Занятия по интеллектуальному развитию дошкольников

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича

Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Технологии В. В. Воскобовича - посторенние такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается, какого- то «предметного» результата. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.

Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.

Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

Для реализации этой методики я выбрала направление в работе на тему

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством технологии В. В. Воскобовича

Целью моей работы является развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, умственных способностей детей.

Основными задачами моей работы являются:

1. Формировать познавательные, интеллектуальные способности детей.

2. Развивать у детей умственную активность: мышление, память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

Организацией работы с детьми являются следующие принципы:

Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.

Принцип дифференциации, т. е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний.

Принцип интегративности.

В соответствие с этим принципом, добиваюсь эмоционального благополучия ребенка в детском саду, так как это является важнейшим условием его ценностного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

Принцип системности.

Подразумевает четко спланированную систему: занятий, игр, индивидуальную работу объединенных общей целью, проблемой.

Принцип по - этапности. Система строится на основе перехода от простого к сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.

Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.

Для реализации поставленных задач были определены формы работы:

Изучение технологии развивающих игр В. Воскобовича.

Составление мониторинга уровня знаний по интеллектуальному развитию детей.

Выявление уровня знаний детей, через диагностику.

Составление цикла занятий с применением игр Воскобовича и изготовление развивающих игр

Организация и составление плана кружковой работы на тему «Играй и думай»

Планирование мероприятий работы с родителями.

Свою работу по технологии В. В. Воскобовича, разделила на три этапа.

1-этап – младший возраст. Дети на данном этапе, при помощи обследовательских действий знакомились с цветом, формой, усваивали некоторые представления. В данном возрасте дети осваивали такие игры, как «Двуцветный квадрат», «Чудо-головоломки», «Игровизор», «Ларчик», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-Плюх».

Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», дети рассматривали игру, пробовали ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка. Интересное знакомство произошло у детей с игровым комплексом «Ларчик». При помощи «Волшебных веревочек», дети без труда рисовали различные фигуры на игровом поле, создавали картинки. Ребята обратили внимание на такое свойство «Волшебных веревочек, как липучесть. После презентации каждой игры, я знакомила детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводилась воспитателю. Дети знакомились с персонажами сказок и образной терминологией, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных возможностей и интересов детей средней группы, играла и занималась вместе с ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной. К концу года, дети легко конструировали простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создавали образы объектов по собственному замыслу. Добиться таких результатов способствовали игры «Геоконт», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат», «Шнур-Затейник» и т. д. При помощи «Конструктора цифр», удавалось в доступной форме познакомить детей с цифрами: ребята запомнили текст считалки и сопоставляли его с элементами восьмерки. Это способствовало тому, что дети научились из слов считалки составлять модели некоторых цифр. Практически все занятия проходили в виде сказок, где вопросы и задания ставил не воспитатель, а сказочный герой, которому необходимо было решить какую-либо проблему.

2 этап – средний возраст. На данном этапе дети учились с помощью образов запоминать понятия, символы. В средней группе познакомились с «Прозрачным квадратом», «Прозрачными цифрами» и т. д. На этом этапе дети знакомились с основными приемами, приобрели навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходило в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Я старалась побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. Благодаря, использованию игр в самостоятельной деятельности, ребята стали активнее общаться между собой, что способствовало социально – личностному развитию дошкольников. В данной группе, проводились комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий и упражнений для каждой игры. Так, например, проходило занятие «В страну вообразилию», на котором использовались развивающие игры В. Воскобовича: «Геовизор», «Чудо-Крестики», «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный). Игры, способствовали развитию таких процессов, как память внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Также в группе проходили занятия в виде викторин, на которых ребята учились действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству. Использование на занятиях игр Воскобовича помогло мне эффективно решить образовательные задачи на математике.

3 этап- старший возраст. На этом этапе дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация, планирование своих действий, постоянное усложнение игр позволило поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе больше уделялось внимания развитию творчества и самостоятельности. Дети стали изобретать игровые задания и упражнения, придумывать и конструировать предметные формы, составлять к ним схемы. На всех этапах работы с играми Воскобовича, приходилось создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей. Важно детей заинтересовать данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес.

