Звуковой анализ слов для дошкольников

Развитие навыков звукового анализа слова у дошкольников. НОД по ОО «Познание» в старшей логопедической группе «Зина и ёж»

Цели:

Коррекционно-образовательные: учить дифференцировать звуки [Ж – З], различать звуки на слух и в произношении; упражнять в назывании слов с данными звуками.Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Коррекционно-развивающие: Развивать навык звукового анализа, умение внимательно вслушиваться в речь взрослого и умение делать самоанализ. Развивать фонематический слух, логическое мышление, память, внимание.

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Методы и приёмы: показ, игровой, инсценирование, вопросы, художественное слово.

Предшествующая работа: поочерёдное знакомство со звуками [З], [Ж]; звуковой анализ слогов и слов с ранее изученными звуками; заучивание стихов и чистоговорок со словами в которых есть звук [З] и звук [Ж], инсценирование.

Оборудование : пеналы для звукового анализа, предметные картинки со звуками [Ж], [З]; атрибуты для инсценировки, сюжетные картинки для составления предложений, игрушка- пчела.

Ход.

1. Организационный момент.

Логопед. Ребята, к нам прилетела пчела Зужа (показ игрушки). Она хочет собрать нектар с цветов, но они откроют свои лепестки только когда вы выполните задания, написанные на них.

Задание первое. Сядет тот, кто назовёт первый звук в словах: ножницы, помидор, тарелка, художник, ночь, посуда, задача, жаба, кошка, город.

2. Задание второе. Развитие фонематического слуха. Игра «Договори и повтори»:

* Жа-жа- в торте три кор. (жа) .

* За-за- начинается гро. (за) .

* Жу-жу- я от холода дро. (жу) .

* Зу-зу- ручеёк течёт вни. (зу).

* Жи-жи- змеи добрые- у. (жи).

* Зы-зы- вымыли та. (зы).

3. Дифференциация звуков [Ж – З] :

-Артикуляция звука [З] - губы в улыбке, кончик языка упирается в передние нижние зубы, голосовые связки вибрируют.

-Артикуляция звука [Ж] - язык чашечкой поднят вверх, губы хоботком, голосовые связки вибрируют.

-Характеристика: [З] – согласный, твёрдый, звонкий.

-Характеристика: [Ж] – согласный, твёрдый, звонкий.

Задание третье. Ответь, звук [З] какой? Звук [Ж] какой?

4. Задание четвёртое. Игра «Повтори, не ошибись».

За-жа-жа-за, за-жа-за-жа, жа-за-жа-за, жа-жа-за-за, за-за-жа-жа, жа-за-за-жа, аж-аз-жа-аз, аз-аз-аж-аж.

5. Задание пятое. Закончи слово слогом – жа- или – за-, произнеси слово полностью:

Ли. (за, сту. (жа, сле. (за, са. (жа, мимо. (за, неве. (жа, рого. (жа, подли. (за, сар. (жа, ва. (за, пропа. (жа).

Закончи слово слогом –жи- или –зы-: арбу. (зы, гара. (жи, моро. (зы, черте. (жи, серви. (зы, мане. (жи, водола. (зы, эта. (жи, разре. (зы, стри. (жи, водола. (зы, экипа. (жи, капри. (зы) .

6. Задание шестое. Развитие мелкой моторики рук: «Ёжик».

Хитрый ёжик- чудачок

Сшил колючий пиджачок.

Весь в иголках, без застёжек,

На иглу нацепит ёжик

Землянику_ всякий плод,

Что под кустиком найдёт,

И с подарочком богатым

Поспешим к своим ребятам.

7. Задание седьмое. Звуковой анализ слов: Лиза, лыжа, зажим.

8. Задание восьмое. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «О чём можно сказать «железный», «железная», «железное»?

Железный: гвоздь, пароход, самолёт, вертолёт, гвоздь, робот, молоток, ключ, танк, конструктор, нож.

Железная: дорога, качеля, вышка, лопата, кастрюля, машина, стрела, лодка, дверь, ложка.

Железное: колесо, ведро, здоровье, правило.

Физминутка: Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг.

Наши яркие цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши яркие цветы закрывают лепестки.

