Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста

«Здоровый образ жизни— нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - НАШИМ ДЕТЯМ

(валеологическое воспитание детей дошкольного возраста)

обобщение педагогического опыта

воспитатель высшей квалификационной категории:

Панченко Валерия Валерьевна

Больше десяти лет прошло с того времени, как я начала работать по валеологическому воспитанию детей. Сейчас у меня появилась возможность обобщить свой опыт работы, внести коррективы и ответить на многие, поставленные мною перед собой 10 лет тому назад, вопросы - О чем хочу сказать моим детям? Зачем? Как?

Актуальность данного раздела воспитания, к сожалению, не только не снизилась, а стала еще выше. Увеличились демографические показатели: наряду с ростом многодетности, возрос показатель сирот, усыновленных и детей на попечении. Из числа новорожденных, большой процент детей с риском тугоухости, с признаками рахита, гипоксии, с родовыми травмами. На момент оформления в детский сад, большой процент детей с дефектами слуха, зрения, речи, с признаками сколиоза.

В наши дни резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем и наркотиками. Как свидетельствуют данные наркотических служб, 12% несовершеннолетних потребителей дурмана попробовали его в 8-12 лет. А к 14-15 годам у каждого второго школьника в крупных российских городах уже имеется опыт в данном аспекте.

Как оказывается, большинство малышей впервые узнают вкус алкоголя в5-7 лет, пробуют курить в 7-10 лет. Поэтому, при работе с детьми дошкольного возраста внимание следует сосредоточить на профилактике наиболее реальных для этого возраста форм наркотизма.

Начиная работу по профилактике наркотизации в рамках валеологического воспитания, передо мной встал вопрос: с чего начать? Во -первых, с предварительной работы, которая бы помогла решить целый ряд задач, а именно:

- выяснить, как дети относятся к различным наркогенным веществам, а следовательно, узнать, насколько актуальна профилактическая работа для каждого конкретного ребенка;

- выявить уровень информированности детей об аспектах данной темы.

На первом этапе я провела тестирование, которое помогло выявить противоречивые, на первый взгляд, результаты. Причина этому - отсутствие у детей представления об опасности любых форм одурманивания. Выяснилось, что к 6 годам большинство детей имеют сведения не только об алкоголе, никотине, но и о наркотиках. Тест помог выявить степень осведомленности и отношение к данной проблеме в семье ребенка и ее ближайшем окружении. Подготовленный для проведения теста материал помог понять, что уровень распространения наркогенных традиций в ближайшем окружении малыша очень велик. Дети плохо осведомлены о продуктах, ухудшающих здоровье человека; о влиянии на здоровье детей пагубных привычек взрослых и т. д.

На втором этапе – использовала курс занятий, предложенный методическими разработками Макеевой А. и Лысенко И. по темам: «Главное чудо света», «Великие волшебники», «Главная одежда человека», «Полезно и вкусно», «Таинственный незнакомец» и т. д., рассчитанных на 6-7 летних детей. Для каждого занятия мною был разработан план его организации и проведения, что позволило формировать у детей навыки социальной адаптации, негативное отношение к наркотизации через воспитание у детей мотивации здорового образа жизни. Преобладающими на этих занятиях стали формы соревнования, ролевая игра, конкурсы. Широко использую в своей работе пословицы и поговорки, загадки и стихи. Теплый эмоциональный фон придает присутствие на занятиях сказочных персонажей. Основными задачами этих занятий стали:

1) Формирование представления о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознание важности заботливого отношения к своему организму.

В решении этой задачи столкнулась с тем, что дети не умеют быть здоровыми. Им присущи незнания элементарных законов здоровой жизни, навыки сохранения здоровья не сформированы.

В связи с решением этой задачи, широко использую в практике такие игры, как «Угадай-ка! », «Дружная семейка», «Как мы устроены» и т. д. Рассматриваю с детьми иллюстрации детских энциклопедий, серии картин «Это я! », «Занимательная анатомия», «Как устроены люди» и т. п. Мною изготовлен дидактический материал – макет тела ребенка с набором основных органов человека (сердце, легкие пр.) на магнитной основе.

2) Вторая задача – научить детей правильному поведению в провоцирующих ситуациях, объективной оценке наблюдаемой социальной обстановке, в первую очередь – окружающих близких людей.

С одной стороны, дети знают о том, что алкоголь, никотин и наркотики вредны, опасны и их нельзя. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как этими веществами пользуются окружающие их люди: родители, знакомые взрослые, повзрослевшие дети в семье и т. д.

В решении этой задачи провожу с детьми игры – обсуждения «Почему так говорят? », «С кем не стоит встречаться? » и т. д. Предлагаю им возможные варианты сюжетов для инсценировки. В рамках работы провела конкурс «Осторожно - опасность! ».

3) Третья задача – дать детям знания о наиболее эффективных способах укрепления здоровья, а именно – привития культурно-гигиенических навыков, знакомство с различными видами закаливания, привитие любви к физическим упражнениям, подвижным играм; знакомство с правилами здорового питания; правильной организации режима.

Всем известно, что состояние физического благополучия порождает у малыша ощущение психологического комфорта, вызывает положительные эмоции. А это, как правило, способствует проявлению устойчивости к внешнему негативному воздействию среды, в том числе и к наркогенному давлению.

В процессе решения этой задачи использую:

- игры-демонстрации: «Вода - для хвори беда», «Солнышко здоровье дарит», «Как победить плохое настроение»;

- игры-занятия: «Что может чистый воздух», «Чистюли и чистюльки», «Главные враги кожи», «Чтобы не было беды», «В здоровом теле – здоровый дух», «Что хорошо и что плохо? », «Рисунки радости», «Слушай себя», «Калейдоскоп здоровья»;

- игры-обсуждения: «Как ухаживать за кожей», «Сколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «»Веселая компания», «Законы питания», «Мой выходной день дома».

В течении этих лет мною были изготовлены многочисленный дидактический материал и необходимые в работе пособия и игры, такие как : «Витаминная семейка», «Витамины на грядке – здоровье в порядке», «Сделай так», «Хорошо – плохо», «Четвертый лишний», «Найди и покажи», «Чего не стало? », «Настроение», «Помоги себе сам» и многие другие. Большим помощником в моей работе стал макет фигуры ребенка с набором магнитов и, изображающих органы человека, картинок. Для игр – экспериментов собрала копилку предметов, помогающих мне описать и продемонстрировать детям принцип работы сердца (насос, легких (воздушные шарики, глаз (бинокль) и т. л. Широко использую на занятиях и в свободном общении с детьми художественное слово, загадки, пословицы и поговорки, произведения художественной литературы, такие как: А. Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Девочка чумазая»; С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Грипп»; С. Маршак «О мальчиках и девочках», «Ванька-встанька»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»; В. Катае в «Цветик-семицветик»; А Карташова «Наш доктор»; А. Куприн «Слон»; А. Волков «Волшебник изумрудного города»; Ю. Морну «Это – Да! Это – Нет! » и другие произведения.

В связи с решением этой задачи, использую в работе:

- упражнения для детей с повышенным и пониженным уровнем развития двигательной активности;

- игры-упражнения на развитие координации;

- упражнения на формирование правильной осанки;

- дыхательную гимнастику по системе Бутейко;

- точечный массаж;

- массаж пальцев рук;

- упражнение для глаз

Отдельно хочется остановиться на работе моего кружка «Неболей-ка! ». Его я веду с 2005 года. Начиная и планируя работу кружка, весь материал я разделила на 4 цикла:

Первый цикл бесед и практических упражнений «Что ты знаешь о себе? » (4 занятия). Он включил в себя знакомство детей со своим организмом, строением костной системы, внутренними органами. Дети узнали, что представляет собой работа организма в целом.

Второй цикл «Уроки Мойдодыра» (7 занятий). На занятиях этого цикла дети узнали о вредных привычках; о том, как нужно заботиться о своих зубах, глазах, коже, чтобы они всегда были чистыми и здоровыми. Мойдодыр – главный персонаж этих занятий, беседует с детьми о полезной еде, как правильно нужно питаться, о гигиене питания и продуктах и т. д.

Третий цикл «Уроки Айболита» (13 занятий) ответил на такие детские вопросы, как «Почему мы болеем? », «Что такое привычки? », «Что такое прививки и как они предохраняют нас от болезней», «Как убежать от боли в животе и от простуды? », «Как уберечься от травм, от укуса животных, насекомых? » и многие другие вопросы. Дети узнали из этого цикла, что нужно делать, если в глаз, ухо или горло попало инородное тело; что делать, если ты обжегся на солнце или отморозил руки на улице, о том, что мешает человеку быть здоровым.

Четвертый цикл «Уроки Знайки» (6 занятий). Этот цикл позволил детям объяснить такие явления, как детские страхи, капризы, свое поведение во время заболевания. Дети поняли важность значения доброты и хорошего настроения для своего здоровья. Этот цикл обобщил знания детей, полученные на занятиях за год. Закрепил знание приемов и практических навыков оздоровления организма. Недаром этот цикл был назван мною «Уроки Знайки». Знайками на них были сами дети, ведь они уже многое узнали и сумели ответить на многие очень важные и интересные вопросы сами.

Однако, кружок «Неболей-ка! » это лишь одна из составляющих моей работы по валеологическому воспитанию.

Такова моя работа с детьми. Но, она была бы не полной, если бы не соблюдался принцип единства воспитания и обучения всеми работниками детского сада, и в первую очередь, его валеологической службы - медицинского персонала детского сада, физкультурных работников, психолога и логопеда, инструктора по плаванию. Благодаря этому, работа ведется с учетом специфики того или иного мероприятия (физкультурные праздники, развлечения на воде, ЛФК, ритмическая гимнастика, профилактика некоторых заболеваний и т. п., но в единстве задачи - укрепление здоровья детей и привитие им стремления вести здоровый образ жизни.

По прежнему считаю одним из важнейших факторов эффективности своей работы по валеологическому воспитанию детей - работу с родителями. Взяв курс на профилактику детского алкоголизма, табакокурения и наркотизма (как наиважнейшего фактора здорового образа жизни, убеждена в том, что именно здоровая семья – залог успешной работы в этом направлении.

Обобщая вышесказанное, хочется думать, что моя работа и опыт положительно скажутся на формировании у моих детей позитивного самосознания, ценностного отношения к собственной жизни и жизни других людей. На развитие свободной, здоровой личности, обладающей саногенным мышлением, чувством собственного достоинства и уважения к людям. На воспитании потребности к здоровому образу жизни, реализации идей жизнетворчества и жизнестроительства.

www.maam.ru

Наш эспандер готов.

2. «Волшебный коврик»

Предназначено для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания. Применяется для физических упражнений, в ходе просыпательной гимнастики, совместных спортивных мероприятий с родителями. Данное оборудование изготовлено из пластиковых бутылок с пробками на основе драповой ткани.

Нам понадобится:

- пластиковые бутылки можно также заменить выпуклыми пуговичками, пробками, старыми фломастерами

- ткань или линолеум

Отрезаем «дорожку» ткани или линолеума и крепим на нее выше указанные предметы.

Дети с удовольствием бегают по такой дорожке в носочках.

Обратная связь с родителями.

• Как закаливать ослабленного ребенка? (Такому ребенку необходимо полноценное питание, богатое витаминами, минеральными солями, домашний режим дня его должен быть продолжением режим дня детского сада, активная прогулка, которая нормализует аппетит и сон ребенка, и постепенное минимальное закаливание)

• Что делать если ребенок не проявляет интерес к занятиям физкультурой (Необходимо стать для него примером, заниматься вместе с ним, можно под музыку, объяснить, как это полезно, как мы помогаем нашему организму сопротивляться различным вирусам и болезням.)

3) Обсуждение памяткидля родителей «Здоровье вашего ребенка в ваших руках! »

(Родители по очереди зачитывают пункты памятки и высказывают своё мнение.)

1. Активно использовать целебные природные силы (чистая вода, лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений)

2. Спокойный, доброжелательный и психологический климат

3. Правильный режим дня

• Прогулка (не менее двух раз в день по два часа, летом неограниченно, в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий)

• Сон (малыш ежедневно засыпал, утром и вечером, в одно и то же время)

4. Полноценное питание (продукты, богатые витаминами, минеральными солями, творог, каши)

5. Важны желание родителей вести здоровый образ жизни (собственное питание, положительный пример взрослого.

6. Закаливание детей

Необходимо объединение усилий педагогов и родителей в достижении поставленных задач (согласованность в действиях, единство в подходах и требованиях) .

III. Подведение итогов мастер - класса.

Приобщая детей к здоровому образу жизни, взрослые должны набраться терпения, так как положительное отношение к себе и своему здоровью у детей формируется очень долго. Поэтому в семье и детском на этот счёт должны быть единые взгляды для решениях задач в воспитании и в формировании основ здорового образа жизни ребенка.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

Презентация к занятию (средняя группа) на тему: «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Опубликовано 26.02.2015 - 11:11 - Каверина Светлана Валерьевна

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Слайд №1

Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза.

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.

Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому для меня важно было создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств. Анализ состояния здоровья детей и их представлений о здоровом образе жизни стал основой для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка, подбора содержания обучения и воспитания с учетом их индивидуальных особенностей.

Слайд № 2

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных.

Слайд № 3

Цель:

? Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем.

Задачи:

? Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

? Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;

? Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

? Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

? Уроки здоровья

Подробней на сайте nsportal.ru

«Формирование у детей дошкольного возраста

навыков здорового образа жизни»

Дошкольный возраст– это важный период, когда формируется человеческая личность и осуществляется становление прочих основ физического здоровья. Фундамент здоровья закладывается именно в детстве. Все это зависит от семьи и детского сада.

Очень важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям ФК, ежедневным физкультурным упражнениям.

Актуальность в том, что организм ребенка в этот период очень пластичен, слабо выражены его защитные функции, вследствие чего, дети подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Это накладывает особую ответственность на родителей и работников детского сада.

У дошкольников отмечается гиподинамия, что оказывает отрицательное воздействие на организм и общее развитие ребенка. Резко снимается сопротивляемость к различным заболеваниям, поэтому важно создать условия для активной двигательной деятельности в детском саду и дома.

Мы используем подходы к планированию, как одно из направлений в методике ФВ. Это система физических занятий на весь учебный год, занятия в зале, на воздухе, досуги спортивного характера, спортивных праздников, турпоходы, «Веселые старты».

Одно и тоже занятие видоизменяется в течение месяца с учетом рекомендаций МПК, с учетом освоения движений детьми. При чем на восьмом занятии, контрольно-учетного характера, выявляется степень овладения каждым ребенком конкретным двигательным материалом.

В результате, в конце учебного года диагностирование двигательного развития детей указывает на полное освоения программы по развитию движений и формированию физических качеств в отношении всех детей без исключения.

Ежегодно мы проводим мониторинг физического развития и физической подготовленности.

Мы стремимся ежедневно:

обеспечить каждому ребенку высокую двигательную активность;

укрепить его здоровье и закалить его организм;

воспитать потребность в здоровом образе жизни;

развить физические качества и обеспечить нормальный уровень физической подготовленности;

выявить интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализации их через систему физкультурно-оздоровительной работы.

Большая роль в воспитании здоровой смены принадлежит физической культуре. Выполнение упражнений на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма. Проведение на улице занятий, игр, упражняет в повышенной двигательной активности, позволяет добиться тренирующего эффекта, способствует, закаливанию организма, снижению простудных заболеваний.

По теме:

Материал nsportal.ru

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

вс., 16.12.2012

«Центр развития ребёнка – Детский сад «Берёзка»

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота о здоровье ребёнка –

В. А. Сухомлинский.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.

Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.

Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».

И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.

Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.

Здоровье наше не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться на положительные результаты.

Что же мы можем предложить детям в детском саду, используя наши возможности, создав определённые условия:

- Ежедневно в своей работе с детьми нужно использовать такую форму, как пальчиковые игры, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Это пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках, на занятиях в утренний отрезок времени, в играх использовать упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками.

- Для укрепления зрения нужно проводить зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.

Тренировочные упражнения для глаз можно проводить несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.

Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

* Оранжевый, жёлтый– соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

* Синий, голубой, зелёный– действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

* Красный– стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

- Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.) . Мы их называем «минутки шалости».

- Чаще использовать противоположные упражнения - «минутки покоя»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы, помечтаем под прекрасную музыку.

- Для приобщения детей к здоровому образу жизни мы предлагаем вам «Гимнастику маленьких волшебников». Дети здесь не просто «работают» - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви.

Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что – то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий.

- В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.

- В группу можно поставить «сухой бассейн». Купаясь в нем, дети радуются, восхищаются и получают общий массаж без массажиста, а также массу удовольствий, положительный эмоциональный эффект. Необходимость удерживать своё тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков, побуждает детей координировать движения, при этом успешно развивается костно-мышечный аппарат.

- Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.

- Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение.

Родители могут сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки висят в изголовье на кровати ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав:

* запахи сосны– очищают органы дыхания, повышают тонус;

* запах берёзы – улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

* запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.

- Вместе с родителями можно создать в группе «Уголок здоровья», где будут находиться: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажёры, схемы для точечного массажа и т. д.) Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.

* Цветные камушки, листочки– приготовлены для удовольствия, радости, тепла.

* Губки, бумага – для снятия стресса.

* Шарики, массажёры– для снятия мелкой моторики и т.д.

- В уголке здоровья собрать книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Оформить дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши», и т.д. все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье.

Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена; проветривание; влажная уборка; режим питания; сон; правильное мытьё рук; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления; обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д.

Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому можно в группе создать «Фитомодели» из комнатных растений, которые являются не только украшением интерьера, но и станут помощниками в оздоровлении детей. Все растения подбираются с учётом благоприятного влияния на самочувствие и здоровье детей.

Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

А. Д. Викулов, И. М. Бутин. Развитие физических способностей детей. Ярославль. «ГРИНГО», 1996г.

В. Н. Корзенко. Ребёнок должен быть здоровым. – Мн.: Полымя, 1988.

В. Г. Алямовская. Как воспитать здорового ребёнка. LINKA PRESS, 1993.

И. В. Никишина. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000842, дата отправки 18 декабря 2012 г., № квитанции 62502655103698

Комментарии 0

Материал tmndetsady.ru

Доклад

по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».

Здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества.

Проблема детского здоровья и оздоровления детей в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему, и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики.

Актуальность темыопределяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста; вытекаетиз необходимости сформировать у воспитанников дошкольных образовательных учреждений современных представлений о роли здорового образа жизни.

В современном образовательном процессе жизненно необходимым является определение и создание педагогических условий, которые способствуют утверждению среди дошкольников здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни.

Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовалосохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированиюпривычки здорового образа жизни.

Цель работы: Сформировать у дошкольников основу здорового образажизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения иответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровьюокружающих.

Задачи:

  • Сформировать у детей адекватное представление о человеке, о строении собственного тела;
  • Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • Формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  • Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • Ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения) ;
  • Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков) , психологии (О. С. Осадчук) , экологии (З.

И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева и др.) .

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

-определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

-спроектирована педагогическая технология, включающая принципы, формы, методы, условия, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

- осуществляется взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса (просветительская работа с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей) .

Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях,

дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Все, чему мы учим детей,они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки;
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить;
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
  • Формирование понятия «не вреди себе сам».

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". В их понимании быть здоровым — значит не болеть.

В старшем дошкольном возрасте отношение к здоровью существенно меняется. Дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением правил гигиены.

Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психические, и социальные компоненты здоровья. Забота о здоровье детей дошкольного возраста складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем.

Первым и основным условием развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни являетсягигиенически организованная социальная среда в дошкольном образовательном учреждении. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является использование технологии оздоровления,которая нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья являлась реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми ситуаций для проявления детьми своих растущих физических возможностей.

По результатам диагностики в сентябре 20012 года по здоровьесберегающей компетентности, дети старшей группы показали низкие результаты.

Поэтому, передо мной встала проблема, как сформировать у детей основу здорового образа жизни, приучить их заботиться о своем здоровье.

Мною был разработанпроект « Будь здоров!»,который направлен на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.

В проект включены разделы:

  • « Я !» Расширять знания ребенка о себе,представлять в общих чертах развитие человека,бережно относиться к своему организму.
  • « Физкульт – ура!» Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой, показать способы заботы о своем здоровье. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
  • « Внимание!» Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций
  • « Опасность!» Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях.
  • «Мой – до – дыр!» Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом.

Для реализации проекта в группе был созданфизкультурный уголок. Пособия, стимулировали активные движения детей, способствовали закреплению двигательных умений.

Физкультурно – оздоровительная деятельность включала в себя:

  • создание системы двигательной активности в течение дня;
  • утреннюю гимнастику (ежедневно) ;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно) ;
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика (на соответствующих занятиях)
  • гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;
  • физкультминутки и паузы (на занятиях, ежедневно) ;
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение) ;
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
  • Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Реализация проектаосуществлялась посредством занятий, в совместной деятельности, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

В рамках долгосрочного проекта «Будь здоров!», был также разработан краткосрочный проект «Дружок-чесночок!»

Участниками проекта являлись воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы, старшая медицинская сестра.

Цель проекта:

- формирование и укрепление установок здорового образа жизни у детей,

- создание условий, направленных на сохранение, восстановление и

укрепление здоровья ребенка.

Проект предполагал проведение занятий в обучающих группах. Занятия проводились в рамках учебного плана и носили интегрированный характер в различных разделах деятельности детей:сюжетно-дидактические игры,ознакомление с художественной литературой,ознакомление с окружающим,развитие речи, рисование,лепка,сюжетно-ролевые игры.

Были предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания) . В процессе проекта активно использовала разнообразные: дидактические игры, продуктивные виды деятельности, продукты устного народного творчества (загадки, стихотворения, поговорки) , иллюстративные материалы, развивающие задания.

Результатом проекта стала способность детей распознавать состояния растущих организмов; осознание отношения детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.

Основные направления реализации проекта:

  1. Мероприятия с детьми:- беседа «О пользе чеснока» (медицинская сестра, воспитатель) ,

«Посадка чеснока» (труд в природе) , занятие «Что мы знаем о чесноке», занятие «Здоровый образ жизни», лепка «Чеснок», рассматривание иллюстраций, раскрашивание изображений чеснока, чтение, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о чесноке.

  1. Организация деятельности воспитателя, детей и родителей:

-выставка рисунков «Дружок - чесночок», оформление альбомов: “Все

очесноке», «История чеснока».

Работа с родителями: помощь в оформлении альбомов, консультация

«Воспитание у дошкольниковпотребности в здоровом образе

жизни»,

тест «Почему ваш ребенокчасто болеет?»

  1. Социальное развитие: встречи с медицинскими работниками, создание библиотеки в группе; издательская деятельность: книга «Дружок-чесночок».

Особое место уделялось работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - воспитатели) , для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Первое, что я сделала, это побеседовала с родителями, выяснила, в каких условиях живет каждый ребенок, провела анкетирование «Здоровый образ жизни – что это?» (по В. Г. Алямовской) , тест «Почему ваш ребенокчасто болеет?»

В целях повышения педагогической компетентности родителей использовала различные, активные формы работы:

  • открытые просмотры занятий (при посещении открытого занятия каждому родителю была дана возможность увидеть своего ребёнка со стороны и практически поучаствовать в занятии) ;
  • развлечения (совместное развлечение родителей и детей способствует их сближению, вдохновляет их на совместные занятия дома) ;
  • родительские собрания;
  • выставки методической литературы.
  • в работе широко использовала наглядную агитацию – уголок здоровья в группе, стенд;
  • проведение занятий совместно с родителями дало возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребеноки найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

Мною разработана программа по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста «Азбука здоровья»

Задачи программы:

1. Формирование представлений о строении тела человека и функциях основных органов и систем.

2. Формирование элементарных гигиенических умений и навыков.

3. Формирование навыков оказания первой медицинской помощи.

4. Развитие представлений о взаимосвязи здоровья и состояния окружающей среды.

5. Формирование у детей привычки к ежедневным физкультурным занятиям.

6. Решение вопросов основ полового воспитания, как части здоровья.

Программа построена по разделам, материал изложен последовательно, что позволяет проводить занятия систематически один раз в неделю. Длительность занятия определяется активностью и желанием детей (25-30 мин) .

Направления программы:

2. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

3. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.

4. Формирование представлений о том, что полезно и вредно для здоровья.

5. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

6. Обучение навыкам оказания элементарной помощи.

7. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

8. Что такое психическое здоровье?

Для оценки эффективности и результативности проведенной работыпо формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, была проведена диагностика. В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы. Использовался тот же материал для обследования.

Так, значительно изменились в качественно положительную сторону показатели выполнения заданий и соответственно уровни знаний, умений и навыков детей.

«Уровень здоровьесберегающей компетентности дошкольников»

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Обж для детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста

    Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Памятка для родителей Здоровый образ жизни семьи. Ребёнок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух компле...

  • Стихи о спорте для детей дошкольного возраста

    Проект для детей младшего дошкольного возраста «Спорт в жизни малышей» Тема проекта: «Спорт в жизни малышей» Вид: Познавательно-информационный, групповой. Продолжительность: краткосрочный Сроки р...

  • Футбол для детей дошкольного возраста

    Кружок «Мини-футбол» в детском саду — это здорово! Кружок «Мини-футбол» в детском саду - это здорово! Руководитель кружка Бутько Евгения Анатольевна. Физическое воспитание играет главную роль во...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Предметные картинки для детей дошкольного возраста

    Дидактические упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вам некоторые дидактические игры, которые я использую в своей работе с деть...

  • Рассказы для детей дошкольного возраста

    Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» Вид проекта: Совместный, сделанный с воспитателем 1 категории Хлякиной В. Н., детско-родительский, творческий. П...

  • Дидактические игры для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Толерантность для детей дошкольного возраста

    Развитие толерантности у детей дошкольного возраста 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по реш...

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Английский язык для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Режим дня для детей дошкольного возраста

    «Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную орг...