Режим дня дошкольника

«Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей (тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.

В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 2 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной приходится на 14-16 часов. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.

Наилучшие показатели работоспособности отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное возрастные утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80 % времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях. Увеличение длительного компонента и рациональное распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.

Вторая фаза – быстрый сон - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

Рекомендуемая в течение суток продолжительность сна составляет:

• для 3- х летних - 12 часов 50 минут;

• для старших дошкольников – 12 часов.

Ночной сон – 10 часов 30 минут – 10 часов 15 минут.

Дневной – 2 часа 20 минут – 1 час 45 минут.

Здоровая усталость – предпосылка хорошего сна.

Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию.

Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма - это способствует утомлению.

Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении.

www.maam.ru

Рациональный режим дня дошкольника— залог здоровья и успеваемости будущего первоклассника

Правильный режим дня дошкольника – основа здоровья и успеваемости первоклассника.

(Конспект выступления на родительском собрании) .

Наши дети совсем скоро пойдут в школу. Это долгожданное и волнующее событие приносит не только приятные хлопоты и радостные ожидания. К сожалению, все чаще специалисты – врачи, психологи, педагоги – выявляют различные нарушения в состоянии физического и психического здоровья детей, трудности в процессе усвоения новых знаний. Дело в том, что в связи с ранним началом обучения и его интенсификацией все чаще отмечаются:

• Снижение продолжительности ночного сна;

• Недостаточность пребывания на свежем воздухе;

• Низкая двигательная активность;

• Значительное увеличение продолжительности времени «общения» с телевизором и компьютером.

Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо придерживаться определенного режима дня и перенести его строгое выполнение в школьные годы. Основной гигиенический принцип построения рационального режима дня детей 6-7 лет является его строгое выполнение, недопустимость частых отступлений и изменений. Естественно, в школьные годы может понадобиться определенная коррекция распорядка дня, но она должна проходить постепенно, без резких колебаний.

При составлении режима дня для дошкольника важно четко учитывать его составляющие компоненты: длительность сна и бодрствования, интервалы между приемами пищи, продолжительность занятий и пребывания на свежем воздухе. Нельзя забывать и о таких важных компонентах повседневной жизни ребенка, как игровая деятельность, занятия по своему усмотрению, самообслуживание и помощь семье.

Место дневного и ночного сна в режиме дня.

Ночной сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех функций детского организма. Потребность во сне у детей зависит от возраста, особенностей нервной системы и состояния здоровья ребенка. Полноценный ночной сон важен для дошколят, так как доподлинно известно, что именно в этот период происходит переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Продолжительность ночного отдыха составляет, в зависимости от индивидуальности ребенка, от 9 до 11 часов. Такую продолжительность сна рекомендуют специалисты детям до достижения ими 10 лет! Сокращение продолжительности ночного сна на 2-4 часа оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние клеток коры головного мозга. Из-за этого у детей отмечается нарушение механизмов памяти, быстрая утомляемость, нервность, неспособность усваивать учебный материал в полном объеме. Кроме того, дети с ослабленным здоровьем, страдающие хроническими заболеваниями, дерматозами, повышенной нервной возбудимостью, должны спать и в дневное время – не менее 2-3 часов. Важно помнить о необходимости проветривания помещения перед сном. Постепенно необходимо ребенка приучать к сну с открытой форточкой летом и зимой - свежий воздух благотворно влияет на вентиляцию клеток головного мозга. Время отхода ко сну должно быть примерно одно и то же: в пределах от 20.30 до 21.30. За час-полтора до сна ребенок должен поужинать, а непосредственно перед сном ему можно предложить стакан молока или кефира.

Место воспитательной и учебной деятельности в режиме дня.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка, то есть периоды подъема и спада активности. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний интервал с 8 до 12 часов. Именно поэтому в этот период в детском саду проводятся занятия с детьми. Вечерний «активный» период длится с 16 до 18 часов. А период с 14 до 16 часов является самым неблагоприятным для любой деятельности дошкольника. Это – время дневного сна, полдника, игр.

В соответствии с периодами подъема и спада активности у дошкольников подбирается список занятий на каждый день в ДОУ. Гигиеническими исследованиями доказано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике – более утомительны для детей, чем, например, рисование, лепка или конструирование. Динамические занятия (физкультура и музыка) уменьшают или снижают утомление, если признаки таковых появились на предыдущих занятиях. В подготовительной к школе группе занятия приобретают характер обучения, поэтому и требования к их продолжительности и содержанию особенные. Обязательным компонентом всех занятий является смена активности и отдыха.