Головой качают, тихо засыпают.

9. Задание девятое. «Исправь ошибки». Различие правильного и искажонного звукопроизношения.

Во время дождя взяли жонт.

Мальчик катается зимой на лызах.

Под деревом пасётся кожа.

От хитрой лисы убежал серый жайка.

Катя купила на рынке сочный арбуж.

Петушок сел на низкий жабор.

По травинке ползёт блестящий зук.

10. Задание десятое. Заучивание чистоговоки:

«Заржавел зажим железный- тот зажим уж бесполезный. »

11. Задание одиннадцатое. Заучивание стихотворения (инсценировка)

«Зина и ёж».

Зина просит:- Ёжик, ёж,

Ты жилетку мне сошьёшь?

Ёж ответил из-под ёлки:

-Ниток нет- одни иглки.

12. Итог.

Логопед: Пчела Зужа благодарит вас, ребята, за то, что вы выполнили все задания правильно и помогли ей собрать нектар со всех цветов. Значит будет много мёда.

www.maam.ru

Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста «Звуковой и слоговой анализ и синтез слов»

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ»

Задачи:

- учить дошкольников подбирать слова с начальным заданным звуком;

- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

- учить определять позицию звука в слове и фиксировать ее на схеме;

- упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде трех

предметных картинок.

Ход занятия:

1. Подбор слов, начинающихся на заданный слог. Дидактическая игра «Не разорви бусы»

- Сейчас мы будем нанизывать слова-бусинки на нитку. Последний слог в моем слове должен быть одинаковым с первым слогом вашего слова. Давайте попробуем. Я говорю: - АСТ-РА, вы – РА-КЕ-ТА. Следующий называет слово с каким слогом? (Со слогом ТА.) Каждое слово – это бусинка из наших бус. (Ребенок говорит слово и укрепляет на доске круг.) Кто не смог подобрать слово – тот бусы разорвал.

Например: АСТ-РА, РА-КЕ-ТА, ТА-РЕЛ-КА, КА-… и т. д.

2. Звуковой анализ слов «КИТ» и «ГУСЬ», выкладывание схемы слова цветными фишками.

- Догадайтесь, схему какого слова мы будем сейчас составлять.

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус в огромном рту,

Растянулся на версту. (Кит)

- Какое это слово? (Кит)

- Выполните, пожалуйста, анализ слова КИТ самостоятельно.

- Проверьте, правильно ли вы составили схему слова. (Сравнение с образцом на доске.) Прочитайте слово.

- Следующее слово – это …

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет.

Я иду, не боюсь!

Кто же это? … (Гусь)

- Составьте схему слова ГУСЬ. Чем она отличается от схемы слова КИТ. Сравните.

- Расскажите о каждом звуке, который входит в состав слова ГУСЬ:

а) звук [г] – согласный, звонкий, твердый, стоит в начале слова;

б) звук [у] – гласный, ударный;

в) звук [с’] – согласный, глухой, мягкий, стоит в конце слова.

3. Формирование навыка слогового анализа. Дидактическая игра «Магазин».

Карандаш: - Ребята, я думаю, вы можете мне помочь. Мама отправила меня в магазин за продуктами и дала деньги. (Показывает карточки с цифрами – 1, 2, 3, 4.) Но чтобы купить продукт, нужно правильно его назвать и отдать столько денег, сколько слогов в слове. У меня ничего не получается. Помогите мне, пожалуйста.

4. Определение позиции мягкого согласного звука в слове.

- Выберите из названий продуктов те, в которых слышатся мягкие согласные звуки: ЛИМОН, ПЕРСИК, ХЛЕБ, ЧЕСНОК, ПЕРЕЦ.

- Покажите с помощью условных значков, какое место в слове занимает мягкий согласный звук: в начале, в конце или в середине слова.

5. Подбор слов на определенный звук. Дидактическая игра «Звучащий кубик»

Педагог показывает кубик, на гранях которого условные обозначения: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

- Сейчас этот кубик у нас заговорит. Вы будете его бросать по очереди и называть слова, начинающиеся с гласного, твердого согласного или мягкого согласного звука. Следите, какой значок будет на верхней грани кубика.

