возраст детей

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы - 3 - 7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей , особенно активным развитием мелких мышц кистей рук , изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности .

Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы - 4 года. Предусматривается 4 этапа работы:

1 - С детьми 3-4 лет (младшая группа)

С детьми 4-5 лет (средняя группа)

С детьми 5-6 лет (старшая группа)

С детьми 6-7 лет (подготовительная группа)

1.8 . Формы и режимы деятельности.

Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируются индивидуально.

Продолжительность занятий с группой - не более 10-15 минут - в младшей группе, 15 минут - в средней группе , не более 20 минут - в старшей группе , 25 минут - в подготовительной группе . Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей , желание , состояние здоровья , уровень овладения навыками рисования , нахождение на данном этапе реализации замысла и другие возможные факторы . Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности , начинает работу с того места , где закончил .

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковою гимнастику ; в ходе занятия , для расслабления мышц , снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики , физминуток воспитатель подбирает самостоятельно , так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна .

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя , беседа с детьми , рассказы детей, показ воспитателем способа действия ,- так и практические занятия; подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное рисование нетрадиционными методами , обсуждение и выбор приёма рисования , вручение готовых работ родителям, детям в качестве подарков .

. Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными , нетрадиционными методами рисования , знаниями , умением , навыками , выявление и осознание ребёнком своих способностей .

После 1 этапа (младшая группа) .

Дети владеют элементарными приёмами нетрадиционного рисования при работе с краской пальчиками , печатками из пробки , тычком жесткой полусухой кистью .

После 2 этапа (средняя группа) .

Дети владеют более сложными техниками :

оттиск поролоном ;

Подробней на сайте nsportal.ru

учительинформатики МОУСОШ№1

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАКОМПЬЮТЕРНЫХПРОГРАММДЛЯДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

Анализпрограммногообеспечения, рекомендуемогодетямдошкольноговозраста (каквнашейстране, такизарубежом) , показываетогромныевозможностикомпьютерныхигрдляобщегоинтеллектуальногоиэмоционально-личностногоразвитиядетейиихобучения. Вседетскиеигровыекомпьютерныепрограммывсилусвоейспецифической, специальноориентированнойнадошкольниковорганизацииносятразвивающийхарактер. Вместестем, вразнообразномассортиментедетскихпрограммвыделяетсябольшаягруппаобучающихиразвивающихкомпьютерныхигр, которыеспециальносоздаютсядляиспользованиявобразовательныхцелях .

Классификациякомпьютерныхпрограммиигр

Развивающиеигрыдлядошкольников.

Этокомпьютерныепрограммы, предназначенныедляформированияиразвитияудетейобщихумственныхспособностей, целеполагания, фантазии, воображения. Внихнетявнозаданнойцели - ониявляютсяинструментамидлятворчестваисамовыраженияребенка.

Кпрограммамэтоготипаотносятся:

  1. графическиередакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющиевозможностьсвободногорисованиянаэкранепрямымиикривымилиниями, контурнымиисплошнымигеометрическимифигурамиипятнами, закрашиваниязамкнутыхобластей, вставкиготовыхрисунков, стиранияизображения;
  2. простыетекстовыередакторыдляввода, редактирования, храненияипечатитекста;
  3. «конструкторысред» сразнообразнымифункциональнымивозможностямисвободногоперемещенияперсонажейидругихэлементовнафонедекораций, втомчислете, которыеслужатосновойсоздания «режиссерских» компьютерныхигр; «музыкальныередакторы» дляввода, храненияивоспроизведенияпростых (чащеодноголосых) мелодийвнотнойформезаписи;
  4. «конструкторысказок», совмещающиевозможностиэлементарныхтекстовогоиграфическогоредакторов.

Обучающиеигры

Этоигровыепрограммыдидактическоготипа, вкоторыхвигровойформепредлагаетсярешитьоднуилинесколькодидактическихзадач. Кэтомуклассуотносятсяигры, связанныесформированиемудетейначальныхматематическихпредставлений; собучениемазбуке, слого- исловообразованию, письмучерезчтениеичтениючерезписьмо, родномуииностраннымязыкам; сформированиемпредставленийпоориентациинаплоскостиивпространстве; сэстетическим, нравственнымвоспитанием; экологическимвоспитанием; сосновамисистематизациииклассификации, синтезаианализапонятий.

Игры - эксперименты

Виграхэтоготипацельиправилаигрынезаданыявно, аскрытывсюжетеилиспособеуправления. Поэтомуребенок, чтобыдобитьсяуспехаврешенииигровойзадачи, долженпутемпоисковыхдействийприйтикосознаниюцелииспособадействиявигре.

Игры-забавы

Втакихиграхнесодержатсявявномвидеигровыезадачиилизадачиразвития. Онипростопредоставляютвозможностьдетямразвлечься, осуществитьпоисковыедействияиувидетьнаэкранерезультатввидекакого-либо «микромультика».

Компьютерныедиагностическиеигры

Игрыразвивающие, обучающие, эксперименты, можносчитатьдиагностическими, посколькуопытныйпедагоги, темболее, психологпоспособурешениякомпьютерныхзадачсмогутмногоесказатьоребенке .

Примерыкомпьютерныхобучающихиразвивающихпрограмм:

Названиеигры

Подробней nsportal.ru

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Красный, желтый, голубой..."

Разделы:Работа сдошкольниками

Актуальность

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

Д. Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60) Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне.

Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Выготского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

Руководствуясь этими убеждениями, считаю, что именно в этот период необходимо работать над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста. В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый.

Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

На развивающих занятиях именно этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывается. В связи, с чем к каждому занятию необходимо подбирать и изготавливать наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.

Цель и задачи программы

Цель. Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета, узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
  2. Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
  3. Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
  4. Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  5. Формировать познавательную активность, любознательность и расширять кругозор детей.

Целевая группа – несовершеннолетние дети младшего дошкольного возраста, 3-4 лет, с низким уровнем нервно-психического развития.

Условия реализации программы

Место проведения – ГБУ КО СРЦН «Ровесник»

Сроки реализации – Программа включает в себя 16 занятий, которые проводятся еженедельно в течение 4-5 месяцев, охватывая весь период реабилитации, для лучшего усвоения, наиболее понравившиеся детям занятия, можно повторять.

Время – Длительность занятий 15-30 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.

Оборудование – комната психологической разгрузки, столики, кресла.

Материалы и инструменты – гуашь, карандаши, акварель, кисти, клей ПВА, цв.бумага, бумага белая А-4, магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, детские игрушки.

Количество участников – Состав группы 5-8 детей возраста 3-4 лет.

Содержание программы

Источник festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Дошкольное образование программа раннего развития детей

    О ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «КАРАПУЗ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ 1. Общие положения 1.1. Группа раннего развития «Карапуз» для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, именуема...

  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста

    Введение Актуальность: С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со всту...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...