Средний дошкольный возраст

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.

Каждый ребёнок развивается по – разному, у каждого свой путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности.

Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, образность мышления, увлечённость игрой сближают детей 5 года жизни с младшими дошкольниками.

Возросли физические возможности детей пятого года жизни : движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, необходимо, учитывая слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4—5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым: «Почему? », «Зачем? », «Для чего? » Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к взрослым с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от нас, требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы.

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослых к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Замечено, что дети, не получающие от взрослых ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных, обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2—3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и прочее) .

Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, мы широко используем приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом необходимо исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком — в этом проявляется одна из особенностей детей. Воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Для возникновения и развития игры детям необходимы соответствующие игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Как и в младшей группе, Мы отдаём предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно- ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Часть из них организуется и целенаправленно используется нами как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

Значительное время отводится для игр по выбору детей. Наша задача — создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.

Игровая мотивация активно используется нами в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей. Наш девиз:

Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать, я научусь.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Иногда расцениваем такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Вместе с тем частые заявления-жалобы детей должны служить для нас сигналом просчетов в его работе по воспитанию дружеских отношений и культуры поведения в группе.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, мы специально создаём ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие. Мы пробуждаем эмоциональную отзывчивость детей, направляем ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Взрослым необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь — подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Нашей задачей является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Большое значение мы придаём развитию эстетических чувств детей. Обращаем их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Ежедневно необходимо находить время для доверительного, материнского общения с детьми, знакомства с художественной литературой, рассказывания сказок, историй из личного опыта, для прослушивания любимых музыкальных произведений.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возникает много вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.

С 4-5 лет начинается новый этап развития вашего малыша – этап становления личности. В этом возрасте ребенок уже стремится сам решать вопросы и задачи. Совсем недавно он прибегал к вашей помощи при решении любых своих трудностей. Вы постоянно слышали его просьбы помочь одеться, обуться, найти карандаши, сложить игрушки и т. д. А теперь вы чаще всего слышите: "Я сам! " Не стоит этого пугаться. Малыш не игнорирует вас, у него просто появилось свое мнение (по поводу одежды, игрушек, выбора фильма или книги). Родители должны научиться прислушиваться к мнению малыша, считаться с ним. Ведь ребенок хочет быть услышанным. Малыш готов с удовольствием помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно 2-3 поручения сразу. Он многое может и умеет. К концу среднего дошкольного возраста уже заложен фундамент интеллекта.

Поэтому отметим одну из особенностей малыша среднего возраста - стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим.. Малыш почувствует себя важным и нужным своей семье.

Вторая особенность малыша среднего возраста - ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Поэтому, уважаемые родители, с возрастными потребностями ребенка растут и обязанности родителей. Ничто так не может научить ребенка, как собственный пример родителей. Грубость, жестокость, безразличие, неуважение к окружающим со стороны родителей абсолютно недопустимы. Никогда не выясняйте отношения в присутствии детей, не спешите с выводами в отношении наказания. Прежде чем наказывать или ругать, разберитесь в сути поступка. Ни в коем случае не срывайте на ребенке свое зло и не выплескивайте на него свой негатив! Дети всегда это чувствуют. Ни при каких обстоятельствах не допускайте лжи. Если вы что-либо пообещали малышу, то обязательно это сделайте. Но если вы не уверены, то лучше об этом промолчать. Вашему ребенку очень важны честность и доверие. Не ограждайте своего ребенка от всех проблем и душевных потрясений. Ведь малыш должен постепенно сам учиться разделять добро и зло, а взрослые должны лишь помочь ему правильно ориентироваться в жизни. Отсюда вытекает еще одна особенность - для детей среднего дошкольного возраста характерно наличие у ребёнка потребности в совместной деятельности со взрослым.

Параллельно с этой особенностью развивается и другая. Назовем ее- отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и вы все больше и больше будете замечать, как от внутрисемейных отношений ваш малыш переходит к более широким отношениям с миром. Уже в 4 года он не может обходиться без сверстников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытаясь уладить недоразумения и ссоры. В игре формируется самооценка малыша. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка. Более того, мы все больше замечаем, как наши малыши тянутся к ребятам постарше. Не бойтесь этого, ваш ребенок просто хочет побольше узнать и большему научиться.