6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- Возьмите из каждого слова только первый звук и составьте новые слова.

7. Развитие навыков слогового синтеза. Дидактическая игра «Восстанови порядок»

Карандаш: - Я хочу задать вам, ребята, сложную задачу. В словах перепутаны слоги. Интересно, сможете ли вы восстановить порядок.

НА-ШИ-МА – МАШИНА ТИ-НА-КАР – КАРТИНА ГА-КНИ – КНИГА

ТА-ПАР – ПАРТА РА-ИГ – ИГРА ЛА-КУК – КУКЛА

ЧИК-МЯ – МЯЧИК БИ-КУ-КИ – КУБИКИ

8. Составление предложений по трем предметным картинкам.

- На столе лежат картинки, перевернутые лицевой стороной вниз. Каждый выберет любые три и составит с этими словами предложение.

- Посчитайте, сколько слов в вашем предложении. Назовите первое слово, назовите третье слово, назовите последнее слово.

- Есть ли в вашем предложении слова со звуком [р]? Назовите их.

- Есть ли в вашем предложении слова, состоящие из трех слогов? Назовите их.

9. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение

«Пальчики-непоседы»

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Спать улегся на бочок.

(Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно.)

10. Прописывание петель на линии и под линией «ПЕТЛИ»

www.maam.ru

Обучение дошкольников звуковому анализу слов

При планировании ставим 2 цели:

1. Произношения какого звука закрепить;

2. 2. Какие формы анализа предусмотрено провести.

Речевой материал на закрепления звуков подбирается так, то бы параллельно отработать грамматические категории.

На 1 этапе основное внимание уделяется на закрепления и осознанное употребления простых по артикуляции звуков.

На индивидуальных занятиях одновременно подготавливается артикуляция сложных звуков.

К концу первого этапа дети хорошо различают звуки, которые проходили на фронтальных занятиях. Удерживают в памяти до 4, 5 элементов, заучивают наизусть небольшие тексты.

На втором этапе основное внимания уделяется закреплению и дифференциации поставленных звуков.

На 3 этапе закрепляется произношения шипящих звуков «Ч» «Щ». Проводится работа по закреплению навыков чтения. На работу по чтению отводится по 5-7 минут на каждом занятии по произношению.

Планирование фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте.

1. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием звукового анализа и синтеза речи.

2. На этапах окончательного закрепления звуков в речи речевой материал для коррекционных упражнений подбирается с учётом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи.

3. Формирования произношения осуществляется на индивидуальных и фронтальных занятиях и одновременно осуществляется обучения началом грамоты.

4. Обучение грамоте проводится на материале звуков предварительно отработанных в произношении.

5. В первый период обучения большое внимания отводится звуковому анализу слов.

-Выделение первого гласного в начале слова;

-Определения последовательности звуков в рядах (АУ, А, И, У

А, О, У, И) .

-Выделения первого и последнего согласного в односложном слоге (кот-мак) ;

-Анализ и синтез обратного слога (АП-УТ-ОК) ;

-Выделения в слове из положения после согласного (О, Ы КОТЫ) ;

-Овладения звуковым анализом и синтезом прямых слогов;

-Анализ односложных слов (СУП, СОК, СОН) .

Зрительной опорой при развитии навыков анализа в этот период служит четкая, слегка утрированная артикуляция.

Слова с мягкими звуками не анализируются.

6. Уже в первом периоде дети практически усваивают термины: слог, слова, звук, предложения. Дифференцируют звуки по твёрдости, мягкости, глухости, звонкости.

7. В первом периоде дети знакомятся с гласными звуками А, О, У, И и согласными М, П, Т, К, С.

По следам звукового анализа дети складывают из букв разрезной азбуки прямые слоги ПА, СА, и односложные слова типа «сук».

Навыки звукового анализа закрепляются в вечернее время воспитателями.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие) , определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками) . На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов) .

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.) .

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук )

- Звук какой? (звук согласный, глухой, твёрдый) .

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук ? (Синим квадратиком) .

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук )

- Звук какой? (Звук гласный) .

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук ? (Красным квадратиком) .

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук ) .

- Звук какой? (Звук – согласный, твёрдый, глухой) .

