Стадии развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО

Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО.

Олейник Екатерина Игоревна,

старший воспитатель МБДОУ № 150 Ростов –на -Дону. [/i]

Актуальность проблемы: Дошкольное образование является важной основой непрерывного образования подрастающего поколения, где закладываются первые азы познания ценностей окружающего мира ребенка. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, приоритетной задачей дошкольного образования является всесторонне развитие личности.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, одной из задач является: «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно - эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности (И. Л. Базик, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. С. Макарова, В. С. Мухина, Н. Н. Подъяков, Л. В. Компанцева, А. П. Усова, Р. М Чумичева и др.)

В эпоху научно – технического прогресса, жизнь становиться все разнообразней. И она требует от человека не привычных действий, а гибкости, подвижности мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с дошкольного возраста. Философ Э. В. Ильенков считает, что в истоках первых детских образов скрывается тайна зарождения и развития ценнейших человеческих способностей: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения. Важную роль в развитии творчества дошкольников играет художественная деятельность. Особое место в художественной деятельности ДОО занимают – художественная студия, кружки, как дополнительные услуги, которые позволяют удовлетворить запросы родителей, в большей степени учитывать индивидуальные склонности ребенка, удовлетворять интересы и потребности личности, способствовать её саморазвитию, о чем в своих научных работах и исследованиях указывают Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А Платохина.

Исследователи Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Н. В. Подашуль доказывают, что отсутствие принуждения, постоянная новизна и вариативность выбора создают условия для творческой деятельности детей в студии, делают художественную деятельность в студии привлекательной, а также является особым пространством жизнедеятельности детей, позволяющее учитывать современные тенденции науки и практики в осуществлении художественного – эстетического образования детей в предшкольном возрасте.

В связи с этим особую актуальность приобретает развитие у дошкольников изобразительного творчества, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного. Актуальность исследуемой проблемы объясняется, прежде всего, концептуальными взглядами на творчество как на один из главных компонентов личностной культуры (Е. В. Бондаревская, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, С. В. Кульневич и др.) .

Таким образом, актуальность проблемы, необходимость ее решения определили цель исследования: выявление эффективных условий развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста

В ходе диагностического обследования нами решались следующие задачи:

1. Подобрать методики для выявления уровня развития изобразительного творчества старших дошкольников.

2. Выявить уровень проявления творчества у детей в рисовании на начальном этапе эксперимента.

2. Качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Из проведенного анализа и обобщения, полученных данных обследования детей старшего дошкольного возраста, мы сделали заключение, о том, что у детей преобладает уровень развития изобразительной деятельности и проявления творчества ниже среднего. В планировании педагогической работы отсутствует единство решаемых педагогических задач по данной работе, цели не всегда соответствуют содержанию, формам организации детской деятельности, не учитываются возрастные возможности.

На формирующем этапе исследования, целью которого мы определили создание таких педагогических условий, при которых развитие изобразительного творчества старших дошкольников будет наиболее эффективным. В ходе эксперимента мы решали следующие задачи:

1. Обогащение знаний, умений в области разных видов изобразительной деятельности.

2. Разработка системы планирования и творческих заданий по развитию изобразительного творчества детей.

3. Активизация разнообразной продуктивной деятельности совместной с взрослыми и самостоятельной детской.

При решении первой и второй задачи формирующего эксперимента была разработана и внедрена система планирования творческих заданий по развитию изобразительного творчества детей, с целью обогащения знаний и умений в области разных видов изобразительной деятельности.

Учитывая, как одно из необходимых условий для развития опыта изобразительного творчества от образов искусства, нами был заключен договор с музеем изобразительных искусств им. Пушкина г. Ростова – на - Дону и составлен перспективный план ежемесячного посещения тематических выставок согласно перспективному плану кружка «Акварелька».

Условием успешного формирования творческих способностей является тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Нами было проведено анкетирование родителей детей, посещающих кружок «Акварелька», с целью выяснение представлений по проблеме художественно – эстетического развития дошкольников. Проанализировав результаты анкет, нами был составлен перспективный план взаимодействия с родителями и ДОО по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников. А так же разработана модель по взаимодействию ДОО и семьей. Цель модели: приобщение родителей к процессу формирования и развития творчества дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Таким образом, формирующий эксперимент позволил нам разработать педагогические условия, при которых развитие изобразительного творчества старших дошкольников в ДОО станет наиболее эффективным.

Целью контрольного этапа эксперимента стало: проанализировать результативность содержания работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Для анализа деятельности, проделанной на этапе формирующего эксперимента, мы воспользовались теми же методиками, что и на начальном этапе нашей работы, это такие методы, как: : индивидуальные беседы, направленные на изучение выявление особенностей предпочтения детей в видах и жанрах искусства и изобразительной деятельности, изобразительных инструментах, техниках и сформированности представлений о них; особенности освоений некоторых эстетических оценок и категорий. А так же диагностическая ситуация, которая помогает выявить освоение дошкольниками изобразительной деятельности и проявления творчества.

