Стратегия развития дошкольного образования на современном этапе

Стратегия развития ДОУ на переходный этап к ФГОС. Доклад на республиканское августовское совещание

Добрый день, уважаемые участники августовского совещания. Наш детский сад №85 «Золотой ключик» является также пилотным детским садом по реализации ФГОС ДО

Для поэтапного перехода нами была разработана «Дорожная карта» по внедрению ФГОС ДО по 5 направлениям:

1. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое

2. Организационное

3. Кадровое

4. Финансово-экономическое

5. Информационное

Введение ФГОС требует определения стратегии и систему мер, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО.

Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2016 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Эти направления определены тематическими блоками: «Управление», «Кадровый потенциал», «Ребенок», «Родитель», «Здоровье», «Безопасность», обеспечивающими участие в реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума. Блоки взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.

Стратегическая цель нашего учреждения лежит в: создании воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Тактические цели учреждения: прежде всего это -

1. Повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью учреждения.

Основные задачи затрагивает тематические блоки:

1. Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях деятельности в режиме развития (блок «Управление») .

2. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения (блок «Кадровый потенциал»).

3. Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, включения в практику работы новых форм дошкольного образования (блок «Ребенок») .

4. Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (блок «Родитель») .

5. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (блок «Здоровье») .

6. Привести в соответствие с требованиями ФГОС предметно-развивающую среду и материально-техническую базу учреждения (блок «Безопасность») .

Для полноценного развития детского сада встала перед нами необходимость в разработке плана развития (2014-2019гг) на перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного перехода к ФГОС.

При этом моделью в нашем понимании будет выступать система пространств ДОУ, фиксирующих развитие участников образовательного процесса во взаимодействии, а также показатели их взаимосвязанной деятельности.

Мы считаем, что в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Для успешной работы с родителями наши педагоги придерживаются принципов взаимодействия как:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Также достичь положительных результатов по развитию детей дошкольного возраста было бы невозможно без активного взаимодействия дошкольного учреждения с социумом.

Для социализации детей детского сада и создания открытой системы мы стараемся поддерживать связь с общественностью, учреждениями образования, здравоохранения и др. Педагогический коллектив строит свою работу по развитию детей в тесном контакте с внешними организациями, круг, которых расширяется с каждым годом. Со всеми ними дошкольное образовательное учреждение заключает договоры о сотрудничестве.

Результаты взаимодействия с социокультурными центрами города позволяет нам:

• направить образовательный процесс на решение сложных проблем;

• улучшить образовательную работу с детьми (одаренными детьми, а также с детьми, испытывающими трудности в обучении и воспитании) ;

• всю работу по формированию и укреплению физического, психического и духовного развития проводить в тесном контакте со специалистами социокультурных, образовательных учреждений.

Мы считаем, что изменение в первую очередь должно начинаться с педагогического состава, в связи с этим в годовой план ДОУ мы включили работу над мотивационно-психологической и теоретической готовностью внедрения ФГОС ДО.

Планируем разработать проект «Успешный воспитатель», который будет ориентирован на индивидуальный маршрут повышения уровня профессиональной компетентности педагогов учреждения, и, в свою очередь, способствующего повышению качества образовательной услуги.

Как желаемый результат, мы видим воспитателя - организатором и активным помощником.

Личность может воспитать, только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада.

Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит и от созданий условий для его реализации.

Принципы построения предметно-развивающей среды:

• насыщенность;

• полифункциональность;

• трансформируемость;

• вариативность;

• доступность;

• безопасность.

Предметно-развивающую среду мы постарались организовать таким образом, чтобы максимально обеспечить полноценное развитие личности детей по всем основным образовательным областям, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Условно разделили предметно-развивающую среду на 8 блоков, которые вы видите на слайде.

1. эмоционально-рефлексивный;

2. культурно-коммуникативный;

3. духовно-эмоциональный;

4. спортивно-оздоровительный;

5. практически-действенный;

6. художественно-преобразующий;

7. интеллектуально-познавательный;

8. опытно-экспериментальный.

Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу поступили различные программы, а какие утвердят, мы пока не знаем.

Стараемся на данный момент обучить педагогов на курсах, семинарах проводимых ЯПК, ИРОиПК, АПКиППРО.

Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т. е. та, классно-урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Мы считаем что, принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей.