Каким квадратиком на схеме обозначим звук ? (Синим квадратиком) .

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ) .

- Какой буквой обозначим звук ? (Буквой К) .

Какой буквой обозначим звук ? (Буквой О) .

Какой буквой обозначим звук ? (Буквой Т) .

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ) .

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот».

Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

Добавить комментарий

Материал dohcolonoc.ru

Звуковой анализ слов

24.11.2012

Как определить сколько звуков в слове, а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик. как помочь ребенку в определении звуков - читатйте наши советы.

Звуковой анализ слов

В подготовительной группе такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание уделяется правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Так чем же отличается буква от звука? Звук мы произносим, а букву пишем, другими словами, буква - это символ звука, который мы написали на бумаге.

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных.

Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом. По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» - всегда мягкие согласные, т.к. не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» - всегда твердые согласные, т.к. не имеют мягкой пары. Мягкие согласные всегда обозначаем зеленым цветом, а твердые – синим.

При разборе слова ,звуки обозначаем кружками определенных цветов:

мянкий звук •( Л?) , твердый звук • ( Л ) , гласный звук • (А)

Надо запомнить:

Звуки «я», «е», «ё», «ю» могут в словах обозначать два звука, если они находятся в начале слова или после гласного звука, а также после мягкого и твердого знаков. Например, маяк – в этом слове 5 звуков, т.к. после гласного звука "а" , мы слышим 2 звука: «й» + «а», но 4 буквы, т.к. звуки «й» и «а» записываем буквой я. Слово яма – 4 звука, т.к. в начале слова мы слышим 2 звука «й» + «а», но букв -3, т.к. звуки в начале слова «й» + «а» записываем буквой - я, питье - 5 звуков, 5 букв.(мягкий знак не является звуком, также как и Ъ, они являются буквами) Для того, чтобы определить какой звук стоит после согласного звука - произнесите это слова с ударением на тот звук, который должны услышать, тяните его подольше и Вы сразу определите звук.

Буквы ъ и ь не являются звуками. Буква "ь" делает впереди стоящий звук мягким, а буква ъ разделяет звуки.

Цветом выделяем какой звук : мягкий согласный, твердый согласный или гласный звуки.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие

Источник gbdoy49.ru

Усвоение дошкольником звукового строения слова.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей

Задача взрослого состоит в том, чтобы слово ,которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном периоде ребенок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода их в детский сад, еще в младших группах, когда дошкольников приучают при выполнении упражнений на занятиях и в речевых играх отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова.

У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они с довольствием вслушиваются в слова, находя сходства и различия в их звучании, отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки. Дети старшего возраста уже произносят все звуки: их артикуляционный аппарат готов к произнесению даже самых трудных звуков.

Нам, воспитателям, необходимо уделять особое внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: следить за выразительностью интонаций, правильностью ударения.

Детей подготовительной к школе группы учат делить двусложные и трехсложные слова на слоги, находить и называть каждую часть слова, составлять слова из слогов и т.д.

При формирование умения вслушиваться в звучание разных слов, умения слышать слова и звуки нужно, прежде всего, обучить дошкольников правильному употреблению и пониманию терминов «слово», «звук», «слог».

Особое место в работе с детьми по развитию речи должно быть отведено наглядной демонстрации звучания слова: разности и схожести звучания отдельных слов, последовательной смене одного звука другим.

В любой возрастной группе работа воспитателя по ознакомлению дошкольника со звучащим словом тесно связывается с развитием других сторон речи. Важно в играх и упражнениях продолжать работать по активизации и уточнению словаря детей, закреплять грамматический срой речи.

Умело подбирая лексический материал, необходимо применять разнообразные занимательные наглядные средства при работе с детьми .

В работе с детьми по развитию речи, большое значение имеют вопросы воспитателя к детям и вопросы самих ребят, задаваемые взрослому и сверстникам, о предмете или явлении.

Действуя под наблюдением взрослого с занимательным материалом, требующим компактного, сжатого описания, употребления метких и точных слов и разных конструкций предложений, ребенок учится думать над словом.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru
28.07.2011

Появилась в продаже книга - СТУПЕНЬКИ ГРАМОТЫ. Демонстрационное учебно-наглядное пособие по обучению детей грамоте.

Наглядное пособие «Ступеньки грамоты» переработано и дополнено с учетом его использования с другими пособиями учебно-методического комплекта «Обучение дошкольников грамоте».

Содержит: азбуку в картинках; картинки-схемы с изображением предмета и рядом клеточек под ним для выделения звуков слова; полоски-схемы звукового состава слов; предметные картинки для словесных дидактических игр и игровых упражнений; фишки-карточки для обозначения выделенных звуков анализируемого слова; пособие «Окошки» для обучения детей слоговому чтению; разрезные гласные буквы; разрезную азбуку (прописные и строчные буквы) ; карточки с правилами написания гласных букв после мягких и твердых согласных звуков; примерную схему работы с пособием «Ступеньки грамоты».

С помощью этого пособия дети учатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные звуки, согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие) , обозначать их цветными фишками в виде схемы звукового состава слова; знакомятся с правилами написания гласных после твердых и мягких согласных звуков; выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Эти знания, навыки и умения будут способствовать дальнейшему успешному обучению детей осмысленному чтению и грамотному письму в школе.

Комплект состоит из трех частей:

I. «Ступеньки грамоты». Наглядно-демонстрационное пособие с разрезным материалом (58 таблиц, формат А3) .

II. «Шаг за шагом по ступенькам грамоты». Рабочая тетрадь дошкольника с разрезным материалом (32 стр., формат 60х90/8) .

III. Методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте». Программа с методическими рекомендациями по организации и проведению игровых занятий к УМК "Обучение дошкольников грамоте" (192 стр., формат 70х100/16) .

I. Демонстрационный материал по обучению грамоте

«Ступеньки грамоты» (58 таблиц формата А3) :

1. Азбука в картинках.

2. Картины-схемы звукового состава слов (19 таблиц) .

Каждая таблица содержит изображение предмета, название которого ребенок должен проанализировать, и схему звуков - ряд клеточек (их количество соответствует количеству звуков в слове-названии) . В процессе звукового анализа слова на схему выкладываются цветные фишки, соответствующие определенным звукам. Фишки вставляются в карман, который образуется при загибании нижнего края таблицы под схемой и закреплении его по боковой части.

3. Полоски-схемы звукового состава слов.

В пособии представлены 8 полосок - по 2 полоски-схемы для анализа трех-, четырех-, пяти- и шестизвуковых слов. Они используются при звуковом анализа слов как по раздаточным или демонстрационным картинкам, так и без картинок при произнесении конкретного слова. Цветные фишки выкладываются на полоски-схемы и вставляются в карманы (аналогично работе с картинами-схемами) .

4. Предметные картинки.

Для словесных дидактических игр и игровых упражнений в таблицах представлены предметные картинки: демонстрационные (60 карточек) и раздаточные (84 карточки) . Перечень картинок дается к каждому игровому занятию, в том числе к дидактическим играм и игровым упражнениям. Он указан в методическом пособии.

5. Фишки-карточки.

В средней группе при обозначении первого звука в слове используется 2 фишки: большой кружок синего цвета - для твердого согласного звука и маленький кружок зеленого цвета - для мягкого согласного звука.

В старшей и подготовительной группах для обозначения выделенных звуков анализируемого слова применяются фишки-карточки - прямоугольники разного цвета: по 6 фишек желтого, красного, синего, зеленого, черного и белого цветов и 2 фишки синего цвета с колокольчиком. В начале обучения для выделения звуков слова используются желтые фишки, затем они меняются: на красные фишки - при характеристике гласных звуков, синие или зеленые - при характеристике согласных звуков (соответственно твердых и мягких) . Для обозначения звонкого твердого согласного звука применяется фишка синего цвета с колокольчиком. Черная фишка используется для обозначения ударного гласного звука, она ставятся позади красной фишки на 1-2 см выше.

6. Пособие «Окошки».

Пособие «Окошки» используется для обучения детей слоговому чтению. К «окошечкам» прилагаются 2 ленты (полоски) букв - согласных м, н, б, п, г, к, з, с, р, л и гласных а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е. В ходе занятия лента согласных не двигается, пока не прочитаны все слоги на конкретную букву со всеми гласными.

7. Разрезные гласные буквы.

Разрезные гласные буквы (подготовительная группа) используется на этапе звукового анализа слов при переходе от звука к букве.

8. Разрезная азбука.

33 прописные буквы (2 комплекта) и 33 строчные буквы (4 комплекта) используются на этапе, когда дети усвоили умение выделять звуки в слове и проводить его звуковой анализ, т.е. при переходе от звука к букве, которой звук (или звуки) обозначаются. При ознакомлении детей с буквами алфавита цветные (или белые) прямоугольные фишки, которыми ранее выделялись звуки в слове, заменяются на соответствующие этим звукам буквы.

9. Карточки жи-ши, ча-ща, чу-щу.

С помощью этих карточек дети усваивают правила написания гласных букв после мягких или твердых согласных звуков.

10. Примерная схема работы с пособием «Ступеньки грамоты».

II. «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЬКАМ ГРАМОТЫ»

Рабочая тетрадь дошкольника

Рабочая тетрадь используется для занятий с детьми в средней, старшей и подготовительной группах детского сада: ребенок повторяет в ней конкретное задание, которое показывает воспитатель на демонстрационном материал таблиц «Ступеньки грамоты», или выполняет задание по указанию воспитателя. Тетрадь поможет дошкольнику практически овладеть умением проводить звуковой анализ слов, выделять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, ударный слог и ударную гласную, делить слова на слоги, называть слова по заданной звуковой модели, читать слоги, слова, простые предложения.

III. Пособие «ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ».

Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия

В пособии излагается программа подготовки к обучению грамоте в детском саду, даются методические рекомендации, описываются демонстрационный материал таблиц «Ступеньки грамоты», особенности работы с ним и другими книгами УМК. Приводятся примерные планы и конспекты занятий в средней, старшей и подготовительной группах (всего 100 занятий) . Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста.

Цена комплекта: 1200 рублей.

Материал с сайта www.schoolpress.ru

Презентация "Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста" - скачать презентации по Русскому языку

№ слайда 10Описание слайда:

Методические приемы обучения Педагог произносит слова с интонированным выделением первого звука . Дети вслед за педагогом произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая указки на произносимом звуке. Педагог называет первый звук, так как он слышится в слове. Ставит в первую клеточку серую фишку.

№ слайда 11Описание слайда:

Определение последовательности звука в слове Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука.

№ слайда 12Описание слайда:

Представление слова в виде модели Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, под которой ряд клеточек, которые последовательно заполняются фишками (сначала серыми, затем цветными) . Количество клеточек соответствует количестве звуков в слове.

№ слайда 13Описание слайда:

Знакомство с гласными звуками Звуки, при образовании которых, воздух проходит свободно (ему ничто «не мешает»-ни губы, ни зубы, ни язык) называются гласными. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах.

№ слайда 14Описание слайда:

Звуковой анализ слова ЛУК Дети с помощью педагога «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли им что-либо во рту их произношению. Определяя гласный звук, выкладывают красную фишку. Дети узнают, что в русском языке 6 гласных звуков

№ слайда 15Описание слайда:

Знакомство с согласными звуками (твердыми и мягкими) Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными Твердый согласный звук «большой братец» обозначается синей фишкой. Мягкий согласный звук «маленький братец» обозначается зеленой фишкой.

№ слайда 16Описание слайда:

Звуковой анализ слова ЛУНА Сколько звуков в слове ЛУНА? Как вы узнали?Четыре клеточки под картинкой. Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. Когда мы его произносим, нам мешается язык.

Л-твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой.

№ слайда 17Описание слайда:

Ознакомление с мягкими согласными звуками Звуковой анализ слова ЛИСА Произнесите слово так, чтобы хорошо слышался первый звук. ЛЛЛИСА Звук ЛЬ- «большой или маленький братец»?Маленький. Звук ЛЬ- мягкий согласный звук, его обозначаем зеленой фишкой.

Далее слово анализируется по аналогии.

№ слайда 18Описание слайда:

Работа со звуковой схемой Дети читают слово, ведя указкой под звуковой карточкой, фиксируя каждый звук. По заданию убирают фишки-звуки. Уберите звук КЬ Уберите второй звук И Уберите первый звук, назовите его -НЬ Уберите твердый согласный звук. Уберите первый гласный звук, назовите его- И

№ слайда 19

Закрепление навыка звукового анализа слов

№ слайда 20Описание слайда:

Звуковой анализ слова ЮЛА Протяните первый звук в полном слове. Назовите первый звук в слове. Какой он?Какой фишкой обозначаем?Назовите второй звук в слове.

Какой он?Какой фишкой обозначаем?Назовите третий звук в слове. Какой он?Какой фишкой обозначаем?Назовите четвертый звук в слове. Какой он?Какой фишкой обозначаем?Прочитайте запись.

№ слайда 21Описание слайда:

Ознакомление с ударным звуком Выполните звуковой анализ слова ГУСИ Назовите гласные звуки Сколько слогов в слове? Два Какие? Назовите ударный слог Произнесите слово с ударением

№ слайда 22Описание слайда:

В ударном слоге протяжно произносится гласный звук. Педагог читает слово с ударением синхронно ведя указкой под схемой. Дети повторяют Педагог произносит ГУСИИИКакой звук выделен?

Как правильно сказать?Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится в слове более протяжно. Ударный гласный звук обозначается черной фишкой.

№ слайда 23

Игровые упражнения Подбери схемы к картинкам Почему вы так решили?

№ слайда 24

Измени схему Выполните звуковой анализ слова ЖУК Измените схему так, чтобы получилось слово ЖУКИ

№ слайда 25

Выполните звуковой анализ слова МЫШКА Измените схему так, чтобы получилось слово МИШКА

№ слайда 26

Подбери слова к схемам Овощи,фрукты

№ слайда 27

Литература: Обучение дошкольников грамоте/Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская/Под ред. Н. В. Дуровой.-М.,2001г.

№ слайда 28

Проверь себя К какому слову подходит схема?

№ слайда 29

Материал с сайта ppt4web.ru

Звуко-буквенный анализ

Большинство игр трудно чётко подчинить какой-то одной задаче. Они требуют и внимания, и размышления, и применения знаний, и умения делать логические выводы. Поэтому распределение их по разделам достаточно условно, но это помогает работать над конкретной задачей.

Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.

Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

Памятка для звуко-буквенного разбора

1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.) 2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю) , 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь. 3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы) . Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие.

Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, (мягкий звук) в слове тронь и (твёрдый звук) в слове трон. (Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — , а мягкость звука обозначили знаком '. Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный — для обозначения гласных звуков, синий — для обозначения твёрдых согласных, зелёный — для обозначения мягких согласных) . 4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я — , е — , ё — , ю — ) , если стоят после согласных (например: мяч — , белка — , лён — , люк — ) , и 2 звука (я — , е — , ё — , ю — ) , если стоят в начале слова (яма — , енот , ёлка , юла — ) ; после гласной (баян — , веер — , чаёк (от чай) — , баюн (кот-баюн) — , а также после Ъ и Ь (съел — , гроздья — , варенье — , бельё — , вьюнок — ) . 6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ.

Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С. 7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Волна

Проведи волнистую линию так, чтобы гласные остались сверху, а согласные — снизу.

Скачайте картинки на компьютер и распечатайте для ребёнка

Чего больше?

Чего больше — гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.

Найди буквы

Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.

Звуко-буквенный разбор слова в школе

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Phone (греч.) - звук.

Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы. Grapho (греч.) -пишу.

Буквы - знаки, обозначающие звуки речи, их мы видим и пишем. В русском языке 33 буквы, обозначающие звуки. К графическим знакам также относятся знак ударения, дефис (черточка) , знаки препинания и другие, а буквы ь и ъ звуков не обозначают.

Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. При образовании согласных звуков, выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (губы, зубы, язык, небо) . Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого образуются согласные звуки.

Согласные звуки в русском языке делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Твердые согласные звуки имеют пары по мягкости - , - , - . Не имеют пары по мягкости , , , они всегда твердые.

Не имеют пары по твердости , , , они всегда мягкие.

Примечание. Звук, обозначаемый буквой щ, является долгим мягким глухим, например: щеки, щетка. Парным ему долгим мягким звонким является , встречающийся в немногих словах, например: дрожжи, вожжи.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. При образовании звонких согласных голосовые связки вибрируют, образуется голос. А при произнесении глухих согласных голосовые складки не вибрируют, образуется шум.

Вибрацию голосовых связок можно ощутить, приложив тыльной стороной руки к горлу. Имеют пару по звонкости и глухости - , - , - , - , - , - . Не имеют пары по глухости , , , , , они всегда звонкие. Не имеют пару по звонкости , , , , они всегда глухие.

Звонкие и глухие согласные звуки могут различать слова. Например: дом - том, кол - гол, шар - жар и т.д. Парные мягкие и твердые согласные звуки различают слова, например: лук - люк, мал - мял, нос - нес, конь - кон.

Звонкий согласный звук на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Такая замена называется оглушением. Например: зуб - зубок, низкий - низок.

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Такая замена называется озвончением согласного. Например: просьба - просить, сдать.

Примеры разбора звукобуквенного анализа слов

Сторожи'ть - - 9 букв, 8 звуков, 3 слога. С - - согласный, глухой, парный, твердый, парный; Т - - согласный, глухой, парный, твердый, парный; О - - гласный, безударный; Р - - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный; О - - гласный, безударный; Ж - - согласный, звонкий, парный, твердый, непарный; И - - гласный, ударный; Т - - согласный, глухой, парный, мягкий, парный; Ь - Объе'м - - 5 букв, 5 звуков, 2 слога. О - - гласный, безударный; Б - - согласный, звонкий, парный, твердый, парный; Ъ - Е - - согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный; - гласный, ударный; М - - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.

Игры

Читать далее logoped18.ru

Другие статьи по теме:

  • Задания по грамоте для дошкольников

    Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи, дифферен...

  • Игры для развития фонематического слуха у дошкольников

    Дидактические игры для формирования фонематических процессов. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях л...

  • Дополнительное образование для дошкольников

    Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей дошкольного возраста Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортив...

  • Презентация для дошкольников звуки и буквы

    «Сказка о живых звуках и буквах». Фонетика для дошкольников Трудные для себя понятия и знания ребёнок усваивает легко и хорошо, если они преподносятся на доступном ему языке. Таким языком для реб...

  • Триз для дошкольников

    ТРИЗ — игры для дошкольников Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. Пос...

  • Звук и буква и для дошкольников

    «Сказка о живых звуках и буквах». Фонетика для дошкольников Трудные для себя понятия и знания ребёнок усваивает легко и хорошо, если они преподносятся на доступном ему языке. Таким языком для реб...

  • Задания для дошкольников 6 7 лет распечатать

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...

  • Текст по слогам для дошкольников

    Чтение по слогам Синякина Е., Синякина С. Читаем по слогам. Первые уроки DJVU М.: Стрекоза, 2008. — 24 с. Это красочное издание адресовано дошкольникам 5 - 6 лет. В нем щенок Дружок поможет ребен...

  • Интерактивные игры для дошкольников скачать бесплатно

    Развивающие интерактивные игры для детей дошкольного возраста. Приемы применения интерактивной доски в ДОУ Аннотация: Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения не обязат...

  • Презентация овощи для дошкольников

    Презентация для детей «Чудо-овощи». Презентация на тему: «Чудо овощи» Уважаемые педагоги! Данная презентация поможет маленьким деткам выучить овощи, которые растут на грядке. А красочные картинки...

  • Скачать интерактивную игру для дошкольников

    Развивающие интерактивные игры для детей дошкольного возраста. Приемы применения интерактивной доски в ДОУ Аннотация: Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения не обязат...

  • Мнемотаблицы для дошкольников по развитию речи

    Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова" Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания инфор...

  • Чтение по слогам для дошкольников

    Учимся читать по слогам - обучению чтению по слогам | Скачать бесплатно Опубликовано 25.04.2013 18:33 | Автор: administrator | Просмотров: 9463Рейтинг: Отлично Представленное Вашему вниманию учеб...

  • Развитие речи для дошкольников 6 7 лет

    Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...