Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

В детском дошкольном учреждении работаю всего три года. Так как мне в основном пришлось работать с младшими дошкольниками, я обратила внимание на недостаточность развития сенсорной культуры у детей. Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка, необходимо для успешного воспитания ребенка в детском образовательном учреждении, а затем и в начальной школе. При недостачном формировании восприятия предметов, развитии сенсорномоторных действий, у детей возникают трудности с обучением письму, выполнением поделок на уроках труда. Основные задачи сенсорного воспитания, которые необходимо было мне решить:

• создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;

• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими, цвета, величины;

• подобрать эффективные игры, игровые упражнения, игры-занятия по сенсорному воспитанию;

• привлечь родителей к созданию развивающих игр и пособий в рамках смотра – конкурса «Мир игрушки»;

• создать сенсомоторный уголок в группе;

• составить картотеку игр по сенсорному развитию.

Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда, в которой он находится. С помощью родителей воспитанников были проведены следующие мероприятия:

• пополнен игровой и сенсорный материал в группе;

• дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой и песком, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов;

• приобретены доски-вкладыши с основными формами; наборы объемных тел; развивающая игра «Блоки Дьенеша»;

• куб – сортер с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;

• обновлен музыкальный уголок звучащими игрушками;

• приобретен пластмассовый конструктор «Лего».

• изготовлены настольные, дидактические игры: «Разложи предметы по разноцветным кармашкам», «Геометрик», «Закрути крышки», «Разноцветные домики», «Книжка с разноцветными окошками», развивающие панно «Модница», «Домик в деревне».

ля повышения сенсорной культуры воспитанников использовала различные формы работы: проведение опытов, самостоятельные наблюдения, дидактические и подвижные игры.

При ознакомлении детей с различными сенсорными эталонами использовала групповые и индивидуальные занятия, познавательные игры, дающие толчок к познанию мира каждым ребенком. В рамках сенсорного развития детей знакомила их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводила работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета, необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать. Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о свойствах предмета. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Знакомство детей с цветом осуществляла в ходе непосредственно образовательной деятельности и в быту при рассматривании различных предметов. Проводила игры – занятия: «Цветная вода», «Ниточки для шариков», «Разноцветные кубики», «Найди парочки» с использованием красок, цветных карандашей, пластилина, счетных палочек.

Очень эффективно проведение с детьми подвижных игр с использованием цветных ленточек, флажков, мячей, обручей, колец: «Найди свое гнездышко», «Подними флажок», «Бегите к своему флажку». Для знакомства и закрепления знаний цветов и самостоятельной работы детей в сенсорномоторном уголке я изготовила дидактические игры: «Книжка с разноцветными окошками», «Разложи предметы по цветным кармашкам», «Разноцветные домики», которые помогли воспитанникам в знакомстве с сенсорными эталонами.

Изучая с воспитанниками геометрические формы, использовала специальные игрушки (кубик – сортер, строительный конструктор, рамки -вкладыши). В рамках проведения конкурса «Мир игрушки» родители воспитанников изготовили настольную игру «Геометрик», играя в которую, дети натягивают резинки на гвоздики, получая различные геометрические фигуры.

Чтобы познакомить детей с плоскими и объемными геометрическими формами, проводила с детьми игры – занятия: «Разложи фигуры по домикам», «Фигуры играют в прятки», «Башни». Демонстрировала детям опыты и эксперименты с предметами различных геометрических форм: «Катится – не катится», «Веселый поезд», «Почтовый ящик».

При знакомстве детей с величиной и закреплении знаний о ней использовала следующие методы и приемы:

• сравнение пар предметов во время игр, в режимных моментах зрительно и практически – способом приложения;

• использование специальных дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши, доски Сегена) ;

• проведение игр - занятий «Накрой платочком», «Покорми кукол», «Подбери мебель для котят»;

• проведение дидактических игр с применением блоков Дьенеша.

Изучая с детьми такой важный аспект сенсорной культуры, как расположение предметов в пространстве, использовала разнообразные способы:

наблюдение в группе и на участке детского сада;

манипуляции с предметами;

занятия рисованием, аппликацией лепкой;

развивающие игры: «Составь предмет», «Посади огород», «Веселый конструктор», «Собери пазлы», «Веселый огород».

Для закрепления знаний детей о величине и расположении предметов в пространстве из бросового материала изготовила развивающие игры: «Закрути правильно крышки» и «Выложи по образцу».

В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решала следующие задачи:

развитие хватания;

обучение целенаправленному ощупыванию;

развитие чувствительности пальцев рук;

знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.

Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире. Игры и занятия по развитию осязания проводила во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей. Для развития восприятия у детей таких свойств предметов, как фактура, плотность, форма, мною были изготовлены дидактические игры: «Тактильный мешочек»; «Найди одинаковые мешочки». Я использовала различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей (карандаши-«султанчики», игры-шнуровки).

Использование массажных мячей дает очень хорощий результат.

Разные по форме, упругости, фактуре поверхности, мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. «Шариковые» ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. Опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. По аналогии использую «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпаю горох, фасоль, желуди, шишки. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации чувствительности пальцев. Игровые развивающие панно «Модница» и «Домик в деревне», которые изготовили родители воспитанников, представляют собой панно, сшитые из фетра и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

Органом осязания служат пальцы рук, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов пальцев руки. С этой целью использовала различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений:

• лепка;

• аппликация;

• аппликационная лепка;

• конструирование из бумаги, конструктора «Лего»;

• рисование;

• сортировка мелких предметов;

• изготовление поделок из природного материала (ракушек, шишек, желудей, семян ясеня и клена) .

Самостоятельная исследовательская деятельность детей вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление. В своей работе использовала пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

Один раз в неделю я проводила занятия кружка «Умные ладошки», которые направлены на изучение упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. Для развития слухового внимания у детей в своей практике применяю различные игры: «Угадай, чей голосок», «Постучим, погремим! », «Кто там? ». В сенсорномоторном уголке у нас есть набор «шумелок», которые сделаны из пластиковых контейнеров с различными наполнителями. В фонотеке много записей с различными звуками природы (шум воды, моря, голоса птиц, животных, которые также помогают детям в развитие у них слухового восприятия окружающего мира.

Анализ проведенной деятельности показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Воспитание сенсорной культуры поможет детям в старшей и подготовительной группе овладеть навыками письма, послужит базой для изучения математики.

www.maam.ru

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Добрый день!

«Воспитание сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста». Актуальность данной темы возникла в связи с тем что я работая постоянно с детьми младшего дошкольного возраста, после того как при проведении диагностики вновь поступивших детей было выявлено что сенсорное развитие детей недостаточно и отстает от уровня требований к данному возрасту мы решили заняться этой проблемой. Так как сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Нами была поставлена следующая цель – развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Исходя из этого мы поставили следующие задачи :

- определить содержание и средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

- провести диагностику уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;

В связи с этим нами была проведена следующая работа .

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей нами были разработаны следующие критерии, основой послужила методика Николаевой Т. В.

После проведения диагностики выявили следующие результаты:

Высокий уровень -20%

Средний -50%

Низкий -30%

Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

- Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

- Проведение игр и упражнений предусматривает индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.

- Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика. Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми.

- Важным условием сенсорного развития детей младшего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда. Нами было изготовлено много пособий из дерева конструкторов с шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами, замочками, вязаный пальчиковый театр, вязаные фрукты для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры, конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, пазлы все пособия находятся в зоне доступности для детей. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течении дня дети могут выбрать любой материал по желанию, для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности. В процессе проведенной работы у детей повысился уровень знаний и умений по сенсорному развитию. Но работа продолжается, в планах создание в группе уголка сенсомоторного развития детей. В помощь работе была сделана тематическая подборка статей из журналов “Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”, “Обруч”, содержащих идеи оформления уголка. Сенсомоторный уголок предназначен:

• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;

• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

• создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) ;

• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат к концу реализации проекта по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста мы видим в следующем: Развитие восприятия сказывается в том, что форма предмета становится для ребенка при всех условиях все более и более значимой. Форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика, данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо специальное обучение. Таким образом, современная отечественная теория развития восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т. е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.

Таким образом, влияние предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины будет достигнута, задачи реализованы.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности

Прикреплённые файлы:

prezentacija-na-ped-chtenija_g6jr0.pptx | 5674,36 Кб | Скачан: 179
www.maam.ru

Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Т. к с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с др. стороны имеет самостоятельное значение т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в д/с, в школе и для многих видов труда.

В соответствии с действующими федеральными госуд. требованиями в основной общеобразовательной программе д/с на 1 план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познания» представлено «Сенсорное развитие» которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.) . Психологические исследования показывают что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Сенсорное развитие это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета - о их форме, цвете, величине и т. п.

Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по освоению образовательной области «Познание», развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей является сенсорное развитие.

В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями, формировать умение называть свойства предметов.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность т. к. играя ребенку легче запомнить.

Значение сенсорного развития состоит в том что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Маленькие дети начинают открывать окруж. мир впитывая в себя потоки сенсорной информации. В период 1 года жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. В возрасте 2-3 лет в жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинает накапливаться представления о цвете форме величине и др. свойствах предметов. Важно что бы эти представления были разнообразными.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Усвоение сенсорных эталонов это использование их в качестве единиц измерения при оценке свойств предметов.

Усвоение сенсорных эталонов происходит в 3 этапа:

1 этап – предэталонный происходит на 3 году жизни. Ребенок начинает называть треугольные формы крышами, про круглые формы говорит что это мячик. Т. е. при использовании одного предмета другой используется как образец.

2 этап – средствами восприятия выступают уже конкретные предметы. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, т. к. она носит условный характер. Любой объект не может быть сам по себе большим или маленьким, он приобретает эти качества при сравнении с другим.

3этап – на 4-5 году жизни уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра узнавая их оттенки.

На уровне восприятия происходит и ознакомление с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон – короткими и длинными.

Интеграция образовательной области познания имеет связь с другими образовательными областями, такими как

1. Физическая культуру – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т. д.)

2. Коммуникация – необходимо больше разговаривать с детьми, например что стоит у нас в группе – шкаф какой большой. Стульчик какой маленький и т. д.

3. Художественное творчество – это рисование, разными цветами красок.

4. Чтение художественной литературы – например сказка про машу и трех медведей где описаны размеры большой средний маленький.

5. Социализация – это разные виды игр. Во время игр детей приучаю выполнять элементарные трудовые поручения например: катя положи маленький кубик на большой, или посади большую куклу на большой стул и т. д.

Для сенсорного развития детей в моей группе создана развивающая предметная среда. У нас есть дидактической стол для игр с песком и водой. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки. Есть уголок ряженья, где весят у нас фартуки, юбки, шапки разных цветов сшитые своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (одела юбку красную, шапку зеленую и т. д.) .

Так же есть у нас дидактический стол по сенсорике. Там у нас есть такие игры как – пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы, разрезные картинки 2 частей и из 4 частей и др. игры приобретенные в магазине. Работая в группе раннего возраста я изготавливала и создавала множество дидактических материалов для разных тем и игр по сенсорному развитию своими руками. Мой дидактический материал представлен в портфолио. Я старалась соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала. Это – чистые цветовые тона, приятная фактура. (Свой материал я опубликовывала на разных дошкольных сайтах за что получила свидетельства о публикации и принимала участие в ежемесячном конкурсе на лучшую дидактическую игру.)

Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели я использую способ повторения тех же занятий но применяя новый материал. Например – найди домик для кубика – найди домик для шарика.

Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Была организована консультацию для родителей на тему «сенсорное развитие детей раннего возраста», я делала выставку дидактических игр и пособий по предметно-игровой деятельности, которые можно не только купить в магазине но и сделать своими руками, например, подбери по цвету, собери «веселые бусинки», ширмы для театров, трек для шариков, шнуровка, и др. Создали для родителей небольшую библиотеку в которую подобрали книги по сенсорному развитию. (Воспитание сенсорной культуры ребенка. Сенсорная комната) .

Родители прислушались к нашим советам и стали приносить материал созданный своими руками нам в группу – юбки сшитые своими руками, куклы с одежкой и др.

Расскажу о динамике диагностических данных по разделу «сенсорное развитие».

Диагностика по сенсорному развитию проводилась на основе диагностико-освоения программы. Использовала при этом дидактические игры т. к. они близки и понятны детям.

В 1 задании была поставлена игра Найди цветок для бабочки целью которой было выявить умение ребенка различать цвета по принципу такой же –не такой. называть их –красный желтый синий зеленый.

Во 2 задании игра занимательная коробочка цель-выявить у ребенка знания о форме (шарик кубик)

В 3 задании дид. игра собери пирамидку цель которой выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой маленький. Больше меньше, различать понятия один-много.

По проведению этих 3 заданий было выявлено что в начале уч. года не всеми детьми была освоена программа (был низкий уровень показателей, Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели я использую способ повторения тех же занятий но применяя новый материал, и уже к концу года уровень показателей повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-igolkinoie-k_crdo4.ppt | 5642 Кб | Скачан: 330
www.maam.ru

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития, формирования разных навыков. От этого зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем. Занятия, ориентированные на сенсорное развитие, предполагают знакомство малыша с рисованием, лепкой, конструированием, речью, аппликацией..

Через основные виды деятельности происходит формирование представлений о цвете, форме, вкусе, количестве, величине окружающих предметов, речевых и неречевых звуках.

Представителями дошкольной педагогики Я. Коменским, Ф. Фребелем, М. Монтессори, Д. Декроли, Е. Тихеевой были разработаны дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

С именем Фридриха Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок - носитель божественной сущности ; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них - стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности. Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров».

-Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.

-Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

-Третий, четвертый дар - для детей старше четырех лет - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.

-Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы. Всего 39 фигур.

-Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целый, три разделены пополам (поперек, а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска.

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира» .Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952, первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.

Для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них - с гладкой отполированной поверхностью, другой - с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания - значит учить их «видеть руками» .Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.

Елизавета Ивановна Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного». Гармоничное воспитание личности, по мысли Е. И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.

В играх Жан Овидий Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.

Игры и игровые упражнения вносят огромный вклад в сокровищницу сенсорного развития. Современные условия жизни вносят в развивающие игры свои коррективы и способствуют обновлению игр и игровых упражнений: меняется содержание, правила и способы их проведения. Играя, ребёнок развивается. Значит, для развития детей нужны такие игры, в которых ребёнок осваивает что-то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия с предметами. Всё это требует определённых усилий, но в то же время дарит ребёнку радость открытия и преодоления.

Для развития сенсорного развития в любой группе должны быть эти замечательные настольные игры :

«Разложи предметы по разноцветным кармашкам», «Геометрик», «Закрути крышки», «Разноцветные домики», «Книжка с разноцветными окошками», развивающие панно «Модница», «Домик в деревне», а так же игры для развития слуха .

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Возрастные категории

Занятия в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом.

Так же дидактические игры и пособия можно сделать своими руками например сенсорный коврик, игрушки из различных материалов и т. д.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.

Прикреплённые файлы:

sensornoe_j9ba2.pptx | 5818,19 Кб | Скачан: 111
www.maam.ru

Отчет «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов, чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки, Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомимся с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное, дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко было бы умножить.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается: поверхностным, неполноценным, Здесь - то и приходит на помощь сенсорное восприятие - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы -геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии - это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс.

Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит, научится правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Усвоение сенсорных эталонов -это использование их в качестве «единиц» измерения при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным восприятием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Во время своей работы я столкнулась с трудностями, что дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применить те же знания и навыки которые получили на занятиях. К сожалению, даже старшие дошкольники не могли сравнить предметы по длине зрительно, а прибегали к таким способам, как наложения их друг на друга или приложение одного к другому, Они испытывали трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объемных предметов или нахождение различий между ними, им не всегда удавалось справиться с задачами: выстроить ряд предметов по принципу увеличения или уменьшения какого - либо признака обследовать внешние признаки предмета и описать их.

Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я решила углубить и расширить цикл занятий, цель которых - познакомить их с основными геометрическими фигурами, научить различать цвета и сопоставлять предметы по нескольким внешним признакам, особое внимание уделить формированию речевых навыков.

Подробно комментируя: все действия детей, оценивала результаты их работы, вопросами вовлекала в описание предметов и действий, производимых с ними не столько на занятиях, но и во время умывания, приема пищи, одевания на прогулку и т. д.

Постепенно у детей сформировалась потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось.

Работу по сенсорному воспитанию я начала с младшего возраста.

Создала для малышей условия, чтобы они обогащались впечатлениями об увиденном. На центральной стене повесила красочных героев из сказок, к потолку прикрепила обруч, чтобы дети могли следить за движущимися яркими игрушками, и хватать предметы разной формы и величины, оборудовала уголки: «Домашние животные», «Живой уголок», «Уголок ряженья», «Уголок эксперимента».

Большую часть игр и упражнений по сенсорному воспитанию я строю таким образом, чтобы участвовала вся группа. Это дает возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Многие из предлагаемых игр А. И. Максакова «Учите, играя», провожу вне занятий. В свободной деятельности использую отдельные игры типа «лото» и «домино», а так же все те пособия, которые приготовлены своими руками (застежки на пуговицах, кнопках, молниях, шнурках). В изготовлении таких пособий участвуют и родители.

Особо хочу подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяются не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому всю свою работу я веду в тесной связи с родителями, школой. Приглашаю их на открытые занятия, вечера - досуги, готовлю доклады, консультации по данной системе.

Мой опыт проведения занятий по сенсорному развитию показал, что детей затрагивает все: жизнь людей, обитание животных, окружающая cpeда, художественная литература, подвижные и дидактические игры. Мои воспитанники научились обследовать предметы замечать сходства и различия между ними, подробно описывать их, выделяя главные и второстепенные признаки, проводить опыты со снегом, водой воздухом.

Дети очень любят занятия по сенсорному развитию. В свободное время занимаются выкладыванием из геометрических фигур различных предметов, рисованием красками и карандашами, поэтому весь материал, который используется детьми, хранится в специально отведенном для них месте и доступен в любое время. Материал ежегодно обновляется и пополняется.

Главной целью своей работы считаю, всестороннее развитие ребёнка, его интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Для этого важно научить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность. Сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых ситуаций, способствуют формированию у них элементарных математических представлений. Каждый раз, играя в ту или иную игру, ребёнок «открывает» маленькие математические истины. Самостоятельно решает поставленные задачи, выбирает приёмы и средства, проверяет правильность своего решения. Детей легко вовлечь в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. Выполнение подобных упражнений вызывает у них естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное -освоению способов познания.

www.maam.ru

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую из: воспринимающих рецепторов, которые получают стимулы из окружающей среды, нервных путей, по которым идёт информация в части мозга, где и перерабатывается. Иначе говоря, сенсорная система вводит информацию в мозг и анализирует её.

В раннем возрасте развития, на третьем году жизни, сенсорное воспитание является основным. Все остальные направления развития (умственное, физическое, эстетическое) базируются на сенсорной основе. Насколько совершенно маленький человек слышит, видит, осязает окружающий мир, настолько успешно у него формируется полноценное восприятие действительности.

Восприятие – чувственное отражение окружающего мира в сознании. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой оболочки полости рта и носа) . Для полноценного сенсорного развития необходимо с самого рождения тренировать органы чувств. Стоит соответственным образом обустроить окружающее ребёнка культурное пространство и профессионально поддержать малыша, и развитие восприятия начнёт оказывать огромное влияние на становление человеческого разума.

Уровень восприятия сенсорных раздражителей у людей не одинаковые. Это зависит от некоторых факторов: 1наследственность, 2 состояние органов чувств, 3 развитие органов чувств и восприятия.

На каждом возрастном этапе ребёнок чувствителен к каким-либо воздействиям. Поэтому каждый возраст благоприятен для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Чем меньше ребёнок, тем большее значение для него имеет чувственный опыт. Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль на этапе раннего детства.

Психологи и педагоги (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер) разработали систему сенсорного воспитания в дошкольном детстве. В основу этой комплексной программы легли четыре принципа:

1. Начиная с раннего возраста, предполагается формирование у детей широкой ориентировки в предметном окружении (ознакомление с цветом, формой, величиной, совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства) .

2. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей (ребёнок ориентируется на свойства и качества предметов – величина и цвет плодов свидетельствуют об их зрелости) .

3. На этом этапе детям даются обобщающие знания и умения, связанные с ориентировкой в окружающей среде.

4. Этот принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются эталонами обследования любого предмета.

Пользуясь данной системой, педагоги предлагают в программе «От рождения до школы» реализовать следующие задачи по развитию предметной деятельности детей:

- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух, обоняние;

- способствовать обогащению чувственного опыта детей через разные виды деятельности;

- побуждать детей обследовать предметы, выделять цвет, форму, величину;

- воспитывать умение называть свойства предметов;

- формировать самостоятельность и целенаправленность предметной деятельности детей.

Перечисленные задачи решаются при помощи различных форм работы: индивидуальная работа, групповая и подгрупповая.

В раннем возрасте быстрота запоминания названий предметов зависит в значительной степени от влияния окружающих ребёнка людей. Взрослые должны говорить внятно, размеренно, грамотно. У детей третьего года жизни очень часто наблюдается случайное употребление слов.

Называя какой – либо из цветов, дети не связывают это название с конкретным цветом. Полное слияние слов-названий цвета с их содержанием произойдёт только к пяти годам.

В раннем возрасте мы знакомим детей с сенсорными эталонами. Это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами цвета являются 7 цветов спектра; эталоны формы – геометрические фигуры; эталоны величины – метрическая система мер; в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты; во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) ; в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые.

Детей в возрасте 2-3 лет нужно познакомить с цветом (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный и белый) ; формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) ; звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости) и т. д.

Основная задача занятий по сенсорному развитию - накопление сенсорного опыта. На следующих этапах опыт позволит систематизировать накопленные знания и использовать их в разнообразных ситуациях.

Поскольку дети в раннем возрасте испытывают острую психологическую потребность в общении с взрослым, то на первый план выступает роль педагога в сенсорном развитии, ведь малыши большую часть времени проводят в детском саду. Словесные инструкции правил поведения детьми не будут услышаны, им трудно регулировать своё поведение с помощью вербальных методов воспитания.

Слова воспитателя должны иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться жестами и движениями. Педагог воспитывает не словами, а чувствами и справедливыми поступками.

При планировании взаимодействия с детьми по обогащению чувственного опыта, следует учитывать, что у детей раннего возраста внимание непроизвольное, они действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, если детям не интересно. А значит, предметы для обследования должны быть яркими, крупными. Попасть в руки они должны не обычным способом, а через использование педагогом сюрпризного момента.

«А!!!!!!!!!!!!!!!

Посмотрите – посмотрите! Сумочку нашла я, дети. Сумка вся звездами блещет, красным цветом аж трепещет. Что же в сумочке найдёшь?

Это наша карта флешь».

Включаем компьютер. И смотрим пособия по сенсорике. (Презентация) .

Зрительное восприятие.

При помощи зрения мы получаем большую информацию из внешнего мира. 1. Я предлагаю игру «День и ночь». Цель игры: развитие зрительных ощущений, формирование понятий о свете и темноте.

2. В тёмное время суток хорошо играть с тенями на стене.

3. Очень нравится детям занятия при свече. Мы часто читаем сказки у свечи. За окном рассматриваем сумерки, видим сказочный лес.

Именно в этот отрезок времени ребята хорошо усваивают новые слова. Ну и, безусловно, следует провести занятие и не одно по ОБЖ. Нельзя баловаться с огнём, зажигают свечу только взрослые…

Цвет.

Цвет является значимым свойством предмета. Именно на него мы обращаем внимание в первую очередь. И можем выделить объект среди других.

1. Игра «Подбери по цвету». блоки Д

2. Игра «Цветная вода».

Форма.

Форма – это очертание предмета. Оно может близко к эталону, а может быть оригинальным. Фигуры рассматриваем плоские и объёмные геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус…) . В раннем возрасте не настаиваем на запоминании названий объёмных тел, но произносим.

Дети запоминают звучание, а кто-то и повторяет. Так происходит активизация словаря.

Игра «Фигурки по местам»

Игра «Построим башни». (называю основание)

«Найди такую же фигуру»?

Величина.

Величину мы очень часто измеряем на глаз, сравнивая с другими объектами. Она получается относительной. Один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким, смотря с чем мы его сравниваем.

Сопоставлять предметы можно по высоте, ширине, длине.

Матрёшки.

Ворота для машин.

Количество.

Это категория, которая характеризует предметы со стороны числа, т.е. сколько? На раннем этапе развития мы формируем понятие « один - много – ни одного»

Игра с мишками « один – много»

Расположение в пространстве.

Пространство – это свободное место, где можно что-нибудь расположить. На стадии раннего развития необходимо научить ребёнка понимать ( далеко – близко, справа –слева, сверху – снизу) .

Развитие слухового восприятия. Предполагается знакомство с самыми различными звуками, улавливание звуков при удалении. Это даёт возможность лучше ориентироваться в пространстве.

Игра «Узнай по звуку»

Сенсорный коврик

Развитие осязания

Осязание – восприятие окружающего мира, осуществляемого при помощи рецепторов, расположенных на коже. Главный инструмент осязания – руки ( ладони и пальцы) . Я предлагаю вам осязать форму.

Игра «Найди свою пару»

Обоняние и вкус.

Ощущения запаха и вкуса тесно связаны между собой. Вкусовые рецепторы находятся на языке, улавливающие запах расположены в носовой полости. Различные участки языка различают вкус по- разному.

Кончик языка воспринимает сладкое и солёное, область у корня языка – горькое, боковые части языка – кислое.

В следующем виде деятельности мы постараемся задействовать максимальное количество рецепторов для усовершенствования нашей сенсорной системы.

Рекомендуемая работа с родителями

Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. Обязанность воспитателя подсказать родственникам, что нужно сделать дома, чтобы ребёнок рос и развивался правильно.

Беседа - метод получения информации на основе общения. Успех беседы зависит от правильного установления контакта, степени подготовленности беседы воспитателем, умение вести беседу.

Консультации – плановые и внеплановые – одна из форм индивидуальной работы с семьёй, по своему характеру они близки к беседам.

Родительское собрание – форма работы с коллективом родителей. Темы собраний могут быть разнообразными.

Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.

Сочинение – метод исследования точки зрения автора по вопросам.

Уголок родителей (стенды) – наглядная форма предъявления информации.

Памятки – хорошо структурированный короткий текст, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей.

Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни.

- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.

- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.

- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.

- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…

- Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок…)

- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.

- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Совместная образовательная деятельность по развитию речи в группе четвёртого года жизни

ТЕМА: Закрепление произношения звука «у».

Программное содержание:

  • Продолжать приучать детей обследовать предмет, называть цвет, форму, величину, особенности внешнего вида, материал из которого сделан.
  • Готовить детей к описательных рассказов.
  • Добиваться правильной артикуляции, длительного произнесения звука «у».
  • Продолжать учить пользоваться силой голоса, соотносить силу звука с размером предмета, изображённым предметом на картинке.
  • Развивать речевой слух, отрабатывать дикцию, темп речи.
  • Развивать произвольное внимание.

Активизировать словарь словами: короткая, красивая, разноцветная, гладкая, деревянная, шероховатая.

Методы и приёмы: игровой; образец рассказа воспитателя; поощрения; индивидуальная работа; подвижная игра « поезд»; дидактическая игра « близко – далеко»; дидактическое упражнение «кто лучше сделает дудочку».

Предварительная работа: знакомить детей с органами артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, нёбо) . Объяснение артикуляции звука «у». Изучение правила подвижной игры и слов к ней.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В гости к детям пришёл заяц Стёпа. За спиной у него « чудесный мешочек». В нём дудочка и картинки для дидактических игр.

- Заяц: Здравствуйте, дети! Меня зовут Стёпа. А вас как зовут?

- дети называют свои имена.

- Заяц: У меня в мешочке есть загадка. Вы ни за что не угадаете что это. Разрешаю вам пощупать предмет в мешочке.

Что чувствуете?

- Дети: что-то твёрдое, длинное, круглое.

- Заяц: правильно. Посмотрите ( достаёт из мешочка дудочку) , как называется предмет?

- Дети: Это дудочка

- Воспитатель: Ребята, я придумала рассказ о Стёпиной дудочке. Зайчик, садись, пожалуйста, с детьми и послушай мой рассказ. «Стёпе купили дудочку. Она очень красивая, разноцветная, деревянная, гладкая, округлая.

Стёпа любит на ней играть».

Какая дудочка у стёпы?

- Дети: красивая, круглая, деревянная, разноцветная, гладкая.

- Воспитатель: Дети, кто может повторить мой рассказ?

- Дети пересказывают рассказ (три человека) .

- Заяц: Молодцы, детки. А я вам сыграю на своей дудочке (заяц пытается поиграть, но она не звучит, заяц расстроился) .

- Воспитатель: Стёпа, не огорчайся. Дети помогут тебе поиграть на дудочке. Давайте, ребята, сделаем дудочку из наших пальцев и поиграем.

Проводится дидактическое упражнение «Кто лучше сделает дудочку». Дети складывают пальчики у рта и поют.

- Заяц: Спасибо, малыши! Вы меня порадовали! А знаете, я приехал к вам на поезде. В нём было много ребят. Нам было очень весело вместе ехать!

Давайте поиграем в поезд?! Вставайте друг за другом, возьмите товарища за плечи. Поехали!

(Проводится подвижная игра « Поезд»)

«Вот поезд наш едет, колёса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. ЧУ_ЧУ_ЧУ_ЧУ – бежит паровоз, далёко-далёко ребят он повёз. Но вот остановка.

Давайте вставать! Выходим, ребята, пойдёмте гулять!» Дети бегают врассыпную. Потом «садятся в поезд» и уезжают.

- Заяц: Отличная игра! Весело было! А у меня ещё есть для вас игра. ( Заяц достаёт из мешочка 3 картинки с изображением паровозов разной величины) . Как гудит большой паровоз?

- Дети вместе с воспитателем произносят звук «у» низким голосом.

- Заяц: Как гудит маленький паровоз? (показывает картинку маленького паровоза) .

- Дети поют звук «у» высоким голосом.

- Заяц: как гудит средний паровоз? (показывает картинку) .

- Дети поют звук «у» обычным голосом.

- Заяц: Молодцы, дети! К сожалению, мне пора отправляться в лес. Помогите, пожалуйста, моему поезду погудеть и уехать!

До свидания!

- проводится дидактическая игра «близко – далеко». Меняется сила голоса по мере удаления зайца в поезде.

Добавить комментарий

Ссылка на источник dohcolonoc.ru

Презентация к занятию (младшая группа) на тему: Презентация. Тема: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности."

Опубликовано 14.12.2014 - 15:56 - Утарова Анжела Ивановна

Слайд№2-3.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, ставились следующие задачи:

-Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;

-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Для этого ребенку надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как - наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.

Слайд№4-5.

Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по сенсорному восприятию является развитие у детей познавательных интересов посредством образовательных областей. Воспитывать у детей интерес к рисованию, лепке, аппликации.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря. Рассматривание и обсуждение картин. Картина ценный материал для развития детской речи. Посредствами картины обогащается словарь ребенка. (Также дерево на фланеграфе – листочки- зеленые,желтые, красные)

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия, это рисование разными цветами красок.

5. Физическое развитие – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т. д.)

В нашей группе сенсорное развитие детей осуществляется в различных формах образовательной деятельности. Одной из таких форм являются дидактические игры. Основная особенность дидактических игр - ОБУЧАЮЩАЯ.

Слайд №6

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величина - метрическая система мер.

Предметно-развивающая среда пополняется различными играми, как самодельными, так и покупными.

Слайд №8

Так как Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, мы ведем тесную работу с родителями детей:

консультации, родительские собрания, тематические выставки, родительские гостиные.

Роль родителейзаключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Подробней на сайте nsportal.ru

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста: советы родителям от экспертов

Сенсорное развитие детей — это своевременное, правильное формирование у них таких систем, как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Для разного возраста существуют свои нормы и определённый набор методик, с помощью которых можно развивать детей до необходимого уровня.

Так как данные системы являются непосредственной связью малышей с миром, очень важно уделять им как можно больше внимания. Это поможет подготовить любимое чадо к школе, а также облегчить общение и контакт с окружающими людьми.

До 1 года

Начинать сенсорное развитие детей раннего возраста нужно уже с пелёнок. В первые месяцы своей ещё неосознанной жизни малыши воспринимают мир с помощью обоняния и осязания, поэтому с 1 и примерно до 4 месяцев нужно делать упор именно на эти сенсорные системы.

После 4 месяцев на первое место в развитии крохи выступает зрение. К полугоду нужно будет включить в занятия упражнения, тренирующие мелкую моторику. Для этого существуют специальные простые, но очень полезные методики.

Осязание:

  • в жизни новорождённого должен присутствовать постоянный физический контакт (тактильный) с мамой;
  • совместный сон;
  • выкладывайте кроху на разные поверхности — это может быть тёплое дерево, шёлк, хлопок, мех и другие материалы, на которые у него нет аллергии;
  • пальчиковые упражнения можно начинать уже после 3-ёх месяцев;
  • мама должна чаще носить его на руках или хотя бы в слинге;
  • совместные купания мамы и малыша.

Обоняние:

  • кроха до 1 года должен чувствовать естественный, натуральный запах материнского тела, поэтому женщинам не рекомендуется пользоваться парфюмом при тесном физическом контакте с малышом;
  • после 6 месяцев давайте детям понюхать приятные, нерезкие запахи.

Зрение:

  • не приближайте своё лицо близко к малышу в первые месяцы его жизни: это может спровоцировать развитие косоглазия;
  • показ белых, чёрных и однотонных предметов в 1–2 месяца;
  • демонстрация многоцветных, более ярких игрушек после 4-ёх месяцев;
  • изучение собственного отражения в зеркале;
  • наблюдение пейзажа за окном.
  • беседы с разной интонацией голоса;
  • прослушивание приятной музыки, чтобы в ней звучали разные инструменты.

Вкус:

  • после полугода, когда начинается первый прикорм, нужно постараться максимально разнообразить рацион питания ребенка.

На данном этапе пока не предполагается сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность: скорее, это больше демонстрация, изучение и наблюдение. А вот уже после 1 года формирование каналов восприятия крохи может планироваться непосредственно через игры.

1–3 года

Сенсорное развитие детей с 1 года до 3 лет — целенаправленное совершенствование их каналов восприятий, причём происходит это в очень ускоренном, интенсивном темпе, особенно в 2–3 года. Ведущей деятельностью на данном этапе является предметная: она направлена на изучение и овладение разными способами действий с яркими и самыми многообразными предметами.

Сенсорное развитие детей через игровую деятельность пока является только вспомогательным, хотя без неё в этом возрасте не обойтись. Особенностью данного периода является то, что все сенсорные системы развиваются не по отдельности, а в совокупности. Рекомендуется в этом возрасте предлагать детям следующие игры, предметы, упражнения:

  • овладение такими игрушками, как пирамидки, сортировщики, рамки-вкладыши, волшебные мешочки на запоминание текстуры;
  • малыш должен научиться за этот период снимать и нанизывать в пирамидке на стрежень кольца, различные по размеру;
  • вынимать из кармашков и вкладывать в них предметы, разные по величине;
  • устанавливать тождество любых предметов по величине и форме (уметь группировать их) ;
  • после изучения образцов различных материалов определять их текстуру, в частности — мохнатую, мягкую, гладкую, шероховатую;
  • знать две геометрических формы: квадрат, круг; два геометрических тела: куб, шар;
  • уметь указать по просьбе на нужную форму: круг — яблочко, квадрат — окошко;
  • самостоятельно тактильно исследовать фигуры;
  • к 3-ём годам узнавать на вкус основные продукты, отдавая каким-то определённым своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Предметная деятельность на данном этапе является ведущей, так как оказывает огромное влияние на развитие личности и психику малыша. На следующей возрастной ступеньке сенсорное развитие нужно будет проводить прежде всего через дидактические игры.

4–6 лет

Важную роль играет сенсорное развитие детей дошкольного возраста, так как нужно помочь им подготовиться к новому этапу в своей жизни — обучению. Здесь на первый план выходит уже игровая деятельность как самая занимательная и максимально эффективная. Причём это уже не овладение простыми игрушками, а ролевые и дидактические игры, направленные именно на формирование различных каналов восприятия.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста предполагает такие занятия, как:

  • «Сложи картинку» из геометрических фигур по образцу;
  • «На что похоже?»: найти предметы, по форме напоминающие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапецию, овал;
  • «Украсим салфетку» узорами из геометрических фигур по предложенному образцу, дети учатся ориентироваться в пространстве (пока двухмерном) , находя середину, низ, верх, правый, левый, нижний, верхний углы;
  • «Чего не стало?»: какие изменения происходят на картинке.

Постоянно тренируя все сенсорные системы детей, вы поможете им более точно воспринимать любую информацию о мире, формировать адекватное о нём представление. Такие игровые занятия будут способствовать развитию внимания, концентрации, музыкального слуха, тактильной восприимчивости, артистических навыков, цветоразличения.

Если детям раннего возраста обеспечить эффективное сенсорное развитие, они научатся с малых лет управлять собственными каналами восприятия, справляться со стрессами, расслабляться, когда это необходимо. Особенно полезны подобные игры и упражнения будут для нервных, легко возбудимых малышей.

Facebook

Материал с сайта www.vse-pro-detey.ru

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Разделы:Работа сдошкольниками, Школьная психологическаяслужба

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно.

Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.

Фребель, М. Монтессори, О. Декроли) , а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Вен-гер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.

Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца) , его структуры и строения.

Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта.

Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
  • Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
  • Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач мною разработана система игр-занятий для детей 3-4 лет. В основу положены комплексные занятия из книги М. В. Ильиной “Чувствуем – познаём – размышляем”.

Общая структура занятий включает следующие этапы:

I. Организационный момент.

II. Работа по теме занятия.

III. Физпауза.

V. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.

VI. Изобразительная творческая деятельность.

VII. Итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие различных познавательных процессов, мимические упражнения, имитация движений и действий, отгадывание загадок и т.д.

В качестве образца предлагаю одно занятие.

ЗАНЯТИЕ

Тема: Осязание. Мокрое или сухое

Цели:

1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека (ощущения сухости и влажности

2. Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности предмета.

3. Работать над умением определять название мокрого или сухого, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.

4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.

6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение работать с красками, прививать нравственно-эстетические качества.

Материалы к занятию:

1. Демонстрационный: тазы с теплой водой для стирки кукольной одежды, мыло, веревки для просушки белья, прищепки, наборы игрушечной посуды, образец композиции “Кружка для чая”, вырезанной из картона и разукрашенной красками (гуашь) .

2. Раздаточный: мокрые и сухие салфетки для каждого ребенка, несколько предметов кукольной одежды для стирки каждому ребенку, материалы для изготовления композиции “Кружка для чая” для каждого ребенка: силуэты кружек, вырезанные из картона, гуашевая краска четырех основных цветов.

Ход занятия

I. Организационный момент

Игра на развитие речевого слуха “Лягушки”

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “Лягушки”. Детям нужно встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:

Вот лягушки по дорожке Увидали комара, Закричали: “Ква-ква-ква!”

Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящих по кругу, произносит: “Ква-ква-ква!” Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.

Психогимнастика.

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны.

А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку. А теперь скажите, какая лягушка: сухая или мокрая?

Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми.) Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.)

II. Знакомство с понятиями “мокрое” и “сухое”

Раздайте детям небольшие угощения (фрукты, ягоды, печенья, конфеты) . После того как дети закончат есть, предложите им мокрые салфетки, чтобы они вытерли лицо:

— Вы немного испачкались, когда кушали конфеты. Вот мокрые салфетки. Вытрите личики.

Потом дайте сухие салфетки, чтобы они вытерли лица насухо. После еды всегда старайтесь давать детям по две салфетки — мокрые и сухие. Просите ребятишек взять мокрую и вытереть ею себе лицо, затем другой салфеткой вытереться насухо.

III. Упражнение “Стирка белья”

Для этого упражнения понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать) . Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье.

Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова опрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье.

Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.) .

— Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как мы это сделали?

(Высушили его.)

Ссылка на источник festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

    Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Логическое мышление у детей дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

    Обобщение опыта работы по теме «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста» Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игруш...

  • Самообразование сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...

  • Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

    Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Добрый день! «Воспитание сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста». Актуальность данной темы возникла в связи с тем что я раб...

  • Возрастные особенности детей дошкольного возраста

    Допускает небрежность в выполнении монотонных операций. Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива. 3. Формировать произвольность всех психических пр...

  • Нарушение зрения у детей дошкольного возраста

    Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрени...