Воспитатель детей дошкольного возраста обучение

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

1. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

2. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

3. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Проблема: не сформированность связной речи у детей. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. » Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволят детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных и птиц используется дом, а для обозначения диких животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы – схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР.

4. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. одним из факторов облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

5. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

6. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Цель работы:

-знакомство детей с методом мнемотехники;

- развитие связной через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов;

- развитие памяти, через рассказывания стихов.

7. Мнемотехника, как и любая работа, строится от простово к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов (рисунок, последовательно переходим к мнемодорожкам (рисунок, и позже к мнемотаблицам (рисунок) .

8. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

9. Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

10. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

11. Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, использую для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

12. Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

13. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы.

14. Творческие рассказы. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

15. Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

16. При ознакомлении с художественной литературой я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в последующем – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым.

17. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

- рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- пересказ по заданной теме.

19. Этапы работы со схемой моделью:

- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами;

- учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда) – если дети умеют читать;

.

- самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему- модель. Использовать схему – модель как план рассказа.

- закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.

20. Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

- у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;

- расширился круг знаний об окружающей жизни;

- активизировался словарный запас;

- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Всё перечисленное – это только определённые виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. Считаю, чем раньше мы будем использовать метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Прикреплённые файлы:

111_sejn8.ppt | 1268,5 Кб | Скачан: 160
www.maam.ru

детей с нарушением слуха Огирева Л. В.

Конспект дидактической игры с элементами сюжета «Утро куклы».

Цель: укреплять интерес к игре с куклой, закреплять навыки игры с ней, упражнять в аналитическом чтении, активизировать словарь детей.

Программные задачи:

  • учить детей производить несколько связанных между собой действий;
  • продолжать обучать выполнению элементарных действий по словесной инструкции с опорой на табличку;
  • закреплять названия одежды, посуды, частей тела, предметов гигиены, проговаривая их устно-дактильно с опорой на табличку;
  • закреплять дифференцирование понятий вымой-вытри, возьми-поставь, положи;
  • точно выполнять поручения воспитателя;
  • закреплять умение правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
  • побуждать детей пользоваться речью в процессе игры;
  • развивать память, внимание;
  • воспитывать умение правильно вести себя во время игры, желание играть с куклой.

Оборудование: кукла, кукольная кровать, постельные принадлежности, кукольная посуда, тазик с водой, мыло, салфетка, кукольное платье, туфли, наборное полотно, таблички.

Методические приёмы: организационный момент, сюрпризный момент, поручения к детям, игровые действия, итог.

Речевой материал: активный: привет, пока, кукла, каша, чай, на, ешь, пей;

пассивный: будем играть, кровать, одеяло, подушка, простыня, чашка, ложка, тарелка, чайник, кастрюля, салфетка, мыло, вода, руки, ноги, лицо, платье, туфли, надень, вымой, вытри, возьми, поставь, положи, будет делать зарядку, будет умываться, будет завтракать, пойдёт заниматься, спасибо, молодец, вверх, вниз, прыгайте.

Ход игры:

1. Организационный момент. «Дружба начинается с улыбки».

Дети встают в круг взявшись за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.

2. Игровые действия. Воспитатель говорит им, что сейчас они будут играть, одновременно показывает табличку «Будем играть». Воспитатель на цыпочках идёт в игровой уголок и зовёт за собой детей: «Идите ко мне».

Подойдя к кукольной кровати, воспитатель говорит детям: «Тихо!» Показывает рукой на спящую куклу, спрашивая: «Кто это?» дети отвечают с опорой на табличку «кукла». Воспитатель обращается к детям: «Что делает кукла?» Дети прочитывают табличку.

Затем воспитатель показывает другую табличку: «Кукла спит». Дети читают устно-дактильно.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает постельные принадлежности на кукольной кровати. Дети читают устно-дактильно таблички: «подушка, простыня, одеяло». Далее воспитатель спрашивает детей: «Как зовут куклу? Как вы думаете? Не знаете?

Я знаю. Куклу зовут Оля». Дети прочитывают табличку у-д.

Воспитатель говорит детям, что наступило утро, кукле пора вставать. Дети все вместе говорят кукле, прочитывая табличку: «Оля, встань!» Кукла встаёт, воспитатель спрашивает детей «Что дальше? Что будет делать кукла?» Показывает табличку « Кукла будет делать зарядку», зовёт детей на ковёр. Дети вместе с куклой делают зарядку (руки вверх, вниз, в стороны, наклон, прыжки) .

Воспитатель хвалит детей за то, что они помогли кукле сделать зарядку. Опять спрашивает детей, что кукла будет делать дальше.

Воспитатель показывает детям табличку «Кукла будет умываться». Все вместе подходят к столу. На столе стоит тазик с водой, лежит мыло, салфетка. Дети повторяют название частей тела и предметов гигиены, которые находятся на столе (находят нужную табличку на наборном полотне, которое стоит рядом) .

Затем воспитатель даёт поручения по очереди каждому ребёнку: «Вымой лицо кукле, вытри лицо кукле, вымой руки кукле, вытри руки кукле». Перед тем как выполнить действие, ребёнок прочитывает поручение на табличке устно - дактильно.

Когда кукла умыта, воспитатель обращает внимание детей на наборное полотно, там две таблички «кукла чистая и кукла грязная». Воспитатель просит выбрать нужную табличку, если дети затрудняются, помогает сам. Все вместе читают табличку «кукла чистая».

Хвалит детей за то, что хорошо умыли куклу. «Что дальше? Что теперь будет делать кукла?», спрашивает детей воспитатель. Показывает табличку «Кукла будет одеваться».

Дети снова возвращаются в игровой уголок.

Воспитатель в устно-письменной форме даёт поручение ребёнку «Надень кукле платье, надень туфли», тот прочитывают поручение и выполняет. Кукла одета, воспитатель вновь спрашивает детей: « Что теперь будет делать кукла?» Показывает табличку «Кукла будет завтракать».

Педагог привлекает внимание детей к тому, что в комнате куклы есть стол, стул и предлагает посадить куклу за стол позавтракать. Рядом с кукольным столом стоит наборное полотно с табличками и небольшой столик с кукольной посудой. Дети подходят к столику с посудой и повторяют её название, находя нужную табличку на наборном полотне.

Воспитатель обводит рукой все рассмотренные предметы и говорит детям, что это «посуда», которая нужна для завтрака кукле. Дети прочитывают это слово по табличке у-д.

Затем воспитатель даёт каждому ребёнку устно-письменное поручение «возьми чашку, поставь чашку, возьми ложку, положи ложку, возьми тарелку, поставь тарелку, возьми салфетки, поставь салфетки». Дети читают поручение и выполняют его. Воспитатель помогает детям и сам ставит на стол чайник и кастрюлю.

Дети по очереди кормят куклу, поят её чаем. В процессе кормления действия оречевляются: «на, ешь, на пей». Воспитатель уточняет вместе с детьми, что ест кукла: «тут каша, тут чай», обращает внимание детей, во время кормления куклы, как надо правильно держать ложку, кормить аккуратно, по окончании еды вытирать кукле рот салфеткой.

Кукла накормлена, благодарит детей «спасибо». Воспитатель сообщает детям, что кукла пойдёт заниматься. Кукла прощается с детьми «пока».

Воспитатель выносит её из группы.

3. Итог: Воспитатель спрашивает детей, показывая табличку «Что мы делали?» Дети находят нужный ответ и прочитывают: «Мы играли». Педагог ещё спрашивает: «А ещё что делали?» (слушали, говорили, читали) .

Воспитатель даёт оценку каждому ребёнку. «Молодец. Хорошо играл». В следующий раз мы с вами ещё поиграем с куклой.

Конспект дидактической игры с элементами сюжета: «Накорми куклу и одень на прогулку» в группе 2-го года обучения.

Цель: учить детей производить связанные между собой действия, учить аналитическому чтению, закреплять названия посуды и одежды, закреплять навык глобального чтения, активизировать словарь.

Программные задачи:

  • закрепить названия посуды и одежды, проговаривая их устно-дактильно с опорой на табличку;
  • упражнять в различении слов, обозначающих действия с предметами (возьми, поставь, дай, убери) ;
  • дифференцировать понятия одень-сними;
  • побуждать детей пользоваться речью в процессе игры;
  • развивать память, внимание;
  • воспитывать умение правильно вести себя во время игры, желание играть с куклой.

Оборудование:

кукла,кукольная посуда (чашка, ложка, тарелка, чайник) , салфетки, муляжи печенья и конфет, кукольная одежда, таблички, наборное полотно, коляска кукольная, небольшой стол и кукольные стульчики.

Методические приёмы:

организационный момент, сюрпризный момент, поручения к детям, игровые действия детей, итог.

Речевой материал:

активный - чашка, на, ешь, пей, привет, пока;

пассивный - будем играть, кто это?, возьми чашку, поставь чашку, положи, дай, убери, салфетка, посуда, штаны, кофта, шапка, куртка, шарф, носки, сапоги, варежки, одежда, надень, сними, кукла пойдёт гулять, накорми куклу, напои куклу, молодец, спасибо, что мы делали?, мы играли, хорошо.

Ход игры:

1. Организационный момент.

Детистоят на ковре. Воспитатель говорит им, что сейчас они будут играть, одновременно показывает табличку «Будем играть». Стук в дверь.

Воспитатель: « Посмотрим, кто это стучит?» Идёт к двери, вносит в группу куклу.

-«Ой, какая красивая! Кто это?»

Дети - «Кукла». (устно-дактильно) Воспитатель просит детей поздороваться с куклой.

Дети – «Привет» (устно-дактильно, с опорой на табличку) . Машут рукой.

2. Дидактическое упражнение «Назови, что это?»

Воспитатель сажает куклу за столик и предлагает детям накормить гостью, обращает внимание детей на кукольную посуду, которая стоит на столе. Дети подходят к столу.

Воспитатель предлагает детям вспомнить названия посуды. Дети находят нужную табличку на наборном полотне, стоящем рядом, все вместе проговаривают названия посуды устно-дактильно. (чашка, ложка, тарелка…)

2. Поручения к детям. Затем воспитатель даёт поручения каждому ребёнку (устно-письменная инструкция- табличка) .

Воспитатель: «Возьми тарелку, поставь кукле» и т.д.

Когда посуда вся приготовлена, воспитатель предлагает накормить куклу.

Воспитатель: «Дай кукле кашу». «Скажи кукле - на, ешь», при этом показывает таблички.

Ребёнок прочитывает табличку устно-дактильно и выполняет поручение. Дети по очереди кормят куклу.

Воспитатель обращает внимание детей на правильное пользование ложкой, салфеткой, напоминает детям, что кукла должна есть аккуратно. Кукла накормлена, благодарит детей «спасибо».

Воспитательговорит детям: «Сейчас кукла пойдёт гулять», показывает табличку «кукла пойдёт гулять».

Предлагает детям одеть куклу, потому что на улице холодно. Показывает табличку «на улице холодно». Дети проговаривают приближенно.

Дети подходят к столу, на котором лежит одежда. Они повторяют названия одежды, с опорой на таблички. Воспитатель говорит одному из детей.

Воспитатель: «Сними кукле туфли».

Ребёнок проговаривает по табличке поручение устно-дактильно и выполняет.

Далее воспитатель предлагает другому ребёнку: «Возьми штаны, надень кукле штаны», одновременно показывая табличку.

Ребёнок проговаривает инструкцию по табличке, выполняет действие. Если затрудняется, воспитатель просит помочь детей. Так дети постепенно выполняют поручения в определённом порядке: надень кофту, надень шапку, надень сапоги и т.д.

Перед тем как надеть, дети проговаривают каждый предмет одежды устно-дактильно, с опорой на табличку.

Воспитательговорит детям:

- «Молодцы, верно одели куклу, она благодарит вас».

Дети сажают куклу в коляску, и воспитатель увозит её из группы на прогулку. Дети прощаются с куклой.

Итог.

Воспитатель спрашивает детей, показывая табличку - «Что мы делали?»

Дети – «Мы играли». Если затрудняются ответить, воспитатель показывает табличку «Мы играли». Дети проговаривают устно-дактильно по табличке.

Воспитательоценивает игру каждого ребёнка и всех вместе.

Педагог - «Все хорошо играли, говорили, слушали. Молодцы. Потом мы ещё поиграем».

Конспект дидактической игры с элементами сюжета «Куклы пришли в гости»

в группе 2- го года обучения.

Цель: учить понимать и выполнять поручения по инструкции (устно-письменно) , выполнять связанные между собой действия, закреплять названия мебели и посуды.

Программные задачи:

  • учить понимать глаголы повелительного наклонения множественного числа
  • закрепить названия мебели и посуды, опираясь на табличку
  • побуждать детей использовать в игре речь
  • закреплять умение пользоваться салфеткой
  • выполнять правила игры (слушать речь воспитателя, не мешать друг другу)

Оборудование:куклы по количеству детей, строительный напольный материал, кукольная посуда и угощение, таблички, наборное полотно.

Методические приемы: словесные - объяснение, вопросы к детям, поручения, итог; практические - выполнение поручений, игровые действия.

Структура игры: сюрпризный момент, объяснение, выполнение поручений, итог.

Словарь: будем играть,Кто это? Что это? кукла, поезд, стол, стул, стулья, чашка, ложка, печенье, конфеты, тарелка, дай, на, ешь, пей, покормите куклу, салфетка, возьмите, поставьте, поставь, положи(те) , привет, пока, молодец.

Ход игры:

Дети сидят на диванчике.

Воспитатель:- Дети, будем играть? Ой, слышите, кто-то едет сюда. Я пойду посмотрю. Слышите, гудит что-то «у-у-у…»

Воспитатель идет в соседнюю комнату и вывозит туда паровоз с вагончиком. В вагончике сидят куклы.

Воспитатель:- Посмотрите, кто это приехал к нам? Кто это?

-Куклы.

Воспитатель: - Давайте, поздороваемся с куклами, скажем им «привет» (устно-дактильно) .

А куда мы посадим наших кукол? Нет стульев, стола.

- Дети, посмотрите здесь есть строительный материал. Давайте сделаем куклам стол и поставим стулья. Я построю стол, а вы поставите стулья.

Вот посмотрите, как красиво у нас получилось (табличка красиво) . Дети проговаривают слова.

Воспитатель: - Хорошо, верно назвали. Теперь посадите кукол на стулья. Дети, идите ко мне.

Посмотрите, что у меня на столе. Что это? (воспитатель берет в руки чашку, дети находят нужную табличку на полотне, все вместе произносят устно и дактилируют по табличке) .

Воспитатель: - А что это? (показывает тарелку) и т. д.

Верно, молодцы, все назвали. А теперь покормим наших гостей - кукол. Для этого посуду надо поставить на стол.

Каждому ребенку дается поручение в устно- письменной форме. «Возьми салфетки, поставь салфетки куклам» (табличка) .

Воспитатель: - Дети, возьмите салфетки, положите куклам. Дети проговаривают поручение (устно-дактильно с опорой на табличку) и т.д.

Если дети все вместе затрудняются выполнить поручения, воспитатель дает каждому индивидуально.

Воспитатель: - Дети, покормите кукол.

Дети кормят кукол, во время кормления воспитатель побуждает детей говорить «на», «ешь», «пей». Куклы благодарят детей.

Воспитатель: - Теперь куклам пора ехать домой. Давайте посадим их в вагон. Дети сажают кукол и говорят им устно - дактильно «пока».

Воспитатель увозит поезд, дети гудят подражая воспитателю «у-у-у…»

Итог.Все играли хорошо, верно выполняли поручения, старались говорить, читать. Все молодцы. Все молодцы.

Перспективный план дидактических игр с элементами сюжета

для детей с нарушением слуха 1, 2 года обучения.

№ кв-ла

Источник nsportal.ru

Контрольная работа: Обучение детей дошкольного возраста

1. Цель обучения детей дошкольного возраста

В истории человечества обучения (как и в воспитании) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его, таким образом к самостоятельной жизни.

В последние годы в педагогическую лексику всё активнее входят понятие «обучающее воспитание»; «воспитывающее обучение», подчёркивающее единство воспитания и обучения формирования личности. Воспитание направлено на формирования системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

Поскольку обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру, к самому себе, то выполняет роль системообразующего фактора.

Обучение – профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Как мы видим главной целью обучения является передача знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут быть цели общего развития ребёнка без притязаний на программный характер (выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.) .

Но на ряду с общими целями существуют и цели более конкретные направляющие образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребёнка расширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в музыкальном отношении. Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, детей необходимо обучать, через постановление цели на решение конкретной проблемы.

2. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Обучение – представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание) , и тех, кого обучают (учение) . Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение.

Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной) .

3. Структура учебной деятельности

Анализ учебной деятельности, проведённый Д. Б.Элькониным, В. В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:

учебную задачу.

контроль.

оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.

Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево.

Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

4. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет) , учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет) . После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:

–умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

–самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

–умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

–умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога (преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки) .

На занятии главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаёт ситуацию открытия.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

5. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению

Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель.

Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый путь им, а также и удачное выполнения работы.

Условно их распределили по трём уровням, характеризующим различную степень развития.

К первому уровню относят детей: которые

1 слушают указания

2 руководствуются ими в работе

3 в случае непонимания задают вопросы

4 правильно оценивают работу других

5 правильно оценивают работу собственную

6 достигают нужных результатов

К второму уровню относят детей которые:

1 слушают указания, условно придерживаются их в работе

2 самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей

3 при выполнении работы склонны к подражанию другим детям

4 результаты условны

К третьему уровню относят детей:

1 слушают указания, но как бы не слышат

2 не руководствуются ими в работе

3 к оценки нечувствительны

4 результата не достигают.

Более младший возраст является восприимчивее к влиянию обучению, дети этого возраста быстрее осваивают требования обучения, более подвижны в выработке умений заниматься.

Обучение, начатое с трёхлетнего возраста, обеспечивает нужное направление развитие детей, укрепляет определённый тип поведения. При этих условиях обучение дети воспринимают сразу.

6. Принципы обучения дошкольников

дошкольный учебный обучение готовность

Под принципами обучения подразумевается объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. Принципы лежащее в основе современной теории дошкольного обучения:

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер.

Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остаётся воспитывающим, а воспитание – обучающим.

Принцип развивающего обучения требует ориентаций учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.

Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственное наблюдения окружающей действительности. Принципы наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника.

Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно – логического мышления.

Принцип систематичности и последовательности предлагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности предлагает соотнесения содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип осознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребёнка рефлектирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался и т.п.

Если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершить педагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.

7. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении

В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились 3 формы организации обучения: индивидуальная, групповая, (с подгруппой) , фронтальная (со всей группой) .

Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п.

С каждым ребёнком в группе педагог периодически проводит индивидуальное занятие контрольно – диагностического характера, чтобы выявить уровень его облученности, во время определить проблемы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей.

Групповые формы обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе – основная функция групповой формы обучения.

Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.

Обучение детей не ограничивается занятиями. Более того значительной частью знаний и умений ребёнок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога – помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий.

Заключение

В современной жизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Обучение рассматривается как целостна форма педагогической деятельности, включающая систему взаимосвязанных задач, содержания, форм его организации, а также предполагаемых результатов, а форма его организации определяет устойчивость процесса обучения, ведущая роль в котором принадлежит взрослому.

Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условиях единства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников.

Ему необходимо ориентироваться на тот внутренний мир ребёнка, который у него уже сложился. И только на основе этого опыта возможна гармонизация, а значит их нормальное развитие. Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей.

Только изучая и понимая её, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие.

Значение особенностей учебной деятельности дошкольника, основ теории обучения, принципов, методов и форм организации процесса обучения, поможет педагогу так строить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Список литературы

1. С. А.Козлова, Г. А.Куликова Дошкольная педагогика Москва «Академия» 2007г.

2. А. Н.Давидчук. Обучение и игра методическое пособие Москва «Мозаика – Синтез» 2004г.

3. А. П.Усова Обучение в детском саду Москва «Просвещение» 1981г.

4. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» под редакцией О. М.Дьяченко, В. В.Холмовской. Москва. «Новая школа» 1996г.

Ссылка на источник refoteka.ru

Другие статьи по теме: