Заикание у дошкольников

Расслабляющие упражнения при коррекции заикания у дошкольников в игре

Тема: «Расслабляющие упражнения при коррекции заикания у дошкольников в игре»

При коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов- необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются специальные упражнения, позволяющие успокоить заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть как напрягаются мышцы его губ, языка, шеи. Напряжение так же возникает в органах голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние лишь приводят к напряжению новых групп мышц.

Большинству заикающихся вообще свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Подобное состояние наблюдается и у не заикающихся людей: при сильном нервном напряжении у них появляется скованность в различных группах мышц, что мешает легко говорить и двигаться.

Почему расслабление так необходимо при исправлении речи заикающихся? Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому заикающимся детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем объяснить, как неприятно состояние напряженности, например как неудобно длительное время находится, крепко сжатыми в кулак пальцами. И наоборот, подчеркнуть, как свободно мы себя чувствуем, когда мышцы не напряжены, расслаблены, пальцы расслабились, отдыхают.

Предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название: «Олени», «Кораблик». Это увлекает детей.

Успешное овладение детьми мышечным расслаблением покажет, что появляется возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать на волю и сознание.

В момент внушения дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты, возникает определенная отключённость от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слов на психику ребенка.

Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом. Эти особые команды понятны детям, легко запоминаются. Для детей сеанс внушения представлен как особая игра – «Волшебный сон».

Важно отметить, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически совершено безопасным и не дает негативных последствий.

Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают большой эффект. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводились домашние тренировки.

Так же нельзя рассматривать релаксацию как обособленные упражнения. Она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстановлению речи.

Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа:

1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Это расслабление мышц рук (упр. «кулачки», «олени») ; расслабление мышц ног (упр. «пружинки», «загораем») ; расслабление мышц рук, ног и корпуса (упр. «штанга», «кораблик»; расслабление мышц живота (упр. «шарик») ; расслабление мышц шеи (упр. «Любопытная Варвара»). Ко второму этапу следует переходить, когда усвоены упражнения на расслаблении 1-го этапа.

2. Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояние покоя и расслабленности. Данный этап состоит из двух частей:

- обучению расслаблению речевого аппарата (для губ и нижней челюсти: упр. «хоботок», «орешки», «лягушки»; для губ, челюсти, языка: «горка») ;

- проводится внушение, которое заключается в воздействии на детей только словом (игра «Волшебный сон») .

3. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи. К 3-му этапу можно переходить, когда педагог уверен, что у детей без затруднений вызывается состояние успокоенности и наступает мышечное расслабление.

www.maam.ru

- упражнения для мимических мышц

- упражнения для челюсти, губ, языка

Наблюдая за детьми с заиканием, часто можно отметить, как они напрягают плечи, руки, мышцы лица и пр. Часто одной из причин нарушения речи является напряжение мышц речевого аппарата: губ, языка, шеи, грудной клетки.

Звуки идут как бы через преграду, с трудом. Вот почему необходимо научить детей расслабляться.

  1. Релаксация, суггестия (5-7 мин.)

Сеансы аутогенной тренировки с детьми начинаются с самого начала обучения, так как требуется длительное время для получения необходимого эффекта. Внушение в бодрствующем состоянии используется для снятия страхов, фиксации на своём дефекте, ухода в себя, скованности, ущемлённости, для воспитания уверенности в своих силах, а также для уменьшения силы судорог, улучшения самочувствия.

  1. Статические и динамические дыхательные упражнения. (1-2 мин.)

У детей с заиканием отмечается грудной тип дыхания. Вдох напряжённый, с поднятием плеч, участие диафрагмы в процессе дыхания слабое, нагрузка вовремя дыхания ведёт к перебору воздуха, а при выдыхании – к недостаточной активизации мышц брюшного пресса. Речь таких детей смазанная, невнятная.

Опыт показывает, что работа, направленная на развитие дыхания, даёт положительный эффект – увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе; создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания.

  1. Голосовая гимнастика.

