Задачи физического развития дошкольников по фгос

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС

Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Давайте рассмотрим этот документ сегодня лишь в одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие».

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) .

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.

Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура», основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.

Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации) ;

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение

следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.

В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям…

Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию».

В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры

Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В программе «От рождения до школы», т. ж. как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:

- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,

- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) .

Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) . С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.

Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.

Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.

Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.

Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.

Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

www.maam.ru

Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкультурного воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека, включающее в себя:

• эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены соблюдению режима дня;

• начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области физической культуры;

• начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках) проявлять культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;

• навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий.

Физическое развитие – это одно из направлений, которое курирует наше государство. Мы стоим на пороге «Стандартизации» дошкольного образования. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования вышел на всеобщее обсуждение в июле 2013 года. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия направленные на развитие личностного потенциала ребенка. Рассмотрим этот документ сегодня лишь в одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие». По ФГОС, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей. Стандарт утверждает основные принципы образования. В Стандарте четко определены основные цели и задачи. Рассмотрим задачи направленные на «Физическое развитие». Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей и интегрировать образовательные области в различных видах их деятельности. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки) .Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) .

Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности: это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, двигательная активность, а также игры с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира, двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Из выше рассмотренного можно сделать вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики ребенка, но она еще и интегрируется с другими областями Стандарта.

Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

www.maam.ru

Задачи ДОУ по физическому развитию детей

Основными задачами детского сада по физическому развитию дошкольников являются:

- охрана и укрепление здоровья детей

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

- воспитание культурно-гигиенических навыков

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

- накопление и обогащение двигательного опыта

- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональные режим, питание, закаливание (в повседневной жизни, специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственная образовательная деятельность по образовательной области "физическая культура") .

Направления работы:

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей

- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками

- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи

Для полноценного физического развития детей, реализации потребностей в движении в детском саду созданы определённые условия. В каждой группе проводятся три раза в неделю занятия по физической культуре. Два занятия - в зале.

Одно занятие на улице. Также каждый день по утрам проводится гимнастика.

Для спортивных занятий оборудован физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием. Одно из самых любимых упражнений у наших воспитанников - лазание по шведской стенке. Такие занятия способствуют развитию мышц рук и ног, плечевого пояса.

Игры с мячами всегда проходят на "ура" у детей. Ведь для ребёнка мяч - предмет увлечения с первых лет жизни. Такие игры развивают детей эмоционально и физически.

Движения пальцев и кистей рук имеют особенное значение для развития функций мозга ребёнка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно, и интеллектуальное развитие малыша.

В группах имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия. Проводятся мероприятия по закаливанию. Всё это повышает интерес малышей к физической культуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

  • <<

Ссылка на источник d22106.edu35.ru

ФГОС ДО: физическое развитие | ДЕТСТВО-ГИД

admin

В соответствии с ФГОС дошкольного образованиязадачи образовательной области «Физическое развитие» включают:

- приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, - овладение подвижными играми с правилами; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) .

Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников: 1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; 2) физическая культура, развитие физических качеств.

Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.Планирование работы по данной образовательной области - это проектирование физического развития, прогнозирование динамики и результативности педагогического воздействия на оздоровление и приобретение опыта в двигательной деятельности каждого ребенка.

Как мы знаем, конкретизация задач в содержании физического развития зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Тем не менее, задачи по каждому возрастному периоду можно разделить на три группы.

1) охрана и укрепление здоровья; 2) закаливание;

Подробней на сайте detstvogid.ru

Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95) .

Содержание общеобразовательной Программы должно охватывать:

- коммуникативно-личностное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие .

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни .

Реализация процесса интеграции, на наш взгляд, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей . Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействовать друг с другом.

В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.

В практику работы детских садов, на наш взгляд, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста . Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на наш взгляд, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.

Образовательная область» Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

Список литературы:

1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38) /2013.

2. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес:

3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.

4. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013

5. Трубайчук Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.

6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка:

Источник dohcolonoc.ru

Тема нашего семинара очень актуальна на сегодняшний день.

Но прежде чем я начну рассказывать о ней, я предлагаю выполнить такую разминку:

Упражнение«Пирог времени»

—Рассмотрим картинку (см.схема «Пирог жизни») .

Попробуем заштриховать пирог времени в соответствии с нашими временными ресурсами, который у нас еще есть. Итак, поставьте на окружности точку и от этой точки.Отсчитайте количество секторов, равное вашему возрасту. Заштрихуйте.

Это то, что вы уже прожили. В этом круге 80 секторов (средняя продолжительность жизни человека) . А теперь давайте посмотрим на то, что у нас еще впереди.

Если мы тратим на сон – 8 часов. Это треть суток. Не правда ли? Итак, треть нашей жизни мы тратим на сон.Отсчитайте и заштрихуйте 1/3часть секторов на сон.

А теперь давайте посмотрим, сколько мы примерно потратим нашего времени на какие-то бесцельные ожидания, в течение которых нельзя ни почитать, ни послушать музыку. Это, к сожалению, могут быть периоды болезни.Отсчитайте на это еще 3 года.

Тоже заштрихуйте. Посмотрите сколько остается. Весьма и весьма малый кусок пирога. На пару чашек чая.

Наша задача растянуть этот пирог. Сделать его максимально вкусным, максимально питательным и полезным. Максимально нужным нам и вот эти мы будем сейчас заниматься.

Именно этими известными всем словами, я хочу начать нашу встречу.

3. Сообщение по теме семинара:

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В РФ происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.

В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС дошкольного образования разрабатываются впервые в российской истории, утверждены 1 сентября 2013 года. Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95) .

ФГОС ДО – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 . Вступает в силу с 1 января 2014 года.

Поэтому теперь мы с вами должны выстраивать всю свою образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО.

Итак, Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;
  3. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;
  4. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  5. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  6. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  7. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  8. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

4. Упражнение №1

Проранжируйте представленные задачи (задачи ФГОС) с точки зрения:

а) потребностей ребенка;

б) возможностей государства;

в) интересов родителей

Стандарт является основой для разработки программы, разработки вариативных программ. В стандарте подробно прописана структура образовательной программы, но мы не будем затрагивать данный раздел. Я только отмечу, что Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей

(далее - образовательные области) : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

5. Упражнение №2

Определите соотношение указанных образовательных областей: отобразите схематично их объем на диаграмме.

Рассмотрим подробнее образовательную область «Физическое развитие».

Как уже было сказано выше - вобразовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья. Хочется отметить процесс интеграции образовательных областей в свете ФГОС ДО.

Реализация процесса интеграции, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей . Задачи образовательных областей должны решаться вразнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействовать друг с другом.

В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения.

В практику работы детских садов, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста . Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам по физической культуре. Именно их умение методически правильно организовать и провести НОД, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к различной деятельности, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

6. Упражнение №3

Определите какие целевые ориентиры на этапе завершения ДО может формировать инструктор по физической культуре?

В стандарте также прописано взаимодействие с родителями

Я предлагаю посмотреть видеофильм с участием детей ДС 81 – ЦРР «Система физкультурной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Какой бы вы могли сделать вывод, подвести итог нашей встречи?

7. В заключение нашего семинара предлагаю вам упражнение «Трехминутный тест»

На выполнение этого теста дается ровно три минуты. Если вы успеете выполнить все нижеперечисленные инструкции и сделаете это верно – то вы справились.

Итак, готовы? Поехали!

  1. Прочтите все пункты, прежде, чем что бы то ни было делать.
  2. Напишите своё имя в правом верхнем углу листа после слова «ИМЯ».
  3. Обведите кружочком слово «ИМЯ» во втором пункте.
  4. Нарисуйте ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ КВАДРАТОВ в верхнем левом углу листа.
  5. Поставьте крестик в каждом квадрате, описанном в пункте 4.
  6. Обведите каждый квадрат тремя концентрическими окружностями.
  7. Впишите свою ФАМИЛИЮ под заголовком этого текста на соответствующую линейку.
  8. Справа от заголовка напишите слово ДА на трех разных языках по одному разу или на Вашем родном языке пять раз.
  9. Обведите КРУЖОЧКОМ пункты 7 и 8.
  10. Поставьте КРЕСТИК в левый нижний угол листа.
  11. Нарисуйте над этим крестиком РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.
  12. Обведите кружочком слово ВЕРХНЕМ в четвертом пункте.
  13. Сложите в столбик на обратной стороне листа числа 896 и 472.
  14. Если Вы уже дошли до этого пункта отчётливо произнесите своё полное ИМЯ.
  15. Если Вы уверены, что правильно выполнили все предыдущие инструкции, то произнесите отчетливо вслух: «Я ТОЧНО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ».
  16. Разделите на обратной стороне листа сумму, полученную в п. 13 на 12.
  17. Обведите кружочком результат вычисления в п.16 и умножьте его на обратной стороне листа на 17.
  18. С нормальной скоростью досчитайте вслух до ДЕСЯТИ.
  19. Проделайте ручкой ТРИ ДЫРОЧКИ правом нижнем углу листа.
  20. Если Вы выполнили упражнение раньше остальных, громко произнесите вслух «Я ПЕРВЫЙ!». Если вторым, то – «Я ВТОРОЙ!» и т.д.
  21. Теперь, когда Вы согласно п.1 внимательно прочитали весь текст, выполните только то, что написано в пунктах 1 и 2.

Смысл его о том, что люди часто не следуют инструкции, а "сломя голову" идут в дебри, это еще одна иллюстрация важности умения правильно читать документы и инструкции и их выполнять!

8. Заполнение листов рефлексии.

Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти!!!

Нет непреодолимых трудностей. Есть те, что лень преодолевать…

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Реализация образовательных областей «Физическое развитие и здоровье детей» дошкольного возраста в соответствии с новыми ФГТ.". Скачать бесплатно и без регистрации.

Данный материал может быть использован на родительских собраниях дошкольных учреждениях....

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре «Особенности организации спортивных игр и спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста»

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т.д.) , а также спортивные упражнения...

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения...

презентация «Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

презентация...

Обмен опытом " Использование пальчикового театра как средства развития воображения, мелкой моторики руки у детей и связной речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО "

ФГОС ДО отводит игре важную роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромн...

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС ДО"

На данном семинаре педагогам раскрываются основные требования предъявляемые к РППС, подробно к ОО Физическое развитие....

Материал nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС

Давайте рассмотрим этот документ сегодня лишь в одномнаправлении образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие».

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т.е.образовательная область«Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки) . Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми справилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) .

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.

Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целейгармоничного развития у детей физического и психического здоровьячерез формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью.Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется ссодержанием образовательной области «Здоровье» вчасти решения общей задачи по охране жизни иукреплению физического ипсихического здоровья.

При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» всвою очередь взаимодействуют сдругими образовательными областями, определяют целостный подход кздоровью человека как единству его физического, психологического исоциального благополучия.

Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно статьформирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура») , основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.

Содержание области «Физическая культура»предусматривает решениеряда специфических задач:

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации) ;

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье»направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение

следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т.е. вести здоровый образ жизни.

В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.

В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям…

Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию».

В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры

Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В программе «От рождения до школы», т.ж. как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:

- раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) ,

- старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) .

Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) . С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.

Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.

Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.

Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.

Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.

Таким образом, физическая культура– не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Физическое развитие дошкольников

    Физическое развитие дошкольников Физическое развитие дошкольников должно быть важным объектом внимания для отца с матерью, так как эксперты полагают, что главные психические и физические характер...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Физическое развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Виды физического развития дошкольников

    Гармоничное физическое развитие старших дошкольников через развитие интереса к видам спорта Подготовила воспитатель: Лисюнина П. Н. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья сво...

  • Физическое воспитание и развитие дошкольников филиппова скачать

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Музыкальное развитие дошкольников в аспекте фгос

    Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с ф...

  • Методы физического развития дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Задачи социально коммуникативного развития дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Технологии физического развития дошкольников

    Физкультурно-оздоровительные методы и инновационные технологии по физическому воспитанию в дошкольном учреждении «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». Ж. Ж. Руссо Оздоровлен...

  • Области развития дошкольников по фгос

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Тема: Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошк...

  • Филиппова физическое воспитание и развитие дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Физическое развитие дошкольников в доу

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос презентация

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Презентация социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...