Идем далее. Не можем мы обойти стороной еще одну особенность малышей среднего возраста - активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Возраст 4 - 5 лет – возраст «почемучек». И, конечно же, познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Берегитесь, уважаемые родители! Ведь чтобы отвечать на вопросы ребенка, нужно много знать. А вопросы у детей порой возникают очень неожиданные.

На 4-5 году жизни развиваются творческие способности. И это еще одна особенность. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. Он делает успехи в рисовании и лепке. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь). Ребёнок уже может чётко назвать своё имя, фамилию, свой возраст и даже адрес проживания. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти, начинает развиваться образное мышление, увеличивается устойчивость внимания.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок начинает напоминать «вечный двигатель». Сидит только тогда, когда что-то делает. Он может двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» всё, что попадается на пути. Поэтому, дорогие мамочки и папочки, вам необходимо задуматься о безопасности своего растущего малыша (а точнее, о ней никогда не стоит забывать) .

Выделим еще одну особенность среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения - страхи. Средний дошкольный возраст – период расцвета страхов. Ребёнок боится сказочных персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины. Их очень много, этих детских страхов. И к ним нельзя относиться пренебрежительно. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. И здесь, как и всегда, мы, взрослые, должны быть рядом, чтобы поддержать своего малыша.

Воспитание ребенка – процесс многогранный. В мире существует огромное количество пособий по вопросам воспитания. Но, к сожалению, ни одно из них не дает исчерпывающего ответа на все интересующие родителей вопросы. К тому же, каждый ребенок очень индивидуален. Педагоги могут ответить на вопросы воспитания лишь теоретически, а как правильно воспитать своего ребенка, знают только любящие родители. Любите своих малышей! Обеспечивая малыша материальными благами, не забудьте, что ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его любимых мамы и папы.

www.maam.ru

Средний дошкольный возраст.

Средний дошкольный возраст. - раздел Образование, МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ На Пятом Году Жизни У Детей Появляется Большое Коли­Чество Морфологических Ош...

На пятом году жизни у детей появляется большое коли­чество морфологических ошибок, обусловленное расши­рением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного из­менения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

Формированию грамматических навыков помогают воз­никающая в этом возрасте потребность говорить правиль­но, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять слова, ис­кать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правиль­но сказал?», «А как нужно сказать правильно?») .

В средней группе расширяется круг грамматических яв­лений, подлежащих усвоению.

Содержание обучения усложняется: продолжается обу­чение употреблению форм родительного падежа единствен­ного и множественного числа существительных, согласо­ванию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формиро­вание умения правильно спрягать глаголы по лицам и чис­лам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навы­ков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматическо­го строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рас­сказыванию.

В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль про­должает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда — необходимость использования на­глядности.

Если в младших группах преимущественно ис­пользуются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако об­разец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с це­лью предупреждения ошибок.

Программное содержание и методика организации за­нятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций {Де­вочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчи­цу с волчатами, медведицу с медвежатами) .

В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а несколь­ких) .

Повышаются требования к детям. Воспитатель добива­ется от детей четкости и внятности произнесения оконча­ний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребенком словоформы. Учитывая рас­тущее у детей осознание особенностей речи, педагог при­влекает ребенка к исправлению его собственных и чужих ошибок (ребенок ошибся, сказав «котенки», воспитатель спрашивает, как сказать правильно) .

В средней группе продолжаются формирование навыков употребления существительных по множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, ра­бота по закреплению представлений о родовой принадлеж­ности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» универсаль­на для упражнения детей всех возрастных групп в упот­реблении существительных во множественном числе в родительном падеже. В средней группе под­бирают более трудные слова: туфли — туфель, сапоги — сапог, тапочкитапочек, валенки — валенок, сандалии — сандалий.

Эту же игру можно использовать для усвоения катего­рии винительного падежа. Довольно часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так как одушевленные и неодушевленные существительные изме­няются по-разному.

— На столе что? — Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.) .

— На столе кто? — Утки, собачки, кролики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.) .

— Кого вы видите? — Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит, падеж) .

— Что вы видите? — Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит, падеж) .

— Кого не стало? — Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит, падеж) .

— Чего не стало? — Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж) .

Упражнение для усвоения категории винительного па­дежа можно включить в игру-драматизацию «День рожде­ния куклы Кати». Гости дарят кукле подарки.

— Что они подарили Кате?

— Миша подарил мячик, Коля — маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.

Для усвоения категории среднего рода проводится рас­сматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое?

Тарелка какая?» Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согла­суй его с существительным.

С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.

Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?

Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?

Зеленая трава. А как можно сказать про дерево? Какое оно? Как сказать про ведро? Какое оно?

Более сложное задание — подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме.

Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать крас­ный?

— Голубое небо. Про что еще можно сказать голубой! (Платье, блюдце, ведро.)

Синяя чашка. Про что еще можно сказать синяя?

Для усвоения родовой принадлежности, развития ори­ентировки на окончания слов при согласовании существи­тельных с прилагательными в роде и числе проводятся уп­ражнения такого типа.

Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.

— Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)

— Что это? (Яблоко.) Какое оно? (Красное, сладкое, вкусное, круг­лое, большое.)

— Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтый, кислый, большой, шер­шавый.)

Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.

— Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?

— Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?

— Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Учить детей правильно употреблять несклоняемые име­на существительные помогают серии картинок из альбома О. И. Соловьевой «Говори правильно».

Показывается первая картинка.

— Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто.)

— А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?

Вторая картинка.

— Что нарисовано? (Шкафчик.) В нем висят пальто. Много пальто. (Образец.) '

— Сколько пальто в шкафу? (Много пальто.) А здесь сколько паль­то? (Три пальто) и т. д.

А. М. Бородич предлагает прием отраженной речи с фор­мулировкой вопроса, с которым можно обратиться к пер­сонажу игры:

— Спроси у Наташи: «Тебе жарко в пальто?»

— Спроси у Оли: «Какое у тебя пальто?»

— Попроси Машу: «Расскажи о споем пальто».

Становлению грамматической стороны речи способству­ет художественная литература, содержащая образцы кон­струкций предложений, употребления прямой и косвен­ной речи, глагольной лексики и др.

На примере пересказа сказки «Заюшкина избушка» мож­но увидеть употребление ребенком разных форм глагола:

— не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;

— плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выго­ню, не выгонишь;

— лиса — дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпроси­ла; испугалась, соскочила с печи, одеваюсь, шубу надеваю;

— заяц — плачет, горюет, лапками слезы вытирает;

— стали жить да поживать.

Использование прямой речи: Идет старый медведь.

— О чем, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведюшка, не плакать.

— Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

— Нет, не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Даже без специального обучения, слушая или переска­зывая сказку, ребенок интуитивно усваивает формы изме­нения глаголов по лицам, числам и временам.

Навыки употребления глаголов закрепляются в играх.

Приведем пример игры на употребление глаголов.

Игра «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи) .

В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «Мишка, ляг, пожалуйста, на бочок!»

Здесь игровое действие может быть критерием правильности речи ребенка.

Мишка ложится лишь в том случае, если слово сказано грамматичес­ки правильно. Воспитатель выясняет, почему Мишка не выполняет ка­кую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация.

Требует специальных упражнений разноспрягаемый гла­гол хотеть. Для его усвоения используются игры («Что вы хотите делать?» — «Мы хотим играть, плясать, а ты хочешь плясать?» — «Хочу». — «Мы хотим плясать» и т. д.) , игр вые упражнения с игрушками («Оля и Таня, вы хотите послушать стихи?» — «Хотим». — «Оля, ты хочешь?» — «Хочу») .

Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях («Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть, как Мишка делает гимнастику?») , в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посу­ду? Вы хотите поставить на стол хлеб?») , в повседневном общении («Таня, не хочешь ли ты показать маме свой рису­нок? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?») .

Развернуть

Ссылка на источник allrefs.net

Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста.

Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим.

Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.

Основным видом деятельности детей среднего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.

В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла) . Это развивает фантазию и воображение ребенка.

В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.

В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх.

Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».

Способность детей устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.

Главное предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.

Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Развиваются эстетические чувства детей.

Они замечают красоту природы, звучание музыки. Ребенку в этом помогает взрослый. Внимательное, заботливое отношение к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Дошкольный возраст — Википедия

Социальная ситуация развития

На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры.

В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях..

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

  • Развитие мотивационно-потребностной сферы — освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
  • Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
  • Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
  • Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.

Психические новообразования

Центральное новообразование дошкольного возраста — формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания — память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.

Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения.

Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.

Физическое развитие

С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.

Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет — 50 см) , а после 5-ти лет — 0,5 см в год.

Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.

Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.

Кризис трёх лет

В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским. У ребенка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.

Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребенка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребенка утвердить свою самостоятельность. Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:

  • Негативизм;

Читать далее ru.wikipedia.org

Дошкольный возраст | Мир Психологии

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дошкольный возраст(англ. preschool age) - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В Д. в. выделяют 3 периода: младший Д. в. (3-4 г.) ; средний Д. в. (4-5 лет) и старший Д. в. (5-7 лет) . Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста.

В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным содержанием игры выступают отношения между людьми.

Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры) . Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли.

Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны др. формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.

Дошкольный возраст - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию) , в которой выделяются более и менее значимые. В Д. в. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением.

Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания (см. Воображение, Мышление наглядно-образное) . Для дошкольного возраста характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым.

Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В Д. в. начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. См.

Дооперациональное мышление.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание - традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. (Е. О. Смирнова)

Добавление ред.: В англ. языке дошкольный возраст обозначают разными терминами: nursery school students, kindergarten students, preschool students, а также early childhood - раннее детство (с достижения 1 г. до 6 лет) , что, конечно, не совпадает ни терминологически, ни хронологически с принятым в рос. психологии делением на периоды.

Психологический словарь. А. В. Петровского М. Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В. М. Блейхер, И. В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А. С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Дошкольный

  • Период жизни до достижения школьного возраста.
  • Любой детский сад и/или ясли.

предметная область термина

ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ - этап развития психического от 3 до 6-7 лет. Характерен тем, что деятельностью ведущей является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяются три периода:

  1. возраст дошкольный младший - от 3 до 4 лет;
  2. возраст дошкольный средний - от 4 до 5 лет;
  3. возраст дошкольный старший - от 5 до 7 лет.

В ходе игры - деятельности игровой - происходит усвоение основных приемов деятельности орудийной и норм поведения социального. Наряду с деятельностью игровой в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и пр. Существенным в формировании личности становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребенка; из них выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от поведения импульсивного, ситуативного к поведению, опосредованному некоими правилами или образцами.

ИГРА: РАЗВИТИЕ | ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ - (развитие игры в дошкольном возрасте) процесс, в коем игра ребенка обретает форму научения социального. Бели в возрасте дошкольном младшем в игре воспроизводятся прежде всего действия предметные людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в возрасте дошкольном среднем в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми.

Формируется игра ролевая, достигающая расцвета в 4-5 лет. В возрасте дошкольном старшем в игру входит контроль выполнения правил, обусловленных взятой на себя ролью.

Материал с сайта www.persev.ru

Средний дошкольный возраст (нормы развития детей)

11 Август 2012. Раздел От 3 до 7

Дошкольный возраст с 3 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.) . В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности.

По словам Л. С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка.

Рассмотрим возрастные нормы развития ребенка от 3 до 5 лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможную проблему и скорректировать ее самим или с помощью специалиста.

Дошкольный возраст от 3 до 5 имеет свои нормы развития:

Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому.

Развитие общей моторики и мелкой мотрики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч.

Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях.

Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9) .

К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.

Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами) , нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания: шнурует ботинки.

Развивается зрительно-двигательная координация в предметно-игровой деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают фигуру в форме шестигранника.

Разбирают и складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези , складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию.

5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.

Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 3-4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов.

Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.) . Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он — папа, она — мама) . Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняе двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар) .

К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

К 5 годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.

Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают до 5. Используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар) . Научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь) . Различают правую и левую руку.

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:Похожие статьи:

Источник www.kraskizhizni.com

Другие статьи по теме:

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных...

  • Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...