Опыт моей работы показали, что использование развивающих игр В. В. Воскобовича развивают у детей память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь и мелкую моторику рук.

Технология «Развивающих игр В. В Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка-дошкольника. От научения зависит не только психическое развитие, но и биологическое созревание организма.

Использование данных игр в системе их постоянного и постепенного усложнения, позволяет добиться положительных результатов.

Используя развивающие игры Воскобовича В. В., хочу отметить, что они дают положительный результат в образовательном процессе. Дети с удовольствием играют, развивают интеллектуальные способности.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Консультация для родителей

Интеллектуальное развитие дошкольников

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;

- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

Задачи:

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы:

- практические (игровые) ;

- экспериментирование;

- моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование;

Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели) .

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность;

- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек) ;

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия) ;

Все это опирается на развивающую среду:

1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.) ;

- игры-головоломки;

- игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;

- задачи-шутки.

2. Дидактические игры:

- сенсорные;

- моделирующего характера;

- специально разработанные воспитателем для обучения детей;

3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш – исследователь.

www.maam.ru

Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников старшего возраста с исполь

Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников

Название работы:

Гармонизация эмоциональной стабильности как средство всестороннего развития ребёнка

«В мире удивительных островов»

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении проводится в первой половине дня. Продолжительность занятия 25 – 30 минут. Оптимальная наполняемость групп – 8 – 10 детей.

В завершении курса проводится итоговое занятие (которое я представляю вашему вниманию) , на которое приглашаются родители.

Работа в рамках данного цикла занятий позволяет развить навыки взаимодействия детей друг с другом, игровых навыков, произвольного поведения, развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, внимания, восприятия, логики, речи, воображения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Всё это способствует всестороннему развитию.

«В мире удивительных островов»

Цель: помочь ребёнку увидеть необычное в обычном, развивать память, связную речь, воображение, логику, творческие способности, интерес к окружающему миру, развивать невербальные формы общения, дать ребёнку возможность проявить себя через самовыражение.

Материал: игрушечная обезьянка, карта островов, запись мелодий, разрезные картинки «эмоции», блоки Дьенеша, схемы к блокам Дьенеша, поролоновые дорожки, планшеты «Логико-малыш» (по количеству детей) , карточки №6 «Что увидел аквалангист?» комплекта «Мир природы. Кто с кем «дружит», игра «Четвёртый лишний», игра «Бусы».

Ход занятия

Детей встречает психолог с мягкой игрушкой. Приветствие.

Психолог: У обезьянки случилась беда - она потеряла свои волшебные бусы на одном из островов и просит нас помочь отыскать этот остров. Поможем этой симпатичной, доброй обезьянке? А чтобы мы не заблудились в незнакомом загадочном мире, предлагает нам карту.

Сама она не может в ней разобраться.

Психолог с детьми рассматривают карту.

Психолог:На каждом острове нас ждут испытания. Готовы?

Звучит тихая, весёлая музыка.

Психолог: Тогда посмотрите на карту, самый первый остров называется «Сказочный». Чтобы попасть на него, необходимо сказать волшебные слова. Закрыли глаза:

Дети: «Вокруг себя обернись - на сказочном острове очутись!».

(Звучат колокольчики.)

Психолог: Посмотрите, тут какие-то картинки, их необходимо собрать (работа в парах, сборка разрезных картинок,эмоции: радость, печаль, злость, удивление) .

Вопросы:

какое эмоциональное состояние изображено на каждой из картинок?

изобразите его на лице (по очереди каждое эмоциональное состояние) ;

вспомните, у каких сказочных героев такие лица;

какого злого персонажа вы знаете (Карабас-Барабас, Бармалей)

а грустного (Пьеро, петушок)

вспомните, какой герой часто удивлялся (Незнайка)

- вспомните радостного, веселого персонажа (Буратино, Колобок, трипоросенка) .