Исходя из анализа проделанной работы, можно сделать вывод: что у детей произошли значительные изменения в формировании творчества, стали больше фантазировать, искать новые способы для реализации своих замыслов. Содержание работ и поделок значительно обогатилось на итоговом этапе эксперимента. Работы детей стали более яркими и выразительными за счет добавления различных дополнительных деталей. Улучшилось и качество работ, они отличались старательным и аккуратным выполнением. Дети научились преодолевать стереотипы восприятия, а также находить новые нестандартные решения творческих задач. Из сводной таблицы экспериментальных ситуаций видна положительная динамика в освоении изобразительной деятельности и проявления творчества: 20% детей повысили уровень со среднего до средне – высокого, 30% детей имеют высокий уровень, 50% повысили уровень развития до среднего.

Анкетирование родителей подтвердило, что благодаря проведенным мероприятиям родители стали больше уделять вниманию к формированию творчества своих детей, помогать им в планировании и организации процесса дома.

Таким образом, анализ данных экспериментальной деятельности показал, что процесс направленной на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно при внедрении в практику работы изостудии ДОО создания эстетически - развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-эстетическое поле проявления свободы творчества ребёнка. Целенаправленное планирование видов деятельности по развитию творчества дошкольников. Обеспечения целостного педагогического процесса развития творчества детей.

Список используемых источников:

1. Подашуль Н. В. Педагогические условия развития творчества детей. Ростов – на – Дону. 2001

2. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А. Креативное рукоделие для дошкольников. Ростов – на – Дону.

www.maam.ru

Возрастные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Психологи как правило, различают несколько ступеней в рисовании у детей. В изобразительной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить стадию каракулей, штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов, первую ступень схемы и вторую ступень возникающего чувства формы и линии.

• Первая ступень

К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами. Умение узнавать в рисунке предмет - один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка.

В этом возрасте ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если педагог спросит его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, о том же рисунке станут расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.

Ребенок 2-х лет продолжает рисовать руками и пальцами, но на данном этапе его следует приучать к работе с кистью. Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки. Характерно, что в этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.

Начиная с 2, 5 лет ребенок может рассказать о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат. Однако, он уже начинает выбирать цвета, появляется потребность в похвале со стороны взрослых.

В 3-4 года рисунки остаются на фазе каракулей. Но, по сравнению с предыдущим возрастом, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами. В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце - круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д. Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно - ноги, выходящие из головы. Эта стадия называется рисованием по схеме, как правило в рисунках людей у трехлетний ребенок рисует только голову и ноги. Из головы кроме ног отходят руки. Выготский Л. С. называет такой тип изображения «головоногами» (рис. 2 и 3 рисунки взяты из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.) . На первой ступени ребенок рисует схематическое изображение предмета, очень далекие от реальной передачи его. В фигуре человека часто передается лишь голова, ноги, часто туловище

и руки.

Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует не с натуры, а по памяти. Ребенок, рисуя, часто предает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то что он видит. Рисунок на этой стадии является как бы перечислением, или, вернее графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете (Выготский Л. С.) .

На этой ступени ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобной и реальной передачи его. В фигуре человека обычно при этом передается голова, ноги, часто руки и туловище. И этим все изображение человеческой фигуры ограничивается. Это так называемые головоноги, т. е. схематические существа, изображаемые ребенком вместо человеческой фигуры. Риччи, исследовавший детские рисунки, спросил однажды ребенка, нарисовавшего такого головонога:

- Как, у него только голова и ноги?

- Конечно, - отвечал ребенок, - этого довольно, чтобы видеть и ходить гулять.

Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует по памяти, а не с натуры. Один психолог, просивший ребенка нарисовать его мать, сидевшую тут же, имел случай наблюдать, как ребенок рисовал мать, ни разу не взглянув на нее. Однако не только прямые наблюдения, но и анализ рисунка очень легко вскрывают то, что ребенок рисует по памяти. Он рисует то, что он знает о вещи, то, что ему кажется в вещи наиболее существенным, а вовсе не то, что он видит или что он, следовательно, представляет себе в вещи. Когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он честно рисует у всадника обе ноги, хотя наблюдателю сбоку видна только одна. Когда он рисует человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.

«Если он хочет нарисовать одетого человека, - говорит Бюлер, - то он действует как при одевании куклы: он рисует его сначала обнаженным, потом вешает на него одежду, так что все тело просвечивает, в кармане виден кошелек и в нем даже монеты».

Получается то, что правильно называется рентгеновским рисунком. (рис. 5 и 6, рисунки взяты из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.) .

Когда ребенок рисует человека в одежде, он рисует у него ноги под одеждой, которые ребенку не видны. Другим ясным доказательством того, что на этой ступени ребенок рисует по памяти, являются внешняя несообразность и неправдоподобность детского рисунка. Такие большие части человеческого тела, как туловище, часто вовсе отсутствуют в рисунке ребенка, ноги растут прямо из головы, а иногда и руки; части соединены часто совершенно не в том порядке, в каком ребенок имеет случай их наблюдать на чужой человеческой фигуре.

Ребенок, рисуя, передает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то, что он видит. Поэтому он часто на рисунке рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает в рисунке многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является несущественным в изображаемом предмете. Психологи приходят к согласному выводу, что на этой стадии рисунок ребенка является как бы перечислением, или, вернее, графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете.

В лепке ребенок 2-3х может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе. Педагогу следует показать новые способы работы с материалом. Например, можно предложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рельефных поверхностей с помощью пластилина.

Начиная с 3, 5 лет рисунок по-прежнему остается «головоногом», но те части тела, которые автор включил, находятся там, где нужно. Например, ребенок может не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку.

Малыш может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его "изделия".Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше) .

• Вторая ступень

Вторая ступень – ступень возникающего чувства формы линии в рисунке сочетает в себе смесь формального и схематического изображения. Это рисунки-схемы, но с зачатками изображения похожего на действительность. Ребенок уже рисует большее число подробностей, более правдоподобно размещает отдельные части предмета.

Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами. В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали. В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.

Начиная с 5-6 лет рисунки ребенка приближаются к реальности. И все же, они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания. Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких "работающих" деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.

На этой второй ступени развития детского рисунка мы замечаем смесь формального и схематического изображения, это еще рисунки схемы, и, с другой стороны, мы находим здесь задатки изображения, похожего на действительность. Эта стадия не может быть, конечно, резко отграничена от предыдущей, однако она характеризуется гораздо большим числом подробностей, более правдоподобным размещением отдельных частей предмета: таких вопиющих пропусков, как пропуск туловища, не замечается больше, весь рисунок приближается уже к действительному виду предмета.

На рисунке 7 (рисунок взят из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.) представлен рисунок десятилетнего мальчика, однако подобные рисунки – графические рассказы часто встречаются и у некоторых способных к рисованию детей в более раннем (дошкольном) возрасте. Все рисунки выполнены детьми самостоятельно и без возможности срисовывания.

В подготовительной и старшей группе ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Воспитатель должен всячески способствовать развития детского творчества.

Литература:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

2. Выготский Л. С. Психология искусства/ Под ред. М. Г. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1987.- 344с.

3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Книга для учителя// М. : Просвещение, 1991. -160с.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.

5. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. - М. : Учпедгиз, 1996. - 160 с.

www.maam.ru

Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности.

Сегодняшняя действительность предъявляет все более высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, не безразличные к судьбе своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить их всеми необходимыми для этого условиями. Однако никто не может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем. И что окажется важнее: успешное усвоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде деятельности? Большинство родителей считает, что именно они лучше других могут знать каким должен вырасти их ребенок. Зачастую не только не учитывают интересы самого ребенка, а просто игнорируют их, сами того не замечая. Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше в их глазах.

Конечно, процесс творчества, являясь высшей степенью развития воображения, для детей дошкольного возраста еще не всегда им подвластен. Но создавать условия для развития творческого мышления можно и нужно уже в старшем дошкольном возрасте, иначе инициатива не возникнет, и будет загублена в последующие годы. Чем больше творческих действий совершает ребенок, тем существенней будет рост его креативности. Внешние проявления творческого развития многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие речи и мышления, как ранняя увлеченность чтением, счетом, рисованием, музыкой как любознательность ребенка, как его исследовательская активность.

Готовность ребенка к школе предполагает умение следовать инструкциям взрослого. Исследования показывают, что креативный потенциал даже у шести-, семилетнего ребенка значительно выше, чем у взрослого. Но вместе с тем важно не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться, иначе оно не обеспечит ребенку реальных творческих достижений в будущем. Поэтому и педагогам, и родителям нужно стремиться стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества, создавать условия для процесса творческого мышления.

Этапы развития художественно-творческих способностей.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятии и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все, или, наоборот, что-то одно, но при столкновении с первыми трудностями первоначальное увлечение может угаснуть. Поэтому девиз родителей на данном этапе: «Спокойствие, неторопливость, рассудительность».

Второй этап - индивидуальность. Этот этап, как правило, приходится на младший школьный возраст, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Третий этап - этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

Четвертый этап - этап мастерства. Этот этап приходится на подростковый возраст. И если ребенок действительно талантлив, то он превосходит своих сверстников, а иногда даже наставников и превращается в настоящего мастера в своей сфере. Подобное случается, конечно, редко, и достигают таких высот единицы. Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этом этапе, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

Факторы развития художественно-творческих способностей.

Одним из важнейших условий проявления творчества в художественной деятельности является организация интересной содержательной жизни ребенка. Также немаловажное значение имеет организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что оно обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать и воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, а затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Важно, всякий раз создавая новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, а с другой - искали новые решения и творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радость, удивление, желание созидать и трудиться.

Нетрадиционные техники – вот толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку будет интересно нарисовать пальчиками или ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под натиском и насилием. Ведь рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним все новые и новые горизонты. Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей все же являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Дети должны усвоить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

www.maam.ru

Особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста - Педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях - Педагогика - Test.ru

Страница 1

Изобразительная деятельность является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Ребенок все воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближает к игре. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не нарушить примитивную целостность их эстетического освоения мира, не навязать свое взрослое мироощущение.

В разных странах мира исследовались детские рисунки, выполненные без педагогического руководства, самостоятельно. Анализ большого количества рисунков позволил выявить общие характеристики изобразительного творчества детей различных культур и национальностей, растущих в семьях разного социального уровня.

Эти характеристики обусловлены психофизиологическими особенностями детского развития. Их принято называть возрастными.

Разработка содержания современного художественного образования и воспитания не возможна без учета возрастных особенностей развития детей. В рисунках ребенка зафиксирована эволюция его взросления. Задача взрослых заключается в том, чтобы это развитие было поступательным, а не стояло на месте, чтобы одна возрастная фаза развития органично сменяла другую, чтобы ребенок в полной мере смог прожить неизменные слагаемые каждого возраста, характеризующие период детства, отрочества и юности.

Г. Кершенштейнер, К. Лампрехт, Ф. Флейдер, А. В. Бакушинский и др. связывали эволюцию развития детского рисунка с историей развития мирового изобразительного искусства. В книге «Рождение образа» К. Лампрехт и Ф. Флейдер, обратили внимание на то, что коды-образы в детском рисунке развиваются по аналогии с развитием кодов-образов мирового искусства.

Эта теория получила название биогенетической и была подвергнута критике, в частности - Л. С. Выготским. В результате было забыто очень важное утверждение, которое, на наш взгляд, является важной стержнеобразующей основой содержания художественного образования: поскольку каждый возраст имеет самодовлеющую ценность (А. В. Бакушинский) , то изживание этой ценности (ее открытие, принятие и отрицание) , является показателем органичности естественного роста человека, его самореализации.

Психолог И. Е. Берлянд отмечал: «природосообразным» считается тот образовательный процесс, который ориентируется на естественный ход развития психики современного ребенка. Каждый возраст понимается «не только как этап подготовки к следующему возрасту (дошкольный возраст - как период подготовки к школе, школьный - как период подготовки к взрослой жизни) , но и как самостоятельный, самоценный способ организации сознания и мышления ребенка, как голос, формирующийся в данном возрасте и не снимаемый в последующем развитии, а вступающий в диалог с другими голосами».

Георг Кершенштейнер, вычленив основные вехи, по которым развивается рисование у человека, распределил весь процесс развития детского рисунка на четыре ступени, соотнося их с возможностями периодов младенчества, детства, отрочества и юности.

Лев Семенович Выготский также анализировал этапы изобразительного творчества детей по четырем ступеням и вслед за Г. Кершенштейнером выделил:

стадию каракуль (до 3-4 лет) ;

стадию схематических изображений (до 7 лет) ;

стадию возникшего чувства формы и линии (до 10 лет) ;

стадию правдоподобного изображения (до 10 лет) , стадию пластического изображения (с 11 лет) .

А. В. Бакушинский, развивая их подход, видел зависимость развития детского рисунка от двигательной, двигательно-зрительной и зрительной установки психики.

Руководить развитием детей в изобразительной деятельности необходимо. Но при этом педагогам и родителям надо найти золотую середину между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие.

Педагогическая ценность овладения изобразительными навыками заключается в формировании у детей эстетических чувств, в способности лучше понимать художественные образы.

В настоящее время в педагогическом процессе для формирования изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста существуют различные пути, методы и приемы обучения детей рисованию: различные игры, беседы, чтение художественной литературы, произведения искусства, показ способов изображения, наблюдения за явлениями и предметами окружающего мира, объяснение и многие другие.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Источник www.pedagogyflow.ru
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 18.05.2012 14:20

Воспитатель ГБДОУ детский сад №22 Кировского района Санкт-Петербурга

Скоросуева Кристина Эдуардовна

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.

Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в мо¬мент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, со¬вершенствовать.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Гри¬горьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве поло-жительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.

Художественное развитие дошкольника, которое происходит в изобразительной деятельности, обусловлено наследственными и врожденными факторами, осуществляется на фоне роста и созре¬вания организма и зависит от социокультурной среды.

Л. С. Выгот¬ский писал о том, что движущей силой развития ребенка является обучение как необходимый путь «присвоения» им общечеловече¬ских способностей. При этом важно, чтобы система обучающих за¬нятий была ориентирована на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции.

Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразитель¬ной деятельности. Их привлекают не только действия с изобрази¬тельными материалами, но и результаты этой деятельности.

Ма¬лыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельность игра.

Сказочные сюжеты возбуждают воображение, а рассматривание художественных про¬изведений обогащает новыми изобразительными средствами. Важ¬но поддерживать в ребенке интерес к изобразительной деятельно-сти в течение всего дошкольного детства.

Всесторонне развиваться, формировать и проявлять творческие способности дети могут только под руководством и при участии взрослых. Для этого необходимо знать особенности проявления ребенка в изобразительной деятельности в каждом возрастном пе¬риоде дошкольного детства, построения взаимоотношений с ним в этом виде деятельности.

В начале эти отношения могут строиться на основе того, что малыш обычно сопровождает речью свое рисование. Речь помога¬ет ему полнее передать «содержание» рисунка. В этот момент важно поддержать стремление ребенка рассказать о своем рисун¬ке.

С этого начинает складываться общение ребенка и взрослого в изобразительной деятельности. С возрастом меняется характер общения. Постепенно, к старшему дошкольному возрасту, дети осваивают различные изобразительные материалы, способы изоб¬ражения.

Цель общения в этот период — формирование и прояв¬ление у ребенка творческих способностей. Существенными здесь являются наблюдательность, воображение, художественное мыш¬ление, память. Эти качества, психические процессы дошкольник развивает и совершенствует при изучении объектов изображения, рассматривании их в различных видах изобразительного искусства, освоении различных способов изображения.

Импульсивная, всеобъемлющая активность, экспрессия в до¬школьном детстве позволяют ребенку любоваться, эстетически воспринимать окружающий мир. Восторг восприятия требует яркого воспроизведения, вызывает желание самовыразиться. Это дает возможность педагогу не только переживать вместе с ма¬лышом радость восприятия, но и формировать эстетическое от¬ношение к окружающему миру, которое будит воображение, развивает образное мышление, необходимое для художественно-творческой деятельности.

В процессе творчества отношения между ребенком и взрослым строго индивидуальны. Ребенок будет свободен в своем творче¬стве настолько, насколько взрослый знает его характер, интере¬сы, стремления.

Знает так, что по первым линиям и пятнам на листе может угадать, что задумано и в каком направлении этот ребенок способен реализовать свой замысел. Роль взрослого заклю¬чается не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы вместе с ребенком восходить к акту творчества.

Непременное условие занятий по изобразительному искус¬ству — атмосфера доверия и заинтересованного общения. Глав¬ный устроитель такой атмосферы — педагог, способный импро-визировать, перевоплощаться, использовать различные средства педагогического воздействия, применять эффективные формы и методы разговорного жанра при решении художественно-твор-ческих задач, вести диалоги с детьми по принципу «заниматель¬ного общения».

Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Доминирующими долж¬ны стать сказочно-игровые формы преподнесения нового матери¬ала, сказочные повествования, игровые ситуации, ролевые игры, ролевая гимнастика, игры-импровизации, элементы пантомимы! Перевоплощение ребенка в зрителя, художника, актера придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Современные подходы к развитию и воспитанию дошкольников дают возможность каждому педагогическому коллективу по-новому планировать и строить работу с детьми с учетом их возрастных, инди¬видуальных особенностей и интересов.

Каждый педагог поставлен сегодня в условия поиска более эффек¬тивных методов и приемов обучения, которые бы помогли лучше изу¬чать и анализировать каждого ребенка отдельно, как личность и детс¬кий коллектив в целом, раскрывать их возможности и особенности, выявлять творческий потенциал и создавать условия для его развития.

Творческая деятельность — это сложный процесс, который вклю¬чает в себя психологическую подготовленность детей, их психичес¬кую активность и целенаправленную поисковую деятельность.

Одним из важных условий развития творческой активности дош¬кольников является наличие определенной суммы знаний, умений и навыков, без которых ребенок не может реализовать свой замысел, выразить чувства, передать впечатления в любом виде деятельности и, особенно, в художественной изобразительной. В этом плане мудрую мысль высказал датский композитор Н. Гаде: "Много ли проку в том, что вам есть что сказать, если вы не знаете, как это сделать?".

В развитии творческой активности дошкольников в целом и каждо¬го ребенка в отдельности в разных видах деятельности необходимо разумное и квалифицированное руководство педагога.

Роль его на разных этапах работы с детьми в этом направлении не одинаковая:

— Активная, предполагающая прямое обучение и непосредствен¬ное участие педагога в этом процессе, когда дети только начинают при¬обретать знания, умения, когда их надо учить наблюдать и видеть, ана¬лизировать и обобщать увиденное, когда их надо вооружить необходи¬мыми способами и приемами изображения, нетрадиционной техникой создания образов, познакомить с разными материалами и т. д.

— Менее активная, когда воспитатель направляет свои действия на

активизацию опыта детей, на закрепление знаний, умений и навыков,

на организацию поисковой деятельности. На этом этапе работы с детьми педагог использует неполный, частичный показ способов изобра¬жения, примерные, вариативные образцы.

— Опосредованная. Действия воспитателя направлены на создание

условий, в которых бы дети могли самостоятельно реализовать свой

замысел, выразить в изобразительной, декоративно-прикладной дея¬тельности свои чувства, настроение, проявить интерес к тому или ино¬му ее виду. Дети оказываются в ситуации поиска решений. Педагог, не

осуществляя прямого руководства деятельностью детей, всячески спо¬собствует проявлению инициативы, творческой активности.

С каким бы этапом не была связана деятельность педагога, она дол¬жна быть построена так, чтобы каждый ребенок не чувствовал себя ограниченным рамками обязательного занятия и не ощущал постоян¬ного авторитарного давления взрослого.

В основу всех занятий-игр должны быть по¬ложены принципы воспитательно-образовательной работы в дошколь¬ных учреждениях, определенные базисной программой воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, а также дей¬ствующими в республике альтернативными программами. В соответ¬ствии с этим особое значение придается: ориентации педагога на личность ребенка, обеспечению условий, необходимых для проявле¬ния творчества детьми, обеспечению тесной взаимосвязи воспитатель¬ного процесса в детском саду с гуманистическими традициями народ¬ной педагогики, фольклором, национальным искусством.

Основными программными требованиями, в соответствии с про¬граммой, являются следующие:

— изучать и развивать интересы и склонности детей к разным видам художественной изобразительной деятельности;

— способствовать развитию личности ребенка, ее творческого потенциала средствами искусства, изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;

— создавать условия для развития интереса к овладению нетрадиционными средствами и способами в изобразительной деятельности;

— использовать разные формы организации художественной деятельности, современные технологии в процессе обучения и развития.

Обновлено 18.05.2012 14:23

Читать далее www.kirov.spb.ru

«Становление изобразительной деятельности

в дошкольном возрасте»

Изобразительная деятельность– это деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Это сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями.

Изобразительная деятельность ребенка изучается с разных сторон. Основные исследования сосредоточены главным образом на возрастной эволюции детского рисунка.

Выделяют два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительныйи изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

  1. Доизобразительныйэтап

1-я стадия– это стадия каракулей (ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ) .

Ребенок начинает замечать, что от того, что он "чиркат" на бумаге карандашом появляются следы и начинает получать от этого удовольствие. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш.

Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом.

Примерно через полгода малыш начинает следить за тем, ЧТО он рисует. Для взрослого разницы не видно, но для ребенка - это большой шаг в умении контролировать свои движения.

2-я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет)

Она мало отличается от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей "Это - папа" или "Я бегу", хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно.

Появление таких названий-рассказов в рисунках говорит о том, что малыш добрался до еще одного важного качественного изменения в мышлении. Он начинает связывать окружающий мир с тем, что у него получилось на бумаге!

Как же можно помочь ребенку на данном этапе? Просто рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.

  1. Чаще предлагайте ребенку порисовать. Для рисования лучше выбирать листы бумаги большого размера (можно предложить обратную сторону старых обоев) , но следите, чтобы не пострадали новые.
  2. Рисовать лучше красками.При правильном руководстве рисование красками развивает чувство цвета, позволяет ребенку выразить собственное эмоциональное состояние, а так же ими легче и интересней работать, чем с карандашом.
  3. Если рисунок ребенка ограничивается бессмысленными каракулями, то начать обучение рисованию нужно с узнавания в них знакомых предметов. Помогите ребенку. Если он нарисовал какую-либо округлую форму, подскажите: "Это мяч". Еще лучше не утверждать, а спросить: "Это у тебя мяч, да?" (или "Что это? Яблоко?") . Через некоторое время ребенок, случайно нарисовав аналогичную фигуру, уже сам будет называть ее мячом или яблоком.
  4. Так же следует чаще рассматривать с ребенком детские книги, разные предметы. Учить ребенка воспринимать форму рассматриваемого объекта. В этом поможет обведение контура предмета пальцем.
  5. Ребенок всё познаёт в игре, поэтому на данном этапе можно использовать следующие игровые моменты:

" Зажги огоньки в окнах". Взрослый рисует карандашом дом с большими окнами и предлагает ребенку "зажечь свет в окошках", закрасив их желтой краской."Следы на дорожке". Взрослый рисует "дорожку" (две параллельные линии) и говорит: " По этой дорожке прошел человек.

Давай нарисуем какие остались следы". Ребенок рисует "следы", прикладывая кисть боковой поверхностью к бумаге.

  1. Уже на этом этапе ребенка следует учить держать карандаш
  2. И еще,важно, чтобы малыш осознавал, что родителям очень нравятся его рисунки. Всегда нужно проситьмалыша рассказать, что он нарисовал,но ни при каких обстоятельствах не говорить, что, слон совсем не походит на слона и т.д. Удачные произведения следует оформлять и развешивать на стенах.

II. Изобразительный этап

1-я стадия:рисунки с примитивной изобразительностью (3-4 года)

В возрасте 3 лет дети начинают рисовать отдельные формы: линия, спираль, круг и т.п. Рисунки упрощены, что на них изображено можно угадать, но если вы спросите у самого художника, то в момент рисования это будет «зайчик убегает от волка», а через два дня «это мы с папой гуляем на улице» (забыл, что изображал) . Но ребенок уже хочет изобразить что-то конкретное, хотя желаемое от действительного может очень сильно отличаться.

В 4 года дети способны уже объединять отдельные формы в сочетания, знаменуя начало стадии предметного рисунка.

Первым рисунком обычно бывает человеческая фигура.

Рисунок фигуры человека у 3-летнего ребенка представляет собой круг или овал (голова) , к которому непосредственно присоединяются ноги. Постепенно к фигуре «головоногого» человека добавляются глаза, черточка, обозначающая рот или нос.

К 4 годам между головой и ногами появляется еще один овал или прямоугольник - туловище. В этом же возрасте дети начинают рисовать элементы одежды.

2-я стадия: стадия предметного рисования (4-5 лет)

В этом возрасте появляются схематичные детские рисунки. Сюжет и тему можно уже угадать по самому рисунку. Ребенок начинает стремиться нарисовать предметы с его физическими свойствами, объединяя их по смыслу.

Если говорить об изображении фигуры человека, то в 5 лет руки и ноги человечка дети начинают рисовать уже двойными линиями, а не палочками, как было до этого. Появляются ступни на ногах и пальцы на руках. К 6 годам количество деталей на рисунке еще более возрастает - дети часто рисуют уши, волосы, шею, иногда шляпку на голове.

3-я стадия:стадия синтетического способа изображения (6-7 лет) .

Эта стадия характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Одновременно обогащаются темы рисунков (интересные сюжеты с животными и людьми, пейзажи и т.д.)

Т.е. дети переходят от аналитического способа рисования к синтетическому.

При аналитическом способе рисования дети конструируют фигуру человека из отдельных частей, пририсовывая к ней, то одну деталь, то другую. При синтетическом способе фигура человека замысливается и изображается как единое целое: учитываются точные пропорции фигуры. Переход на синтетический способ рисования свидетельствует о развитии символического мышления ребенка, его способности изображать на рисунке то, что он видит в реальности.

На что же следует обратить внимание на этом этапе, чтобы детские рисунки были разнообразными, интересными и насыщенными?

  1. Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Продолжайте наблюдать, выделяя у предметов уже не только форму, но характерные особенности.
  2. При совместном рисовании чаще задавайте ребенку вопрос: А что еще есть у него (нее) есть? Постепенное обогащение исходного схематического изображения, побуждаемое вопросом ("А что еще у него (нее) есть?") , побуждает ребенка дорисовывать необходимые детали.
  3. Для развития воображения можно использовать следующую игру: Взрослый рисует на листе любую геометрическую фигуру (лучше начать с круга) и предлагает ребенку с помощью дорисовывания деталей превратить в какой-нибудь предмет. При «опредмечивании» ребенок в незавершенной фигуре усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее.
  4. На этом этапе дети должны самостоятельно и широко экспериментировать с материалом. У дошкольника изобразительные материалы своей фактурой, цветом, доступностью для манипулирования вызывают массу положительных эмоций и желание действовать. Поэтому для рисования хорошо бы использовать разнообразные материалы (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки, ручки и т.д.)
  5. Если с точки зрения родителярисунок может быть "неправильным", "некрасивым" не спешите поправлять нарисованное и учить ребенка как следовало нарисовать. Наберитесь терпения и дайте волю воображению ребенка. Т.к. творческое, художественное воспитание для дошкольника не в отработке навыков "правильного" рисования, а в "полете мысли и фантазии".

В завершении хотелось бы вспомнить слова Нины Павловны Сакулиной известного педагога в области художественного воспитания дошкольников:

« Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который приложат к любой области труда».

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Возникновение у детей изобразительной деятельности, ее развитие

Лепская Ю. М. воспитатель

МБДОУ детский сад № 18 г. Иркутска

Ум ребенка - на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.

В педагогической науке существует ряд исследований, посвященных развитию изобразительной деятельности у детей раннего возраста (Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, Л. Г. Лысюк, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Д. Э. Синюк, Е. А. Флерина) .

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников.

Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.

Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения.

Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез - все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением.

Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение - это создание новых образов на материале прошлых восприятий.

Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения. В связи с этим в процессе воспроизведения, в его успешности огромную роль играют воображение, объединяющее отдельные элементы рисунка в одно целое, а также полнота и устойчивость зрительных представлений об изображаемом.

С процессами восприятия и воображения тесно связано мышление человека. В процессе изобразительной деятельности формируется наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов.

Так же в процессе изобразительной деятельности активно формируется эмоциональная сфера ребенка. При правильном руководстве изобразительной деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.

В процессе рисования развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим.

Периоды (стадии) развития изобразительной деятельности у ребенка

Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль.

Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.

В раннем возрасте зарождаются такие продуктивные виды деятельности ребенка, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, их возникновение также связано с предметной деятельностью.

Большой интерес проявляют дети еще в раннем возрасте к движениям карандаша, ручки по листу бумаги, появление на нем следов изобразительной деятельности предшествует значительный подготовительный период, в течение которого они знакомятся с основными свойствами карандаша и бумаги, приобретают необходимых навыков и умений их использования.

Постепенно малыши учатся наносить карандашом штрихи на бумагу, писать каракули, усваивая изобразительную функцию рисования, т.е. начинают понимать, обладающие способностью воспроизводить на бумаге определенные предметы.

Начало рисования каракуль связан с манипулированием карандашом и бумагой. Ребенок подражает взрослым, водит карандашом по бумаге и начинает замечать следы на нем (слегка закругленные линии, часто прерываются, с одинаковым слабым нажимом) Вскоре он усваивает функцию карандаша как орудия, предназначенного для нанесения линий, ее движения становятся более точными, а каракули – разнообразными. Ребенок сосредоточивает на них внимание, начинает оказывать предпочтение одним каракуля над другими, повторять их многократно.

Развитие рисования в раннем возрасте связан с психическими достижениями ребенка. Одна и та же внешняя форма каракуль имеет разное значение для ребенка. По наблюдениям психологов ( Мухина и др.) , развитие значение каракуль преодолевает следующие стадии:

1) каракули как результат свободного манипулирования карандашом;

2) каракули как результат свободного манипулирования карандашом за визуальных ассоциаций с реальными предметами Название словом этих ассоциаций (графическое построение) приобретает значение знака;

3) каракули как запланированный знак реального предмета, который не несет в себе изобразительности;

4) каракули как специфический для изобразительной деятельности знак - графическое построение предмета

В завершение доизобразительной стадии должна появиться способность замыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизительно похожие на окружность, овал или угловато-округленную фигуру, которая локализует на листе некоторое особое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком.., т.е. чем-то реальным. Этим должна завершитьсядоизобразительная стадия детского рисования,

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный периодв развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер.Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который создает предпосылки ее своевременного появления, способствует обогащению сенсорики ребенка, формированию первых графических образов.

Изобразительный период начинается со стадии бесформенных изображенийили ассоциативных каракуль.

Стадия продолжается от 2,5 до 4 лет и поначалу мало отличается от предыдущей: на рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное.

Поиск содержания образа в каракулях — один из ведущих побудителей деятельности ребенка в этот период. В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному.

Объективного сходства с реальными предметами еще нет, но появляется замысел — представление будущего рисунка и способов его создания («нарисую машину, дом...») . Малыш черкает на листе и комментирует свои действия, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным. В этот период ребенок способен изобразить все.

Вторая стадия изобразительного этапа — стадия схем.Обычно она протекает в период от 3 до 6 лет, но может быть и более длительной, частично продолжаясь до 7—8 лет (параллельно с последующими стадиями) . Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрошенных схем, где изображаются лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа.

Часто они копируют рисунки друг друга (подсматривают схему) , встраивают свои рисунки и чужие и наоборот. На этой же стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники.

Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Правда, теперь это экспериментирование со способами и методами, а не с инструментами и средствами. Тенденция самовыражения в этой стадии превалирует для ребенка над изображением. Для него важен сам процесс.

Малыш рисует схематично, перечеркивая, стирая, изображая на одном листе несколько раз колобка, чтобы передать его передвижение и не понимает, почему взрослому не нравится его рисунок — ведь он так веселился, его не интересовало качество изображения.

Третья стадияправдоподобных изображенийу большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным.

Дети любят рисовать по лекалам, раскрашивать книжки-раскраски. Рисунки дошкольников по-прежнему представляют собой только контуры предметов. Все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом.

У некоторых детей остается прозрачность рисунка: например, у девочки в руках может быть изображена сумочка и прорисованы все предметы, лежащие в ней. Впервые появляются предметные, а не сюжетные рисунки.

Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности.

Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, но такое усвоение при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно. Следует заметить, что дети, не прошедшие полностью все стадии развития детского рисунка в дошкольномвозрасте, испытывают значительные затруднения при обучении письму. Помимо этого, дети, как правило, хуже читают и не умеют описать предложенную им картинку.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Изобразительная деятельность на разных этапах развития ребенка является мощным стимулом его психического развития и формирования его личности.

2. Предпосылки изобразительной деятельности закладывается именно в раннем возрасте на основе достаточной зрелости психомоторного развития ребенка, а дальнейшее вызревание и развертывание собственно изобразительной деятельности способствует совершенствованию высших психических функций и нормативному социальному и эмоционально – личностному развитию ребенка.

3. В период раннего детства нормальное психическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка возможно только в специально созданных взрослым условиях, в развернутой совместной деятельности «ребенок – взрослый». Формирование всех видов детской деятельности (в том числе изобразительной) происходит только под влиянием позитивной социальной ситуации развития.

Литература

  1. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.:Педагогика, 1981
  2. ПавелкоР.. ВДетскаяпсихология: учеб пособие для вузов работастуд /РВПавелко, ОПЦигипало- М.: Академ-выдал, 2011г.
  3. КосминскаяВ.Б.идр."Теорияиметодикаизобразительнойдеятельностивдетскомсаду"М., «Просвещение»,1977г.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста

    Развитие воображения и фантазии у детей среднего и старшего дошкольного возраста Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сто...

  • Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

    Основы познавательного развития детей дошкольного возраста Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Невозможно переоценить значе...

  • Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста

    Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Тема:«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»....

  • Развитие креативности у детей дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте курсовая

    «Роль изобразительного искусства в жизни дошкольника». Реферат В психологических и педагогических исследованиях, раскрывающих особенности изобразительной деятельности в развитии личности детей до...

  • Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте

    Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческ...

  • Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив...

  • Виды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изо...

  • Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста

    Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Выступление-презентация на педсовете Презентация «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» 1 слайд. «Какая ты невнимательная! », «Ты все вре...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...