Основная цель упражнений этого вида – отработка «чистой» техники речи: формирование силы голоса, высоты, тембра, формирование мягкой атаки голоса, развитие внятности речи, т.н. тех речевых компонентов, которые нарушены практически у всех детей с заиканием.

  1. Темпо-ритмические упражнения (5 мин.)

Ритм организует двигательную деятельность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует всё тело. Выполнение ритмических упражнений способствует саморегулированию и развитию движений.

Ритм регулирует слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи.

Темп устной речи играет важную роль в реализации процесса общения. Для разговорной речи характерно произношение пяти-шести слов в секунду. Отклонения от общепринятого темпового диапазона приводят к снижению внятности речи.

У дошкольников с заиканием отмечается замедленный, средний и быстрый темпы.

Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных двигательных упражнений с использованием слухового контроля. Коррекция темпа движения помогает сформировать нормальный речевой темп, а правильный темп произношения благотворно сказывается на координации общих движений.

Примерный комплекс логотренинга.

  1. Комплексная релаксационная гимнастика.

- Стоя, руки с напряжением вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно «уронить» вниз, выполнить маятникообразные движения.

- Ходьба на месте с высоким подниманием колена и вытягиванием вниз ступней ног при напряжённых мышцах с последующим расслаблением при опускании ноги.

- Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла») .

- Стоя. Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны.

Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться.

- Движения нижней челюстью вперёд, в стороны, назад.

- Беззвучное артикулирование У – О – А – И

- Сильное надавливание кончиком языка на нижнюю десну и на твёрдое нёбо.

  1. Релаксация.

Я всегда говорю легко. Я могу сказать хорошо…легко…свободно. Я начинаю говорить спокойно.

Я начинаю говорить ленивыми губами…ленивым языком. Начинаю говорить легко и спокойно. Мышцы языка и губ расслаблены. Я начинаю говорить уверенно.

Я полностью спокоен. Спокойно, спокойно, спокойно я начинаю говорить. Ленивые губы. Ленивый язык. Спокойно.

Спокойно. Я могу красиво говорить. Я точно знаю, что могу красиво говорить.

  1. Дыхательная гимнастика.

- «Трубач»: дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в трубу: «пф», не раздувая щёки.

- «Жуки»: вдох – дети поднимают руки и немного отводят их назад; на выдохе жужжим, опуская руки.

- Вдох: руки через стороны поднять вверх; выдох: руки через стороны опустить вниз.

  1. Голосовая гимнастика.

- Проартикулировать гласный звук беззвучно (а, у, э, о, ы, и) .

- Звук произнести шёпотом с присоединением голоса мягко, негромко (сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца) .

- Колыбельная на одном звуке («раскачав» гласный звук, «бросать» его вверх без напряжения: а а а а а а а) .

- Сочетания из двух гласных звуков повторять от 3 до 6 раз слитно:

Аэаэаэ Аэаэаэаэ Аэаэаэаэаэ Аэаэаэаэаэаэ

- Слитное произнесение односложных слов, начинающихся с гласных звуков: АМ, УМ, УЖ, УХ, ЭХ, ОН, ОР, УС, АХ, ИЛ, АС, ОХ.

- Чистоговорки:

Ам, ам, ам – половинку дам,

Ом, ом, ом – это новый дом,

Ум, ум, ум – у кумы кум,

Ан, ан, ан – мы купили кран,

Он, он, он – в зоопарке слое,

Ун, ун, ун – у реки валун.

  1. Темп, ритм.

«Капельки».

На доске нарисованы капельки дождя. У детей в руках музыкальные молоточки. Логопед предлагает детям определить строчку, где дождь только начинается и отстучать молоточком этот ритм (медленно) . Затем строчку, где дождик всё сильнее и, наконец, ливень (средний и быстрый темп) .

Логотренинг проводится ежедневно в первой половине дня (в логопедических группах он включен в режим дня и сетку видов деятельности) . План тренинга составляется на одну неделю с учётом принципов систематичности, последовательности, доступности и наглядности.

Результативность таких занятий подтверждается значительным улучшением дыхательно-голосовых функций, нормализацией темпа и ритма движений и речи, способностью к расслаблению и, в итоге, более успешной и эффективной коррекцией заикания у детей дошкольного возраста.

Пролетели два года, которые нам было суждено провести вместе. Мы вместе радовались, грустили, дружили и переживали друг за друга: они за меня, а я за них.

И вот вчера последний праздник – выпускной. Настоящий бал с принцем и принцессой, добрым старым вальсом и даже инопланетянками. Выросли.

Повзрослели. Многому научились. И уходят в школу. Им тоже немного грустно, но они скрывают неумело.

Пожелаем им удачи, успехов и счастья! Пусть с уверенностью шагают по жизни, пусть без страха вступают в новую, большую жизнь!

Мы сегодня прощаемся с вами,

Ведь теперь вы все стали большими.

Мы хорошими были друзьями,

Вы для нас стали просто родными!

И грустит «Непоседа» немного –

Мы хотим, чтоб к родному порогу

Вы могли иногда возвращаться.

Мы хотим, чтоб большие невзгоды

Не встречались на вашем пути.

Были вместе мы только два года,

А мне кажется – целую жизнь!

Читать далее nsportal.ru

Заикание у дошкольников

Заикание – это вынужденные паузы в речи или непроизвольные повторения отдельных слогов. Такие нарушения возникают вследствие судорог в мышцах речевого аппарата.

Заболевание не является локальной проблемой, оно вызвано нарушениями в работе центральной нервной системы. Послужить причиной заикания может психологический дискомфорт ребенка, когда с ним грубо и несправедливо обращаются.

Иногда оно появляется после сильного стресса, например, когда ребенок пугается собаки. Нередки случаи этого заболевания у дошкольников, которых против желания заставляли пересказывать прочитанные книжки или декламировать стишки.

Иногда заикание является осложнением после перенесенных инфекционных болезней. Первыми признаками заикания у детей дошкольного возраста могут быть: - затруднения в начале речи или нелогичные паузы в середине фразы; - повторения начальных слогов или слов; - произнесение лишних звуков перед словами; - внезапный переход на шепот; - отказ от разговора.

Заметив первые симптомы заболевания, родители должны без промедления обратиться к специалисту и обеспечить ребенку правильный режим.

Поскольку у заикающихся детей нервная система ослаблена, необходимо создать в семье спокойную обстановку. Ребенку не стоит потакать, но и следует избегать моментов, которые могут вызвать раздражение, плач, недовольство.

Требования, предъявляемые к ребенку дома и в детском саду, должны быть равными и соответствовать его возрасту. Педагогам нужно следить, чтобы заикающегося подопечного не дразнили другие дети.

Разговаривать с ребенком нужно плавно и четко, не разрывая слова на слоги. Принуждать его к разговору против желания недопустимо, он должен сам заинтересоваться беседой.

Не стоит перевозбуждать дошкольников, находящихся в группе риска. Чрезмерные эмоции, даже положительные, тоже могут сыграть негативную роль. Лучше, если посещение слишком шумных представлений на время будет отложено.

Режим просмотра детских телепередач должен быть дозированным, смотреть телевизор перед сном не рекомендуется. Взрослые программы категорически противопоказаны.

На ночь ребенку следует почитать сказку со спокойным, добрым сюжетом без Бабы Яги или других негативных персонажей, которые могут быть причиной ночных страхов.

Развитию речевого дыхания послужат занятия физкультурой или уроки танцев в небольшом коллективе.

Заикающиеся или предрасположенные к заиканию дошкольники должны состоять на учете у невропатолога и логопеда.

Перед использованием рецепта ОБЯЗАТЕЛЬНО посоветуйтесь с врачом.

Добавить метод лечения, который помог Вам

Имя и Email(по желанию)

Материал с сайта nmed.com.ua

Лечение заикания у дошкольников, логопедическая работа с детьми дошкольного возраста

Процесс развития речи у ребенка начинается уже на первом году жизни - с трехмесячного возраста малыш воспроизводит звуки, «гулит», лепечет, а после достижения 6-ти месяцев начинает синтезировать слоги.

В свой первый день рождения ребенок обычно уже владеет 5-10 словами, а к двум годам его запас обогащается простыми предложениями. Логопедическая работа на данном этапе - проследить за правильным развитием речевого аппарата и своевременным овладением первыми навыками.

Наиболее активная фаза формирования речи происходит в возрасте 2-4 лет - за этот период ребенок обучается строить правильные предложения, использовать сложные речевые конструкции, вести связное повествование на протяжении достаточно длительного времени. Консультация детских логопедов на этом этапе позволяет выявить возможную задержку речевого развития и определить необходимость посещения специалиста.

Это лучшая профилактика заикания у дошкольников. Задача членов семьи на этом этапе - внимательно следить за речью ребенка и при замеченных нарушениях обращаться за консультацией к грамотному логопеду для малышей.

Какие признаки могут говорить о наличии проблем при формировании речевой функции и необходимости начать лечение заикания у дошкольников с логопедом?

  1. Искажение звуков, замена их на другие, смешение или отсутствие в речи некоторых звуков у детей от 4-х лет.
  2. Нарушения звукопроизношения и/или тембра голоса.
  3. Задержка речевого развития. Такой диагноз дошкольная логопедия ставит, если малыш овладевает речью нормально, но значительно позже сверстников.
  4. Заикание, то есть неоднократное повторение определенных звуков, слогов или слов, растягивание гласных, нарушение ритма речи. С помощью грамотного логопеда коррекция заикания у дошкольников проходит достаточно успешно, но важно вовремя начать курс лечения.

Заикание у детей дошкольного возраста и методы его лечения

Логоневроз (невротическое заикание) - одна из наиболее распространенных проблем, возникающих у детей в период активного формирования речевого аппарата. Проявляется заболевание нарушениями темпа речи, ее ритма, плавности, вызванными судорожными движениями соответствующих мышц. Причинами логоневроза могут стать стрессы, нервные потрясения, испуг у малыша, а предрасполагающими факторами являются наследственность, сниженный иммунитет и высокая восприимчивость нервной системы.

Коррекция и профилактика заикания у дошкольников 2-4 лет

Лечение заикания у дошкольников необходимо начинать как можно быстрее. Почему это так важно? Дело в том, что только начинающий говорить малыш, в чьей речи присутствуют запинки, еще не воспринимает свою речь, как некий дефект.

Справиться с заиканием на этой стадии можно довольно быстро, воспользовавшись советами логопеда для дошкольников и родителей и пройдя минимальный курс лечения.

В речевом центре «Арлилия» для детей в возрасте от 2-х лет разработана специальная программа для исправления речи. Эта методика коррекции заикания у дошкольников получила название «Скорая помощь», так как она позволяет быстро и без особых усилий устранить заикание на его ранней стадии и не допустить его перехода в устойчивое патологическое состояние.

На консультации, куда специалисты Центра приглашают всех членов семьи малыша, даются подробные советы, демонстрируются упражнения, которые малышу необходимо повторять и предоставляется необходимая информация о том, каким образом взаимодействовать с заикающимся ребенком. В большинстве случаев необходимое время для коррекции нарушений речи - всего лишь несколько недель.

Лечение заикания у детей 4-7 лет

Если речь не была исправлена вовремя, с возрастом ребенок осознает, что он говорит не так, как все, у него возникает ощущение собственной неполноценности, а попытки говорить вызывают чувство страха, тревоги. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками в возрасте 4-7 лет занимает больше времени, но, как правило, приводит к положительному результату.

Исправление заикания у дошкольников в центре «Арлилия» осуществляется индивидуально или в паре - логопед для ребенка 4-5 лет выбирает подходящий способ работы в зависимости от его индивидуальных особенностей. Полный курс рассчитан на год. За это время ребенок не только обучается говорить плавно, без запинок и остановок, но и закрепляет полученные навыки, совершенствуя свою речь и избавляясь от дефекта навсегда.

В речевом центре «Арлилия» методика лечения заикания у дошкольников успешно применяется на протяжении многих лет. Каждый специалист, работающий в Центре - это настоящий профессионал, обладающий высокой квалификацией.

Коррекция заикания здесь проводится не только с детьми - именно в центре «Арлилия» работают лучшие логопеды для взрослых в Москве. А детские специалисты легко находят подход к каждому малышу и помогают детям навсегда избавиться от проблем с воспроизведением речи.

Логопеды для детей дошкольного возраста

Детский учитель-логопед

Наталья Александровна Никишина — специалист высшей квалификационной категории, стаж работы 25 лет.

Проведение занятий: центр коррекции заикания «Арлилия», город Москва, улица Грекова, дом 11 (5-ть минут от метро Медведково) .

Детский учитель-логопед

Евгения Анатольевна Алимова — Учитель-логопед для детей дошкольного и младшего школьного возраста, мама вылеченного по этой методике ребенка.

Проведение занятий: центр коррекции заикания «Арлилия», город Москва, улица Грекова, дом 11 (5-ть минут от метро Медведково) .

Логопед для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Людмила Алексеевна Бехтольд — логопед для детей дошкольного и школьного возраста в г. Уфа Республики Башкортостан.

Образование: Башкирский Педагогический Университет отделение логопедии, курсы по методике Л. З. Арутюнян.

Проведение занятий: г. Уфа, ул. Коммунистическая, 46, офис 10.

Материал с сайта www.arlilia.ru

Белякова Л. И. , Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по сп

Стр. 47

3.4 Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий

Комплексный метод реабилитации заикающихся признается отечественными специалистами наиболее эффективным. В нем можно выделить три основных направления: логопедическое, психотерапевтическое и клиническое.

Впервые мысль о комплексном методе реабилитации была выдвинута столетие назад Н. А. Сикорским. Это положение позднее развивается В. А. Гиляровским с сотрудниками (Н. А. Власова, Е. Ф. Pay, E. Гринер и др.) .

Под комплексным методом реабилитации заикающихся предполагается проведение коррекционной работы в вышеупомянутых трех направлениях. Это означает, что помимо общего оздоровления организма (режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение) , целенаправленного развивития моторики (координация и ритмизация движений, развитие мелкой артикуляционной моторики и т.п.) , речевого дыхания, навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния (психотерапия и, в частности, аутогенная

тренировка) , большое значение придается воспитанию личности и развитию социальных взаимоотношений.

В рамках комплексного метода реабилитации существуют разные системы коррекционной работы. В каждой из систем одно из направлений комплексного метода (логопедическое, психотерапевтическое или клиническое) является доминирующим.

3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников

Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н. А. Власовой и Е. Ф. Pay (1933, 1959, 1983) , которая не потеряла актуальности до настоящего времени. Авторами впервые обосновывается ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся: 1) до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования; 2) коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но на весь организм и личность заикающегося в целом; 3) логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать “охранительный речевой режим”; 4) развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение “степени самостоятельности речи”: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного небольшого рассказа, рассказ по знакомой картинке и речь в беседе (спонтанная) .

По мнению этих авторов, реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе в условиях учреждений типа дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном.

Организация “охранительного речевого режима” подробно представлена в п. 3.2.1.

Н. А. Власова (1959, 1983) рекомендует проводить данный режим в самом начале коррекционной работы. В этот период начинается постепенное введение простейших видов речи: сопряженной и позднее отраженной.

Последовательность использования различных видов речи соответствует основным этапам коррекционной работы.

Особое внимание в этой комплексной системе реабилитации уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций. Особый акцент именно на этих видах деятельности рекомендуется делать в работе с детьми, страдающими неврозоподобной формой заикания.

Кроме этого, система реабилитации включает такие разделы: работа по развитию общей и мелкой моторики, которая осуществляется на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной деятельности детей, работа по исправлению звукопроизношения, работа по развитию речи детей, ее лексического наполнения и грамматического оформления.

Основные положения этой системы до настоящего времени широко используются логопедами в практической работе с заикающимися разных возрастных групп. (Более подробное описание методики см.: Заикание. Ред. Н. А. Власова, К. П. Беккер, 1983.)

Комплексный подход в реабилитации заикающихся преимущественно в амбулаторных и стационарных условиях медицинских учреждений разработан В. И. Селиверстовым (1968, 1994) .

В. И. Селиверстов особо подчеркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе придается большое значение активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.

Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми. Это позволяет детям активизировать свое внимание на “речевых ошибках”, как собственных, так и других детей, правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т.п. Родители становятся активными помощниками логопеда в решении коррекционно-воспитательных задач.

Логопедические занятия с заикающимися строятся в зависимости от речевых возможностей индивидуума, т.е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом речевых ситуаций.

Построение комплексного реабилитационного воздействия делится автором на три этапа:

1. Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период начинают работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых речевые судороги у заикающегося не проявляются, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.

2. Тренировочный этап. Наряду с моторикой, осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи.

В процесс логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется “наступление на больные участки речи”. 3. Заключительный этап.

Продолжается комплексное психолого-педагогической воздействие на личность заикающегося в целом. На этом этапе закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

Система логопедических занятий предусматривает также постепенное нарастание сложности речевых ситуаций. В данной системе логопедические занятия включают методический материал, в котором строго учитываются возрастные особенности детей и задачи программы воспитания в детском саду.

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий) . Подготовительный период занимает около 7-8 занятий. В это время в домашних условиях родители обеспечивают щадящий режим, который включает спокойную обстановку, твердый режим дня и по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На логопедических занятиях этого периода решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка на активную работу над своей речью и убеждает в положительном исходе специальных занятий.

Кроме этого, дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. В процессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях “красивой и правильной речи”.

В эти понятия входит звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность. Обращается внимание на спокойное, непринужденное и свободное поведение ребенка при общении.

Речевые задания включают речевые “зарядки”, т.е. произнесение гласных звуков и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.) ; упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь.

Тренировка речи детей проводится с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении и т.п.) , в процессе разных видов занятий (лепка, рисование и т.п.) , в различных дидактических играх.

Тренировочный период (20-22 занятия) . В этот период дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, которые являются для них трудными. Это предполагает постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т.п.

Соответственно на этом этапе вводятся подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка) . Закрепление полученных навыков осуществляется благодаря активной помощи родителей.

В закрепительный период

речи (6-9 занятий) плавная речь ребенка закрепляется в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры.

Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.

На всех этапах коррекционной работы, предлагаемой В. И. Селиверстовым, большое значение придается работе логопеда с родителями. Так, в подготовительный период логопед проводит беседы с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, так что родители с самого первого дня становятся активными помощниками логопеда.

Такие беседы проводятся как коллективно, так и индивидуально. Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.

Одно из направлений коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми связано с психологической школой Р. Е. Левиной. Плеяда ученых, воспитанных этой школой, разрабатывает целостную систему воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (НА Чевеяева, А. В. Ястребова, С. А. Миронова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова) . Данные исследователи исходят из представлений о том, что

заикающиеся дети, как правило, обладают достаточным словарным запасом, иногда превосходящим возрастную норму, в то же время они недостаточно адекватно используют словарный запас, неконкретно формулируют мысль, недостаточно выдерживают логическую последовательность речи.

В соответствии с этим, для нормального речевого общения детям, страдающим заиканием, необходимо коррегировать не только речевые запинки, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление) , а также развивать планирующую функцию речи.

В системах реабилитационного воздействия, разработанных данными авторами, объединено обучение и воспитание, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов. Для коррекции речи у заикающихся использованы закономерности речевого онтогенеза, т.е. развитие речи от ситуативной к контекстной.

Н. А. Чевелева

(1976) при работе с заикающимися дошкольниками включает 5 периодов развития связной речи.

1 период — пропедевтический;

2 период — сопровождающей или констатирующей речи;

3 период — завершающей или речи по следам зрительных представлений;

4 период — планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры;

5 период — закрепление навыков связной речи.

В пропедевтический период

детям прививаются навыки организованного поведения. Вводится режим ограничения речи детей.

В период сопровождающей речи

допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемыхими действий на логопедических занятиях.

В периоде завершающей речи дети используют речь, которая сопровождает их действия, и описательную речь по отношению к выполненному действию.

В следующем периоде предваряющее речи наряду с формами речи, которые использовались ранее, у ребенка развивается умение вслух планировать предстоящую работу.

На заключительном этапе

развития речи закрепляются полученные ранее навыки самостоятельной развернутой конкретной речи.

На основе “Программы воспитания и обучения в детском саду” для средней, старшей и подготовительной групп С. А. Мироновой (1975, 1979) предложена система воспитания и обучения, где ставятся задачи как программные, так и коррекционные.

В коррекционных целях используется перестановка видов программных задач и увеличиваются сроки усвоения детьми более трудного речевого программного материала. Кроме этого, в начале учебного года дети повторяют речевой материал предыдущей возрастной группы.

В коррекционные задачи первого квартала входят расширение словаря, уточнение значения слов, активизация пассивного словарного запаса. Все эти задачи реализуются при использовании простейших видов ситуативной речи на всех занятиях, которые проводят как логопед, так и воспитатели.

Во втором квартале

заикающихся детей обучают конструированию простой и распространенной фразы, грамматическому оформлению фразы, построению сложноподчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. В этом квартале закрепляются навыки пользования ситуативной речью. Происходит переход к элементарной контекстной речи.

В третьем квартале

задачи развития речи заикающихся становятся идентичными задачам массового детского сада. Заикающиеся обучаются составлению рассказов по

наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу.

В заключительном четвертом квартале продолжается работа над обогащением лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задачи направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.

Для заикающихся детей преддошкольного возраста, 2-4 лет, система коррекционно-педагогических воздействий имеет свою специфику. Особенности логопедической работы в детьми такого возраста представлены Л. М. Крапивиной (1992) .

Логопедические занятия с детьми 2-4-х лет проводятся в условиях ясельной группы детского сада. Количество детей на логопедических занятиях должно составлять не более 3-5-ти человек. Реабилитационное воздействие является комплексным и включает логопедические занятия, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия и обучение детей элементам мышечного расслабления.

Основными задачами коррекционного воздействия являются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций, развитие диалогической речи. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцировано, в зависимости от клинической формы заикания.

Так, у детей с неврозоподобной формой заикания (они, как правило, имеют возраст 3,5-4 года) много времени уделяется нормализации звукопроизносительной стороны речи, развитию словаря. При невротической форме заикания у детей обращается внимание на нормализацию отношений родителей к ребенку, общее оздоровление организма ребенка (в особенности его нервной системы) , особое значение уделяется психотерапевтическому воздействию, как части логопедической работы.

из 68

Материал с сайта pedlib.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Ушакова о с развитие речи дошкольников

    "Программа развития речи дошкольников" Дополнительная общеобразовательная программа Ушаковой О. С. «Программа развития речи дошкольников» Речевое развитие дошкольников в детском саду осуществляет...

  • Формирование связной речи у дошкольников

    Использование нетрадиционных методов работы при формировании связной речи у дошкольников с ОНР Формы реализации: систематизация нетрадиционных методов и приемов, направленных на развитие навыков...

  • Журова обучение дошкольников грамоте

    Обучение грамоте в подготовительной группе. Конспект занятия «Цветик — семицветик» Обучение грамоте Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе....

  • Презентации для дошкольников по развитию речи

    Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...

  • Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников

    Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольника» Введение. Актуальность. В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, ч...

  • Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

    Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольника» Введение. Актуальность. В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, ч...

  • Игровое развитие дошкольников педсовет

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Речевое развитие дошкольников

    Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность (1 часть) Инновационный педагогический опыт по теме: «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследов...

  • Речь дошкольника

    Психологические особенности развития речи у дошкольников Психологические особенности развития речи у дошкольников. Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозна...

  • Комплексное развитие речи дошкольников

    Реферат на тему Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников скачать бесплатно г) Данные роста словаря В. Штерна, Д. Эльконина, Смита 2. Методика развития словаря у детей дошкольного...