Дети отвечают. Психолог хвалит детей.

Психолог: Посмотрим на карту. Тут какие-то дорожки. А что это за остров? (Ответыдетей) . Это остров - «Определяйка». (Дети снимают обувь, каждому ребёнкупредлагается схема блоков Дьенеша, нужно пройти по дорожке (кусочки поролона в виде стопы, соединённые лентами) к столу с блоками, выбрать тот, которому соответствует схеме и вернуться обратно) .

Психолог: Берите схемы, изучайте и по дорожкам идите за нужным блоком. Дорожек всего 2, поэтому вам необходимо уступать друг другу, чтобы не провалиться в болото… (Под музыку дети приносят нужный блок, проверяют, правильно ливыполнили задание) . Обуваются.

Психолог хвалит детей.

Звучит музыка «Шум моря».

Психолог: Мы вышли к морю, нам необходимо плыть. Вдыхаем глубоко носом, выдыхаем через рот, ещё раз. Плывём. Да это же остров «Тихий».

А вот и берег.

Как интересно! Вытягиваем шею влево, теперь вправо. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена, смотрим с любопытством: что же там интересного? Крутим головой, устали.

Уроните голову на грудь, голова болтается на шее, как на ниточке.

Игра «Море волнуется раз…»

Психолог вместе с детьми: Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Морская фигура на месте замри…

Сейчас я угадаю, каких морских обитателей вы изобразили.

Пока вы плыли по морю, возможно увидели много интересного, подойдите к столам и покажите, что же вы увидели.

Работа спланшетами «Логико-малыш». Дети подходят к столам, на которых лежат планшеты с заданием. Проверка выполненного задания.

Вопросы:

Легко ли тебе было в плавании?

Какие трудности ты испытывал?

- Что понравилось?

Дети делятся своими мыслями.

Психолог: Молодцы! Посмотрим на карту, какой же следующий остров. Это же остров «Невидимок». Давайте наденем шапки-невидимки (дети надевают воображаемые шапки) и на цыпочках пройдём по нему.

Смотрите, в заборе есть лазейка, только узенькая. Попробуем через неё пролезть. (Дети воображают, будто протискиваются сквозь очень узкую щель в заборе) . Животики втянули, вытянулись в струнку, чтобы пролезть. Молодцы, все пролезли.

Теперь руками и ногами встряхнём и оглядимся по сторонам. Жители острова «Невидимок» тоже приготовили вам испытание. Нужно выбрать из предложенных предметов лишний.

Игра «Четвёртый лишний».

(Для каждого ребёнка имеется поднос с предметами. Дети выполняют задание, объясняя свой выбор) .

Психолог хвалит детей.

Психолог: Обезьянка приглашает нас сыграть с ней в игру.

Игра в кругу «Дом, дерево, обезьяна». Психолог произносит слова, а дети по очереди друг за другом показывают (изображают руками и мимикой) : дом (руки соединили над головой в виде «крыши») , дерево (изображают дерево) , обезьяна (улыбка, руки перед грудью, согнуты в локтях, наклоны вправо-влево) .

Психолог: Пока мы с вами играли, не заметили, как очутились на острове «Украшайка». А вы помните, ради чего мы отправились в путешествие? (Ответы детей) . Давайте приступим. На столах лежат «бусинки»(геометрические фигуры) , которые необходимо в определённой последовательности, не нарушая закономерности, «нанизать на ниточку» по образцу.

Под музыку дети садятся за столы и по образцу «нанизывают» бусинки на нитку…

Какие замечательные, красивые бусы у вас получились. Вопросы:

Как вы думаете, что чувствует обезьянка?

Какое стало у неё настроение?

Что это? Звучит музыка «Звероаэробика» Обезьянка приглашает нас в знак благодарности на остров «Непосед».

(под музыку дети выполняют движения в соответствии с текстом) .

Итог занятия.

Психолог: Расскажите, на каких островах мы сегодня побывали. Что вы чувствовали? Что вам понравилось в путешествии? Какие вы были, когда вместе путешествовали по островам?