Наряду с этим существует ряд проблем, одним из главных проблем внедрения считаем нехватка денежных средств. Надеемся на нормативно-подушевое финансирование, мы тогда сможем решить проблему приобретения УМК.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Разработка стратегии развития образовательного учреждения на современном этапе - Документ

Анна Шмаина-Великанова о новых мученикахДокумент Предлагаемое вашему вниманию сообщение несколько отклоняется от основной темы конференции. Оно не содержит никаких исторических фактов и представляет...полностью>>Список специализаций специальности «Судовождение»Документ эксплуатацию судов морского и внутреннего водного транспорта, рыбопромыслового и технического флотов, судов освоения шельфа и плавучих буровых устано...полностью>>Список специализаций специальности «Судовождение»Документ эксплуатацию судов морского и внутреннего водного транспорта, рыбопромыслового и технического флотов, судов освоения шельфа и плавучих буровых устано...полностью>>Список специализаций специальности «Судовождение»Документ * В скобках указаны часы, выделенные на реализацию дисциплины Физическая культура сверхнормативно определенного часового эквивалента для двух зачетны...полностью>>Список специализаций специальности «Судовождение»Документ * В скобках указаны часы, выделенные на реализацию дисциплины Физическая культура сверхнормативно определенного часового эквивалента для двух зачетны...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:176

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

В инновационном сценарии развития страны системе российского образования отведена особая роль – движущей силы системных изменений в экономике и обществе. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства.

О подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

Каким же должно быть общее образование на современном этапе, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

Эти вопросы волнуют нашу школу, также как и множество других образовательных учреждений России.

Анализ выполнения Программы развития школы, наличие существенных проблем в организации ее деятельности, не всегда удовлетворительные с точки зрения современного социального заказа результаты образовательного процесса поставили педагогический коллектив перед необходимостью разработки Стратегической программы развития и обновления всех основных компонентов, характеризующих современное общеобразовательное учреждение.

Важнейшие ценностно-смысловые представления коллектива школы, понимание места школы в становлении и развитии человека как личности, субъекта деятельности и общения, своей неповторимой индивидуальности — осмысление всего этого является важнейшим этапом работы над разработкой Стратегии развития образовательного учреждения на современном этапе.

Несмотря на то, что стратегия развития нашего образовательного учреждения носит инновационных характер, педколлектив понимает значимость опыта, накопленного за многолетнюю историю существования школы, является преемником всего ценного, современного и значительного, чего уже достигла школа.

В ходе разработки Стратегии развития была определена главная задача школы на современном этапе - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Современная школа призвана воспитать личность инициативную, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения. Следовательно, ключевой характеристикой школьного образования на современном этапе становится не передача знаний и технологий, а формирование творческих компетентностей.

Современная школа должна удовлетворить заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования мы понимаем достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.

Стратегия развития школы определяется решением следующих задач.

Организационные задачи:

  • Разработка принципов, стратегии, дошкольного образования (объединение Филиппок)

  • Продолжение внедрения в практику работы школы многопрофильного обучения;

  • Продолжение внедрения в практику работы школы параллельного обучения на третьей ступени (на договорной основе с НГАУ Агротехнологический спецкласс; с ТУСУР «Школьный университет»)

  • Разработка системы психолого-педагогического определения и анализа дифференцированных склонностей, способностей и интересов учащихся; комплектование профильных групп на третьей ступени на основе интереса учащихся с учетом рекомендации психолого-педагогического консилиума, заявления родителей;

  • Формирование творческих групп учителей, мотивированных на работу по новым технологиям в режиме расширения образовательных компонентов школы;

  • Разработка учебных планов, элективных курсов, программно-методического обеспечения, входящих в обновленную структуру образовательной среды.

Нормативные задачи:!

  • Разработка локальных актов, регулирующих деятельность новых компонентов образовательной среды школы;

  • Организация экспертизы с последующим визированием разработанных учителями элективных курсов, программ ДО, расширяющих образовательные возможности школы;

Концепция стратегии развития школы !

«Современная школа XXI века призвана способствовать формированию индивидуальных образовательных маршрутов для детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами через развитие поливариативных компонентов образовательной среды». !

Основная идея стратегии:

Образовательная среда школы должна иметь много вариантные компоненты, позволяющие каждому ребенку сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, удовлетворяющего потребность в получении качественного образования. !

Следующим шагом является разработка стратегических направлений развития. В качестве приоритетных мы выделили следующие направления:!

1. Сохранение здоровья обучающихся и сотрудников ОУ.

Использование здоровьесберегающих технологий организации учебно-воспитательного процесса (Направления основных усилий: администрации ОУ – НОТ педагога, гигиенически грамотное расписание уроков и занятий дополнительного образования; учителей-предметников – грамотное дозирование учебной нагрузки школьников на уроке, при выполнении домашнего задания; классных руководителей – воспитание культуры здоровья, подключение родителей школьников к программе здоровья; школьного психолога - оптимизация психологического климата в школе и классах, диагностика индивидуальных особенностей учащихся; учителя физкультуры - укрепление здоровья учащихся средствами физкультуры; фельдшера – экспертиза и мониторинг здоровья учащихся) .

  • Сохранение и дальнейшее развитие психологически-здоровой микросреды для всех участников образовательного процесса.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований Са НПина при организации учебно-воспитательного процесса
  • Содержание в работоспособном состоянии всех жизнеобеспечивающих систем ОУ.
  • Охват не менее 80% обучающихся и сотрудников горячим питанием (как за счет бюджетных и благотворительных средств, так и за счет средств родителей и сотрудников)

2. Модернизация учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Модернизация учебно-воспитательного процесса на первой ступени обучения (1-4 классы) .

  • Включение учителей, учащихся и родителей в процесс освоения ФГОС НОО (Федерального государственного образовательного стандарта начального основного обучения) (обучение педагогов, изменение нормативно-правовой базы, изменение функциональных требований к педагогам) .
  • Перестройка образовательного процесса основного и дополнительного образования.
  • Освоение и реализация методов формирования и оценки универсальных учебных действий.
  • Интеграция процессов воспитания и социализации учащихся.
  • Изучение и апробация методов согласования участников образовательного процесса.
  • Разработка и апробация программ дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
  • Контроль качества образования (независимая оценка) .

Модернизация учебно-воспитательного процесса на второй ступени обучения (5-9 классы) .

  • Реализация системы курсов по выбору в 9 классах, создающей предпосылки для рационального, осознанного выбора выпускником основной школы и его родителями дальнейшей образовательной траектории.
  • Введение системы социальных проб и практик, проектной и исследовательской деятельности учащихся для развития индивидуальной и коллективной самоорганизации.
  • Формирование классов углубленного изучения русского языка и математики.
  • Разработка и апробация программ дополнительного образования для учащихся 5-9 классов, создающих им условия для осознанного выбора предпрофиля и профиля в дальнейшем.
  • Контроль качества образования (независимая оценка) .

3. Модернизация учебно-воспитательного процесса на третьей ступени обучения (10-11 классы) .

  • При наличии 2-х классов в параллели сохранение на базе универсального профиля профильных групп физико-математической и гуманитарной направленности в одном из них и открытие естественно-гуманитарного профиля в другом.
  • освоение педагогами базового и профильного стандартов, соответствующих УМК и систем оценивания.
  • Разработка системы подготовки учащихся к ЕГЭ с учетом уровня их индивидуальных знаний по предмету, особенностей психологического и личностного развития и целей дальнейшего самоопределения.
  • Контроль качества образования (независимая оценка) .

3. Организационная культура ОУ - начало, объединяющее всех участников образовательного процесса.

  • Единообразие стилевого оформления учебных кабинетов, коридоров и рекреаций ОУ.

  • Соблюдение единых требований к внешнему виду учащихся.

  • Соблюдение единых требований к внешнему виду педагога.

  • Сохранение и развитие традиций, признанных и разделяемых всеми участниками образовательного процесса (День знаний, Вечер встречи выпускников, праздник Последнего звонка, Звездный час и т.д.) .

  • Коллегиальное принятие решений по основополагающим вопросам деятельности ОУ (Участие в решении таких вопросов всех объединений самоуправления в ОУ) .

  • Сохранение постоянного состава педагогического коллектива в течение максимально возможного времени.

  • Сохранение и дальнейшее развитие системы стимулирования учащихся и педагогов в их стремлении к достижениям и успехам.

. 4. Воспитание Человека в человеке.

  • Воспитание как формирование духовно-нравственной личности в процессе совместного осмысления педагогом и учеником исторического и культурного наследия человечества, в процессе совместного проживания школьной действительности, изменений, происходящих в современном обществе.

  • Воспитание как формирование психологического здоровья: воспитание атмосферой содружества, взаимопонимания, уважения к Личности каждого участника образовательного процесса (Идеал психологического здоровья: открытый для общения с окружающими, социально адаптированный, адекватно критичный, интеллектуально-продуктивный, владеющий своим телом, чувствами и эмоциями, креативный) .

  • Воспитание в процессе обучения: «Каждому уроку – общечеловеческое начало!».