Место игровой активности и отдыха по собственному выбору в режиме дня дошкольника.

Игровой деятельности дошкольников в ДОУ отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок, после дневного сна и вечером, перед сном. Игры могут быть разнообразными: индивидуальными и групповыми, ролевыми, подвижными и малой подвижности… В ДОУ отводится достаточно времени на игры детей и на их свободную деятельность. И дома, кроме игр, необходимо обеспечить детей возможностью свободно заниматься по своему выбору (чтением, музыкой, рисованием, спортом).

Время на самообслуживание, помощь семье.

В режиме дня должно находиться время и для самообслуживания, и для участия в жизни семьи (помощь по дому, уход за домашними животными, комнатными цветами). Дети-дошкольники в состоянии выполнять несложные обязанности. Хорошо, если у ребенка есть постоянное поручение. Поручения и обязанности со временем могут усложняться, а ответственность за них - увеличиваться. Всего полчаса в день – и ребенок чувствует свою нужность и причастность к общей семейной жизни.

www.maam.ru

Режим дня дошкольника

Нет сомнения, что все родители хотят, чтобы их ребенок был здоров, но далеко не все знают, что главное условие сохранения здоровья – соблюдение режима дня.

Любое нарушение режима (нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок и т. п.) может стать причиной нарушения здоровья и нормального развития детей.

Режим - это:

- соблюдение оптимальных норм продолжительности различных видов деятельности и отдыха для дошкольников разного возраста;

- это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течении суток.

При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение. Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний.

Предлагаю рассмотреть, что входит в «режим дня» в стихах.

мы приходим в детский сад,

там игрушки стоят.

паровоз, пароход

дожидаются ребят.

мы шагаем на зарядку,

утром - спорт по распорядку.

утром кашу нам давали.

съела я быстрее Гали,

да и Лилю догнала -

каша вкусная была.

заниматься интересно,

многому научимся

любознательны мы очень,

с нами не соскучишься.

ребятишки весело в детском саду

водят хороводы и дружно поют.

чтобы были мы здоровы,

пойдем на улицу гулять

дождик, снег и сильный ветер

нам не смогут помешать.

если целый день играть,

можем даже мы устать.

и тогда, спасая нас

к нам приходит "тихий час"

ужин! вкусный ужин!

очень всем нам нужен!

здесь научили нас играть.

лепить и мастерить,

и песни петь, и танцевать,

воспитанными быть.

за нами нужен глаз да глаз,

мы пошалить не прочь.

но любят каждого из нас,

как сына или дочь!

там и книжки, и игрушки,

там любимые друзья, мои верные подружки,

мне без техники нельзя!

пришли родители за нами

мы спешим домой, к маме

день прошел, мы не успели,

с друзьями весело играли!

Прикреплённые файлы:

dscn1343_8jf21.ppt | 4389,28 Кб | Скачан: 57
www.maam.ru

Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

Вероятно, пока ваш ребенок был мал, вы уже поняли все несомненные достоинства режима дня. Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребенка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление, создает условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребенка легко подчиняться семейному распорядку.

Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

Режим дня ребенка дошкольного возраста отличается от тех режимов, что были в более раннем возрасте. Ребенок растет; ему все меньше требуется времени для сна и все больше для различных занятий.

В три года ребенок должен спать около 13 часов, включая 2-часовой дневной сон. В четыре-пять лет суммарный суточный сон будет составлять порядка 12 часов, причем ребенок должен спать около 10 асов ночью и около 2 часов днем.

Наиболее полезен дневной сон на воздухе, но организовать его практически не всегда возможно. Поэтому в большинстве случаев приходится укладывать малыша спать и днем и вечером в помещении. Комнату перед сном обязательно проветривают.

Во время сна, если позволяют условия, целесообразно оставить открытым окно или хотя бы форточку.

Заботясь о длительности и глубине сна, следует сохранять тишину в комнате ребенка: выключить яркий свет, радио, не включать телевизор, громко не разговаривать, не выполнять шумную домашнюю работу. Кратковременный или поверхностный сон не обеспечивает детскому организму необходимого отдыха.

Сон ребенка дошкольного возраста

Сну должна предшествовать определенная подготовка. Необходимо предложить ребенку опорожнить кишечник и мочевой пузырь (дети дошкольного возраста должны это делать самостоятельно) . Малыш должен умыться перед ночным сном и почистить зубы.