Что вы узнали, чему научились?

Ответы детей.

Психолог: Поблагодарим обезьянку за то, что она пригласила нас в увлекательное путешествие и попрощаемся с ней. Улыбнёмся, нам пора возвращаться.

До свидания!

Материал с сайта sundekor.ru

Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников старшего возраста с исполь

Главная > Школьнику > 7 класс > Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников старшего возраста с исполь

Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников

Название работы:

Гармонизация эмоциональной стабильности как средство всестороннего развития ребёнка

«В мире удивительных островов»

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении проводится в первой половине дня. Продолжительность занятия 25 – 30 минут. Оптимальная наполняемость групп – 8 – 10 детей.

В завершении курса проводится итоговое занятие (которое я представляю вашему вниманию) , на которое приглашаются родители.

Работа в рамках данного цикла занятий позволяет развить навыки взаимодействия детей друг с другом, игровых навыков, произвольного поведения, развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, внимания, восприятия, логики, речи, воображения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Всё это способствует всестороннему развитию.

«В мире удивительных островов»

Цель: помочь ребёнку увидеть необычное в обычном, развивать память, связную речь, воображение, логику, творческие способности, интерес к окружающему миру, развивать невербальные формы общения, дать ребёнку возможность проявить себя через самовыражение.

Материал: игрушечная обезьянка, карта островов, запись мелодий, разрезные картинки «эмоции», блоки Дьенеша, схемы к блокам Дьенеша, поролоновые дорожки, планшеты «Логико-малыш» (по количеству детей) , карточки №6 «Что увидел аквалангист?» комплекта «Мир природы. Кто с кем «дружит», игра «Четвёртый лишний», игра «Бусы».

Ход занятия

Детей встречает психолог с мягкой игрушкой. Приветствие.

Психолог: У обезьянки случилась беда - она потеряла свои волшебные бусы на одном из островов и просит нас помочь отыскать этот остров. Поможем этой симпатичной, доброй обезьянке? А чтобы мы не заблудились в незнакомом загадочном мире, предлагает нам карту.

Сама она не может в ней разобраться.

Психолог с детьми рассматривают карту.

Психолог:На каждом острове нас ждут испытания. Готовы?

Звучит тихая, весёлая музыка.

Психолог: Тогда посмотрите на карту, самый первый остров называется «Сказочный». Чтобы попасть на него, необходимо сказать волшебные слова. Закрыли глаза:

Дети: «Вокруг себя обернись - на сказочном острове очутись!».

(Звучат колокольчики.)

Психолог: Посмотрите, тут какие-то картинки, их необходимо собрать (работа в парах, сборка разрезных картинок,эмоции: радость, печаль, злость, удивление) .

Вопросы:

какое эмоциональное состояние изображено на каждой из картинок?

изобразите его на лице (по очереди каждое эмоциональное состояние) ;

вспомните, у каких сказочных героев такие лица;

какого злого персонажа вы знаете (Карабас-Барабас, Бармалей)

а грустного (Пьеро, петушок)

вспомните, какой герой часто удивлялся (Незнайка)

- вспомните радостного, веселого персонажа (Буратино, Колобок, трипоросенка) .

Дети отвечают. Психолог хвалит детей.

Психолог: Посмотрим на карту. Тут какие-то дорожки. А что это за остров? (Ответыдетей) . Это остров - «Определяйка». (Дети снимают обувь, каждому ребёнкупредлагается схема блоков Дьенеша, нужно пройти по дорожке (кусочки поролона в виде стопы, соединённые лентами) к столу с блоками, выбрать тот, которому соответствует схеме и вернуться обратно) .

Психолог: Берите схемы, изучайте и по дорожкам идите за нужным блоком. Дорожек всего 2, поэтому вам необходимо уступать друг другу, чтобы не провалиться в болото… (Под музыку дети приносят нужный блок, проверяют, правильно ливыполнили задание) . Обуваются.

Психолог хвалит детей.

Звучит музыка «Шум моря».

Психолог: Мы вышли к морю, нам необходимо плыть. Вдыхаем глубоко носом, выдыхаем через рот, ещё раз. Плывём.

Да это же остров «Тихий». А вот и берег.

Как интересно! Вытягиваем шею влево, теперь вправо. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена, смотрим с любопытством: что же там интересного?

Крутим головой, устали. Уроните голову на грудь, голова болтается на шее, как на ниточке.

Игра «Море волнуется раз…»

Психолог вместе с детьми: Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Морская фигура на месте замри…

Сейчас я угадаю, каких морских обитателей вы изобразили.

Пока вы плыли по морю, возможно увидели много интересного, подойдите к столам и покажите, что же вы увидели.

Работа спланшетами «Логико-малыш». Дети подходят к столам, на которых лежат планшеты с заданием. Проверка выполненного задания.

Вопросы:

Легко ли тебе было в плавании?

Какие трудности ты испытывал?

- Что понравилось?

Дети делятся своими мыслями.

Психолог: Молодцы! Посмотрим на карту, какой же следующий остров. Это же остров «Невидимок». Давайте наденем шапки-невидимки (дети надевают воображаемые шапки) и на цыпочках пройдём по нему. Смотрите, в заборе есть лазейка, только узенькая.

Попробуем через неё пролезть. (Дети воображают, будто протискиваются сквозь очень узкую щель в заборе) . Животики втянули, вытянулись в струнку, чтобы пролезть. Молодцы, все пролезли. Теперь руками и ногами встряхнём и оглядимся по сторонам.

Жители острова «Невидимок» тоже приготовили вам испытание. Нужно выбрать из предложенных предметов лишний.

Игра «Четвёртый лишний».

(Для каждого ребёнка имеется поднос с предметами. Дети выполняют задание, объясняя свой выбор) .

Психолог хвалит детей.

Психолог: Обезьянка приглашает нас сыграть с ней в игру.

Игра в кругу «Дом, дерево, обезьяна». Психолог произносит слова, а дети по очереди друг за другом показывают (изображают руками и мимикой) : дом (руки соединили над головой в виде «крыши») , дерево (изображают дерево) , обезьяна (улыбка, руки перед грудью, согнуты в локтях, наклоны вправо-влево) .

Психолог: Пока мы с вами играли, не заметили, как очутились на острове «Украшайка». А вы помните, ради чего мы отправились в путешествие? (Ответы детей) . Давайте приступим. На столах лежат «бусинки»(геометрические фигуры) , которые необходимо в определённой последовательности, не нарушая закономерности, «нанизать на ниточку» по образцу.

Под музыку дети садятся за столы и по образцу «нанизывают» бусинки на нитку…

Какие замечательные, красивые бусы у вас получились. Вопросы:

Как вы думаете, что чувствует обезьянка?

Какое стало у неё настроение?

Что это? Звучит музыка «Звероаэробика» Обезьянка приглашает нас в знак благодарности на остров «Непосед».

(под музыку дети выполняют движения в соответствии с текстом) .

Итог занятия.

Психолог: Расскажите, на каких островах мы сегодня побывали. Что вы чувствовали? Что вам понравилось в путешествии?

Какие вы были, когда вместе путешествовали по островам? Что вы узнали, чему научились?

Ответы детей.

Психолог: Поблагодарим обезьянку за то, что она пригласила нас в увлекательное путешествие и попрощаемся с ней. Улыбнёмся, нам пора возвращаться.

До свидания!

Материал с сайта newfound.ru

Развитие логического мышления ребенка на занятиях интеллектуального клуба «Лабиринт знаний»

02 Май 20140(2993) Просмотры

В статье представлены презентация и содержание доклада по теме «Развитие логического мышления ребенка на занятиях интеллектуального клуба «Лабиринт знаний»». Данные материалы будут интересны педагогам дошкольных учреждений, работающих в направлении интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

1 слайд. Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предоставляется доклад по теме: Развитие логического мышления ребенка на занятиях интеллектуального клуба «Лабиринт знаний».

В соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования наши воспитанники растут в постоянном потоке информации, их нужно научить легко и быстро воспринимать эту информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Развитие интеллекта ребенка заявляет о себе все отчетливее.

Исходя из выше сказанного у нас возникла идея о создании в нашем детском саду интеллектуального кружка «Лабиринт знаний», целью которого является развитие логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников.

2 слайд.Задачи: представлены на слайде.

- развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления;

- развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- развивать коммуникативные способности детей.

Программа кружка разработана на основе методического пособия «Формирование познавательной активности дошкольника посредством развития логического мышления в математическом образовании» и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Кружок проходит 2 раза в неделю во вторую половину дня. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в игровой форме.

На занятиях кружка используются развивающие игры логико-математического содержания:

3 слайд.Игры с блоками Дьенеша, направленные на развитие умения детей классифицировать фигуры по двум, трем признакам; а так же на умение составлять фигуры, с использованием знаков-символов. Игры с блоками проводятся много раз, правила варьируются.

4 слайд.Д/и «Что лишнее?» - из пяти или четырех предложенных предметов или фигур дети выбирают лишнюю фигуру;

5 слайд.Д/и «Найди закономерность» (детям предлагается найти закономерность и продолжить ряд или дорисовать недостающие предметы) ;

6 слайд. Для развития у детей умения составлять число из двух меньших чисел использую д/и «Засели числа в домик» (детям предлагается вставить в пустые клетки соответствующие цифры) .

7 слайд. А так же для этой цели использую палочки Кюизенера;

8 слайд. Развитию находчивости, сообразительности, умению рассуждать логически способствуют ребусы и кроссворды;

9 слайд.Используются головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо» (из деталей головоломок детям предлагается выложить определенную фигуру) ;

10 слайд.Игровые проблемные ситуации. Например: «Как Белоснежка гномов считала».

В ходе решения этой проблемной ситуации дети пришли к выводу, что количество предметов не зависит от направления счета.

11 слайд.Игры со счетными палочками. Например: переложить две палочки так, чтобы фигура похожая на корову, «смотрела» в другую сторону.

12 слайд. Использую словесно-логические упражнения: они развивают у детей мышление, слуховое восприятие, внимание.

- Шуточные логические задачи. Например: «Какого цвета волосы у колобка?», «Три мышки грызли корку сыра. Подкралась кошка и схватила одну мышку.

Сколько мышек осталось?», «Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка?».

13 слайд.Словесные игры. Например:

«Назови лишнее»

Света, Марина, Коля, Кристина, Вера.

Среда, пятница, август, воскресенье, понедельник;

Евгений, Алексей, Нестеров, Иван, Николай и др.

14 слайд.«Назови соседей»:

Числа 5, числа 8, понедельника, среды и т.д.

15 слайд.Рассматривание и беседа по картинке. Например: «Что перепутал художник?» - развивает у детей зрительное восприятие, мышление, внимание.

16 слайд.Игры - экспериментирования. Например: «В каком сосуде больше воды?».

В ходе экспериментирования дети пришли к выводу, что количество воды сохраняется независимо от формы сосуда.

17 слайд. Детям предлагаются задания на печатной основе для самостоятельной работы.

18 слайд.Интеллектуальные викторины и турниры проводятся для закрепления пройденного материала.

19 слайд. Эффективность занятий кружка достигается посредством использования современных образовательных технологий:

• здоровьесберегающие технологии: учитывается смена динамических поз, используются физкультминутки во время занятия;

• технологии личностно-ориентированного подхода: дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию;

• ИКТ: использование развивающих слайдовых презентаций, получение информации посредством сети интернет.

20 слайд. В конце и в начале учебного года проводится сравнительный анализ развития логического мышления по следующим критериям: (представлены на слайде) .

• умение обобщать предметы и выделять лишний;

• умение видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся фигур или предметов;

• умение воссоздавать сложную форму из частей;

• умение нестандартно видеть и решать логические задачи, рассуждать доказывать правильное решение;

• умение составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой;

• умение «читать» знаки-символы и выбирать необходимый блок из нескольких;

• умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур;

• умение классифицировать предметы по общим признакам;

• умение составлять число из двух меньших чисел.

Таким образом содержание программы кружка позволяет не только выявить в детях задатки одаренности, но и способствует развитию интеллекта ребенка и его практической подготовке к обучению в начальной школе. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических (поисковых) методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, умение рассуждать о ней, объективно оценивать ее результаты.

21 слайд. Спасибо за внимание!

Автор: Сопина Марина Анатольевна, руководитель клуба,МБДОУ детский сад №8 «Золотая рыбка»г. Стрежевой, Томская обл.

Материал PlanetaDetstva.net

Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников

Название работы:

Гармонизация эмоциональной стабильности как средство всестороннего развития ребёнка

«В мире удивительных островов»

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении проводится в первой половине дня. Продолжительность занятия 25 – 30 минут. Оптимальная наполняемость групп – 8 – 10 детей.

В завершении курса проводится итоговое занятие (которое я представляю вашему вниманию) , на которое приглашаются родители.

Работа в рамках данного цикла занятий позволяет развить навыки взаимодействия детей друг с другом, игровых навыков, произвольного поведения, развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор динации движений, внимания, восприятия, логики, речи, воображения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Всё это способствует всестороннему развитию.

«В мире удивительных островов»

Цель:помочь ребёнку увидеть необычное в обычном, развивать память, связную речь, воображение, логику, творческие способности, интерес к окружающему миру, развивать невербальные формы общения, дать ребёнку возможность проявить себя через самовыражение.

Материал:игрушечная обезьянка, карта островов, запись мелодий, разрезные картинки «эмоции», блоки Дьенеша, схемы к блокам Дьенеша, поролоновые дорожки, планшеты «Логико-малыш» (по количеству детей) , карточки №6 «Что увидел аквалангист?» комплекта «Мир природы. Кто с кем «дружит», игра «Четвёртый лишний», игра «Бусы».

Ход занятия

Детей встречает психолог с мягкой игрушкой. Приветствие.

Психолог:У обезьянки случилась беда - она потеряла свои волшебные бусы на одном из островов и просит нас помочь отыскать этот остров. Поможем этой симпатичной,доброй обезьянке? А чтобы мы не заблудились в незнакомом загадочном мире, предлагает нам карту.

Сама она не может в ней разобраться.

Психолог с детьми рассматривают карту.

Психолог:На каждом островенас ждут испытания. Готовы?

Звучит тихая, весёлая музыка.

Психолог:Тогда посмотрите на карту, самый первыйостров называется «Сказочный». Чтобы попасть на него, необходимо сказатьволшебные слова. Закрыли глаза:

Дети:«Вокруг себя обернись - на сказочномострове очутись!».

(Звучат колокольчики.)

Психолог:Посмотрите, тут какие-токартинки, их необходимо собрать (работа в парах, сборка разрезных картинок,эмоции: радость, печаль, злость, удивление) .

Вопросы:

  1. какое эмоциональное состояние изображено на каждой из картинок?
  2. изобразите его на лице (по очереди каждое эмоциональное состояние) ;
  3. вспомните, у каких сказочных героев такие лица;
  4. какого злого персонажа вы знаете (Карабас-Барабас, Бармалей)
  5. а грустного (Пьеро, петушок)
  6. вспомните, какой герой часто удивлялся (Незнайка)

- вспомните радостного, веселого персонажа (Буратино, Колобок, трипоросенка) .

Дети отвечают. Психолог хвалит детей.

Психолог: Посмотрим на карту. Тут какие-то дорожки. А что это за остров? (Ответыдетей) . Это остров - «Определяйка». (Дети снимают обувь, каждому ребёнкупредлагается схема блоков Дьенеша, нужно пройти по дорожке (кусочки поролона в виде стопы, соединённые лентами) к столу сблоками, выбрать тот, которому соответствует схеме и вернуться обратно) .

Психолог:Берите схемы, изучайте и по дорожкам идите за нужным блоком. Дорожеквсего 2, поэтому вам необходимо уступать друг другу, чтобы не провалиться вболото... (Под музыку дети приносят нужный блок, проверяют, правильно ливыполнили задание) . Обуваются.

Психолог хвалит детей.

Звучит музыка «Шум моря».

Психолог:Мы вышли к морю, нам необходимо плыть. Вдыхаем глубоко носом,выдыхаем через рот, ещё раз. Плывём. Да это же остров «Тихий».

А вот и берег.

Как интересно! Вытягиваем шею влево, теперь вправо. Посмотрите вверх, атеперь вниз. Шейка напряжена, смотрим с любопытством: что же таминтересного? Крутим головой, устали. Уроните голову на грудь, головаболтается на шее, как на ниточке.

Игра «Море волнуется раз...»

Психолог вместе с детьми: Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Морская фигура на месте замри…

Сейчас я угадаю, каких морских обитателей выизобразили.

Пока вы плыли по морю, возможно увидели много интересного, подойдите к столам и покажите, что же вы увидели.

Работа спланшетами «Логико-малыш». Дети подходят к столам, на которых лежат планшеты с заданием. Проверка выполненного задания.

Вопросы:

  1. Легко ли тебе было в плавании?
  2. Какие трудности ты испытывал?

- Что понравилось?

Дети делятся своими мыслями.

Психолог: Молодцы! Посмотрим на карту, какой же следующий остров. Это же остров «Невидимок». Давайте наденем шапки-невидимки (дети надевают воображаемые шапки)и на цыпочках пройдём по нему.

Смотрите, в заборе есть лазейка, только узенькая. Попробуем через неё пролезть. (Дети воображают, будто протискиваются сквозь очень узкую щель в заборе) . Животики втянули, вытянулись в струнку, чтобы пролезть. Молодцы, все пролезли.

Теперь руками и ногами встряхнём и оглядимся по сторонам. Жители острова «Невидимок» тоже приготовили вам испытание. Нужно выбрать из предложенных предметов лишний.

Игра«Четвёртый лишний».

(Для каждого ребёнка имеется поднос с предметами. Дети выполняют задание, объясняя свой выбор) .

Психолог хвалит детей.

Психолог: Обезьянка приглашает нас сыграть с ней в игру.

Игра в кругу «Дом, дерево, обезьяна». Психолог произносит слова, а дети по очереди друг за другом показывают (изображают руками и мимикой) : дом (руки соединили над головой в виде «крыши») , дерево (изображают дерево) , обезьяна (улыбка, руки перед грудью, согнуты в локтях, наклоны вправо-влево) .

Психолог: Пока мы с вами играли, не заметили, как очутились на острове «Украшайка». А вы помните, ради чего мы отправились в путешествие? (Ответы детей) .Давайте приступим. На столах лежат «бусинки»(геометрические фигуры) , которые необходимо в определённой последовательности, не нарушая закономерности, «нанизать на ниточку» по образцу.

Под музыку дети садятся за столы и по образцу «нанизывают» бусинки на нитку...

Какие замечательные, красивые бусы у вас получились. Вопросы:

  1. Как вы думаете, что чувствует обезьянка?
  2. Какое стало у неё настроение?

Что это? Звучит музыка «Звероаэробика»Обезьянка приглашает нас в знак благодарности на остров «Непосед».

(под музыку дети выполняют движения в соответствии с текстом) .

Итог занятия.

Психолог: Расскажите, на каких островах мы сегодня побывали. Что вы чувствовали? Что вампонравилось в путешествии? Какие вы были, когда вместе путешествовали поостровам?

Что вы узнали, чему научились?

Ответы детей.

Психолог: Поблагодарим обезьянку за то, что она пригласила нас в увлекательноепутешествие и попрощаемся с ней. Улыбнёмся, нам пора возвращаться.

До свидания!

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме: