Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

*обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

*уметь организовывать начало игры;

*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;

*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

*предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

*учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.

Список литературы

1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

www.maam.ru

Роль игры в речевом развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Роль игры в речевом развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его самосознания [Т. Н. Доронова 2006. – 208 с].

В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей [Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. 2007. – 303с. ].

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим. Как указывают А. С. Выготский [Л. С. Выготский1966. - с. 17 – 25], А. В. Запорожец [А. Н.. Леонтьев 1975. – 359с], А. Н. Леонтьев [А. Н.. Леонтьев 1975.- 193с], А. А. Люблинская [А. А Люблинская 1972. - 256с], С. А. Рубенштейн [Л. С. Рубинштейн Т. 1. - с. 360-480, Т. 2. -с. 78-89]., Д. П. Эльконин [Д. Б. Эльконин 1978. – 304с] считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности [М. Г. Генинг, Н. А. Герман 1980. – 270с].

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» - эти слова принадлежат русскому педагогу Н. К. Крупской [Н. К. Крупская, 1980. –263 с. ].

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в целом даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присуще свой глагол [Е. И. Тихеева, 1981 – 52с. ].

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. [Е. И. Тихеева, 1981 – 52с. ].

Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Они формирует связную речь и память, а так же учит внимательности.

Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка определённого уровня развития речевой коммуникации. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи.

Игра представляет собой именно тот вектор движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политике государства и новым федеральным государственным стандартам.

Позиция М. Монтенсори: "Игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка" [С. А. Козлова, Т. А Куликова, 2002.].

Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая считают, что ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой.

Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей [Р. И. Жуковская, 1975. – 333с. ].

Рядом авторов (Л. Б. Баряевой, А. П. Зариным, Н. Д. Соколовой) отмечается, что в процессе обучающих игр необходимо учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами. В процессе обучения учитель-логопед, воспитатель, с одной стороны, сам дает образец правильной, четкой речи, а с другой – стимулирует их собственные высказывания [Л. Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой, 1996. – 95с. ].

Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б. Филичева и др.) показывают, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения [Ю. Ф. Гаркуши, 2002. – С. 44 – 47]. [Л. Н. Усачева, 1983. - 24с. ]. [Т. Б. Филичева, 2003. – 480с. ].

Таким образом, мы выяснили, что проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но каждый со своей точки зрения. Игру считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. С другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. Задача педагога заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога. Речь детей в игровой деятельности развивается быстрее, так как игра - ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника, и большую часть своего времени ребенок проводит за разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой частью жизни ребенка младшего дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – М. : Просвещение, 1966. - с. 17 – 25.

2. Гаркуши Ю. Ф., Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Академия, 2002. – С. 44 – 47.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Прграмма и методические рекомендации. М., 2007.

4. Гербова В. В. Развитие речи. 2 -4 года. М., 2003.

5. Доронова Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 3 -4 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / сост. Доронова Т. Н. – М. : Просвещение, 2006. – 208 с.)

6. Доронова Т. Н., Галигузова Л. Н. Программа «Из детства – в отротчество» - М., 2007

7. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р. И. Жуковская. – М. Просвещение, 1975. – 333с.

8. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. //Пед. соч. – М. : 1980. –263 с.

9. Леонтьев А. Н. Слово в речевой деятельности. – М. : Мысль, 1975.- 193с.,

10. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1983. – 323с.

11. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. – М. : Просвещение, 1972. - 256с.

12. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии: уч. пособие: в 2-х т. т. Т. 1. - с. 360-480, 1988

13. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии: уч. пособие: в 2-х т. т. Т. 2. -с., 78-89, 1988

14. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – М. : ВЛАДОС, 1994. – 344с.

15. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей : Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1681. - 159с.

16. Усачева. Л. Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра) [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Н. Усачева. – М. : МГУ, 1983. - 24с.

17. Фролова А. Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Фролова А. Н. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 251с.

18. Эльконин Д. Б. Психология игры – М. : Педагогогика, 1978. – 304с.

www.maam.ru

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.

2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Участники: воспитатели, родители

Подготовительная работа:

памятка по игре (приложение 1,

советы (приложение 2,

материалы для творческой работы (приложение 3,

Оборудование:

- столы расставлены по кругу;

- подборка дидактических игр,

- на отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;

Ход мероприятия

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.

- Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т. д.)

Психологическая разминка «Улыбка»

- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Игра с мячом.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3. Какие игры чаще играет ваш ребенок?

4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5. Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

8. Какие игрушки любимые у ребенка?

9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

2.«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)

1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

5. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

6. Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

3. Упражнение «Я начну, а вы продолжите» - «Игра – это… »

Игра – это (весело, интересно, увлекательно) .

Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т. д

Любая игрушка должна быть какой (ответы родителей)

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала) ;

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

4. Игры на кухне

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Творческая работа родителей (приложение 6) .

- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию) .

- Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

6. Заключительная часть.

- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

Рефлексия:

1. Впечатление от родительского собрания.

2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей) .

- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

Приложение 1.

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Игра с ребёнком научит нас:

• Говорить с ребёнком на его языке;

• Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм) ;

• Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

• Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

• Любить детей такими, какие они есть!

Приложение 3.

Материалы для творческой работы родителей.

1. Скорлупа от яиц.

2. Макаронные изделия.

3. Манка и фасоль.

4. Горох.

5. Геркулес.

6. Различные мелкие крупы.

7. Сухие завтраки «Колечки» и т. п.

8. Пластилин.

9. Картонные заготовки (круг, овал, квадрат)

www.maam.ru

Роль игры в развитии дошкольника - Консультации для воспитателей - Методическая копилка - МАДОУ "Березка"

Роль игры в развитии дошкольника

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В любой дошкольной программе основу образовательного процесса составляют разные виды деятельности ребёнка, в наибольшей мере способствующие решению развивающих задач на данном возрастном этапе. К таким развивающим дошкольника видам деятельности обычно относят:

• Общение

• элементы учебной деятельности

• познавательно-исследовательскую деятельность (экспериментирование) .

В настоящее время вопросам организации игровой деятельности в детском саду стало уделяться большое внимание в связи с внедрением в дошкольное образование требований ФГТ. Федеральные государственные требования также определяют игру как ведущий вид деятельности дошкольника. Функциональные особенности игры:

• Полифункциональность – возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного «потребителя» информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.

• Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.

• Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

• Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность.

Что даёт игра детям? Игра дает:

• Свободу (игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно) ;

• перерыв в повседневности;

• выход в другое состояние души;

• порядок (система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре) ;

• увлеченность (в игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности) ;

• возможность создать и сплотить коллектив;

• элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений;

• понятие о чести;

• понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

• физическое совершенствование;

• возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики;

• развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;

• возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее;

• радость общения с единомышленниками;

• умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.

Ребёнок играет, потому что развивается и развивается, потому что играет.

Требования к игре:

- игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности детей;

- игра должна быть доступной; цели игры - достижимыми; а оформление красочным, разнообразным;

- обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность (игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, опыт борьбы с отрицательными эмоциями) ;

- обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками.

- Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

• Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:

• эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость) ;

• познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить) ;

• игры должны быть социально ориентированные.

Исходя из выше сказанного, остановимся на современных подходах к классификации и типизации игр в дошкольном возрасте.

Подробней на сайте dsberezka.ucoz.net

Родительское собрание Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

вс., 06.04.2014

МБДОУ д/с №29 «Журавушка» г. Сургут

Форма проведения: круглый стол

Цель:повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
  2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
  3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Участники:воспитатели, родители

Подготовительная работа:анкетирование родителей(приложение 1) ,

индивидуальные приглашения(приложение 2) ,

памятки для родителей(приложение 3) ,

памятка по игре (приложение 4) ,

советы (приложение 5) ,

материалы для творческой работы(приложение 6) ,

оформление группы, музыкальное сопровождение.

- подборка дидактических игр, «Логические блоки Дьенеша»;

- на отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;

- магнитофон.

Звучит песня «Куда уходит детство».

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.

1.Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей.

Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.

- Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

Психологическая разминка «Улыбка»

- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении?

Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Игра с мячом.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

  1. В какую игру играли недавно с ребенком?
  2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
  3. Какие игры чаще играет ваш ребенок?
  4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
  5. Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
  6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
  7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
  8. Какие игрушки любимые у ребенка?
  9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности.

Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить.

Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

2.Анализ результатов анкетирования(приложение 1)

- При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)

3А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)

  1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
  2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
  3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

5. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

6. Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма.

Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

4.«Давайте вместе поиграем» - практическая часть.

Предлагаем поиграть с логическими кубиками и блоками Дьенеша. Успешно используем дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем. Развивающая игра рассчитана для детей от 2 до 10 лет.

Играя, дети способны постигать сложные математические и логические операции. Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур - четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ; трех цветов (красные, синие и желтые) ; двух размеров (большие, маленькие) ; двух объемов (толстые, тонкие) . Цель игр:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
  • Развития творческих способностей.

Поиграем игру «Угощение для медвежат» (воспитатель объясняет последовательность действий игры) .

Упражнение «Я начну, а вы продолжите» - «Игра – это…»

Игра – это (весело, интересно, увлекательно …) .

Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т.д

Любая игрушка должна быть какой?(ответы родителей)

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала) ;

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

5. Игры на кухне

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)

1.«Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2.«Тесто»

Подробней на сайте tmndetsady.ru

в развитии музыкального творчества ребенка дошкольного возраста"

Материал подготовил:

высшей квалификационной категории

Хомичук Н. Н.

  1. Актуальность креативностидля детей дошкольного возраста заключается в нестандартной форме творческого проявления своего "Я", самореализации, творческой смелости. Это естественное поведение ребенка в своем воображаемом творческом мире.

Креативность -это способность к творчеству, способность что-то придумывать, порождать необычные идеи, находить нестандартное решение. Это способность реагировать на необходимость новых подходов, новых идей, создания "нового творческого продукта". Креативный человек - творчески одаренная личность, фантазер, выдумщик.

  1. Классификация креативных творческих игр, музыкальных занятий.

Креативные творческие игры делятся на:

  • Вокальные упражнения и разминки;
  • Музыкально - творческие игры и задания;
  • Вокально-двигательные игры;
  • Нестандартные образно-речевые игры (подражательные игры.) ;
  • Биоэнергетическая зарядка (игровой самомассаж.) ;
  • Специальные игровые задания (артикуляционная гимнастика, пантомимические упражнения, игроритмика, дыхательные упражнения.) .

Креативное музыкальное занятие состоит из элементов музыкально - творческих игр, или полностью построено на нестандартных упражнениях, специальных заданиях.

Приведу несколько примеров проведения творческих игр.

Творческие игры, задания

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. В основе музыкальной творческой игры - вдохновение, азарт, увлекательность, интенсивность переживаний. Это прямой мостик выдумок из воображения в реальность.

Приведу пример творческих игр:

"Музыканты".

Это игра с применением каких-либо музыкальных инструментов одинаковых, или разных по тембру (бубны, звучащие молоточки, кубики, палочки и др.) .

Цель игры:развитие тембровой памяти.

В игре участвуют три подгруппы детей, и водящий - водящим может быть ребенок или взрослый.

  1. Первый этап игры:

Водящий - взрослый. Задача водящего - задавать ритм какой-либо подгруппе детей, в свою очередь исполнители (дети) должны воспроизвести ритм на музыкальных инструментах. Первый этап игры проводится в течение 2 - 3 занятий.

Второй этап игры:

Водящим становится ребенок, который точно воспроизводит ритм. Исполнители (дети) повторяют такой же ритмический рисунок, но точно скопированный. Второй этап игры проводится тоже в течение 2 - 3 занятий.

Третий этап игры - называется "Перебивки". Водящие - солисты, какой либо подгруппы детей. Они задают ритм другой подгруппе детей в таком порядке:

  • Солист 1 подгруппы выполняет ритм;
  • Ритм повторяет его подгруппа детей;
  • Ритм повторяет 2 подгруппа детей;
  • Солист 2 подгруппы задает свой ритм;
  • Дети 2 подгруппы повторяют ритм своего водящего;
  • Дети 1 подгруппы повторяют заданный ритм.

Третий этап игры проводится тоже в течение 2 - 3 занятий.

Четвертый этап игры - называется "Солисты".

Водящие - несколько солистов (4 -5 человек) из разных подгрупп. Они выбирают один из музыкальных инструментов и играют каждый свой ритм. Из различных ритмических рисунков складывается необычная мелодия. Получился оркестр ударных инструментов:

Ритмы мы сейчас составим,

Сколько музыкантов -

Столько и талантов!

Данная игра на занятии может быть использована не более двух раз, так как это длительное обучение. В качестве музыкальных инструментов можно использовать всё, чем можно произвести какой-либо звон, шум, шорох, дребезжание и прочее…

Такой необычный оркестр украсит своим звучанием, например, песню "Мир похож на цветной луг", музыка В. Шаинского. В этой песне хлопки в ладоши можно заменить ритмом на треугольнике, хроматическом металлофоне, детском электромузыкальном инструменте.

"Африка".

Всем нам хорошо знакомы такие танцы как самба, румба, макарена. Все они основаны на латиноамериканских ритмах.

Для этой игры необходимо сделать инструменты своими руками - маракасы - это маленькие пластиковые бутылочки из-под газированных напитков, детского питания, которые заполняются мелкими сыпучими предметами - рисом, песком, мелкой галькой, горохом, косточками. Бутылочка закрыта крышкой и насажена на палочку.

Прототипом этого инструмента, является, латиноамериканский инструмент чокало, представляющий собой некое подобие деревянного цилиндра. В этой игре не лишними будут детские маракасы, барабаны и латиноамериканский ансамбль готов. А далее можно почитать отрывок из стихотворной сказки Корнея Чуковского "Африка":

Представьте себе, что

Подробней nsportal.ru

7. Картонные заготовки (круг, овал, квадрат)

Ход мероприятия

Звучит песня «Куда уходит детство».

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей.

Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили, воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.

Игра «волшебный клубочек»

Воспитатель предлагает немного поиграть. Разматывая и передавая клубок друг другу, родители рассказывают, в какие игры они играют с детьми дома. Затем клубок возвращается обратно. Сматывая его, родители рассказывают, что значит для ребенка игра

2.Выступления воспитателя

«Во что играют наши дети?»

Сегодня, мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему об этом: мы предлагаем вам поговорить?

Да потому, что наши современные мальчики, и девочки, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные.

Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Где они - салки, казаки-разбойники, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости. Все они со считалками, песенками, закличками - величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста.

3.Игра - задание «Фишки»

Воспитатель предлагает вспомнить родителей семейные вечера и дать им самооценку. Если они поступают так, как сказано в предложении, то выставляют красную фишку, не всегда – желтого, никогда – синего.

Вопросы игры:

- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

- Рассказываю о своих играх в детстве

- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком

- Купив ребенку игрушку, объясняю как с ней играть, показываю разные варианты игры

- Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках

- Не наказываю ребенка игрой, игрушкой, не лишаю его на время игры или игрушки

- Часто дарю ребенку игрушку

Обобщение:

- Если на столе больше красных фишек, значит игры в вашем доме присутствуют всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами.

Ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.

Игра - это серьезно. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры.

Обратите внимание на мольберт, на котором помещен девиз нашего собрания. Вы видите следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ему интересно, а

значит, познание и развитие происходят легко и с удовольствием.

Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности.

Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить.

Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

3.«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)

1.Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

2.Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

3.Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

5. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

6. Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма.

Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

3.«Давайте вместе поиграем» - практическая часть.

Упражнение «Я начну, а вы продолжите» - «Игра – это…»

Игра – это (весело, интересно, увлекательно …) .

Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т.д

Любая игрушка должна быть какой?(ответы родителей)

1.эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала) ;

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

4. Игры на кухне

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Материал с сайта nsportal.ru

MindGame.info: Статья - Какова роль игры в развитии ребенка?

Просмотров: 9214

«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

А. С. Макаренко

Роль игры в развитии ребенка!

Перефразируя известное стихотворение С. Михалкова про маму, скажем: «Игры разные нужны, игры разные важны…». Потому что роль игры в развитии ребенка огромна!!!

Определения понятия «игра» единого до сих пор не выработано наукой и практикой. Игра – это вид деятельности и форма занятий, это жизнь как она есть и имитация жизни, это соревнование и конструирование и т.д.

Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Ребенок в игре познает мир и людей через заменители, модели реальных предметов – игрушки.

Какова роль игры в развитии ребенка раннего возраста?

Для ребенка от года до трех игра – это манипулирование с предметами. Через игру с предметами ребенок познает окружающий предметный мир.

Играя на кухне, пока мама готовит, ребенок узнает назначение различной кухонной утвари и названия любимой (или нелюбимой) еды.

Играя с мамой в развивающие игрушки (пирамидки, вкладыши, кубики и т.д.) , развивается и мелкая моторика ребенка, и мышление, и память, и внимание.

А еще такая игра учит общаться по поводу игрушек и выполняемой деятельности, радоваться успехам, упорно добиваться результата, выполнять указания взрослых, соотносить свои действия с действиями родителей.

Какова роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста?

Для дошкольника игра является самым важным видом деятельности. В этом возрасте ребенок живет в игре.

Кроме игры с предметами в этом возрасте появляется другой нужный вид игры – сюжетно-ролевая игра. Это игра, в которой дети принимают на себя роли взрослых и в обобщенной форме воспроизводят деятельность взрослых людей.

Например, это игры в «дочки-матери», «магазин», «больничку», «школу» и т.д. Основная задача такой игры – правильно «играть роль», т.е. соответствовать образцам поведения взрослых.

Эти игры – прямое отражение того, что дети видят в своей повседневной жизни. Одна девочка, играя роль мамы, нежно поглаживает ребенка перед сном, а другая – кричит на него за разлитый на стол чай.

А еще современная детвора играет в «праздничное застолье», лихо чокаясь игрушечными бокалами. Или в киллеров и полицейских, или в гламурных красавиц, у ног которых «мужики так падают». Все меньше стало сказочных принцесс, ожидающих принца, и рыцарей в поисках победы над драконами.

Да и сами дети все реже играют друг с другом. Чаще рядом, но в одиночку. Потому что не умеют: в семье все больше один ребенок, родителям с ним поиграть некогда, на детских площадках играть времени мало, да и мамы постоянно бдят.

Какова роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста? Именно в сюжетно-ролевых играх развиваются такие важные для ребенка качества, как умение управлять своим вниманием и памятью, запоминать и придерживаться правил, планировать свою деятельность и предвидеть результат, развиваются наблюдательность и воображение.

А еще сюжетно-роевая игра – это огромное поле для проявления ярких эмоций дошкольника, а также возможность посмотреть на мир глазами другого, что важно для преодоления детского эгоцентризма.

Какова роль игры в развитии ребенка школьного возраста?

Игра не исчезает из жизни школьника, она трансформируется. Школьники могут играть и с игрушками, и в сюжетно-ролевые игры. Появляется стремление играть в интеллектуальные игры, настольные игры.

Все больше современных школьников приобщаются к компьютерным играм.

Для ребенка школьного возраста очень полезными являются подвижные игры. Это прятки, пятнашки, игры с мячом, скакалкой и т.п. Командные игры – волейбол, баскетбол, футбол и др.

Во время этих игр дети учатся соблюдать правила игры, воспитываются навыки поведения в коллективе.

Какова роль игры в развитии ребенка школьного возраста? Игра для ребенка школьного возраста – это не школа жизни, как для дошкольника. Для школьников игра – это отдых и переключение деятельности.

Итак, какова роль игры в развитии ребенка? Огромна! Масштабна!

Поэтому не надо смотреть на игру как на забаву или пустое времяпрепровождения, по принципу «чем бы дитя не тешилось…».

Игра в жизни ребенка играет роль основного инструмента развития и воспитания (со стороны родителей) и почвой, основой, тканью самой жизни (для самого ребенка) . Об этом можно почитать в книге «АНТИНЯНЯ, или Как воспитать счастливого, здорового и уверенного в себе ребенка, сохраняя время на личную жизнь и карьеру».

Чтобы ребенок развивался в игре, нужно избегать чрезмерной опеки ребенка и предоставлять ему больше пространства и самостоятельности. Дети, у которых стремление к самостоятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют неохотно, мало и плохо.

Какова роль игры в развитии ребенка? Играйте с ребенком всерьез – и Вы это узнаете.

Эту страницу обычно находят по ключевым словам: роль игры в развитии ребенка

Помогите донести эту статью, как можно до больше людей! Нажмите на кнопку, поделитесь с друзьями:

Оцените статью:

Материал www.mindgame.info

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...

  • Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

    Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании 1. Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно вос-питываться с раннего в...

  • Развитие ребенка в условиях детского дошкольного учреждения

    Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноце...

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...