Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества. Как добиваться, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принимать? Исследователи этой проблемы пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки в физической, познавательной, эмоциональной областях жизни.
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Цель работы: определение возможностей подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста.
Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:
1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;
2. Формулировать задачи физического воспитания на определенный период и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;
3. Организовывать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы в конкретных условиях;
4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;
5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.
Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Игра развивает физически, умственно, воспитывает нравственно, развивает все психические процессы, воспитывает эстетику, трудовые навыки.
В игре ребёнок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.
Для того чтобы выяснить, действительно ли подвижная игра способствует формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и двигательной активности и развитию физических способностей я провела исследование.
На этапе наработки практического материала:
- составлена классификация подвижных игр по принципу дифференцированного развития физических способностей;
- составлена картотека подвижных игр согласно возрастным особенностям детей;
- разработаны карты диагностики для выявления уровня развития быстроты, ловкости, выносливости и скоростно-силовых способностей.
На этапе исследования, до начала педагогического эксперимента, было проведено тестирование уровня развития у детей физических способностей (быстроты, ловкости выносливости). На втором этапе, в течение шести месяцев, велась работа по включению в физкультурные занятия подвижных игр, с целью повышения эффективности применения физических упражнений. На третьем этапе проведено повторное тестирование уровня развития физических способностей, с целью оценить эффект педагогического эксперимента к исходному показателю.
Результаты тестирования показали положительную динамику развития физических способностей у детей-дошкольников. Педагогический эксперимент показал, что удалось не только сохранить естественный возрастной характер изменений всех физических способностей, но и в некоторых случаях даже ускорить этот процесс. В большей степени это относится к развитию быстроты и ловкости. Методика использования в физическом воспитании детей 3-6 лет подвижных игр, дифференцированных по специфике сопряженного развития физических способностей позволяет целенаправленно воздействовать на процесс укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и улучшения в целом здоровья дошкольников.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
С целью усиления двигательного режима детей необходимо осуществлять мероприятия:
- увеличивать количество подвижных игр, проводимых в течение дня, включая их в содержание утренней и бодрящей гимнастики;
- проведение подвижных игр до завтрака;
- введение подвижных игр в занятия, где это приемлемо;
- максимально использовать зал для проведения подвижных игр;
- большое внимание уделять разучиванию подвижных игр, оснащению их атрибутами с целью повышения у детей интереса к ним;
- подбор подвижных игр производить с учетом предшествующей деятельности детей.
Использование всего комплекса эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключённых в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. В играх воспитываются основные физические способности ребенка, такие, как быстрота, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные двигательные умения и навыки. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Инструкторам по физической культуре важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий, использовать подвижные игры и игровые упражнения, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства.
А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие– это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.
В узком смысле - это антропометрические показатели – рост, вес, увеличение объема легких и др.
В широком смысле, к изменениям антропометрических показателей добавляется совершенствование физических качеств: быстрота, ловкость и др.
Физическое развитие непосредственно связано со здоровьем человека.
Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Устав всемирной организации здравоохранения утверждает, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование двигательных навыков и физических качеств, а так же на освоение культурно-гигиенических навыков и умений. Таким образом, физическое воспитание создает условия для физического развития ребенка.
Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. Цель определяет задачи физического воспитания.
Задачи физического воспитания формулировались разными авторами, например, такими как Ю. К. Бабанский, В. И. Логинова, Г. В. Хухлаева и др.
Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения.
В грудном возрасте применяются пассивные и пассивно-активные упражнения, выполняемые с помощью взрослых в сочетании с массажем и воздушными ваннами. Ползание, подготовительные упражнения к ходьбе, катание и бросание мячей.
Для дошкольников 5-6 лет используются:
Формы физического воспитания с детьми раннего и дошкольного возраста.
Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультминутки, подвижные игры, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
Утренняя гимнастика проводится после трех лет – ежедневно. Включает в себя комплексы, состоящие из естественных видов движений. Для первой младшей группы длительность до 5 минут, для подготовительной к школе группы – 12-15 минут.
Занятия по физической культуре. Это основная форма работы с детьми дошкольного возраста.
Занятия состоят из трех частей: вводной, основной, заключительной.
В вводной части применяются упражнения в ходьбе, беге, танцевальные упражнения. В основной части используются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры.
В заключительной части используются спокойная ходьба и малоподвижные игры. Занятия проводятся с 3 до 6 лет не реже двух раз, длительностью 20 минут, в подготовительной к школе группе – 3 раза в неделю по 35 минут.
Физкультминутка применяется в старшем дошкольном возрасте на занятиях по рисованию, развитию речи и др. Она используется с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и включает 2-3 упражнения продолжительностью 2-3 минуты.
Подвижные игры занимают в жизни детей активное место, проводятся ежедневно во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, воспитывают нравственно-волевые качества. Используются творческие, сюжетные и элементарно – спортивные игры.
Физкультурные праздники проводятся 2 раза в год в старшей и подготовительной к школе группах. Назначением их является демонстрация детьми результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Самостоятельная деятельность детей строится по их желанию и инициативе.
Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формировании привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Особенности методики направленного использования физической культуры.
Методика использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями, условиями проведения занятий:
Физическое воспитание как педагогический процесс
1. Определение понятий «физическое развитие», «физическое образование», «физическое совершенство»
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма.
Различают два вида физического развития:
1. Естественное физическое развитие, протекающее по биологическим законам. На протяжении жизни человека последовательно сменяются различные периоды развития – внутриутробный, первые годы жизни, детский, подростковый, юношеский, период зрелости и старения.
2. Управляемое физическое развитие, - т.е. изменение форм и функций организма под действием физических упражнений. Управляемое физическое развитие бывает прогрессивное и регрессивное.
Прогрессивное физическое развитие – улучшение форм и функций организма человека под действием физических упражнений. Регрессивное физическое развитие – ухудшение форм и функций организма под воздействием физических упражнений.
Существует три показателя физического развития:
Физическое образование – это процесс вооружения человека знаниями, умениями и навыками.
Физическое совершенство – это наилучшее физическое состояние и наилучшая физическая подготовленность к жизни, труду. (Это прежде всего здоровый человек, физически разносторонне подготовленный и т.д.)
2. Физическое воспитание – педагогический процесс
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие физических способностей человека.
Для физического воспитания свойственны общие признаки педагогического процесса:
1. Учет индивидуальных особенностей занимающихся;
2. Конкретная постановка решаемых задач;
3. Формирование личности занимающегося.
В физическом воспитании выделяют две специфические стороны:
1. Воспитание физических качеств. Под влиянием физических упражнений происходит развитие организма.
2. Формирование двигательных умений и навыков (физическое образование) .
Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совместно которые в решающей мере определяют его физическую дееспособность.
Физическое воспитание наряду с нравственным, умственным, трудовым, эстетическим воспитанием является составной частью и одной из сторон воспитания личности человека.
Наличие трех сторон: обучения, развития, воспитания дает возможность утверждать, что физическое воспитание является педагогическим процессом.
3. Задачи физического воспитания.
В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:
1. Оздоровительные. К оздоровительным задачам относится оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; укрепление и сохранение здоровья; в том числе и закаливание организма; сохранения высокого уровня общей работоспособности на долгие годы.
2. Образовательные. К образовательным задачам относится формирование жизненно важных двигательных навыков и умений; формирование спортивных двигательных навыков и умений.
3. Воспитательные. Задачи по формированию личности человека: содействие развитию нравственных качеств, развитию интеллекта.
Шпоры по дошкольной педагогике
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть общей культуры, совокупность достижений общества (материальных и духовных ценностей) , которые накоплены, создаются и используется для физического совершенствования людей.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - исторически обусловленный уровень физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества. У людей разных профессий, пола, возраста физическое совершенство имеет свои особенности.
. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗШ1ТИЕ - это биологический процесс изменения форм и функций организма человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры к спорта.
Гармоническое развитие дошкольника предусматривает разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат.
В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка.
Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелость отдельных органов и систем. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.
В концепции дошкольного воспитания сказано, что воспитание ребенка должно быть пронизано заботой о его физическом здоровье и психологическом благополучии. Условия воспитания в детском саду такие, что создается высокий риск нарушений здоровья детей (инфекционные, простудные заболевания) . Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и неэакаленностью. Отсюда одной иэ главных задач детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи физического воспитания в дошкольном детстве, сохраняя общую целевую направленность, конкретизируются с учетом анатомо-фиэиологических и психологических особенностей.
Оздоровительные задачи направлены на развитие форм и функций организма (костная система, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, внутренние органы, кожа) , борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.
Образовательные задачи включают формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков.
Воспитательные задачи включают необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении, развития нравственно-волевых качеств, положительных черт характера, двигательных качеств, способностей; содействие умственному, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию.
Все эти задачи решаются комплексно, на основе соответствующих принципов.
Основные принципы физического воспитания дошкольников:
Ведущая роль воздействия среды, воспитания и обучения в физическом раэвитяи
Связь физического развития с общим развитием ребенка,
Всесторонность физического воспитания,
Эмоционально-положительное влияние игры в системе физического воспитания
Систематичность и последовательность в работе по физическому воспитанию,
Учет индивидуальных особенностей детой в физическом воспитании
Сознательность и активность детей при овладении движениями, гигиеническими навыками.
В процессе физического воспитания и обучения применяются общепедагогические принципы - наглядности, доступности и т. д.
Основными средствами физического воспитания дошкольников являются:
I) гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки) . Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.
2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.
3) Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Все эти средства физического воспитания имеют свои характеристики, методы и пути осуществления для детей разного возраста. Но все они основаны на общих требованиях, сформулированных Е. Л. Ларкиным:
- во всех мероприятиях по физическому воспитанию следует основываться на знании анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста;
- необходимо учитывать целостность и единство организма ребенка, которое проявляется в том, что всякое воздействие на любую часть тела вызывает реакцию всего организма. Не может быть изолированных реакций: центральная нервная система объединяет все системы организма в единое целое;
- важное значение придается подвижным играм. Они являются не только средством физического воспитания здоровых детей, но и лечебным и оздоровительным средством для больных и ослабленных детей. Игра формирует нравственные качества ребенка, его характер;
- необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Дня этого следует знать не только силы и умения ребенка, но и учитывать, что они развиваются и формируются под воздействием воспитания.
При этом нельзя выделять детей, которым отдельные движения даются легко и подчеркивать недостатки другого ребенка. Следует у всех детей воспитывать уверенность в своих способностях. Здесь особенно важна роль личности воспитателя, его отношение к физкультуре, гигиене, закаливанию.
К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. В качестве факторов, оптимизирующих воздействия физических упражнений на организм ребенка, широко используются оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы.
Физические упражнения. Применительно к задачам физического воспитания детей раннего дошкольного возраста наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные) ; 3) упрощенные формы спортивных упражнений.
Основная гимнастика включает в себя: 1) общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без предметов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражнения (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания) ; 4) танцевальные упражнения. Характерной особенностью этих упражнений является их избирательная направленность, т.е. можно подобрать упражнения на определенную мышечную группу, на любое физическое качество, на осанку и др. Упражнения основной гимнастики в наибольшей степени способствуют формированию умений владеть своим телом, согласованно выполнять различные сложные движения.
Подвижные игры занимают среди других средств центральное место. Их педагогическое значение проявляется в том, что в процессе игры происходит не избирательное, как в основной гимнастике, а комплексное развитие физических качеств. Следовательно, осуществляется и комплексное совершенствование всего двигательного аппарата, всех систем организма.
Начиная с пятилетнего возраста в состав средств физического питания дошкольников следует включать упрощенные формы спортивных упражнений. К ним относятся упрощенные способы хождения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом (например, перебрасывание мяча через сетку, попадание мячом в корзину) и др. Упрощенные спортивные упражнения направлены на решение оздоровительных и образовали задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной деятельности.
Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы терморегуляции, нормализует психические процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей. Сочетание их с физическими упражнениями позволяет достигнуть большего эффекта в процессе совершенствования физической природы человека.
Гигиенические факторы. К ним относятся соблюдение режимов питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, пассаж и т.п.
Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития. Так, например, физкультурные занятия лучше содействуют физическому развитию при полноценном питании и сне. Чистота помещения, физкультурного оборудования служит профилактикой инфекционных заболеваний.
Для успешного решения задач физического воспитания детей раннего дошкольного возраста необходимо комплексное применение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.
На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как : советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.
А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.) . Указанные средства имеют разное значение изанимают определенное место и советской системе физического воспитании на разных этапах возрастного развития человека.
В тесной связи с ними используются также средства нравственною, умственного, эстетического воспитания, направленные на гармоническое развитие личности.
Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.
Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от заболевании; воздух садов, парков, лесов, содержащий особое вещества (фитонциды) , способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом.
Использование естественных сил природы в сочетании с физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.
Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.) .
Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека; к сложней двигательной деятельности относится подвижная игра.
Понятие «упражнение» применяется и для обозначения неоднократного выполнения двигательных действий.
При правильной методике проведения физические упражнения способствуют осуществлению физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, развитию всех психических процессов.
Движения, входящие в различные виды деятельности (груд, лепка и др.) , могут оказывать положительное влияние па физическое развитие ребенка.
В дошкольных учреждениях труд используется при строгом дозировании нагрузки, с учетом особенностей возраста детей состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Эффективность использования средств физического воспитания повышается при правильном сочетании ихна разных возрастных этапах. Так, в первые месяцы жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы. В дальнейшем увеличивается роль физических упражнений, а также различных видов деятельности, включающих разнообразные движения.
Классификация физических упражнений
Классификация означает распределение физических упражнений по группам в соответствии с определенными признаками. Разные физические упражнения имеют много общих признаков. Важно установить главный признак, по которому следует разделить; упражнения на группы.
Этот признак должен быть существенным в педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным признакам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и соответствовать отбору соответственно поставленным задачам.
В настоящее время используется классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и делится еще на более редкие классификационные подгруппы.
Гимнастика в советской системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения) , спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная л др.) .
Специфической особенностью гимнастики является: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.) ; возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение.
Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям лее: возрастов с различной физической подготовленностью и разным состоянием здоровья.
Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом отавная гимнастика и элементы художественной гимнастики.
Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций.
Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки) . Это помогает закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях. Ярко выраженная эмоциональность игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.
Между участниками игры возникает взаимная обусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.) .
Многообразие способов достижения цели, внезапные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагрузку.
Игры применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме того, игры применяют для развития физических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств.
Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.
Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности.
С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.) . Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей.
Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.) . В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.) . Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.
В практической работе по физическому воспитанию используется классификация упражнении по признаку преимущественного значения их для развития физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.) . Упражнения воздействуют одновременно на развитие всех физических качеств, но преимущественно (в большей степени) развивают какое-либо одно. Например, бег на короткие дистанции преимущественно развивает быстроту, бег на длинные дистанции — выносливость.
Упражнения могут распределяться по использованию снарядов и предметов (упражнения на гимнастической скамейке, бревне, стенке, упражнения с палками, мячами и т.д.) . Упражнения делятся на группы по анатомическому признаку (упражнения для мыши плечевого пояса и рук, ног, туловища и др.) .
Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений (структурным признакам) ; циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжа, на коньках и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью фаз движения и цикле, В ациклических движениях (металле, прыжки и др.} каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных движениях (прыжки с разбега) соединяются циклические упражнения с ациклическими.
В биомеханике делят упражнения на поступательные (прыжки в длину с места с др.) и вращательные (метание диска и др.) и т. д. В физиологии — упражнения различной мощности.
Кроме того, упражнения делятся на естественные и абстрактные (отвлеченные, аналитические) . Естественные (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьбой, бег на месте и др.) .
С изучением физических упражнений уточняется и их классификация. Классификация физических упражнений, принятая в теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Так, в «Программе воспитания в детском саду» упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, обще развивающие упражнения (для отдельных групп мышц) ; подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис) ; спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание) .
Принятая классификация физических упражнений применяется в учебных пособиях и позволяет быстро находить описание нужного упражнения.
Физическое развитие дошкольников в доу
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...
Физическое воспитание и развитие дошкольников филиппова скачать
«Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...
Физическое развитие дошкольников
Физическое развитие дошкольников Физическое развитие дошкольников должно быть важным объектом внимания для отца с матерью, так как эксперты полагают, что главные психические и физические характер...
Физическое воспитание дошкольников
«Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...
Филиппова физическое воспитание и развитие дошкольников
«Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...
Методы физического развития дошкольников
«Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...
Воспитание и развитие дошкольников
Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...
Задачи физического развития дошкольников по фгос
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...
Технологии физического развития дошкольников
Физкультурно-оздоровительные методы и инновационные технологии по физическому воспитанию в дошкольном учреждении «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». Ж. Ж. Руссо Оздоровлен...
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
«Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...
Игра как средство воспитания дошкольников
Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста» Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека н...
Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста
Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...
Глазырина л д физическая культура дошкольникам
Парциальные программы и технологии по физическому воспитанию Парциальные программы и технологии по физическому воспитанию. Программа «Физическая культура – дошкольникам». (Автор: Л. Д. Глазырина)...
Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников
Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...