Укладывая его спать, нужно проследить, чтобы снятая одежда была аккуратно сложена, надета пижама (ночная рубашка) . Часто наиболее удобной оказывается поза на правом боку с левой рукой поверх одеяла. Затем малыша оставляют одного, не ожидая, пока он уснет.

Дети дошкольного возраста, как правило, засыпают быстро. Чтобы ребенок скорее засыпал, можно поддерживать такой ежедневный ритуал, как чтение короткой сказки, пение колыбельной, прослушивание любимой детской песенки.

Ночной сон у детей обычно глубокий, и строгое соблюдение тишины в соседних комнатах необязательно. Ребенок не проснется, если негромко включить радиоприемник или телевизор.

Следует иметь в виду, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30–40 минут до сна надо занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием.

Некоторые дети спят беспокойно, мечутся в постели, порой гримасничают, причмокивают губами, приоткрывают глаза или разговаривают. Беспокойный сон ребенка может быть связан с психическим переутомлением малыша, длительным просмотром перед сном телевизионных передач, острой пищей за ужином или неблагоприятными для сна условиями (жарой, неудобной постелью или ночной одеждой) . Порой причиной беспокойного сна являются сновидения.

Считают, что сновидения появляются у детей после двух лет и обычно отражают пережитые ими события, страхи, боязнь наказания. Если страшные сновидения бывают причиной беспокойного сна ребенка изредка, это не должно беспокоить родителей. При частом их повторении лучше обратиться за советом и помощью к детскому врачу.

Ориентировочный распорядок дня дошкольника включает следующие составляющие (в порядке следования друг за другом) :

  • утренняя гимнастика, водные (и закаливающие) процедуры, туалет – 1 час;
  • завтрак – 30 минут;
  • игры или помощь маме по хозяйству: для ребенка трех лет – 20 минут с небольшими паузами; для ребенка четырех-пяти лет – 20 минут без перерыва;
  • прогулка – 2 часа;
  • возвращение домой, игры, общение – 20–25 минут;
  • обед – 30 минут;
  • дневной сон: для ребенка трех лет – 2 часа 20 минут; для ребенка четырех-пяти лет – 2 часа 10 минут;
  • пробуждение, полдник, не очень подвижные игры – 1 час;
  • прогулка – 1 час 20 минут;
  • возвращение с прогулки и игры с родителями или с другими членами семьи – 30–40 минут;
  • ужин – 30 минут;
  • спокойные игры, не требующие большой сосредоточенности – 30–40 минут;
  • сон – не менее 12 часов.

На основании предложенной схемы можно составить индивидуальный режим дня для ребенка с учетом распорядка в семье и индивидуальных особенностей ребенка.

© medmoon.ru

Ссылка на источник www.medmoon.ru

Режим дня дошкольника | Социальная сеть Pandia.ru

Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

Видео.

РЕЖИМ ДНЯ ДОШКОЛЬНИКА

Режим дня- это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека.

При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т. е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.

Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, благодаря ему формируются культурно-гигиенические навыки и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Очень важно приучить ребенка к правильному режиму. В определенное время ребенок должен ложиться спать и вставать, в одни и те же часы завтракать, обедать и ужинать.

В режиме дня дошкольника необходимо отвести время для игр и прогулок, причем, прогулки рекомендуется чередовать с подвижными играми. В режиме дня важное место занимают питание, сон, прогулки, игры.

Устанавливая режим питания дошкольника, нужно помнить о том, что ребенок должен принимать пищу 4-5 раз в день. Завтракать надо не позднее, чем через 45 минут – 1 часа после пробуждения, а ужин планировать за 1,5-2 часа до сна. Также нужно определить время обеда, полдника и ужина, в соответствии с общим распорядком в семье.

Суточный рацион питания распределяется таким образом: Завтрак – 20-25%, обед – 35-40%, полдник – 10-15% и ужин – 20%. Не разрешайте детям перекусывать печеньем, конфетой и пр. в неположенное время.

Поговорим о режиме сна. Сон - один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни. Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность в нем обусловлена сложными психическими процессами.

Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных сил организма и снижению защитных сил организма.

Режим сна детей складывается из ночного - примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна - примерно два часа. Нормальная продолжительность сна для ребенка 3-4 лет – 13-14 часов. Часть из этого времени выделяется для дневного сна.

Дети 3-4 лет обычно днем спят 2 часа. Также нужно ещё учитывать состояние здоровья ребенка – ослабленные дети нуждаются в более продолжительном сне. На ночь укладывать детей надо в 8-9 часов вечера.

Для этого нужно создать спокойную обстановку, тогда ребенок быстро заснет.

В режиме дня дошкольника обязательно следует предусмотреть время для ежедневных прогулок на свежем воздухе. Зимой дети должны гулять на воздухе не меньше 3 часов, а летом гораздо дольше.

В режиме дня дошкольника должно быть время для разнообразных занятий и игр. Нужно чередовать шумные и подвижные игры с более спокойными.

Вечером перед сном лучше организовать спокойное занятие: складывать кубики, рисовать, лепить, можно почитать им книгу или рассказать что-нибудь. Вечером родители обязательно должны выделить время для общения с ребенком.

Примерный режим дня дошкольника 3-4 лет.

В 8. 00– подъём.

С 8.00 до 8.30 – гимнастика, умывание, обтирание.

С 8.30 до 9 часов – завтрак.

С 9 до 10 часов – игры и занятия дома (летом – на улице) .

С 10 до 12 часов – подготовка к прогулке и прогулка.

С 12 до 12.30 – обед.

С 12.30 до 15 часов – подготовка ко сну и дневной сон.

С 15 до 16.00 – подъем, гигиенические процедуры, полдник.

С 16.00 до 17.00 – игры (летом – на улице) .

С 17.00 до 18.30 – подготовка к прогулке и прогулка

С 18.30 до 19.30 – возвращение с прогулки и ужин.

С 19.30 до 20.30– спокойные занятия, вечерний туалет и подготовка ко сну.

С 20.30 – подготовка ко сну и ночной сон.

Помните - при четком выполнении режима дня у ребенка формируются прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе!

Делитесь:

Материал pandia.ru

Каким должен быть режим дня дошкольника?

26 Авг

Все материалы защищены законом об авторском праве. Перепечатка материалов с сайта www.cat-lady.ru категорически ЗАПРЕЩЕНА. Содержание

  • Физическая активность – основа режима дня

Одним из важнейших условий нормального и здорового развития дошкольника является правильный распорядок дня. Естественно, нельзя под этим термином подразумевать что-то строжайшее или буквально до минуты расписанное время.Режим дня дошкольника может содержать в себе и незначительные поблажки, обусловленные индивидуальными особенностями ребенка. Так, к примеру, если малыш не хочет спать в обед, то займите его чтением или каким-нибудь иным спокойным(!) занятием.

Как правило, к соблюдению режима дня дошкольника приучают в детском саду. Но если он его не посещает, то вы можете воспользоваться следующим графиком.

9:30-11:00 – игры и развивающие занятия;

11:00-12:30 – прогулка;

17:00-18:30 – подвижные игры или прогулка;

18:45 – ужин.

Конечно, вы можете что-то изменить в этом режиме дня дошкольника, учитывая его предпочтения, но незначительно. Помните, что отход ко сну у ребенка должен быть не позднее 21:00.

Какие возможны проблемы с приучением к режиму дня?

Не нужно пугаться проблем, которые могут возникнуть на этапе приучения ребенка к режиму. Это нормально и будьте готовы, что ваше чадо в первые дни воспротивится соблюдать установленный вами распорядок. Часто ребенок не хочет рано просыпаться из-за того, что он поздно ложится спать по вечерам.

Также многие дети отказываются полноценно завтракать, и эта проблема может быть связанна не с отсутствием аппетита, а с отсутствием компании за столом. Именно поэтому в детских садах, как правило, малыши не страдают отсутствием аппетита.Ну, и самой настоящей проблемой для многих родителей является то, что ребенок ни в какую не хочет ложиться в постель вечером до 21:00.

Физическая активность основа режима дня

Зачастую, все проблемы, связанные с организацией режима дня дошкольника, объясняются недостатком физической активности ребенка.Он мало гуляет, почти не играет в игры, требующие подвижности и затраты энергии, проводит много времени перед телевизором (и) или за компьютером. Просто ребенок не тратит энергию и не устает, а в связи с этим плохо спит или ест.

А ведь двигательная активность жизненно необходима не только для развития, но и для хорошего настроения ребенка. Помните, что физические нагрузки для ребенка весьма важны до обеда, потому как это хорошо скажется на дальнейшем полноценном обеде и дневном сне. Также необходимо увлечь ребенка подвижной игрой вечером, перед ужином, тогда малыш согласится улечься в кровать в положенное время.

Однако, занимаясь с ребенком теми или иными физическими упражнениями или нагрузками, нужно быть четко уверенными в том, что они ему подходят по возрасту. Например, такие нагрузки как самостоятельная езда ребенка на велосипеде, катание на коньках или лыжах рекомендуется практиковать только с 5-и лет. В более раннем возрасте кроху можно отдать на детские танцы или просто больше с ним гулять.

C уважением,ЕвгенияЛюбецкая

Ссылка на источник www.cat-lady.ru

Режим дня дошкольников

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ - СВОЙ РЕЖИМ!

Каждый малыш нуждается в определенных условиях воспитания, которые едины для всех возрастов, но содержание их меняется по мере того, как он подрастает. Одним из этих условий является правильная организация режима, отвечающего возрасту ребенка.

Если сон, кормление, прогулки, занятия, купание и др. изо дня в день проводятся в одно и тоже время, то организм приспосабливается к такому распорядку. Правильный режим – основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья.

Возраст до 1 года

Известно, что режим способствует созданию у детей уравновешенного, бодрого, эмоционально положительного состояния. В первые два месяца после рождения ребенок спит и бодрствует в кроватке, с третьего – его лучше выкладывать в манеж.

Очень важно, чтобы малыш ежедневно бывал достаточное время на свежем воздухе. Лучше всего, если в этих условиях вам удастся организовать дневной сон. С возрастом малыш уже меньше спит, больше бодрствует, сокращается число необходимых кормлений.

И в связи с этим постепенно усложняется его режим. Не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален, и в зависимости от установившегося времени пробуждения после ночного сна возможны и различные варианты режима. Однако при переходе с одного режима на другой, при введении прикорма и закаливания всегда придерживайтесь следующих правил: соблюдайте последовательность режимных процессов - сон, кормление, бодрствование; учитывайте реакцию малыша на все новое, что вы ему предлагаете; изменяйте режим постепенно, но настойчиво.

Вариантов режима у детей до 1 года несколько.

Мы предлагаем примерные варианты режима ребенка в 9-12 месяцев.

Элементы режима

Подробней на сайте olymp.com.ru

  1. вступительное слово – старший воспитатель Большакова О. Н.,
  2. страница №1 «Что такое рационально организованный режим дня?»– старший воспитатель Большакова О. Н.,
  3. страница №2 «Обеспечение двигательной активности ребенк»– инструктор по ф/К – Цыберт Н. В.,
  4. страница №3 «Организация сна ребенка» - медицинская сестра Цымлякова М. П.
  5. страница №4 «Прогулка» - заведующая Шалагина А. В.
  6. рефлексия – старший воспитатель Большакова О. Н.

Ход собрания

I. Организационная часть

Старший воспитатель:

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня пого ворим о правильном и сбалансированном режиме дня. Мы пригла шаем вас, познакомиться со страницами устного журнала.

Каждая его страница будет посвящена одному из аспектов организации режима дня ребенка в детском саду.

Старший воспитатель сообщает результаты анкетирования участников со брания, которое проводилось предварительно в письменной фор ме. Он выделяет про блемы, выявленные в ходе анализа анкет (без указания имен и фа милий) .

С помощью анкетирования (приложение №1)мне в целом удалось выявить вашу точку зрения по вопросу, нужен ли режим дня ребенку или нет. Мно гие писали:

  1. «Конечно, режим дня необходим любому человеку. Он не должен быть слишком жестким, колебания на полчаса-час в ту или иную сторону вполне допустимы. Полное отсутствие рас порядка дня негативно сказывается на здоровье ребенка, вселяет в него в будущем неуверенность и тревожность».
  2. «Вставать в определенное время и засыпать в определенное время — вот и весь наш режим. Но соблюдаем мы его неукоснитель но».
  3. «Режим дает ощущение стабильности, а это — основа формиро вания здоровой психики...».
  4. «Мы стараемся придерживаться определенного режима, хотя сын у нас сам его сформировал, и мы просто под него подстраиваем ся.».
  5. «Все бы хорошо, но режим диктует наша жизнь. Если ребенка не уложить вовремя спать, то утром он с трудом встанет в детский сад или, того хуже, в школу, а там уроки, внимательность нужна. А как сосредоточиться, если спать хочется? Вот и приходится выра батывать режим».

Воспитатель знакомит присутствующих и с ответами детей, по лученными в результате устного опроса. (приложение №2)

При анализе ответов обращает внимание родителей на зна ние (или незнание) дошкольниками режимных моментов, их после довательности, правильности, значения для здоровья (без указания имен и фамилий) .

II. Основная часть

«Что такое рационально организованный режим дня?»

Старший воспитатель:

Режим дня — это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возмож ностей и особенностей человека. (Обращает внимание слушателей на плакаты «Режим дня в картинках», «Примерный режим дня)

От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, достаточен ли сон, вовре мя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Организм человека называют системой, насквозь пронизанной ритмами.

Ди рижер этой системы — суточный ритм. Ритмично все: работа внут ренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота ды хания, активность мозга. В ритме все удается легче.

Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни положительно влияют на само чувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Физиологической основой режима дня является выра ботка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. По вторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на занятия, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел.

При соблюдении режима дня у ребенка фор мируются условные рефлексы. Остановимся на основных режим ных моментах.

Страница 2

Обеспечение двигательной активности ребенка

Инструктор по физической культуре:Урбанизация населения, раз витие городского транспорта, большая занятость родителей, стрем ление некоторых из них начать обучение ребенка задолго до школы значительно снижают двигательную активность детей. А ведь дви жение - главное условие нормального роста и развития организма.

У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем дви жениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать осваивать новые движения.

Часто родители, порой даже сознательно, ограничивают подвиж ность ребенка. Им кажется, что малыш слишком шумит, их ужаса ют перевернутые стулья, царапины на мебели, запачканная одеж да.

Нередко гордостью семьи становятся инертные, тихие дети, ко торых только по недоразумению именуют «воспитанными». А руки взрослого торопятся выполнить то, что ребенок намеревался сде лать сам: застегивают пуговицы, одевают, достают с полки игрушки, а то еще и играют вместо него, оставив ему роль пассивного наблю дателя. И все под предлогом заботы: «Он маленький, слабенький, может поскользнуться, упасть», а бывает, проявляют и нетерпение: «Он слишком медленно одевается, а мы спешим».

В результате та кие родители упускают дорогое время, когда двигательные навыки прививаются детям сравнительно легко. И ребята отстают от сверст ников, становятся пассивными, чаще болеют.

Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, разви вают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным отдыхом в выходные дни, предпочитают занять ребенка тихими настольны ми играми, то, естественно, и он будет малоподвижным. Основные двигательные навыки, которые необходимо развивать у дошколь ника, — ходьба, бег, лазанье, метание.

Важные условия занятий с детьми — максимально возможное пребывание на свежем воздухе, разнообразные движения и, глав ное — хорошее настроение ребенка. Продолжительность занятий для 6-летних составляет 20—25 минут.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжи тельностью сна и разумным питанием — залог нормального роста и развития ребенка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т.д. Родителям остается следить за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим в целом не отличался от установленного вдетском саду и ставшего для ребенка привычным.

Приведем примеры режимов дня дошкольников в детском саду и дома. Такие примеры помогут вам сориентироваться и выработать режим, который максимально подходит вашему ребенку.

(Показы вает «Режим дня дошкольника»)

страница №3

Организация сна ребенка

Медицинская сестра детского сада:

Во сне, как известно, даже мы, взрослые, проводим не менее трети всей жизни. А маленькие дети – значительно больше.

Сон — это очень важно. Он восстанавлива ет нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, уве личиваются его кровоснабжение и потребление кислорода.

«Спать или не спать днем?» - этот вопрос становиться главным в каждой семье, где есть дети 3-6 лет. Днем дети совершенно не желают ложиться в постель, и многие родители идут у них на поводу. Правильно ли это?

Дневной сон — своего рода передышка для детского организма. Если ребе нок днем не спит, надо выяснить причину и постараться ее устра нить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна.

Помни те, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Вечернее время лучше всего отвести для общения с родителями: в этом возрасте потребность в общении с мамой и папой очень ве лика. Уместно будет рассказывать ребенку поучительные истории, не всегда правдивые, но закрепляющие стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях.

Кроме того, вечерняя процеду ра отхода ко сну — хорошая возможность показать ребенку любовь и привязанность: приласкать, обнять, погладить, пожелать спокой ной ночи, сладких снов. После такого ритуала ребенок чувствует себя защищенным и засыпает спокойным крепким сном.

Остановимся подробнее на организации детского сна. Неуравнове шенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в отношении своего поведения, по мнению ученых, часто свидетель ствуют о том, что ребенок недосыпает.

Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало песком. У таких детей снижена нор мальная работоспособность, нарушено течение нервных процессов.

Причина — в недооценивании значения сна для жизни и здоро вья детей до 8 лет и в образовательном учреждении, и дома, а так же неумелая его организация дома и в детском саду. Это приводит к отсутствию благоприятных условий для полноценного сна.

Сколько времени должен спать ребенок?

Ребенок 2—3 лет должен спать не менее 14 часов в сутки, 4—5-лет ним детям следует обеспечить 13-часовой сон, а дети 6 лет должны спать 12 часов.

Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребенок засы пает под звуки телевизора, разговоры. Считается, что такая спартан ская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнежен ным. Но это довольно серьезное заблуждение.

Исследования показали, что в такой обстановке не может быть глу бокого полноценного сна, а следовательно, нервная система не по лучит полноценного отдыха. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдаются вялость, заторможенность, апатия.

Наука кибернетика определяет сон как отключение мозга от сиг налов внешнего мира. Но это отключение не для бездействия и покоя, а для отбора необходимой информации и сброса ненуж ной. Известный специалист в области физиологии сна профессор A.M.

Вейн пишет: «...кратковременная память заполняется днем, а ночью содержащаяся в ней информация (не вся) медленно пере ходит в долговременную память».

Полноценный сон является наилучшим лекарством от беспо койства.

Сейчас вы получите памятку, где мы предлагаем несколько добрых советов по организации сна ребенка (приложение №3)

страница №4

Прогулка

Пребывание на от крытом воздухе — наиболее эф фективный вид отдыха, сопро вождающийся повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточно сти, позволяющий обеспечить за каливание организма и увеличе ние двигательной активности.

Особенно важны продолжитель ные прогулки для детей дошколь ного возраста: зимой не менее 4-4,5 ч, а летом по возможности весь день. Ежедневная, достаточно длительная прогулка — важней шее средство оздоровления ребен ка, его полноценного и физичес кого развития.

Прогулки способ ствуют развитию детей, закаливают организм, активизируют двигательную активность и познавательные возможности. Они являются мощным эмоциональным фактором воздействия на психику ребен ка, поскольку во время прогул ки происходит общение со свер стниками, он играет, активно двигается, получает массу ин формации и опыт общения с другими детьми.

Особенно это важно для детей, не посещающих ДОУ. Если прогулка организована правильно и достаточна по дли тельности, ребенок реализует в ней около 50% суточной потреб ности в активных движениях.

Гу лять необходимо в любую погоду! Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет — при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с (для регионов сред ней полосы России) .

Длитель ность пребывания на улице за висит от сезона: в холодное вре мя и даже в ненастную погоду она должна быть не менее 3-4 ч, из этого времени 1,5-2 ч в светлое время суток. В летнее время ребенок как можно боль ше должен находиться на свежем воздухе. Время прогулки можно разделить: первая (2 ч) - до обеда, вторая (1-2 ч) - после дневного сна.

Среди детей, у которых продол жительность пребывания на от крытом воздухе, ночного сна со ответствует возрастным нормам, меньше часто болеющих, с жало бами респираторного генеза, име ющих низкие показатели массы тела и динамометрии. У детей, со блюдавших должную продолжительность прогулок, реже регист рируются склонность к тахикар дии и аллергические проявления, хронические заболевания дыха тельной, пищеварительной систем, нервно-психические расстройства.

В то же время прогулка — один из элементов режима дня, дающий возможность детям реализовать в играх свои потребности в движении. Здоровая усталость после прогулки обеспечивает прекрасный аппетит и хороший дневной сон.

Одежда должна соответствовать времени года, погоде, возра сту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Укутанный в большое количество теплой одежды ребе нок лишается возможности бы стро и активно двигаться, он ско ван в своих движениях, неуклюж и более подвержен простуде, чем остальные дети.

У таких детей снижается возможность приспособиться к разным климатичес ким условиям, падает сопротив ляемость к воздействию вредных микроорганизмов, что в свою очередь ведет к частым заболе ваниям. Одежда не должна стес нять движений, мешать свобод ному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и трав мировать кожу, а помогает под держивать постоянную темпера туру тела человека, ограждает от неблагоприятного воздействия внешней среды. В холодную по году одежда должна защищать организм от излишней потери тепла, в жаркую — не препят ствовать хорошей теплоотдаче.

III. Заключительная часть

Рефлексия

Старший воспитатель:

Мы познакомились сегодня с основными режимными моментами в жизни будущего первоклассника, узнали новые приемы отхода ко сну, время дневного и вечернего сна и многое другое. Важно помнить, что нет, и не может быть универсального режима дня для всех детей, при внедрении распорядка необходимо ориентироваться на потребности собственного ребенка.

В связи с этим вытекает вопрос: «Как заставить ребенка соблюдать режим?»

Так вот нельзя насильно заставлять его что-либо делать, нужно учиться понимать своего ребенка. Например, если малыш не хочет спать, есть и пр., не пытайтесь оказывать на него прямое давление, обратите все в игру.

Если же он мешает вам делать домашнюю рабо ту - вовлеките его в эту работу. Пока вы не научитесь считаться с его желаниями, ребенок никогда не будет делать то, что хотите или на вязываете ему вы.

И последнее. В каждой семье должен быть установлен определен ный, наиболее удобный для нее режим дня, которого нужно при держиваться всем членам семьи, иначе ребенок будет с недоверием относиться к доводам, приведенным родителями.

Если позволяет время, вопросы для родителей:

- Что вас удивило на собрании?

- Что нового о режиме дня ребенка вы узнали сегодня?

- Какая идея показалась вам наиболее значимой для режима дня вашего ребенка?

- Возможно, у вас возникли пожелания по организации режима дня, которые не прозвучали в ходе со брания, можете их озвучить.

Хотите ли вы в дальнейшем обсудить эту тему?

Далее инструктор по физической культуре вручает родителям па мятку «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка» (при ложение №4)

приложение №1Анкета для родителей

Нужен ли режим дня дошкольнику?

Ваш ребенок встает сам или вы его будите?

Он встает охотно или с трудом?

Как вы на это реагируете?

Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?

Делает ли ваш ребенок зарядку?

Являетесь ли вы для него в этом примером?

Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?

Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?

Каков ежедневный ритуал отхода ко сну вашего ребенка?

Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувство вал себя здоровым и бодрым?

Анкета для родителей «ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»

  1. Нужен ли режим дня дошкольнику?
  2. Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
  3. Он встает охотно или с трудом?
  4. Как вы на это реагируете?
  5. Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?
  6. Делает ли ваш ребенок зарядку?
  7. Являетесь ли вы для него в этом примером?
  8. Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
  9. Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
  10. Каков ежедневный ритуал отхода ко сну вашего ребенка?
  11. Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувство вал

себя здоровым и бодрым?

Анкета для родителей «ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»

  1. Нужен ли режим дня дошкольнику?
  2. Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
  3. Он встает охотно или с трудом?
  4. Как вы на это реагируете?
  5. Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?
  6. Делает ли ваш ребенок зарядку?
  7. Являетесь ли вы для него в этом примером?
  8. Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
  9. Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
  10. Каков ежедневный ритуал отхода ко сну вашего ребенка?
  11. Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувство вал

себя здоровым и бодрым?

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Режим дня для детей дошкольного возраста

    «Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную орг...

  • День матери для дошкольников

    Сценарий праздника ко Дню Матери для старших дошкольников Ведущий. Я верю, что женщина – Чудо земное Какого на Млечном пути Не сыскать, И если женщина – Слово святое, То трижды священное – «Женщи...

  • Стихи ко дню матери для дошкольников

    Стихи для детей к Дню матери Стихи для детей к ДНЮ МАТЕРИ Е. Благинина Мама спит, она устала. Ну, и я играть не стала! Я волчка не завожу, Я уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате п...

  • День народного единства для дошкольников

    Патриотическое воспитание дошкольников. Сценарий праздника «День народного единства» для детей подготовительной группы Сценарий праздника, посвящённого Дню народного единства (для детей подготови...

  • День единства для дошкольников

    Патриотическое воспитание дошкольников. Сценарий праздника «День народного единства» для детей подготовительной группы Сценарий праздника, посвящённого Дню народного единства (для детей подготови...

  • Двигательная активность дошкольников

    Организация двигательной активности в ДОУ На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, э...

  • Презентация день народного единства для дошкольников

    Проект «Моя Родина — Россия» (ко Дню народного единства) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад первой категории№7 «Белочка» (ко Дню нар...

  • Зож для дошкольников

    Презентация «Здоровый образ жизни» 1слайд Предоставляю вашему вниманию презентацию на тему «Здоровый образ жизни». 2 слайд Период дошкольного детства – это на самом деле быстро заканчивающийся пр...

  • Здоровье дошкольника

    Здоровье дошкольника В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом по определению экспертов ВОЗ, демографический потенциал страны определяют дет...

  • Формирование зож у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Рекомендации для родителей дошкольников

    Рекомендации родителям по комплексной безопасности дошкольников Рекомендации родителям младших дошкольников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма • Ваш ребенок должен играть...

  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Подготовка к школе занятия для дошкольников распечатать

    Подготовка руки к письму. Уважаемые родители, распечатайте, пожалуйста, предложенные варианты заданий. Это поможет вашему ребенку закрепить пройденное на занятиях. Для этого необходимо открыть из...

  • Речевое развитие дошкольников

    Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность (1 часть) Инновационный педагогический опыт по теме: «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследов...