Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная гусеница»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Разноцветная гусеница". Данное пособие состоит из 5 отдельных разноцветных сегментов (кругов, которые присоединяются друг к другу при помощи пуговиц.

Данное пособие будет интересно для детей младшей группы. На каждом сегменте гусеницы, которые присоединяются при помощи пуговиц, находятся разнообразные игры:

1. Присоедини лапки по цвету сегмента (круга)

2. Прикрепи геометрические фигуры при помощи липучек.

3. Застегни и расстегни молнию, определи на ощупь, что находится в кармане.

4. Присоедини лучики солнышка при помощи пуговиц.

5. шнуровка "Завяжи бантик"

www.maam.ru

Обобщение опыта работы по теме «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Поэтому я выбрала тему: «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Условия возникновения опыта

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание- целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия… »

По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений) .

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Я работаю с детьми младшего возраста по развивающей комплексной программе «Детство» в соответствии с ФГТ, использую

новые технологии по сенсорному развитию детей.

Актуальность опыта

Организация системы работы по сенсорному развитию детей

позволяет воспитателю :

* создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

• разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации

• расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения

• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Ведущая педагогическая идея

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра- самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны ;

учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;

развивается и познает мир.

Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками : «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.

Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником.

Знания, полученные во время игры помогают детям и в жизни.

«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках».

Результативность опыта

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.

(диаграмма)

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ .

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны .

Технология решения задач сенсорного воспитания и развития детей.

В ДОУ разработана система сенсорного развития воспитанников.

Ведущими задачами является следующее:

*создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

*Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

*Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы :

• непосредственно организованную деятельность «Предметный мир», «Помощники которые всегда с тобой».

• Игры –экспериментирования

• Проектную деятельность

• Кружковую работу

• Художественное творчество

• Наблюдение

• Дидактические игры (схема)

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана нестандартная предметно- развивающая среда.

Оформлен сенсорный уголок

Созданы галерея нетрадиционных игр и пособий

Детский уголок экспериментирования

Для развития сенсорной культуры младших дошкольников использую дидактические игры, развивающие игры с логическими блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепку, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.

Новизна опыта

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

Я разработала и реализую проект «Песочные сказочки – мокрые загадочки» - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику. Использую простейшие способы обследования : рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, тресут, прокатывают, нюхают, слушают звук … Малыши очень любят такие игры-эксперименты.

www.maam.ru

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить, этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Именно поэтому в ДОУ огромное внимание уделяется сенсомоторному развитию детей.

Ведущими задачами является следующее:

*Создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

*Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

*Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Организация системы работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю :

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

-разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;

-расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

- успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра- самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны, учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познает мир. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что даёт ребёнку игра:

-удовольствие;

-знакомство с нормами, правилами жизни;

-общение со сверстниками;

-возможность выражать свои эмоции;

-возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду, средства игры (слово, движение, место) ;

-внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Изготовление дидактических игр и пособий для организации сенсомоторного уголка в группе.

Необходимым условием для сенсомоторного развития детей и организации игровой деятельности является создание развивающей среды.

В нашей группе находятся дети от 1, 5 до 3 лет, вследствие чего, игровое пространство насыщено дидактической игрушкой, которая предназначена для развития ручных умений, приобретения сенсорных навыков и познания физических свойств предметов, обладающих различной формой, величиной, пространственной протяженностью, а также цветовыми свойствами.

В уголке сенсомоторного развития представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют.

- игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и др., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.

- игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме .

- игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

- игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.

В группе предусмотрен специальный дидактический столик для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук. Работа на нем организуется по двум направлениям:

1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально, цель которых – развитие сенсорных способностей, формирование представлений о сенсорных эталонах, представлений о величине, цвете, фактуре предметов;

2. Стимулирование самостоятельных действий детей с дидактическим материалом.

Комплектация дидактического стола включает: пирамидки, вкладыши разного вида, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм, цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками и др.

Для украшения интерьера и для развития мелкой моторики сшили сенсорный коврик, сенсорную книгу. Дети усаживаются вокруг и расстегивают и застегивают пуговицы, учатся шнуровать, закрывают и открывают карманы на липучках и т. д.

Игрушки также расположены в разных местах комнаты, чтобы дети не собирались большими группами и не мешали друг другу. Каждый вид игрушек и пособий мы храним в определённом месте: крупный строительный материал – на полках, в ящиках, мячи – в корзинах, кукольную посуду – в детском шкафу, книги – на полке, крупные игрушки для движений – в специально выделенном углу комнаты и т. д. Такое хранение игрушек обеспечивает порядок в группе, помогает ребенку лучше ориентироваться в материале, приучает убирать игрушки на место.Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.

www.maam.ru

Цель:Формировать элементарные представления о времени года – осень, ее особенностях.

Задачи:

  • сформировать у воспитанников представление о с кисточке, как художественном инструменте. Способствовать развитию координации в системе «глаз-рука», умению держать кисть, вызвать интерес к освоению техники рисования кистью.
  • расширять представление о красках как художественном материале.
  • Воспитывать любознательность, интерес к изодеятельности.
  • совершенствовать умение описывать внешний вид героя-куклы.

Виды деятельности: игровая, продуктивная.

Формы организации: групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности:

Оборудование: кисточка- в яркой бумажной юбочке, краски гуашевые в баночках желтого и красного цвета, толстые кисти на каждого ребенка, стаканы-непроливайки, листы А-4 по количеству детей с наклеенными строительным скотчем домиками, влажные салфетки, вырезанные красивые листья красного и желтого цветов, иллюстрации картинок с детьми, гуляющими в осеннем парке.

Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстрацийс осенним пейзажем, детьми, гуляющими в осеннем парке, наблюдение за березой на прогулке, обсуждение погоды, игры с листьями, аппликация с листьями «Листопад», рисование штампом листьями «Падают, падают листья».

I Организационный момент

Дети с родителями заходят в группу, где уже приготовлены столы.

-Ребята, а вы знаете какое время года сейчас у нас? Верно, осень. А осенью какая погода на улице бывает?

То выглянет солнышко, а то вдруг пойдет дождь. Давайте поиграем в игру, которая называется «Солнышко

и дождик» в неё мы с вами уже играли.

(Проводится подвижная игра)

Вот как здорово поиграли!!! А посмотрите, как я расставила столы, сядем за стол.

Дети с родителями рассаживаются за столы.

Раздается стук.

II Введение в сюжет НОД

-Кто-то стучится.

(Открывается дверь, на машине ввозится девочка-кисточка) .

-Ребята кто к нам приехал в гости? Да, это же девочка-кисточка.

Посмотрите внимательно, как она выглядит? Что у нее есть?

(Глаза, рот, нос, бантик, юбочка) .

-Девочка-кисточка добрая, вот как она вам улыбается. И вы ей

пожалуйста, улыбнитесь. Вот так (показывает) . Как хорошо вы ей все

улыбнулись. Это не простая кисточка, она немножко волшебная. Она самая главная из всех кисточек. А с собой она привезла ребяткам своих подружек-кисточек и хочет вам показать, как можно рисовать.

Говорить кисточка не умеет, а все, что она хочет вам сказать, покажут ее подружки. Посмотрите, у вас на столе стоят баночки с красками-это друзья нашей кисточки.

Какого цвета краски у нас? (желтые) . А что можно нарисовать желтой краской? (цветочек, листик, солнышко) . Рисовать будем аккуратно, чтобы кисточка не было больно. Если сильно нажать, ей будет больно, она будет плакать, а-а-а, а-а-а.

Посмотрите, пожалуйста, как аккуратно я беру кисточку. Наши кисточки любят пить водичку, вот так опускаем кисточку в стакан с водой, а лишнюю водичку мы вот так уберем. Кисточки любят красить, но они не грязнули, поэтому они набирают краску только самым кончиком, вот так.

(Воспитатель рисует на бумаге большой круг с расходящимися лучами,

сопровождая рисование стихами:

Источник nsportal.ru

МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №108» г. Саратова

«Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук. Развитие речи.

ЗАДАЧИ:

- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

- развивать тактильные ощущения

- учить действовать в соответствии со словесной инструкцией

- формировать зрительно-двигательную координацию

- развивать зрительную ориентировку на форму предмета

- формировать практические способы ориентировки (метод проб)

- развивать зрительное восприятие

- формирование контроля за мышечными ощущениями

- выработка умения выкладывать по образцу

- обогащение пассивного и активного словаря ребенка

- развитие внимания

- вызывать интерес к своим действиям

- создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания

В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.

Вся работа ведется в игровой форме и эмоционально положительной атмосфере. Проводится регулярно, для достижения наибольшего эффекта от упражнений. Задания, игры и материал привлекательны для детей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете. Положении в пространстве и т.п.

Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.

Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Большое значение имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. А т.ж. последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома.

Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Массаж рук с помощью подручных предметов

Упражнение с круглой щеткой для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны и у елки

Очень колкие иголки.

Упражнение с решеткой для раковины.

Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

Источник nsportal.ru

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста Детский сад

- "Позитивно относись к мнениям других"

- "Уважай время"

- "Помни, что знать и уметь никому не вредно"

Вопрос ко всем участникам мастер - класса:

"Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер - класса?" (высказывания участников)

Актуализация проблемы.

Ребенок - абсолютная ценность, мера всех вещей! Ребенок индивидуален и неповторим! Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость проблемно рассматривать применение педагогических технологий.

Особенно когда вопрос стоит о младшем дошкольном возрасте, ведь это первая ступень общего образования.

Сегодня нам предстоит рассмотреть требования к педагогическим технологиям, применяемым в работе с детьми 3 лет. Лишь тогда мы сможем объективно оценить эффективность и целесообразность применения технологии сенсомоторной координации в педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста. Предлагаю каждому высказать свое представление о ребенке 2-3 летнего возраста

(Обмен мнениями)

Давайте обсудим, какие требования к педагогическим технологиям необходимо предъявить для создания условий полноценного развития ребенка?

При построении образовательного процесса важно соотнесение мнения его участников, а именно детей, воспитателей и родителей. Для этого предлагаю разбиться на три группы и в ходе обсуждения выработать единую точку зрения на вопрос "Каковы требования, которые необходимо предъявлять к педагогическим технологиям?"

Работа в группах.

Участники делятся на группы: "Дети", "Воспитатели", "Родители". Каждой группе предлагается набор выражений, касающихся условий развития детей.

Необходимо выработать единую точку зрения на поставленный вопрос и выбрать из имеющихся выражений наиболее, по мнению группы, актуальные. Участникам дается 3 минуты на обсуждение. Итог работы каждой группы фиксируется на доске и представляется всем участникам.

Выработка единого мнения.

Каждая группа критически рассматривает точку зрения других групп. В ходе обсуждения вырабатывается единая точка зрения и фиксируется на доске.

Проигрывание сенсомоторной технологии. Игра "Теремок"

Участникам предлагается на себе испытать особенности влияния технологии сенсомоторной координации.

На полянке стоит Теремок. Каждому из участников раздается по одинаковому мешочку, в каждом из которых находятся: крупа, яблоко, малина, морковь, рыбий корм. Предлагается на ощупь и по запаху определить содержимое и решить для кого из героев сказки "Теремок" этот подарок. Далее необходимо отправится в "волшебный лес" и найти своего героя, вернуться к Теремку в роли своего героя и представиться (импровизация) .

По итогу игры Мастер (ведущий) дает информацию об особенностях технологии сенсомоторной координации, комментирует проигранную ситуацию. Участники обмениваются мнениями о своих ощущениях от игры.

"Экспертная оценка"

Участникам мастер-класса предлагается оценить предложенную технологию с позиции совместно выработанных требований. На обсуждение 1 минута. Результат обсуждения фиксируется на доске.

Итоги мастер-класса

Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос "Получили ли Вы то чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса?" (высказывания участников)

Мастер предлагает участникам методические разработки, которые они могут применить для построения педагогической работы в своих группах.

Участникам предлагается заполнить листы обратной связи.

Поиск по сайту

Источник ds99.ru

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

- "Позитивно относись к мнениям других"

- "Уважай время"

- "Помни, что знать и уметь никому не вредно"

Вопрос ко всем участникам мастер - класса:

"Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер - класса?" (высказывания участников)

Актуализация проблемы.

Ребенок - абсолютная ценность, мера всех вещей! Ребенок индивидуален и неповторим! Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость проблемно рассматривать применение педагогических технологий.

Особенно когда вопрос стоит о младшем дошкольном возрасте, ведь это первая ступень общего образования.

Сегодня нам предстоит рассмотреть требования к педагогическим технологиям, применяемым в работе с детьми 3 лет. Лишь тогда мы сможем объективно оценить эффективность и целесообразность применения технологии сенсомоторной координации в педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста. Предлагаю каждому высказать свое представление о ребенке 2-3 летнего возраста

(Обмен мнениями)

Давайте обсудим, какие требования к педагогическим технологиям необходимо предъявить для создания условий полноценного развития ребенка?

При построении образовательного процесса важно соотнесение мнения его участников, а именно детей, воспитателей и родителей. Для этого предлагаю разбиться на три группы и в ходе обсуждения выработать единую точку зрения на вопрос "Каковы требования, которые необходимо предъявлять к педагогическим технологиям?"

Работа в группах.

Участники делятся на группы: "Дети", "Воспитатели", "Родители". Каждой группе предлагается набор выражений, касающихся условий развития детей.

Необходимо выработать единую точку зрения на поставленный вопрос и выбрать из имеющихся выражений наиболее, по мнению группы, актуальные. Участникам дается 3 минуты на обсуждение. Итог работы каждой группы фиксируется на доске и представляется всем участникам.

Выработка единого мнения.

Каждая группа критически рассматривает точку зрения других групп. В ходе обсуждения вырабатывается единая точка зрения и фиксируется на доске.

Проигрывание сенсомоторной технологии. Игра "Теремок"

Участникам предлагается на себе испытать особенности влияния технологии сенсомоторной координации.

На полянке стоит Теремок. Каждому из участников раздается по одинаковому мешочку, в каждом из которых находятся: крупа, яблоко, малина, морковь, рыбий корм. Предлагается на ощупь и по запаху определить содержимое и решить для кого из героев сказки "Теремок" этот подарок. Далее необходимо отправится в "волшебный лес" и найти своего героя, вернуться к Теремку в роли своего героя и представиться (импровизация) .

По итогу игры Мастер (ведущий) дает информацию об особенностях технологии сенсомоторной координации, комментирует проигранную ситуацию. Участники обмениваются мнениями о своих ощущениях от игры.

"Экспертная оценка"

Участникам мастер-класса предлагается оценить предложенную технологию с позиции совместно выработанных требований. На обсуждение 1 минута. Результат обсуждения фиксируется на доске.

Итоги мастер-класса

Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос "Получили ли Вы то чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса?" (высказывания участников)

Мастер предлагает участникам методические разработки, которые они могут применить для построения педагогической работы в своих группах.

Участникам предлагается заполнить листы обратной связи.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Подробней
Подробней festival.1september.ru

- А что Петр делает?

- Да на печи лежит!

Планируя игры, детский фольклор подбираем разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы) .

На материале детского фольклора составляем различные игры инсценировки с использованием пальчикового театра (ручной работы) , например сказка «Репка», « Колобок», «Теремок»…

Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завели папку «Учите вместе с нами». В нее мы записывали поговорки, потешки, считалки, и родители могли дома повторить этот материал со своим ребенком.

У нас в группе собрались дети с разных уголков России, а это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который мы могли бы использовать в играх, мы давали родителям творческие задания : « отправиться в фольклорную энциклопедию той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами…

Таким образом у нас появились новые игры народов Поволжья: народная башкирская игра «Юрта», чувашская игра «Хищник в море», русская народная игра «Горелки с платочком», татарская народная игра «Горшки», мордовская игра «Раю-раю», марийская народная игра «Биляша», а так же множество потешек, поговорок, дразнилок.

Заканчивая свое выступление, хотела бы обратить ваше внимание на то, что детский фольклор очень помогает во время адаптации детей в установлении контакта ребенка и взрослого, в создании благоприятной обстановки. В процессе работы мы выяснили, что детям фольклор близок и интересен. А мы, педагоги, должны им помогать приобщаться к фольклору, играть и играть, набираясь ума-разума, приобщать детей к национальной культуре, что так важно на сегодняшний день.

Используемая и рекомендуемая литература:

1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Творческий центр. Москва, 2004г

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Просвещение, 1957.

3. Афанасьев А. Н. «Народные русские сказки». Москва, 1994г.

4. Балакина Т. И. «История русской культуры». Москва, 1996г.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

6. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л. В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986.

7. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.

7. Микляева Н. В., Микляева М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006

8. Петров В. М., Гришина Г. Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г

9. Синицина Е. И. Игры и упражнения со словом. — М.: Юнвес, 2000.

10. Титова М. Г., Яковлева Г. В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007.

11. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1972.

12. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

Ссылка на источник nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т.к. это время наиболее благоприятно для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют.

- игрушки для нанизывания ( втулки, шары, кубы и др.) , имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.

- игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме .

- игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

- игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца) . Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.

Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые дети получают через кожу: горячее – холодное, мягкое – твёрдое, сухое и мокрое и т.д. Тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся Мир.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Игры с водой –для ребёнка открывающего перед собой двери в мир неизведанного, вода- это удивительный объект познания. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и представляет неограниченные возможности познавать мир и себя в нём.

Все игры с водой так или иначе способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений. Игры с водой позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления.

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определённых сенсорных эталонах; расширился словарный запас; приобрелись навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробней nsportal.ru

Сенсомоторное развитие детеи? младшего дошкольного возраста

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т.к. это время наиболее благоприятно для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют.

- игрушки для нанизывания ( втулки, шары, кубы и др.) , имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.

- игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме .

- игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

- игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца) . Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.

Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые дети получают через кожу: горячее – холодное, мягкое – твёрдое, сухое и мокрое и т.д. Тактильно – кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся Мир.

Игры на песке –одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Игры с водой для ребёнка открывающего перед собой двери в мир неизведанного, вода- это удивительный объект познания. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и представляет неограниченные возможности познавать мир и себя в нём.

Все игры с водой так или иначе способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений. Игры с водой позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления.

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определённых сенсорных эталонах;расширился словарный запас; приобрелисьнавыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Материал с сайта sundekor.ru

Другие статьи по теме:

  • Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

    Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Виды труда детей дошкольного возраста

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...