Возрастные задачи дошкольного возраста

Занятие по решению арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста

Арифметическая задача как эффективное средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Освоение детьми простых умений сравнивать, считать, вычислять осуществляется в активной практической деятельности.

Игровой сюжет привлекает детей, повышается их познавательная активность. Этот процесс наиболее эффективен в условиях доступной пониманию ребенка ситуации с включенными в них познавательными задачами, требующими счета, сравнения..

Результативны занятия с использованием наглядного материала (счетных

и цифровых карточек, моделей, схем) и литературного материала (загадок, считалок, стихов). Это делает занятие интересным, занимательным по своему

характеру.

Решение арифметических задач способствует развитию у детей способностей к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, соотношений между числами и цифрами.

Занятие эффективно тогда, когда интересно детям.

Цель занятия:

В игровой форме учить детей старшего дошкольного возраста составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 20 на наглядной основе. Учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=». Упражнять в увеличении числа на единицу. Познакомить детей со структурой задачи: ввести в речь детей такие слова, как «задача, условие задачи, вопрос, ответ». Сравнивать группы предметов по величине, используя знаки > < =.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

– Счетный материал;

– карточки с цифрами и знаками;

– дидактические картинки;

– сюжетные картинки;

– литературный материал с математическим содержанием;

– игровые атрибуты (Лесовичок, Ежик, Белочка, Лисичка, сундучок). Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие вместе с нашим старым знакомым Лесовичком. Он сообщил мне, что в конце путешествия мы придем к волшебному сундучку, в котором вас ожидает сюрприз. Наш путь будет проходить через необыкновенный лес, в котором вас ожидает много препятствий. Но я уверена, что вы с ними справитесь. И так в путь! В начале вы должны выбрать дорогу, по которой мы отправимся в наше путешествие. Перед вами четыре дорожки, в начале которых выложены примеры. Лесовичок задумал число. Если это число увеличить на 1, то получится 9. Что это за число? Правильно, 8. Теперь вы должны выбрать ту дорожку, где в ответе получается задуманное число.

Далее наш путь проходит через мостик. Обратите внимание, что не все дощечки на мостике имеют свой номер, ваша задача-вставить недостающие цифры на пустые дощечки.

Молодцы ребята! А теперь мы с вами подошли к сказочному лесу. Я думаю, что нас ждет много интересных встреч здесь. Смотрите, перед нами непроходимый лес. Лесовичок мне подсказывает, что если вы правильно составите числовую цепочку, мы с вами легко преодолеем эту преграду

А теперь скорей считай-

Отнимай и прибавляй.

На елке, где ответа нет,

Поскорей поставь ответ.

Вы очень хорошо справились и с этим препятствием. Идем дальше!

Ребята, а Лесовичок хочет вам загадку загадать. Давайте угадаем, кто же приготовил нам следующее испытание.

Лесовичок: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

На нем иголок много,

А нитки- ни одной. (---)

Ежик: Ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобрать грибы в две корзинки- одну для меня с цифрой 7, а другую- для бабушки с цифрой 8. На шляпках грибов вы видите примеры. Сосчитайте и соберите грибочки в корзиночки.

Ежик: Спасибо вам, ребята! Без вас я бы до вечера не управился. Счастливого вам пути!

Воспитатель: Ну вот мы вышли на полянку. Лесовичок предлагает нам устроить небольшой привал.

Физкультминутка: Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели- встали, сели- встали

И на месте побежали.

Лесовичок: Ребята, здесь рядышком живет моя старая знакомая-Лисичка. Пока мы отдыхали,. Она приготовила для вас задачки-загадки.

Лисичка: Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы осенью в школу собрались. А задачки вы умеете решать? Давайте проверим!

Дарит бабушка-лисица Белка сушит на веревке

Трем внучатам рукавицы: Два гриба и три морковки.

«Это вам на зиму, внуки, Прибежал хорек, утащил грибок.

Рукавичек по две штуки. Съел зайчонок две морковки.

Берегите, не теряйте. Что осталось на веревке?

Сколько всех, пересчитайте! »

Шесть веселых медвежат Раз к зайчонку на обед

За малиной в лес спешат. Прискакал дружок-сосед.

Но один малыш устал, На пенек зайчата сели

От товарищей отстал. И по пять морковок съели.

А теперь ответ найди: Кто считать, ребята, ловок?

Сколько мишек впереди? Сколько съедено морковок?

Еж спросил ежа-соседа: Три бельчонка маму-белку

Ты откуда, непоседа? Ждали около дупла.

-Запасаюсь я к зиме. Им на завтрак мама-белка

Видишь яблоки на мне! Девять шишек принесла.

Собираю их в лесу. Разделила на троих.

Шесть отнес, а три несу. Сколько каждому из них?

Призадумался сосед:

Это много или нет?

Лисичка: Да, теперь я вижу, что вы действительно готовы идти в школу. Счастливого пути!

Воспитатель: Ну что, ребята, пора в путь!

Ой, посмотрите, а кто это там на веточке притаился, задумался?

Лесовичок: Да это же Белочка! О чем задумалась, Белочка?

Белочка: Да вот, собрала я сегодня желуди и повесила их на две веревочки сушить. А теперь не могу сосчитать, сколько их всего? Ребята, помогите!

Лесовичок: Конечно, Белочка! Ребята сейчас помогут решить тебе эту задачку. Они даже могут «записать» ее с помощью карточек. (Дети выкладывают решение задачи) .

Белочка: Большое спасибо! В добрый путь!

Лесовичок: Ребята, посмотрите, кто-то на пенечке оставил конверт, а в нем картинки и письмо. В письме просьба помочь придумать задачки по картинкам. И подпись-ваш друг.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему неизвестному другу. Посмотрите на картинки и подумайте, что могло здесь произойти. А потом задайте вопрос.

А теперь давайте сложим все обратно в конверт и оставим здесь на пенечке.

Птичка с ветке: Спасибо вам, ребята! Я все запомнила. В добрый путь!

Лесовичок: Вот подходит к концу наше путешествие. И последнее испытание. Давайте выберем четырех человек, желающих поучаствовать в этом испытании.

1- кладет любое количество предметов (фигурок)

2- кладет свое количество других предметов (фигурок)

3- сравнивает, ставит знак >

4- считает на сколько больше или меньше.

Лесовичок: Молодцы! Смотрите, ребята!

Вот волшебный сундучок.

А на нем висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри!

Детям даются листочки бумаги в клеточку и проводится игра «Нарисуй по клеточкам».

5- вверх, 1-влево, 3-вверх, 3-вправо, 3-вниз, 1-влево, 2-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-влево, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 2-влево.

Воспитатель: Давайте посмотрим, подходят ли наши ключики к этому замочку? (проверяются работы детей) .

Лесовичок: Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы прекрасно справились со всеми испытаниями и получайте заслуженный сюрприз! А сейчас мне пора возвращаться домой. До новых встреч!

www.maam.ru

20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста » Шпоры для студентов

Шпоры по дошкольной педагогике

Цель. - это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.

Целью воспитания является мысленное представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Эта цель должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, выражать требования общества к человеку.

Применительно к детям дошкольного возраста Цель воспитания формулируется как разностороннее развитие и воспитание ребенка в духе гармонии трех начал:

-физическое развитие и воспитание ребенка, формирование у него первоначальных основ здорового образа жизни;

-духовное, личностное развитие и воспитание ребенка;

-интеллектуально-познавательное развитие и воспитание. Основными задачами физического воспитания являются:

-создание условий для эмоционально радостного проживания ребенка, комфортного состояния; формирование желания быть здоровым, сильным, красивым;

-использование содержательной физкультурно-оздоровительной деятельности детей для формирования у них потребности в активных движениях и физическом совершенстве;

-рациональное питание, формирование навыков личной гигиены, закаливание, формирование у детей представлений о своем организме и его охране;

-учет экологических условий, установление режима жизни в зависимости от здоровья каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода к детям, учет своеобразия воспитания мальчиков и девочек.

Основные задачи духовного развития ребенка:

-формирование первоначальных основ гуманистического мировоззрения с ориентацией на общечеловеческие ценности;

-развитие нравственной мотивационнопотребностной и эмоциональной сферы;

-формирование основ национального самосознания;

-воспитание эстетического отношения к жизни.

Задачи интеллектуально-познавательного развития и воспитания

-раннее развитие задатков, дарованных ребенку природой;

-расширение кругозора детей;

-развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деят-ти;

-развитие сенсорной культуры;

-развитие речи;

-формирование готовности ребенка к новой внутренней позиции "я - будущий школьник", готовности к совместной деятельности; развитие произвольного и осознанного регулирования умственной деятельности и поведения

Шпаргалки

Материал shporiforall.ru

Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24

Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства.

А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Одной из сторон развития личности является физичес­кое развитие это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

В узком смысле - это антропометрические показатели – рост, вес, увеличение объема легких и др.

В широком смысле, к изменениям антропометрических показателей добавляется совершенствование физических качеств: быстрота, ловкость и др.

Физическое развитие непосредственно связано со здоровьем человека.

Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Устав всемирной организации здравоохранения утверждает, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют пред­мет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здо­ровье. Взрослые создают благоприятную материальную сре­ду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического вос­питания.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование двигательных навыков и физических качеств, а так же на освоение культурно-гигиенических навыков и умений. Таким образом, физическое воспитание создает условия для физического развития ребенка.

Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. Цель определяет задачи физического воспитания.

Задачи физического воспитания формулировались разными авторами, например, такими как Ю. К. Бабанский, В. И. Логинова, Г. В. Хухлаева и др.

Источник otveti-examen.ru

Задачи воспитания детей в семье и коллективе

01.03.2015ДетиКомментариев нет

Несомненно, каждые родители помимо любви и заботы, стремятся дать своему чаду хорошее воспитание и образование. Воспитание – это совокупность мер и подходов, оказываемых прямое воздействие на формирование личности человека и его социализацию.

Предлагаем поговорить о задачах обучения и воспитания детей в зависимости от возраста, а также рассмотрим принципы воспитания ребенка в коллективе. Данные знания необходимы родителям для того, чтобы максимально развить малыша и раскрыть его потенциал.

Задачи обучения и воспитания детей в коллективе

Одной из задач, которую ставят перед собой родители и педагоги, является подготовка молодых людей к взрослой жизни, а также всестороннее развитие личности, имеющей ценность для общества.

Задачи воспитания детей реализуются в виде конкретных мер, которыми являются:

  • популяризация среди детей здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального комфорта малыша;
  • выявления способностей и навыков ребенка;
  • поощрение и стимулирование любознательности, творческих поисков, инициативности и индивидуальности;
  • формирование игровой и коммуникативной активности;
  • приобщение ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми.

Среди многих задач воспитания детей педагоги выделяют такие как:

  • укрепление физического и психического здоровья, охрана жизни;
  • коррекция психических или физических недостатков (при необходимости) ;
  • обеспечение социального, интеллектуального и творческого развития;
  • воспитание и обучение детей с учетом их возраста;
  • развитие патриотизма, формирование чувства любви к семье, природе, Отечеству;
  • повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития и воспитания.

Реализация поставленных задач будет способствовать личностному и интеллектуальному росту ребенка.

Задачи воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок познает окружающую действительность посредством эмоционально-практического опыта, который в некоторой степени напоминает деятельность исследователя. Данную активность и любознательность родители должны всячески поощрять и поддерживать. Одной из ключевых задач воспитания дошкольника является обеспечение разнообразия и полноты его деятельности, а также реализации потенциалов и возможностей ребенка.

К основным видами деятельности детей этого возраста относят: игровую, трудовую, коммуникативную, познавательную, музыкальную и художественную. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию, формированию самоконтроля, индивидуальности, логического мышления, а также творческого воображения. Данные навыки чрезвычайно важны для дальнейшего обучения в школе.

Задачи воспитания детей в семье

Семья является наиболее важным социальным институтом, который осуществляет воспитание личности ребенка. Она формирует у малыша ощущение защищенности и комфорта, являясь при этом всеобъемлющей образовательной средой, так как в ней развивается самоуважение и самоутверждение маленького человека, его желание стать достойным членом социума.

По утверждению психологов и педагогов, все личностные качества зарождаются и развиваются в семье, под воздействием отношения взрослых к малышу и друг к другу, семейного уклада, наследственности, социального и материального уровня.

К задачам воспитания в семье относят:

  • создание условий для всестороннего развития ребенка;
  • передача родительского общественного опыта;
  • обучение навыкам самообслуживания;
  • воспитание чувства собственного достоинства и уникальности.

Для их реализации необходимо применение интересных для малыша видов деятельности. Ключевое значение в данном случае имеет игра.

Игра как инструмент воспитания ребенка

Роль игры в становлении личности ребенка сложно переоценить, поскольку она развивает мышление малыша, формирует понятия общего и частного, способствует пониманию причинно-следственных отношений. Решение основных задач воспитания детей через игру развивает у ребенка самостоятельность, сообразительность, логику, конструкторские навыки, а также способствует открытию им новых граней окружающей действительности.

В раннем возрасте у малыша происходит наиболее продуктивное формирование приемов мышления, творческих и интеллектуальных способностей. Кроме того, данный период характеризуется развитием понимания форм и величин, появлением способности сочетать различные решения, придерживаться правил игры. Совместная игра способна объединить детей разных возрастов и интересов, а также взрослых, в один увлекательный процесс.

Задачи воспитания детей раннего возраста

Ранний детский возраст (от рождения и до 7 лет) характеризуется наиболее быстрым формированием физиологических и психологических процессов, присущих человеку. Поэтому он является столь важным для воспитания растущей личности.

К задачам воспитания детей раннего возраста относят оздоровительные, воспитательные и образовательные. Среди оздоровительных задач выделяют следующие приоритеты:

  • закаливание и укрепление иммунитета;
  • формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательной системы;
  • двигательная активность малыша;
  • физкультура как средство правильного развития всех органов и систем организма.

В свою очередь важнейшие аспекты воспитательных задач это:

  • формирование волевых и моральных качеств;
  • вовлечение малыша в образовательный, мыслительный, творческий и трудовой процессы.

К образовательным задачам воспитания детей дошкольного возраста относят такие направления как:

  • развитие и формирование необходимых двигательных умений и навыков;
  • формирование интереса к физическому воспитанию на основе имеющихся знаний.

На практике все задачи воспитания детей между собой очень тесно переплетены. Именно их взаимосвязь выступает залогом всестороннего формирования личности растущего человека.

Оцените статью

Материал www.wjtoday.ru

Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач. Контрольная работа. Читать текст оnline -

Адрес Ивановская область, Шуйский район,

п.г.т. Колобово, ул. 1 Фабричная 39 – 8

План

1 Значение арифметических задач для умственного развития детей

2 Особенности усвоения детьми сущности арифметических задач

3 Виды арифметических задач

4 Методика обучения детей решению задач

5 Проанализировать арифметические задачи, составленные детьми

Вывод

Список используемой литературы

1.К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

В процессе математического и общего умственного развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых математических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с целью подготовки их к обучению в начальной школе.

Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.

Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимость величин.

Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.

Конечно, полностью соответствовать своей роли текстовые задачи могут лишь при правильной организации методики обучения детей решению задач. Ее основные требования будут более понятными, если рассмотреть особенности понимания дошкольниками арифметической задачи.

2.Дети, обучающиеся по традиционной методике решению арифметических задач, воспринимают содержание задачи как обычный рассказ или загадку, не осознают структуру, а поэтому не придают значения тем числовым данным, о которых говорится в условии задачи, не понимая и смысла вопроса.

Для того чтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия и понимать смысл количественных изменений, к которым они приводят, необходима полная предметная наглядность. Воспитатель дает детям общее представление о задаче, учит практически составлять условие и ставить вопрос к ней. Основное внимание уделяют пониманию детьми смысла количественных изменений, к которым приводят те или иные действия с предметами.

Дошкольники, обучавшиеся по общепринятой методике решению простых арифметических задач, не владеют необходимым объемом знаний об арифметических действиях сложения и вычитания, так как они понимают связь между практическими действиями с совокупностями и соответствующими арифметическими действиями в основном на основе ассоциации арифметического действия с жизненным действием (прибавили – прибежали, отняли – улетели и др.) . Дети еще не осознают математических связей между компонентом и результатом того или иного действия, так как не научились анализировать задачу, выделяя в ней известные и неизвестное.

Даже в тех случаях, когда дети формулировали арифметическое действие, становится ясно, что они механически усвоили схему формулировки действия, не осознавали отношений между компонентами арифметического действия как единства отношений целого и его частей. Поэтому и решали задачу привычным способом счета, не прибегая к рассуждению о связях и отношениях между компонентами.

По другому относятся к решению задач те дети, которые предварительно упражнялись в выполнении различных операций над множествами. Они понимают отношения между частью и целым, а поэтому осмысленно подходят к выбору арифметического действия при решении задач.

Для осознания детьми смысла каждого действия, а также зависимости между действиями необходимо постоянно сопоставлять задачи на сложение и вычитание. Это поможет лучше понять их различие и сознательно выбирать соответствующее действие.

3.Простые задачи, т.е. задачи, решаемые одним действием, принято делить на следующие группы.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т.е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание) . Эти задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмысливать связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов:

а) нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.

б) нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.

в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

г) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.

К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разности отношений:

а) увеличение числа на несколько единиц.

б) уменьшение числа на несколько единиц.

Имеются и другие разновидности простых задач, в которых раскрывается новый смысл арифметических действий, но с ними, как правило, дошкольников не знакомят.

В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они подразделяются на задачи – драматизации и задачи – иллюстрации. Каждая разновидность этих задач обладает своими особенностями и раскрывает перед детьми те или иные стороны, а также способствует развитию умения отбирать для сюжета задачи необходимый жизненный, бытовой, игровой материал, учит логически мыслить.

Особенность задач – драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т.е. то, что они только что делали или обычно делают.

В задачах – драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей.

Умение вдумываться в соответствие содержания задачи реальной жизни способствуют более глубокому познанию жизни, учит детей рассматривать явления в многообразных связях, включая количественные отношения.

Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач – драматизаций наиболее доступна детям.

Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи – иллюстрации. В этих задачах при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов. Эти задачи развивают воображение, стимулируют память и умение самостоятельно придумывать задачи, а следовательно, подводят к решению и составлению устных задач.

Для иллюстрации задач широко применяются картинки. Основные требования к ним6 простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами.

Сделать задачу – картинку может сам воспитатель. Указанные наглядные пособия способствуют усвоению смысла арифметической задачи и ее структуры.

4.Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.

Первый этап – подготовительный. Основная цель этого этапа – организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так, подготовительный к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств.

Упражнение на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание.

Учитывая наглядно – действенный и наглядно – образный характер мышления детей, следует оперировать такими множествами, элементами которых являются конкретные предметы. Подобные упражнения проводятся и на выделение части множества. В качестве наглядной основы для понимания отношений между частями и целым могут применяться диаграммы Эйлера – Венна, в которых эти отношения изображают графически.

На втором этапе нужно учить детей составлять задачи и приводить к усвоению их структуры. Детей учат устанавливать связи между данными и искомыми и на этой основе выбирать для решения необходимое арифметическое действие. Приводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах – драматизациях.

На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа.

Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое или трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.

Продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных.

Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, воспитатель намеренно опускает одно из числовых данных. Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указанно второе число.

На конкретных примерах из жизни дети яснее осознают необходимость иметь два числа в условии задачи, лучше усваивают отношения между величинами, начинают различать известные данные в задаче и искомое неизвестное.

После таких упражнений можно подвести детей к обобщенному пониманию составных частей задачи.

Основными элементами задачи являются условие и вопрос. В условии в явном виде содержаться отношения между числовыми данными и неявном – между данными и искомым. Анализ условия подводит к пониманию известных и к поискам неизвестного.

Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу – это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ.

Таким образом, структура задачи включает четыре компонента: условие, вопрос, решение, ответ. Выяснив структуру задачи, дети легко переходят к выделению в ней отдельных частей. Дошкольников следует поупражнять в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей.

Можно предложить одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос. Формулируя вопрос, дети, как правило, употребляют слова стало, осталось. Следует показать им, что формулировка вопроса в задачах на сложение может быть разной. В вопросе следует употреблять глаголы, отражающие действия по содержанию задачи (прилетели, купили, выросли и др.) .

Когда дети научатся правильно формулировать вопрос, можно перейти к следующей задаче этого этапа – научить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым. На этой основе можно уже научиться формулировать и записывать арифметическое действие, пользуясь цифрами и знаками.

Поскольку задача представляет собой единство целого и части, с этой позиции и следует подводить детей к ее анализу.

На основе практических действий ребят составляется содержание задачи. Задача анализируется, выясняется, что известно из задачи. Детям предлагается решить задачу и ответить на ее вопрос.

Обучающее значение приведенных выше задач на сложение и вычитание состоит не только в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие.

На втором этапе работы над задачами дети должны: а) научится составлять задачи; б) понимать их отличие от рассказа и загадки; в) понимать структуру задачи; г) уметь анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым.

Учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания – задача третьего этапа.

На этом этапе нужно познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и записывать с помощью цифр и знаков в виде числового примера.

Прежде всего детей надо научить формулировать действие нахождения суммы по двум слагаемым при составлении задачи по конкретным данным.

На основе предложенного наглядного материала составляются одна две задачи, с помощью которых дети продолжают учиться формулировать действия сложения и давать ответ на вопрос.

На первых занятиях словесная формулировка арифметического действия подкрепляется практическими действиями, но постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала. При формулировке арифметического действия числа не именуются. Спешить с переходом к оперированию отвлеченными числами не следует.

Когда дети усвоят в основном формулировку действия сложения, переходят к формулировке вычитания.

Можно показывать задачи и внешне похожие, но требующие выполнения разных арифметических действий.

На основе анализа данных задач дети приходят к выводу, что хотя в обеих задачах речь идет об одинаковом количестве, но они выполняют разные действия. Вопросы в задачах различны, поэтому различны и арифметические действия, различны ответы.

Такое сопоставление задач, их анализ полезны детям, так как они лучше усваивают как содержание задач, так и смысл арифметического действия, обусловленного содержанием.

Воспитатель не должен мириться с односложными ответами детей. Выполненное арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно.

Поскольку к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, -, =, следует упражнять их в записи арифметического действия и учить читать запись (3+1=4) . (К трем птичкам прибавить одну птичку. Получится четыре птички.) . Умение читать запись обеспечивает возможность составления задач по числовому примеру.

Для упражнения детей в распознании записей на сложение и вычитание воспитателю рекомендуется использовать несколько числовых примеров и предлагать детям их прочесть.

Запись действий убеждает детей в том, что во всякой задаче всегда имеются два числа, по которым надо найти третье – сумму или разность.

Таким образом, на третьем этапе дети должны научиться формулировать арифметические действия, различать их, составлять задачи на заданное арифметическое действие.

На четвертом этапе работы над задачами детей учат приемам вычисления – присчитывание и отсчитывание единицы.

Детям нужно показать, как следует прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Однако здесь нужно соблюдать осторожность и постепенность.

Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается по 1: 6+3=6+1+1+1=7+1+1=8+1=9.

Отсчитывание – это прием, когда от известной уже суммы вычитается число последовательно по 1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.

Внимание детей должно быть обращено на то, что нет необходимости при сложении пересчитывать по единице первое число, оно уже известно, а второе число следует присчитывать по единице; надо вспомнить лишь количественный состав этого числа из единиц.

Изучая действия сложения и вычитания при решении арифметических задач, можно ограничиться этими простейшими случаями прибавления (вычитания) чисел 2 и 3.

На завершающем этапе работы над задачами можно предложить дошкольникам составлять задачи без наглядного материала. В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена.

При введении устных задач важно следить за тем, чтобы они не были шаблонными. В условии должны быть отражены жизненные связи, бытовые и игровые ситуации.

После усвоения детьми решения устных задач первого и второго вида можно перейти к решению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Дошкольникам доступно решение некоторых видов косвенных задач. Их можно предлагать детям, будучи уверенными, что обязательный программный материал усвоен ими хорошо. Поскольку в косвенных задачах логика арифметического действия противоречит действию по содержанию задачи, они дают большой простор для рассуждений, доказательств, приучают детей логически мыслить.

Работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития.

5.Задачи составленные детьми подготовительной к школе группы.

1) В группе 6 столов стоят по – середине, а 1 стол – у стены. Сколько столов в группе?

2) Сережа держал в руках 4 воздушных шарика, 1 из них улетел. Сколько шариков осталось у Сережи?

3) Нина в одну вазу поставила 5 цветов, а в другую 1 цветок. Сколько цветов поставила Нина в обе вазы?

4) Леша вылепил 6 морковок, а Костя на 1 морковку больше. Сколько морковок вылепил Костя?

5) Маша вымыла 5 чашек, а Таня на 1 чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?

Составленные детьми задачи соответствуют фактам реальной действительности. В своих задачах дети подбирали различные реальные предметные действия, в них отражены бытовые и игровые ситуации.

Дети правильно формулируют смысл арифметического действия, могут повторить содержание задачи, поставить к ней вопрос. Они умеют отвечать на вопросы, рассуждать, обосновывать выбор действия и полученный результат. Дети формулируют арифметическое действие при составлении задачи, дают развернутый ответ на заданный вопрос задачи, проверяют правильность решения.

Во всех задачах составленных детьми правильно выдержана структура, так как дети знают, что в задачи есть условие и вопрос, что в наличие условия задачи не менее двух чисел.

Вывод

В ходе своей работы я узнала, что обучение детей решению арифметических задач является одной из наиболее важных задач в развитии детей.

Полученные мной знания буду использовать в работе с детьми, направлять их на развитие общего представления о множествах, умение формировать множества, учить, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Обеспечивать детям свободное составление и решение задач, ответов на вопросы, формулированию их.

Таким образом, обучение детей решению арифметических задач приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.

Список используемой литературы

1. Метлина Л. С. Математика в детском саду. М., Просвещение, 1984

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Просвещение 1987

3. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988

Похожие работы

Подробней www.BiblioFond.ru

Другие статьи по теме:

  • Методы воспитания детей дошкольного возраста

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте

    Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта (Слайд 1) Мышление является высшей ступенью познания человеком окружающей действительности. Так, при помощи мышлен...

  • Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста

    Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Памятка для родителей Здоровый образ жизни семьи. Ребёнок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух компле...

  • Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

    Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1 Часть 2 Часть з ПЕДСОВЕТ «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр» (часть 1). Литература: 1. Осокина...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

    Компоненты трудовой деятельности Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судит...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование личности в дошкольном возрасте

    Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достат...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

    Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании 1. Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно вос-питываться с раннего в...