  • Воспитание в процессе совместной внеурочной деятельности педагога и ученика: нет более сильного воздействия, чем воздействие личным примером.

  • Воспитание коллективом.

У нас есть все основания для того, чтобы справиться с решением основных задач, обозначенных в стратегии развития школы.

В школе работают профессионально-компетентные педагоги, владеющие современными технологиями, поддерживающие принципы педагогики сотрудничества, активно участвующие в инновационных процессах и внедряющие их в образовательное пространство.

В школе создана система дополнительного образования детей ,обеспечивающая развивающую, образовательную и воспитательную функции. максимальное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся, родителей и социума.

Школа активно сотрудничает с родителями и социальными партнерами, привлекая их к определению основных направлений развития школы, совместной деятельности по образованию и развитию детей.

В школе работает профессиональная команда управленцев, эффективно решающая задачи развития образовательной системы в школе, владеющая знаниями менеджмента в образовании.

Главная стратегия развития – это стратегия концентрированного роста, имеющая системный характер, затрагивающая все стороны образовательного учреждения, предполагающая создание конкурентного преимущества на основе оптимизации образовательного процесса.

Стратегия школы является:

¦ проблемно-ориентированной, четко нацеленной на решение выявленных актуальных проблем школы с таким расчетом, чтобы не создать при решении имеющихся проблем новых, еще более сложных;

¦ хорошо спланированной, реалистической и выполнимой; просчитанной по ресурсам и времени;

¦ понятной, привлекательной и мотивирующей;

¦ объединяющей людей, создающей новые связи;

¦ демонстрирующей ясный выбор основных приоритетов;

¦ гибкой и адаптивной, открытой к изменениям (включая наличие запасных и компенсирующих вариантов) ;

¦ чувствительной и открытой к изменениям;

¦ ориентированной на индивидуальность своей школы, ее возможностей, организационной культур;

¦ контролируемой, позволяющей осуществить конкретный анализ и оценку.

В рамках выбранной стратегии определены области для обновления:

• все ступени школы : начальная, основная, старшая;

• образовательная система в целом и ее подсистемы — обучения и внеклассной воспитательной работы;

• содержание, технология и организация образования;

• кадры, персонал школы;

• области других ресурсов и ресурсного обеспечения школы;

• внешние связи;

• система управления.

Успешное решение стратегических задач возможно только при условии их разумного распределения по времени и наличия необходимого ресурсного и управленческого сопровождения. Шагом в этом направлении является выделение основных этапов реализации стратегии , которое позволяет показать, кто, вместе с кем, что именно, в какие сроки, в какой последовательности и с какими ожидаемыми результатами должен делать для достижения общих устремлений школы.

Таким образом, стратегия из набора вдохновляющих идей превращается в конкретный план реализации, который составляет одну из важнейших частей Программы развития образовательного учреждения.

Этапы реализации стратегии развития

I этап (2010-2011 учебный год) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Диагностика исходного состояния ,выявление проблем.

  1. Диагностика образовательных возможностей и потребностей.

  2. Проведение проблемно-ориентированного анализа внешней и внутренней среды.

  3. Анализ социального заказа.

Подробней refdb.ru

Дата: 09.01.2014 год

Тема: «Стратегия развития современного образования»

В инновационном сценарии развития страны системе российского образования отведена особая роль. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование зависит благосостояние всех будущих поколений.

Каким же должно быть общее образование на современном этапе, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

Основная цель стратегии– повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Соответствие требованиям инновационного развития и современным потребностям общества и каждого гражданина предполагает:

  • Определение требований инновационного развития к образованию;
  • Определение потребностей общества и каждого гражданина в области образования;
  • Установление необходимого или приемлемого соответствия образования этим требованиям.

Для достижения стратегической цели необходимо решить четыре основные задачи:

  • Обеспечение инновационного характера базового образования;
  • Модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
  • Создание современной системы непрерывного образования;
  • Формирование системы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Источник nsportal.ru

Модернизация системы дошкольного образования на современном этапе | pandia.ru

Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

Видео.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Константинова Светлана Николаевна,

воспитатель ГБОУ д\с № 000,

г. Москва,

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются эмоционально-волевые качества и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.

В условиях социокультурной модернизации системы дошкольного образования большое внимание уделяется проблемам стандарта качества дошкольного образования. А именно:

- формированию в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка;

- широкому использованию информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей;

- расширению социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона) ;

- диверсификации спектра дополнительных образовательных услуг;

- развитию механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования направлено на развитие детей дошкольного возраста, адекватное возрастным особенностям. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений.

Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.

Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог–психолог, педагог–технолог”.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога.

Одним из важнейших направлений работы с детьми-дошкольниками является работа с теми из них, кто не посещает дошкольные образовательные учреждения. Учитывая тот факт, что в настоящее время существует явный дефицит мест в дошкольные образовательные учреждения, это направление приобретает особую актуальность.

При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.

Для решения этой проблемы создаются новые формы дошкольного образования: Центры игровой поддержки ребёнка (ЦИПР) , Консультативные пункты (КП) , Лекотеки и Службы ранней помощи (СРП) для детей, воспитывающихся в условиях семьи и родителей (законных представителей) .

ЦИПР, КП, Лекотеки и СРП создаются как самостоятельные структурные подразделения государственных дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка) осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

Главной целью деятельности ЦИПР является подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ.

На ЦИПР возглавляются следующие задачи:

- оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе игровой деятельности;

- ознакомление родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств и игрового оборудования (далее по тексту ИСО) ;

- обучение родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ способам применения различных ИСО, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

- консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава ИСО, правилам их подбора.

Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

Лекотеки организуются для детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Деятельность Лекотеки направлена на оказание квалифицированной коррекционной и терапевтической помощи детям с особыми образовательными потребностями и их родителей, а также на психолого-педагогическое сопровождение таких семей в целом.

Содержание и методы деятельности ЦИПР, КП, Лекотек и СРП определяются программой образовательного учреждения, в котором они находится, программами дополнительного образования, индивидуально - ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми ДОУ.

ЦИПР, КП, Лекотеки и СРП призваны осуществлять взаимодействие ДОУ с медицинскими учреждениями, центрами психолого-педагогической поддержки, муниципалитетами и другими организациями.

Таким образом, организация новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования является не только возможным, но и перспективным способом сохранения и развития сети ДОУ. Это позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения. Вариативность форм обучения и воспитания будет способствовать увеличению количества детей, которые смогут получить качественное образование на базе ДОУ, что имеет существенное значение для построения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Новые формы обучения и воспитания детей ни в коей мере не следует рассматривать как альтернативу уже имеющимся. Значительную часть родителей устраивает режим работы ДОУ полный день и круглосуточный.

Принципиально важно, что и при сокращении времени пребывания детей в ДОУ должно обеспечиваться их развитие по всем основным направлениям (познавательное, художественно-эстетическое, социально-эмоциональное, физическое) в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования. Главная тенденция, которая отчетливо прослеживается, – дошкольное образование повысило свой статус во всем мире и стало предметом национальной политики. Российская система дошкольного образования признана международным сообществом как одна из эффективных систем образования детей младшего возраста.

Делитесь:

Авторские праваХочу стать автором

Образование в архивах:

Ссылка на источник pandia.ru

Другие статьи по теме:

  • Проблемы и тенденции развития дошкольного образования

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Программа развития дошкольного дополнительного образования

    Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников «Логическая азбука» Ценность дошкольного возраста в развитии личности – неоспоримый факт. Несомненно, очень важ...

  • Дошкольное образование на современном этапе развития общества

    Педагог дошкольного образования в современном мире: решение задач по развитию речи детей. В последнее десятилетие по мере стабилизации ситуации в российском обществе значительно возросло внимание...

  • Проблемы дошкольного образования на современном этапе

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Что характеризует современное содержание дошкольного образования

    Современная система воспитания дошкольника Современная система отечественного дошкольного воспитания строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на п...

  • Вклад в развитие отечественного дошкольного образования таблица

    ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ - Страница 5 ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИЕ НАУКИ . В истории педагогической мысли ведущее место по праву принад...

  • Современные проблемы дошкольного образования

    Актуальные проблемы современного дошкольного образования Настоящее эссе является личным мнением и позицией автора. При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определения ряда...

  • Области развития по фгос дошкольного образования

    Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования Уважаемы коллеги! Нашла в одной замечательной книге данную информацию, надеюсь, я не одна в этом нуждалась. В связи с введение...

  • Современное дошкольное образование

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Современное дошкольное образование в россии

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Современная система дошкольного образования в россии

    Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесп...

  • Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

    Педагогические технологии в дошкольном образовании Образовательные технологии и педагогические технологии В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупн...

  • Перспективы развития дошкольного образования

    О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС Доклад на тему: «О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта». Методист МД...

  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

    Целевые ориентиры как результат освоения основной образовательной программы Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств...